Министерство образования МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОе
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ МО «Красногорский колледж»)
СОГЛАСОВАНО Научно-методический совет (протокол от № ) | УТВЕРЖДЕНО приказом по ГБПОУ МО «Красногорский колледж» от "___"______20__г., №___ |
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТКАХ И ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ
В ГБПОУ МО «КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ
20__ г.
Положение
о методических разработках
и учебно-методических пособиях
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о методических разработках и учебно-методических пособиях (далее - Положение) определяет содержание, структуру и оформление методических разработок преподавателей.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ и Министерства образования Московской области, локальными нормативными актами.
1.3. Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
1.4. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или качества подготовки по специальностям и профессиям.
1.5. Главная цель методической работы педагогического коллектива колледжа -совершенствование квалификации и профессионализма преподавателя, повышение его компетентности, а также создание методических систем обучения, ориентированных на развитие профессиональных компетенций студентов и обучающихся в соответствии с будущим профилем их деятельности и современными условиями информатизации общества.
2. Классификация методических разработок
2.1. Методическая разработка может представлять собой:
Разработку конкретного занятия;
Разработку серии занятиеов;
Разработку темы учебной дисциплины, междисциплинарного курса, учебной или производственной практики и т.д.;
Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;
Разработку общей методики преподавания предметов, модулей и др.;
Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания дисциплины, модуля.
2.2. Учебные издания подразделяются:
а) Учебник
содержит систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе;
официально утвержден;
предназначен для студентов.
б) Учебное пособие
частично или полностью дополняет или заменяет учебник;
допускает отход от программы для того, чтобы дать возможность обучающимся углубить свои знания какой-либо темы или проблемы;
может быть выпущено на одну из частных тем учебной дисциплины;
официально утверждено;
предназначено для студентов.
в) Учебно-методическое пособие:
содержит материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания;
предназначено для преподавателей.
г) Практикум:
сборник практических заданий и упражнений, способствующих усвоению, закреплению, проверке знаний;
предназначен для студентов.
д) Пособие учебное:
словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, диаграммы, схемы, диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы, видеофильмы, звукозаписи, слайды и др.
предназначено для студентов.
2.3. Методические издания
а) Методическая разработка:
содержит конкретные материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, темы, занятия) или проведения внеклассного мероприятия, по современным технологиям обучения, по обобщению передового опыта;
планирование материала по курсу (примерная и рабочая программа, рабочий учебный план), положения по вопросам учебно-воспитательной работы (на основе нормативных актов);
предназначена для преподавателей.
б) Методические пособия делятся на методические рекомендации и методические указания.
Методическое пособие:
содержит комплекс четко сформулированных рекомендаций, указаний по выполнению курсовых и дипломных работ, лабораторных и практических занятий, решению вопросов практики, по подготовке к ИГА; практические задания с примерами их выполнения;
предназначено для студентов.
3. Структура методической разработки
3.1. Структура:
Аннотация: 3-4 предложения
Пояснительная записка: указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна
Содержание (оглавление)
Введение (раскрывается актуальность данной работы (1-2 стр.), т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования)
Основная часть
Заключение
Список использованных источников
Приложения
3.2. Структура текста методических указаний
Название темы и обоснование ее актуальности.
Учебные цели:
овладение компетенциями (конечная цель);
в результате освоения темы студент должен уметь;
для формирования умений студент должен знать (исходные базисные знания и умения).
Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы.
Вид занятия (внеаудиторная самостоятельная работа, практическое, семинарское, лабораторное занятие).
Продолжительность занятия (в академических часах).
Оснащение: таблицы, плакаты, муляжи, фантомы, лабораторные данные и др.
Содержание занятия:
контроль исходного уровня знаний и умений в виде заданий (тестов) разного уровня, типовых задач;
разбор с преподавателем основных и наиболее сложных вопросов, необходимых для освоения темы занятия;
разбор узловых вопросов изучаемого материала;
демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме;
самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (решение задач, лабораторная работа, оформление результатов проведенной работы и т.д.);
контроль освоения темы занятия (тестовый контроль, решение ситуационных задач и др.).
8. Учебно-исследовательская работа по данной теме (написание рефератов, подготовка наглядных пособий, стендов и др.).
9. Литература: основная; дополнительная.
В методических указаниях в лаконичной форме может быть дана справочная информация по изучаемой теме, графологическая структура темы, методические советы и указания студентам по выполнению контрольных заданий, эталон решения задачи, контрольные задания в необходимом количестве вариантов, дающие возможность обеспечить индивидуальное выполнение задания студентом. В заключении можно представить тестовые задания (тест-контроль) для самостоятельного контроля уровня усвоения темы с эталоном ответов.
4. Требования к содержанию методических разработок
4.1. Предварительная работа над методической разработкой
выбор темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт;
определение цели методической разработки (например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятиеов по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и обучающихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.);
изучение зарубежной и отечественной литературы, методических пособий, передового опыта по выбранной теме;
составление плана и определение структуры методической разработки;
определение направления предстоящей работы.
4.2. Требования, предъявляемые к методической разработке:
4.2.1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
4.2.4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
4.2.6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
4.2.8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятиеов, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, по уровневые задания и т.д.).
5. Основные требования к оформлению методических разработок
5.1. Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, содержание, введение, основную часть, список литературы, оглавление, при необходимости - заключение, приложения.
5.2. На титульном листе методической разработки приводится: наименование вышестоящей организации (Министерство образования Московской области) и наименование учреждения (ГБПОУ МО "Красногорский колледж"); заглавие (название) работы; вид учебной литературы (учебное пособие, методические указания, методические разработки, методические рекомендации, инструкции к лабораторным и практическим занятиям, программа и т.п., с указанием, для кого предназначено данное издание - отделение, курс); место и год издания.
5.3. На обороте титульного листа указываются: библиографическое описание издания (авторы или составители, полное название, вид, место, год и количество страниц издания); аннотация (для учебных пособий) издания (3-4- предложения); данные о рассмотрении рукописи на заседании научно-методического совета (№ протокола, дата рассмотрения); составитель данной работы (указывается ученая степень, звание, должность, ФИО составителя); рецензенты работы (указывается ученая степень, звание, должность, место работы, ФИО, обязательно - рецензенты от работодателя).
5.4. Аннотация - 3-4- предложения о чем работа и для кого предназначена.
5.5. Пояснительная записка - указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна, на основании каких нормативов разработана, место и роль данного учебного пособия в учебном процессе по данной специальности и по данной дисциплине; особенности издания, в отличие от имеющихся; для кого рассчитано издание (для студентов какого отделения, специальности, курса и т.д.).
5.6. Содержание - постраничное указание разделов.
5.7. Введение преследует цель ввода читателя в содержание, проблему учебной дисциплины, а именно, раскрывается содержание предмета изучения данной науки, его становление и развитие в историческом аспекте, связь с другими дисциплинами и т.п.
5.8. Требования к оформлению текста:
Формат А 4.
Поля: верхнее – 1 см, нижнее – 1 см, правое - 1, левое – 3 см.
Номера страниц - арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию, но на нем не указывается номер.
Шрифт - Times New Roman.
Высота шрифта – 12 пунктов;
Красная строка – 1,25 см.
Междустрочный интервал - одинарный.
Выравнивание текста - по ширине.
Исключить переносы в словах.
5.9. Текст разделяется на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.
5.10. В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов, подразделов с указанием номеров листов, на которых начинается материал.
5.11. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.
5.12. Приложения располагают в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. С права страницы пишут слово «Приложение» и его обозначают арабской цифрой, например «Приложение 1».
5.13. Общий объем методической разработки и объем приложений не лимитируется. Приложения должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить. Количество и объем разделов не лимитируется.
Пример
Министерство образования МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОе
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ МО «Красногорский колледж»)
Рекомендации
по составлению учебно-методических
указаний для внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Красногорск 2017
Обратная сторона
| ОДОБРЕНО Научно-методическим советом ГБПОУ МО "Красногорский колледж" |
Протокол № __ Дата ___________ Председатель |
Составители: И.И.Иванова
Ответственный за выпуск: зам. директора по образовательно-инновационной работе Т.П.Дубровская
Рецензенты:
Рекомендации по составлению учебно-методических рекомендаций для самостоятельной работы студентов, Красногорск: ГБПОУ МО "Красногорский колледж", 2017. – 15с.
В Рекомендациях изложена структура и требования к составлению учебно-методических рекомендаций для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, рассмотрены виды внеаудиторной самостоятельной работы, критерии оценки и требования к оформлению УМР.
Рекомендации предназначены для преподавателей ГБПОУ МО "Красногорский колледж".
© ГБПОУ МО "Красногорский колледж", 2017 г.
© И.И.Иванова, 2017 г.