СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Положение об учебном кабинете начальных классов 5

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Положение об учебном кабинете начальных классов 5»


Практическая работа №8



Тема:

«Разработка положения о кабинете начальных классов»

Фамилия, имя студента:


Тарасова Полина

Группа (номер):

331




ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1. Общие положения

1.1. Основополагающие документы

Приказ РФ Об оснащении учебного процесса№98 от 04.10.2010

СанПин 2.4.3648-20

ФГОС НОО Приказ №286 от 31.05.2021

СанПиН 2.4.2. 2821– 10

ФГОС НОО ОВЗ Приказ 1598 от 19 12 2014.

СанПиН ОВЗ 2_4_2_3286-15

1.2. Определение учебного кабинета, цель его создания.

Учебный кабинет начальной школы (далее – кабинет) представляет собой особую развивающую здоровьесберегающую среду, позволяющую реализовывать ценности, цели и принципы личностно-ориентированного образования. Она способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой реализации, поощряет к развитию у школьников инициативы и самостоятельности, создает возможности для обучения школьников на основе их личной активности.

Кабинет создается с целью обеспечения благоприятных условий для совершенствования образовательного процесса, повышения эффективности и качества обучения, методического и профессионального уровня педагогов, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам введения и реализации ФГОС.

1.3. Принципы предметно-развивающей среды кабинета

Предметно развивающая среда в классе организована на основе следующих принципов:

• Принцип открытости

• Принцип гибкого зонирования

• Принцип стабильности-динамичности развивающей среды

• Принцип полифункциональности

1.4. Предназначение учебного кабинета

Кабинет предназначен для организации учебно-воспитательного процесса учищахся начальной школы


2. Общие требования к учебному кабинету

2.1. Использование и расстановка мебели

  • Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

  • Основным видом ученической мебели для обучающихся уровня начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 - 6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7 - 8 см у парт 4-го номера.

  • Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице.

  • Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

  • В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 - 1300 мм - 750 мм, 1300 - 1450 мм - 850 мм и 1450 - 1600 мм - 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15 - 17.

  • Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

  • Парты (столы) расставляются в Учебных кабинетах по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

  • Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы все Учебные кабинеты оснащаются ростовыми линейками.

  • Во всех Учебных кабинетах в наличии таблица "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели ее перед глазами.

  • Мебель в Учебном кабинете должна соответствовать нормам и требованиям ГОСТ 22046-89 "Мебель школьная. Общие технические условия".

  • Стулья для обучающихся должны соответствовать ГОСТ 11016-93 (ИСО 5970-79) "Стулья ученические. Типы и функциональные размеры" (с изменениями).

  • Основное рабочее место учителя - стол, который предназначен не только для работы, но также для хранения бумаг, письменных принадлежностей, размещения технических средств обучения. Поэтому, кроме рабочей поверхности, в нем должны быть полки, выдвижные ящики, подставки/тумбы под технику. К столу учителя должно быть подведено электропитание для подключения компьютера, принтера и пр. Стол для учителя должен соответствовать ГОСТ 18313-93 "Столы для учителя. Типы и функциональные размеры".


2.2. Планировка парт

  • Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

  • Парты (столы) расставляются в Учебных кабинетах по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.


2.3. Средства предметно-развивающей среды, включая технические

-Использование экранных средств обучения (учебных видеофильмов, диафильмов, диапозитивов-слайдов, транспарантов и т.д.), проецирование опытов на экран требуют оснащения кабинетов проекционной аппаратурой.

-Для работы с экранными средствами обучения в классе необходимо оборудовать систему затемнения окон.

-Выбор типа устройства затемнения и его необходимости определяется качеством используемой аппаратуры. Рекомендуемая система зашторивания – автоматическая. Допускается, чтобы каждое окно зашторивалось автономно.

-При демонстрации диафильмов и диапозитивов (слайдов) (при ширине экранного изображения 1,2-1,4м) расстояние от первых столов учащихся до экрана должно быть не менее 2, 7м, а от последних столов – не более 8, 6м.

-Рекомендуемая оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,7 метров от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от пола должна быть 1,2-1,3м.

2.4. Зонирование

Необходимые зоны в кабинете начальных классов:

  • Учебная зона.

  • Информационная зона.

  • Игровая зона.

Цель: создание условий для отвлечения учащихся от учебной деятельности, разряжение эмоционально-психологического.

Характеристика: Игровая зона может включать в себя: наборы дидактических и развивающих игр, раскраски, пазлы, мягкие игрушки, телевизор с DVD-приставкой и набором мультфильмов, сказок, магнитофонов и сборники детских песен.

  • Бытовая зона.

Цель: формирование у учащихся основных гигиенических норм, правил и навыков.

Характеристика: Бытовая зона включает в себя стенды с основными гигиеническими нормами и правилами, аптечку и средства гигиены, раковину, зеркало, емкость дл мусора, бумажные полотенца, а так же ведро, савок, веник, швабру для уборки.

  • Творческая зона.

Цель: развитие творческих способностей учащихся, фантазии, креативного мышления и воображения.

Творческая зона – это место, оборудованное для рисования лепки и других видо творчества, наборы для творчества и стенды для выставки детских работ.

  • Двигательная зона.

Цель: обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободной пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр.

  • Интеллектуальная зона.

Цель: создание условий для интеллектуального развития учащихся.

Характеристика: На передней стене класса-кабинета может быть расположен алфавит, таблицы по русскому языку и математике, экспонируемые постоянно.

На боковой стене рекомендуется размещать экспозиционные щиты со сменной информацией (о временах года, краеведческий материал и т.д.)

В застекленных секциях шкафов рекомендуется размещать дидактический материал по учебным предметам.

  • Двигательная зона – это в первую очередь, гимнастической доской. Здесь же на полу может находиться массажный коврик, на полках размещены массажные мячи, резиновые мячи различной величины, пластмассовые гантели, кегли, настольный теннис, комплект ракеток, горки, бассейн мячей и .д.

  • Зеленая зона.

  • Цель: способствовать развитию многих качеств, с раннего детства прививать любовь к природе, трудолюбие.

Характеристика: Все растения должны быть подписаны на кашпо, поливать нужно

не реже 2 раз в неделю. Убирать пыль с растений водой и каждый день. Проконсультироваться с медработниками насчет аллергического заболевания детей.

2.5. Оформление учебного кабинета.

- На передней стене класса-кабинета может быть расположен алфавит, таблицы по русскому языку и математике, экспонируемые постоянно.

- На боковой стене рекомендуется размещать экспозиционные щиты со сменной информацией. К ней относится информация о временах года, краеведческий материал и т. д.

- В секциях шкафов, расположенных по задней стене рекомендуется размещать дидактический наглядный материал по учебным предметам – русскому языку, чтению, математике, окружающему миру, природоведению и игровой материал.


2.6. Субъекты предметно-развивающей среды учебного кабинета

Социальный, предметно-пространственный, технологический, информационный.

Социальный компонент творческой образовательной среды– это, прежде всего, характер общения субъектов образовательного процесса.

Социальный компонент творческой среды может включать в себя:

- эмоционально насыщенную доброжелательную среду, которая позволит детям считать школу действительно значимым вторым домом, в котором каждый будет иметь свое место, где он будет проявлять положительное личностное отношение к тем, кто в этом доме находится;

-высокий уровень защищенности каждого ребенка от различного рода посягательств на его личность, отсутствие в классе «звезд» и «отверженных»;

-уникальную среду личных и личностных взаимоотношений, возникающую при «встрече» детей с педагогами, обладающих высокой культурой, ведущих нравственный образ жизни;

-человеческие связи и взаимоотношения, складывающиеся у детей при взаимодействии с учреждениями культуры (библиотеками, музеями, театрами и т.д.), клубами по интересам, досуговыми центрами, расположенными в городе;-опыт взаимопомощи и совместной работы, складывающийся у детей при реализации совместных образовательных и социально-образовательных проектов. Отражение в оборудовании кабинета этого компонента могут стать зона отдыха, классная библиотечка.

Предметно – пространственный компонент – помещения для занятий и вспомогательных служб здание в целом, прилегающая территория

Технологический компонент образовательной среды составляет связь социального и пространственно-предметного компонентов, или другими словами, педагогическое обеспечение развивающих возможностей



3. Санитарно-гигиенические требования к кабинету начальных классов


Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18-24°С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17-20°С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната, - 20-24°С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20-22°С, душевых - 25°С.

Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

   Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания приведена в таблице 2.

 Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

  • Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х должно быть организовано в первую смену.

  • Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 45 минут каждый);

рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- для посещающих группу продленного дня, необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-х разового питания и прогулок;

обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

  • С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5 настоящих санитарных правил).

  • Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1  4 классах не должна превышать 7  10 минут, в 5  11 классах – 10  15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25  35 см у обучающихся 1  4 классов и не менее 30  45 см - у обучающихся 5  11 классов.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5

При организации групп продленного дня необходимо руководствоваться рекомендациями, изложенными в приложении 6 настоящих санитарных правил.

  • Кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями, и организована в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей.

  • В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь  два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй – для приготовления домашних заданий.

Дезинфицирующие и моющие средства хранят в упаковке производителя, в соответствии с инструкцией, и в местах недоступных для обучающихся.

  • Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений общеобразовательного учреждения и интерната при общеобразовательном учреждении проводится генеральная уборка.

Генеральная уборка техническим персоналом (без привлечения труда обучающихся) проводится с применением разрешенных моющих и дезинфицирующих средств.

Вытяжные вентиляционные решетки ежемесячно очищают от пыли.

  • Уборочный инвентарь для уборки помещений должен быть промаркирован и закреплен за определенными помещениями.

Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов (ведра, тазы, швабры, ветошь) должен иметь сигнальную маркировку (красного цвета), использоваться по назначению и храниться отдельно от другого уборочного инвентаря.

  • По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывают с использованием моющих средств, ополаскивают проточной водой и просушивают. Хранят уборочный инвентарь в отведенном для этих целей месте.



4. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплексом средств обучения необходимым для выполнения образовательной программы школы.

Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения (по профилю кабинета) требованиям стандарта и образовательной программы.

Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).


5. Руководство учебным кабинетом

5.1. Кто осуществляет руководство учебным кабинетом

Руководство учебным кабинетом осуществляет учитель начальных классов,

назначенный заведующим кабинетом приказом по общеобразовательному учреждению.

5.2. Оплата за руководство учебным кабинетом осуществляется в установленном порядке.

5.3. Функции руководителя учебным кабинетом:

  • составляет паспорт кабинета;

  • контролирует целевое использование кабинета;

  • планирует работу учебного кабинета, в т.ч. организацию методической работы;

  • максимально использует возможности учебного кабинета для осуществления образовательного процесса;

  • выполняет работу по обеспечению сохранности и обновлению технических средств обучения, пособий, демонстративных приборов, измерительной аппаратуры, других средств обучения, т.е. по ремонту и восполнению учебно-материального фонда кабинета;

  • осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета в соответствии с требованиями СанПиН;

  • принимает на ответственное хранение материальные ценности учебного кабинета, ведет их учет в установленном порядке;

  • несет ответственность за соблюдение правил техники безопасности, санитарии, за охрану жизни и здоровья детей, не допускает проведение занятий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья, обучающихся и работников лицея с извещением об этом заместителя директора лицея по учебно-воспитательной работе;

  • делает заявки на ремонт, на замену и восполнение средств обучения;

  • следит за их экономным расходованием воды, электроэнергии;

  • исполняет обязанности по охране труда (согласно Положение МО РФ об охране труда): осуществляет организацию безопасности и контроль состояния рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий;

  • разрабатывает и периодически пересматривает (не реже 1 раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение руководителю образовательной организации;

  • контролирует оснащение учебного помещения противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты;

  • проводит или организует проведение инструктажа по охране труда учащихся с обязательной регистрацией в журнале установленного образца;

  • немедленно сообщает руководству образовательной организации, профсоюзному комитету о каждом несчастном случае, происшедшем с работником, учащимся или работником;

  • несет ответственность в соответствии с действующим законодательством о труде за несчастные случаи, происшедшие с работниками, учащимися во время образовательного процесса в результате нарушения норм и правил охраны труда;

  • ведет и хранит документацию учебного кабинета.

6. Оценка деятельности кабинета

Обучение является более эффективным, если в учебном воспитательном процессе задействованы не только знания и навыки учащихся, но средства обучения, находящиеся в кабинете и используемые на уроках. Кабинет является необходимым условием организации современного учебно-воспитательного процесса при обучении. Ведь от правильно оборудованного в значительной степени зависят результаты труда учителя и учащихся. При обустройстве кабинета учитель должен руководствоваться: санитарно-гигиеническими требованиями, требованиями к помещениям кабинета, требованиями к комплекту мебели в учебном кабинете, требованиями к организации рабочих мест учителя и обучающихся, требованиями к оснащению кабинета аппаратурой и приспособлениям, требованиями к оснащению кабинета учебным оборудованием и необходимой документацией, требованиями к размещению и хранению оборудования, требованиями к оформлению интерьера кабинета.

6.1. Критерии оценки:

  1. наличие паспорта кабинета

  2. график работы кабинета (расписание)

  3. наличие плана развития кабинета

  4. наличие методических пособи

  5. наличие современных учебно-методических комплектов, дидактических материалов

  6. страноведческая, краеведческая литература, словари. Литература для внеклассного чтения

  7. наличие раздаточного материала, лексико-грамматических таблиц, их систематизация, хранение, наличие математических таблиц

  8. Обеспеченность кабинета ТСО.

  9. Санитарно-гигиеническое состояние кабинета

  10. Сохранность школьной мебели

  11. Наличие материалов по технике безопасности

  12. Эстетичность оформления кабинета




Источники информации:

  1. Положение о кабинете начальных классов, с учетом требований ФГОС НОО Муниципального общеобразовательного учреждения – Информационно-технологический лицей №24 г. Нерюнгри имени Е.А. Варшавского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sch24.ru/pol_kabnach.pdf




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!