Принято на Педагогическом совете Директор МБОУ Лицей №6
Протокол № 12 от «26» февраля 2016 г. ____________ Купцов А.М.
Утверждено Приказом
№ 67 от «03» марта 2016 г
Положение
о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся основной школы (5-9 классы), для классов, перешедших на ФГОС
Общие положения.
Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, обеспечение объективной оценки знаний каждого обучающегося.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012 г, Федеральным государственным образовательным стандартом, настоящим Положением.
Положение регламентирует порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля (8, 9 классы зимняя и 8 классы весенняя сессия) в переводных классах, тематического контроля, проводимого как учителями, так и администрацией, а также административного контроля. Периодичность тематического контроля, проводимого учителем, определяется рабочей программой по каждому предмету, принятой на методическом объединении, согласованной на методическом совете и утвержденной директором школы.
Периодичность административного контроля определяется планом работы школы, утвержденным директором.
2. Порядок промежуточной аттестации.
2.1. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в 5-9-х классах по учебным четвертям.
2.2. В промежуточной аттестации обучающихся, находящихся на лечении в санатории, стационаре, учитываются отметки, полученные в учебном заведении при лечебном учреждении.
2.3. Четвертные отметки выставляются в баллах обучающимся 5-9-х классов.
2.4. Обучающимся, пропустившим 50% и более учебных занятий в течение четверти может быть выставлена промежуточная итоговая оценка после успешной сдачи зачета (форму и дату зачета определяет учитель) или делается запись н/а (не аттестован).
2.5. Ответственность за прохождение пропущенного учебного материала возлагается на обучающегося и его родителей (законных представителей).
2.6. В конце учебного года выставляются итоговые годовые оценки по всем предметам учебного плана.
2.7. Обучающийся, получивший в конце учебного года итоговую годовую отметку «2» по одному или нескольким предметам, переводится в следующий класс условно.
2.8. Классные руководители 5-9-х классов доводят до сведения учащихся и их родителей предметы и форму промежуточной аттестации.
2.9. Оценивание метапредметных результатов проводить для учащихся 5-9 классов в начале и конце учебного года. Личностные результаты подводятся в конце каждого года обучения.
3. Формы и методы оценки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
3.1. В связи с переходом на ФГОС ООО второго поколения оценка личностных, метапредметных, предметных результатов образования обучающихся основной школы осуществляется с использованием комплексного подхода. Это не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретенного учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Педагог сводит все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов. Все помещаемые в таблицах оценки и отметки являются необходимым условием для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
3.2. Аттестационные материалы на базовом и повышенном уровнях для оценки метапредметных и предметных результатов (письменные контрольные задания, тесты, тематика рефератов, презентаций) и форма проведения промежуточной и итоговой аттестации разрабатываются и определяются педагогами 5-9 классов.
3.3. Материалы для оценки личностных результатов разрабатываются педагогом – психологом лицея.
3.4. В соответствии с ФГОС меняется инструментарий – формы и методы оценки. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
3.5. Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится «Портфель достижений» (портфолио). Официальный классный журнал не отменяется, но итоговая отметка за основную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) принимается не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных, учебных и внеучебных), накопленных в «Портфеле достижений» ученика за пять лет обучения в основной школе.
4. Система оценки планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
4.1. Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определенной системе). Оценка ставится за каждую учебную задачу, показывающую овладение конкретным действием (умением).
4.2. Результаты на уроке оценивает сам ученик по алгоритму самооценки. Учитель имеет право скорректировать оценку и отметку.
4.3. Для отслеживания уровня достижения планируемых результатов, как предметных, так и метапредметных, учителями заполняются «Листы оценки формирования ключевых умений» (Приложение). Они составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Необходимо три группы листов:
- листы оценки ПРЕДМЕТНЫХ результатов (все учебные предметы в данном классе);
- листы оценки МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов: регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия;
- листы оценки ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов.
4.4. Отметки за задания, выполненные при изучении новой темы (выставляются по желанию ученика), за тематические проверочные (контрольные) работы (отметки выставляются обязательно всем ученикам) с правом пересдачи хотя бы один раз.
4.5. В МБОУ «Лицей № 6» принята 4 - бальная шкала отметок: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно.
«5» - обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения обучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и при выполнении промежуточных итоговых работ выполняет не менее 75% заданий базового уровня.
"4" - обучающийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования и при выполнении промежуточных, итоговых работ выполняет в промежутке от 65-74% заданий базового уровня.
«3» - обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач, т.е. при выполнении промежуточных, итоговых работ выполняет в промежутке от 50 - 64% заданий базового уровня.
«2» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, т.е. при выполнении промежуточных, итоговых работ выполняет менее 49% заданий базового уровня.
5. «Портфель достижений» (портфолио) как главное средство накопления информации об образовательных результатах ученика.
5.1. «Портфель достижений ученика» - это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учеба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
5.2. Основные разделы «Портфеля достижений ученика»:
- показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц – результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
- показатели метапредметных результатов (способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов);
- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности), включающих готовность и способность обучающихся саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся.
5.3. Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен ученик. Учитель же раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично».
Итоговая оценка за ступень основной школы определяется на основе положительных результатов, накопленных учеником в «Портфеле достижений», на основе предметных и метапредметных результатов, а так же ГИА в 9-х классах.
6. Итоговая оценка выпускника.
6.1. На итоговую оценку на уровне ООО, результаты которого используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующем уровне образования (СОО), выносятся только предметные и метапредметные результаты.
6.2. Для принятия решения о возможности продолжения обучения на следующем уровне образования используются результаты оценки выпускника ООО и ГИА.
6.3. Для 5-8 классов итоговая оценка по предмету формируется на основе накопленных оценок за учебный год и оценок за выполнение итоговых работ, а так же оценки, зафиксированной в портфеле достижений. Для 9-х классов итоговая оценка формируется так же с учетом ОГЭ.
6.4. Итоговая оценка достижений планируемых результатов фиксирует достижение на трех уровнях:
• оптимальный уровень - на «отлично» усвоил опорную систему знаний по всем предметами и овладел метапредметными действиями, выполнения итоговых работ на базовом уровне не менее 65% заданий базового уровня и не менее 50% за выполнение заданий на повышенном уровне; на «хорошо» - выполняет не менее 50% заданий базового уровня и 50% заданий повышенного уровня.
• допустимый уровень - усвоил опорную систему знаний по всем предметами и овладел метапредметными действиями, выполнения итоговых работ на базовом уровне не менее 50%;
• недопустимый уровень - не достигнуты планируемые результаты по всем основным разделам учебной программы и результаты выполнения итоговых работ - менее 50% заданий базового уровня.
6.5. Педагогический совет МБОУ «Лицей № 6» принимает решение об успешном освоении обучающимися ООП ООО и переводе на следующий уровень образования.
6.6. Если полученные обучающимися итоговые оценки не позволяют сделать вывод о достижении планируемых результатов, решение о переводе принимается педагогическим советом с учетом динамики образовательных достижений выпускника.
7. Обязанности участников образовательного процесса.
7.1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе обязан:
- довести до сведения участников образовательного процесса сроки и перечень предметов, по которым проводятся письменные итоговые работы по единым текстам, разработанным государственными или муниципальными органами управления образованием;
- утвердить расписание итоговых аттестационных работ;
- представить критерии оценивания итоговых работ обучающихся на методическое объединение и педсовет.
Для выпускников основной школы доводится сведения о процессе и графике ГИА.
7.2. Учитель (классный руководитель) обязан:
- создают необходимые комфортные условия в помещениях, отведенных для проведения итоговых контрольных работ;
- предоставить анализ контрольных работ.
8. Порядок перевода обучающихся.
8.1. Перевод обучающихся в последующий класс осуществляется при положительных итоговых оценках.
8.2. Обучающиеся, не справляющиеся с учебной программой, должны быть направлены на ПМПК, которое выдает решение о дальнейшем обучении ученика.
Приложение: Примерные листы оценки формирования ключевых умений.
Задания | Базовый уровень | ПУ | Общее количество баллов |
Умение находить десятки и единицы у чисел | Умение заменять двузначные числа суммой разрядных слагаемых | Умение находить число в ряде чисел | Умение находить значение выражения | Умение решать уравнения | Умение выполнять порядок действий и находить значение | Умение составлять числовые равенства | Умение сравнивать величины | Умение находить площадь | Умение решать задачи | Умение записывать величины в порядке возрастания | Умение определять и записывать время |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Баллы Фамилия, имя | 1 | 1 | 1 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 23 |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
Уровень | Ниже базового (менее 11 баллов), базовый (11-19 баллов), повышенный (20-23 баллов) |
Метапредметные результаты (УУД) (под руководством психолога)
№ п/п | ФИО учащегося | Коммуникативные | Личностные | Регулятивные |
Мотивация учения | Самооценка |
-
| | | | | |
-
| | | | | |
-
| | | | | |
-
| | | | | |
-
| | | | | |
-
| | | | | |