СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Положение об учебном кабинете начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Положение об учебном кабинете начальных классов»


ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1. Общие положения

1.1. Основополагающие документы

СП 2.4.3648-20, Приказ РФ от 4 октября 2010 г. №98

ФГОС НОО (Приказ №286 от 31.05.2021)

ФГОС НОО ОВЗ (Приказ №1598 от 19.12.2014),

СанПиН ОВЗ 2.4.2.3286-15 от 28. 09. 2020 г. № 28;

1.2. Определение учебного кабинета, цель его создания.

Учебный кабинет - это помещение учебного заведения, оснащенное согласно учебным планам и программам всеми необходимыми для обучения и воспитания учебными пособиями, мебелью и приспособлениями, в котором создаются надлежащие условия для проведения уроков, внеурочных и факультативных занятий, воспитательной работы с учащимися, осуществления систематического повышения научной и методической квалификации преподавателей с целью повышения качества образования.

Цель кабинета: создание современных, оптимальных условий для организации и повышения качества учебно-воспитательного процесса по предмету в соответствии с требованиями образовательного стандарта, программы Министерства образования и науки Российской Федерации.

1.3. Принципы предметно-развивающей среды кабинета

Принцип открытости

Принцип гибкого зонирования

Принцип стабильности-динамичности, развивающей среда

Принцип полифункциональности

1.4. Предназначение учебного кабинета

Обеспечение высокого уровня преподавания русского языка и литературы, который достигается современными формами проведения уроков и эффективным использованием материально-технической базы кабинета.


2. Общие требования к учебному кабинету

2.1. Использование и расстановка мебели

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики

2.2. Планировка парт

Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7–15 градусов. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5–6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7–8 см у парт 4-го номера.

2.3. Средства предметно-развивающей среды, включая технические

В учебном кабинете начальных классов имеются различные средства для получения быстрой обратной связи с детьми: значки, таблички, символы, средства индивидуальной самооценки детьми своей деятельности и др.

2.4. Зонирование

В учебном кабинете должно иметься место для отдыха учащихся или занятий по интересам во внеурочное время и во время перемен

2.5. Оформление учебного кабинета.

В оформлении учебного кабинета должны быть представлены материалы, отражающие индивидуальность каждого ребёнка (например: детские работы, фотографии, достижения учащегося, и т.д.).

2.6. Субъекты предметно-развивающей среды учебного кабинета

1) Учебная зона включает в себя:

- учебную мебель: парты, расставленные в 3 ряда (по 5 парт в каждом), каждая из которых оснащена регулятором высоты. Имеют цвет натурального дерева и матовую поверхность. Расстояние между рядами определено в соответствии с требованиями СанПиН;

- рабочее место учителя;

- темно-зеленая меловая доска с матовым покрытием;

- проектор, закрепленный на потолке на штативе.

2) Информационная зона:

- шкафы: в свободном доступе для обучающихся учебные пособия, энциклопедии, занимательные материалы;

- стенды (классный уголок, информационный материал);

- ПК (оснащен специализированным учебным ПО);

3) Игровая зона:

- шкаф с дидактическими играми, игровыми пособиями, познавательными фильмами и т.д.

4) Зеленая зона:

- аквариум;

- комнатные растения и инвентарь по уходу за ними.

5) Санитарно-гигиеническая

- кулер;

- емкость для мусора;

- бумажные полотенца;

- настенный шкафчик для средств личной гигиены.


3. Санитарно-гигиенические требования к кабинету начальных классов

1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

2.   В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Рост ученика (см)

Школьный класс

Высота столешницы парт (мм)

Высота сиденья стула (мм)

130-145

1 класс

580

340

145-160

2-3 класс

640

380

160 и более

4 класс

700

420



3.   Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7–15 градусов. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5–6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7–8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице.


Размеры мебели и ее маркировка

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93

Группа роста  (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

1

1000-1150

460

Оранжевый

260

2

1150-1300

520

Фиолетовый

300

3

1300-1450

580

Желтый

340

4

1450-1600

640

Красный

380

5

1600-1750

700

Зеленый

420

6

Свыше 1750

760

Голубой

460

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм – 750 мм, 1300-1450 мм – 850 мм и 1450-1600 мм – 950 мм. Угол наклона столешницы составляет – 15-17.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7–10 мин, а для обучающихся П-Ш ступени образования – 15 минут.

4.        Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

5.        Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

6.        При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

  • между рядами двухместных столов - не менее 60;

  • между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50-70;

  • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50;

  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной – 100;

  • от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

  • от первой парты до учебной доски – не менее 240;

  • наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

  • высота нижнего края учебной доски над полом - 70-90;

  • расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации  при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300;

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное  от окон место занятий не должно находиться далее 6,0м.

В общеобразовательных учреждениях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.

7.        Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающих гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

8.        Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18-24°С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17-20°С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната, - 20-24°С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20-22°С, душевых - 25°С.

Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

9.        Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания приведена в таблице.

Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

Наружная температура, °С

Длительность проветривания помещения, мин.

в малые перемены

в большие перемены и между сменами

От +10 до +6

4-10

25-35

От +5 до 0

3-7

20-30

От 0 до -5

2-5

15-25

От -5 до -10

1-3

10-15

Ниже -10

1-1,5

5-10

10.        Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений: учебных помещений и кабинетов.

11. Естественное освещение.

11.1.        Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

11.2.        В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.

11.3.        В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии гигиеническими требования к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

11.4.        В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО на рабочей поверхности парт в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%. При двухстороннем боковом естественном освещении показатель КЕО вычисляется на средних рядах и должен составлять 1,5%.

Световой коэффициент (СК - отношение площади остекленной поверхности к площади пола) должен составлять не менее 1:6.

11.5.        Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта.

11.6.        Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.

Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.

В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

11.7.        Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

  • не закрашивать оконные стекла;

  • не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

  • очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

Продолжительность инсоляции в учебных помещениях и кабинетах должна быть непрерывной, по продолжительности не менее:

  • 2,5 ч. в северной зоне (севернее 580 с.ш.);

  • 2,0 ч. в центральной зоне (58-480 с.ш.);

  • 1,5 ч. в южной зоне (южнее 480 с.ш.).

Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, физики, химии, рисования и черчения, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.

12. Искусственное освещение. 

12.1.        Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

12.2.        В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, теплобелый, естественно-белый.

Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.

12.3.        Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания для общего освещения.

12.4.        В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах – 300  500 лк, на классной доске 300  500 лк.

12.5.        В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.

12.6.        Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.

Рекомендуется светильники размещать выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

12.9.        Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.


4. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

Предметно-пространственная развивающая среда учебного кабинета включает в себя:

4.1 Рабочую зону учащихся.

Рабочие места индивидуального пользования для учащихся оборудуются учебными столами и стульями в зависимости от роста обучающихся и наполняемости класса (группы) согласно санитарным требованиям.

4.2 Рабочую зону учителя, которая должна иметь эстетичное оформление и носить функциональный характер.

4.3 Дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения. Столом, шкафами для хранения наглядных пособий, классной доской, инструментами и приспособлениями в соответствии со спецификой преподаваемой дисциплины.

4.4 Зону индивидуальных занятий учащихся и активной деятельности учащихся

4.5 Зеленую зону (декоративные цветы, желательно в отдельно отведенном месте).

4.6 Оформление учебного кабинета должно соответствовать требованиям

современного дизайна для учебных помещений и отражать специфику кабинета.


5. Руководство учебным кабинетом

5.1. Кто осуществляет руководство учебным кабинетом

Руководство учебным кабинетом осуществляет учитель начальных классов, назначенный заведующим кабинетом приказом по общеобразовательному учреждению.

5.2. Оплата заведующему за руководство учебным кабинетом осуществляется…

Оплата за руководство учебным кабинетом осуществляется в установленном порядке.

5.3. Функции руководителя учебным кабинетом:

  • Составляет паспорт кабинета;

  • Контролирует целевое использование кабинета;

  • Планирует работу учебного кабинета, в т.ч. организацию методической работы;

  • Максимально использует возможности учебного кабинета для осуществления образовательного процесса;

  • Выполняет работу по обеспечению сохранности и обновлению технических средств обучения, пособий, демонстративных приборов, измерительной аппаратуры, других средств обучения, т.е. по ремонту и восполнению учебно-материального фонда кабинета;

  • Осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета в соответствии с требованиями СанПиН;

  • Принимает на ответственное хранение материальные ценности учебного кабинета, ведет их учет в установленном порядке;

  • Несет ответственность за соблюдение правил техники безопасности, санитарии, за охрану жизни и здоровья детей, не допускает проведение занятий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья, обучающихся и работников лицея с извещением об этом заместителя директора лицея по учебно-воспитательной работе;

  • Делает заявки на ремонт, на замену и восполнение средств обучения;

  • Следит за их экономным расходованием воды, электроэнергии;

  • Исполняет обязанности по охране труда (согласно Положение МО РФ об охране

  • труда):

  • Осуществляет организацию безопасности и контроль состояния рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий;

  • Разрабатывает и периодически пересматривает (не реже 1 раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение руководителю образовательной организации;

  • Контролирует оснащение учебного помещения противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, а каждого рабочего места - инструкцией, наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;

  • Проводит или организует проведение инструктажа по охране труда учащихся с обязательной регистрацией в журнале установленного образца;

  • Немедленно сообщает руководству образовательной организации, профсоюзному комитету о каждом несчастном случае, происшедшем с работником, учащимся или работником;

  • Несет ответственность в соответствии с действующим законодательством о труде за несчастные случаи, происшедшие с работниками, учащимися во время образовательного процесса в результате нарушения норм и правил охраны труда;

  • Ведет и хранит документацию учебного кабинета.


6. Оценка деятельности кабинета

6.1. Критерии оценки

Критерии

Баллы

1.

Учебный кабинет оценивается

согласно требованиям СанПиН

и перечнем минимального

оснащения кабинетов по следующим критериям:

0-15

1.1

организация рабочего места

учителя и учащихся

0-2

1.2

использование технических

средств обучения

0-2

1.3

укомплектованность, порядок

размещения и хранения учебного

оборудования, учебно-методических пособий и т. д.

0-2

1.4

рациональное содержание

экспозиций, эстетика и культура

оформления кабинета

0-2

1.5

состояние мебели, оборудования

0-2

1.6

соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение,

пол, стены, окна)

0-2

1.7

оптимальность организации

пространства кабинета

0-1

1.8

создание единства стиля

оформления кабинета

0-2

2.

Наличие в кабинете

необходимой качественно

оформленной документации:

0-12

2.1

паспорт учебного кабинета

0-3

2.2

график занятости кабинета

0-1

2.3

наличие плана работы кабинета

на учебный год

0-2

2.4

наличие перспективного плана

развития кабинета на 5 лет

0-2

2.5

инвентарных номеров на

имеющемся оборудовании

0-2

2.6

инструкций о правилах техники

безопасности

0-2

3

Учебно-методическое

обеспечение кабинета:

10

3.1

укомплектованность учебным

оборудованием

0-2

3.2

укомплектованность учебно-методическими комплексами

(методической литературой,

книгами для учителя, рабочими

тетрадями);

0-3

3.3

укомплектованность

техническими средствами

обучения

0-2

3.4

наличие постоянных и сменных

учебно-информационных стендов

0-3

3.5

наличие дидактического и

раздаточного материалов, их

систематизация

0-2

ИТОГ:

37



6.2. Характеристика готовности кабинета к деятельности

Максимальное количество баллов- 37.

Оценить кабинет можно по следующей шкале:

0-19 баллов – состояние кабинета неудовлетворительное

20-29 баллов – состояние кабинета среднее

29-37 баллов – состояние кабинета хорошее и соответствует всем требованиям

Источники информации:

  1. Положение о кабинете начальных классов, с учетом требований ФГОС НОО Муниципального общеобразовательного учреждения – Информационно-технологический лицей №24 г. Нерюнгри имени Е.А. Варшавского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sch24.ru/pol_kabnach.pdf


  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ – Режим доступа: http://bgspl.by/wp-content/uploads/2018/11/metodicheskie-rekomendatsii-po-oformleniyu-pasporta-kabineta.pdf#:~:text=Учебный%20кабинет%20-%20это%20помещение,с%20целью%20повышения%20качества%20образования



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!