СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Положение об индивидуальном проекте обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Положение об индивидуальном проекте обучающихся»

Положение

об индивидуальном проекте обучающихся 9,10 классов

МБОУ « Средняя школа № 3»



1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования, основной образовательной программы среднего общего образования.

1.2. Настоящее Положение определяет основы организации работы над индивидуальным проектом и особенности его оценки.

1.3. Индивидуальный проект является объектом оценки УУД, сформированных в ходе освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

1.4. Выполнение индивидуального проекта обязательно для

каждого обучающегося уровня среднего общего образования.

1.5. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимися самостоятельно под руководством педагога в рамках одного или нескольких учебных предметов.

1.6. Индивидуальный проект выполняется в течение 1года в рамках учебного времени, отведенного учебным планом (1 час в неделю в 10 классе).

1.7. Руководителем проекта может являться учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, социальный педагог, так и сотрудник иного образовательного учреждения, в т. ч. и высшего.

1.8. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта.

1.9. Защита индивидуального проекта является одной из обязательных составляющих оценки образовательных достижений обучающегося.


2. Цель и задачи выполнения индивидуального проекта

Цель: обеспечение организационно-методические условий для развития УУД обучающихся, самостоятельного использования их обучающимися в разных видах деятельности, демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении избранной области.

Задач:

  • формирование навыков участия в различных формах организации учебно- исследовательской и проектной деятельности;

  • практическая направленность проводимых исследований и индивидуальных

проектов;

  • возможность практического использования приобретенных обучающимися

коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля;

  • подготовка к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной деятельности.



3. Формы представления результатов проектной деятельности (продукт деятельности):

  • макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;

  • постеры, презентации;

  • альбомы, буклеты, брошюры, книги;

  • печатные статьи, эссе, рассказы, стихи, рисунки;

  • результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;

  • документальные фильмы, мультфильмы;

  • выставки, игры, тематические вечера, концерты;

  • сценарии мероприятий;

  • веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.

4. Требования к оформлению ИИП

4.1. Результатом ИИП, который выносится на защиту, может быть:

  • письменная работа (реферат, аналитические материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

  • техническая работа (материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийный и программный продукт, проектно-сметная документация и т.д.);

  • отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты;

  • художественная творческая работа (в области литературы, музыки, искусства), представленная в виде литературного, музыкального произведения, компьютерной анимации и др.

Возможные типы работ и формы их представления:

Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Практико-ориентированный, социальный

Решение практических задач.

анализ данных

социологического опроса,

атлас,

атрибуты

несуществующего

государства,

бизнес-план,

веб-сайт,

видеофильм,

выставка,

газета, буклет

журнал,

действующая фирма,

карта,

коллекция,

компьютерная анимация,

оформление кабинета,

пакет рекомендаций,

стендовый доклад,

сценарий,

статья, костюм,

макет,

модель,


мультимедийный

продукт,

отчёты о проведённых

исследованиях,

праздник,

публикация,

путеводитель,

реферат,

справочник,

система школьного

самоуправления,

серия иллюстраций,

учебное пособие, чертеж,

экскурсия, документальный фильм, мультфильм, результаты исследовательких экспедиций, обработки архивов и мемуаров, музыкальное

произведение, и др.

Исследовательский

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.

Информационный

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ информации.

Творческий

Привлечение интереса публики к проблеме проекта.

Бизнес-проектирование

Разработка программы действий по осуществлению конкретного коммерческого, хозяйственного замысла с получением в результате прибыли

Инженерный

Создание продукта (сооружения, изделия и т.д.) или будущего устройства, представленного в схемах, чертежах.



Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:

  • естественно-научные исследования;

  • исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например, в психологии, социологии);

  • экономические исследования;

  • социальные исследования;

  • научно-технические исследования.

Требования к исследовательским проектам:

  • постановка задачи,

  • формулировка гипотезы,

  • описание инструментария и регламентов исследования,

  • проведение исследования и интерпретация полученных результатов.

Для исследований в естественно-научной, научно-технической, социальной и экономической областях желательным является использование элементов математического моделирования (с использованием компьютерных программ в том числе).

4.2. Готовая к защите работа, должна быть оформлена в печатном и электронном виде (диск, флешь-носитель и т. д.), а также иметь иллюстративную презентацию.

4.3.Текст работы должен быть структурирован и оформлен в соответствии с существующими требованиями:

  • формат листа - А4;

  • межстрочный интервал – 1,5;

  • размер шрифта - 14 (Times New Roman);

  • отступ справа–2,5 см;

  • отступ слева, сверху, снизу–1,5 см,

  • ориентация страницы – книжная,

  • нумерация страниц по центру внизу (колонтитулы).

4.4.Титульный лист должен содержать:

  • название образовательного учреждения,

  • тему работы,

  • Ф.И.О. автора,

  • Ф.И.О. руководителя, с указанием его должности и научного звания (при наличии)

  • Ф.И.О консультанта/консультантов, с указанием их должности и научного звания (при наличии);

  • год написания работы.

4.5.Объем текста, включая формулы и список литературы, должен составлять 10 - 20страниц машинописного текста.

4.6.Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном наклонении («рассматривается», «определяется» и т.п.).В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п). Текстовой материал обязательно должен содержать:

  • формулировку проблемы, цели и задач ИИП, актуальность;

  • краткое описание хода выполнения ИИП и полученных результатов;

  • общие выводы или заключение. В заключении рекомендации и перспективы;

  • список использованных источников.

  • отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта/исследования. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Для конструкторских проектов включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта/исследования;

Для учебных исследований обязательно определяются цель и задачи, методы исследования. В заключении подводятся итоги исследовательской работы, делаются выводы о точности рабочей гипотезы.

Для творческих проектов обязательно описание авторского замысла, этапы создания продукта, используемые технологии и материалы. Продукт творческой деятельности (изделие, буклет, видеоролик, стенгазета и проч.) должен быть представлен на защите.

4.7.Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы без указания ссылок на источник (плагиат) проект к защите не допускается.

4.8. Презентация, иллюстрирующая защиту проекта, должна содержать от 10 до 20 слайдов с таким расчетом, чтобы время представления работы не превышало 10 минут. Слайды не должны дублировать произносимый текст, а также быть перенасыщенными излишними эффектами. Презентация как представление/предъявление результатов проектной работы требует от обучающихся коммуникативных навыков, задача, которую предстоит решить каждому - максимально выгодно и обоснованно преподнести все преимущества проекта, учитывая особенности коммуникативного пространства и аудитории.

4.9. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада с использованием презентации члены жюри задают вопросы по теме проекта. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося. Защита по времени должна быть спланирована таким образом, чтобы обучающийся мог продемонстрировать готовый проектный продукт или представить материалы, подтверждающие его реализацию.



5. Требования к содержанию.

  • Индивидуальный проект должен содержать: 
    - титульный лист;

  • -паспорт проекта
    - оглавление;
    - введение;
    - основную часть;
    - заключение;
    - список литературы (библиографический список);
    - приложения.

  • Титульный лист должен содержать: 
    - название работы, ее вид;
    - сведения об авторе (фамилия, имя, образовательное учреждение, класс);
    - сведения о руководителе или консультанте (фамилия, имя, отчество, должность );
    - указание места расположения ОУ и года выполнения работы

  • В оглавление должны быть включены: 
    - введение;
    - названия глав;
    - заключение;
    - список используемых источников;
    - приложения и соответствующие номера страниц.

  • Введение должно включать в себя

- формулировку поставленной проблемы;
- обоснование актуальности темы;
- определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы;
- краткий обзор используемой литературы и источников;
- степень изученности данного вопроса;
- описание собственного опыта работы в решении избранной проблемы.

  • Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно:
    - описание основных рассматриваемых фактов;
    - гипотезу;
    - характеристику методов решения проблемы;
    - сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения;
    - описание собственного исследования или обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т. д.).

  • В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и

результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения по возможному практическому использованию результатов исследования.

  • Список используемой литературы включает информацию:
    - фамилия, инициалы автора;
    - название издания;
    - выходные данные издательства; 
    - год издания;
    - № выпуска (если издание периодическое);
    - количество страниц.
    Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке. Список использованной литературы и других источников составляется в следующей последовательности:
    - законы, постановления правительства;
    - официальные справочники;
    - художественные произведения;
    - специальная литература;
    - периодические издания;
    - Интернет-источники.

6. Защита проекта как формат оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий

На защите проекта обучающийся представляет свой проект по следующему (примерному) плану:

1. Тема и краткое описание сути проекта.

2. Актуальность проекта.

3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди.

4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.

5. Ход реализации проекта.

6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.

С регламентом проведения защиты проектной идеи и реализованного проекта, параметрами и критериями оценки проектной деятельности обучающимся знакомятся заранее.

Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта:

  • оценке подвергается не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом учитывается целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенность с сохранением исходного замысла проекта;

  • для оценки проектной работы создается экспертная комиссия, в которую входят педагоги и представители администрации образовательной организации, где учатся дети, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы;

  • оценивание производится на основе критериальной модели;

  • результаты оценивания доводятся до сведения обучающихся.

Защита индивидуальных проектов проходит в соответствии с общешкольным графиком защиты проектов.

Для проведения защиты проектов создаётся комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения и иные квалифицированные педагогические работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек.

Процедура защиты включает в себя

  • выступлении обучающегося (до 10 мин.)

  • ответы на вопросы комиссии (до 5 мин.).



7. Этапы и примерные сроки работы над проектом:

Этап работы

Срок выполнения

Определение предметной сферы, темы проекта. Выбор научного руководителя

Сентябрь

Постановка цели и задач проекта. Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы. Выбор метода исследования. Написание введения.

Октябрь-Ноябрь

Работа с источником информации. Чтение научной литературы. Сбор информации. Оформление оглавления.

Декабрь -Январь

Описание теоретической части проекта

Февраль-Март

Описание опытно-экспериментальной части. Формулировка выводов проекта. Написание заключения.

Апрель

Подготовка к защите проекта. Написание текста выступления, создание презентации. Защита проекта

Май



8. Оценивание индивидуального итогового проекта в формате оценки успешности освоения метапредметных результатов

8.2.Защита проекта служит оценкой успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий (метапредметных результатов). Публично должны быть представлены два элемента проектной работы:

  • защита темы проекта (проектной идеи);

  • защита реализованного проекта.

8.3. Оценивание этапа защиты реализованного проекта

Данный этап является окончательным для оценки работы над проектом, эта оценка идет в аттестат. Оценивание проводится по оценочным листам (Приложение 2) по 20-балльной шкале. Критерии перевода в 5-балльную шкалу следующие:

Баллы

Отметка в аттестат

17-20

5 (отлично)

13-16

4 (хорошо)

9-12

3 (удовлетворительно)

0-8

2 (неудовлетворительно)

В случае получения неудовлетворительного результата или отсутствия на защите по уважительной причине, назначается даты повторной защиты: февраль и май. Если положительная отметка не получена в мае, то выпускник не допускается к государственной итоговой аттестации и соответственно не получает аттестат.

8.4.На защите темы проекта (проектной идеи) обучающимся должны быть представлены:

  • актуальность проекта – положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей;

  • анализ ресурсов (как материальных, так и нематериальных), необходимых для реализации проекта, возможные источники ресурсов;

  • риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта;

В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие.

8.5.На защите реализации проекта обучающийся должен представить свой реализованный проект по следующему (примерному) плану:

1. Тема и краткое описание сути проекта.

2. Актуальность проекта.

3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди (группы людей).

4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.

5. Ход реализации проекта.

6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.

8.6. Итоговый индивидуальный проект (учебное исследование) целесообразно оценивать по следующим критериям:

  • Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

  • Сформированность познавательных УУД в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в поиске и обработки информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.

  • Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы ее решения; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

  • Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

8.7. Защита проекта (защита темы проекта и защита реализации проекта) осуществляется перед комиссией, в состав которой входят педагогические работники гимназии, представители высших учебных заведений и иных структур. Состав комиссии ежегодно утверждается приказом директора. Для обеспечения публичности на защиту могут быть приглашены педагогические работники, родители, руководители проектов, представители общественных организаций, бизнеса, средств массовой информации. В целях упорядочивания рассмотрения проектов целесообразно разбить учащихся по секциям по направлениям. Работу по формированию секций и составов жюри проводит заранее заместитель директора, курирующий ФГОС СОО.

8.8. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с пояснительной запиской, презентацией обучающегося и отзыва руководителя.

8.9. Оценивание метапредметных планируемых результатов обучающегося в ходе защиты ИП происходит в соответствии с критериями оценки индивидуального итогового проекта членами экспертной комиссии, которые отображаются в оценочном листе.

8.10. Итоговая оценка по каждому критерию и итоговая оценка в целом за проект определяется по количеству баллов, выставленных членами экспертной комиссии. Итоговая отметка выставляется в аттестат.

8.11. Результаты оценивания универсальных учебных действий в формате, принятом образовательной организацией доводятся до сведения обучающихся.



































Оценочный лист

ЗАЩИТА ПРОЕКТА

Дата________

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (20-БАЛЬНАЯ ШКАЛА*)







ФИО




Тема


проекта

личностные

Предметные результаты и познавательные

УУД

Регулятивные УУД

Комму-никативные УУД

ИКТ-ком

пе

тент

ность

ИТОГО БАЛЛОВ

Актуальность темы

Владение теорией вопроса

Проблема и предлагаемое решение, новизна

Практическая значимость результатов

План работы и степень продвижения

Анализ ресурсов

Анализ рисков

Умение ясно изложить суть

Умение аргументировано ответить на вопросы

Качество материала (презентация)































































































































































Председатель комиссии

Члены комиссии:



* каждый критерий оценивается как 0, 1, 2:

0 – признак отсутствует или выражен крайне слабо;

1 – признак присутствует в средней степени;

2 – признак присутствует в значительной степени, выражен ярко.

Максимальный балл : 2х10 = 20 баллов

9.1. Уровни сформированности навыков проектной деятельности 



Критерий

Базовый (1 балл) 

Повышенный (2- балла) 

Коммуникативная деятельность.

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы. 

Тема ясно определена и пояснена. Текст хорошо структурирован. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы. 




Познавательная деятельность.

Работа в целом свидетельствует о способности с помощью руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного. 

Работа свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного. 

Регулятивная деятельность.

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии.


Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

Способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности.

Данные виды деятельности осуществляются с помощью руководителя.

Данные виды деятельности осуществляются обучающимся самостоятельно.

Способность постановки цели и формулирования гипотезы, планирования работы, отбора и интерпретации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Данные виды деятельности осуществляются с помощью руководителя.

Данные виды деятельности осуществляются обучающимся самостоятельно.



9.2. Составляющие оценки индивидуального проекта:

  • Процесс работы над проектом (сформированность познавательных, регулятивных УУД, способность к осуществлению деятельности, необходимой для работы над проекетом)

  • Оформление проекта и его защита (сформированность коммуникативных УУД).

10. Рецензия по каждому индивидуальному проекту.

Руководитель проекта передает заключение и рецензию за выполненную работу комиссии до начала защиты проекта.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!