СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Положение о методических разработках и учебно-методических пособиях

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание разнообразных учебно-методических пособий связано с потребностью по-другому взглянуть на преподавание определенной дис­циплины.

Просмотр содержимого документа
«Положение о методических разработках и учебно-методических пособиях»

Министерство образования МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОе

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ МО «Красногорский колледж»)


СОГЛАСОВАНО

Научно-методический совет

(протокол от № )


УТВЕРЖДЕНО

приказом по ГБПОУ МО

«Красногорский колледж»

от "___"______20__г., №___





ПОЛОЖЕНИЕ

О МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТКАХ И ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ

В ГБПОУ МО «КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ

















20__ г.


Положение

о методических разработках

и учебно-методических пособиях


1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о методических разработках и учебно-методических пособиях (далее - Положение) определяет содержание, структуру и оформление методических разработок преподавателей.

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ и Министерства образования Московской области, локальными нормативными актами.

1.3. Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

1.4. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или качества подготовки по специальностям и профессиям.

1.5. Главная цель методической работы педагогического коллектива колледжа -совершенствование квалификации и профессионализма преподавателя, повышение его компетентности, а также создание методических систем обучения, ориентированных на развитие профессиональных компетенций студентов и обучающихся в соответствии с будущим профилем их деятельности и современными условиями информатизации общества.

2. Классификация методических разработок

  • 2.1. Методическая разработка может представлять собой:

  • Разработку конкретного занятия;

  • Разработку серии занятиеов;

  • Разработку темы учебной дисциплины, междисциплинарного курса, учебной или производственной практики и т.д.;

  • Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

  • Разработку общей методики преподавания предметов, модулей и др.;

  • Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

  • Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания дисциплины, модуля.

2.2. Учебные издания подразделяются:

а) Учебник

  • содержит систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе;

  • официально утвержден;

  • предназначен для студентов.

б) Учебное пособие

  • частично или полностью дополняет или заменяет учебник;

  • допускает отход от программы для того, чтобы дать возможность обучающимся углубить свои знания какой-либо темы или проблемы;

  • может быть выпущено на одну из частных тем учебной дисциплины;

  • официально утверждено;

  • предназначено для студентов.

в) Учебно-методическое пособие:

  • содержит материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания;

  • предназначено для преподавателей.

г) Практикум:

  • сборник практических заданий и упражнений, способствующих усвоению, закреплению, проверке знаний;

  • предназначен для студентов.

д) Пособие учебное:

  • словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, диаграммы, схемы, диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы, видеофильмы, звукозаписи, слайды и др.

  • предназначено для студентов.


2.3. Методические издания

а) Методическая разработка:

  • содержит конкретные материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, темы, занятия) или проведения внеклассного мероприятия, по современным технологиям обучения, по обобщению передового опыта;

  • планирование материала по курсу (примерная и рабочая программа, рабочий учебный план), положения по вопросам учебно-воспитательной работы (на основе нормативных актов);

  • предназначена для преподавателей.

  • б) Методические пособия делятся на методические рекомендации и методические указания.

Методическое пособие:

  • содержит комплекс четко сформулированных рекомендаций, указаний по выполнению курсовых и дипломных работ, лабораторных и практических занятий, решению вопросов практики, по подготовке к ИГА; практические задания с примерами их выполнения;

  • предназначено для студентов.


3. Структура методической разработки

3.1. Структура:

  • Аннотация: 3-4 предложения

  • Пояснительная записка: указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна

  • Содержание (оглавление)

  • Введение (раскрывается актуальность данной работы (1-2 стр.), т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования)

  • Основная часть

  • Заключение

  • Список использованных источников

  • Приложения

3.2. Структура текста методических указаний

  1. Название темы и обоснование ее актуальности.

  2. Учебные цели:

  • овладение компетенциями (конечная цель);

  • в результате освоения темы студент должен уметь;

  • для формирования умений студент должен знать (исходные базисные знания и умения).

  1. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы.

  2. Вид занятия (внеаудиторная самостоятельная работа, практическое, семинарское, лабораторное занятие).

  3. Продолжительность занятия (в академических часах).

  4. Оснащение: таблицы, плакаты, муляжи, фантомы, лабораторные данные и др.

  5. Содержание занятия:

  • контроль исходного уровня знаний и умений в виде заданий (тестов) разного уровня, типовых задач;

  • разбор с преподавателем основных и наиболее сложных вопросов, необходимых для освоения темы занятия;

  • разбор узловых вопросов изучаемого материала;

  • демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме;

  • самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (решение задач, лабораторная работа, оформление результатов проведенной работы и т.д.);

  • контроль освоения темы занятия (тестовый контроль, решение ситуационных задач и др.).

8. Учебно-исследовательская работа по данной теме (написание рефератов, подготовка наглядных пособий, стендов и др.).

9. Литература: основная; дополнительная.

В методических указаниях в лаконичной форме может быть дана справочная информация по изучаемой теме, графологическая структура темы, методические советы и указания студентам по выполнению контрольных заданий, эталон решения задачи, контрольные задания в необходимом количестве вариантов, дающие возможность обеспечить индивидуальное выполнение задания студентом. В заключении можно представить тестовые задания (тест-контроль) для самостоятельного контроля уровня усвоения темы с эталоном ответов.


4. Требования к содержанию методических разработок

4.1. Предварительная работа над методической разработкой

  • выбор темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт;

  • определение цели методической разработки (например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятиеов по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и обучающихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.);

  • изучение зарубежной и отечественной литературы, методических пособий, передового опыта по выбранной теме;

  • составление плана и определение структуры методической разработки;

  • определение направления предстоящей работы.

4.2. Требования, предъявляемые к методической разработке:

4.2.1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

      1. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

      2. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4.2.4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

      1. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

4.2.6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

      1. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

4.2.8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

      1. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятиеов, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, по уровневые задания и т.д.).


5. Основные требования к оформлению методических разработок

5.1. Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, содержание, введение, основную часть, список литературы, оглавление, при необходимости - заключение, приложения.

5.2. На титульном листе методической разработки приводится: наименование вышестоящей организации (Министерство образования Московской области) и наименование учреждения (ГБПОУ МО "Красногорский колледж"); заглавие (название) работы; вид учебной литературы (учебное пособие, методические указания, методические разработки, методические рекомендации, инструкции к лабораторным и практическим занятиям, программа и т.п., с указанием, для кого предназначено данное издание - отделение, курс); место и год издания.

5.3. На обороте титульного листа указываются: библиографическое описание издания (авторы или составители, полное название, вид, место, год и количество страниц издания); аннотация (для учебных пособий) издания (3-4- предложения); данные о рассмотрении рукописи на заседании научно-методического совета (№ протокола, дата рассмотрения); составитель данной работы (указывается ученая степень, звание, должность, ФИО составителя); рецензенты работы (указывается ученая степень, звание, должность, место работы, ФИО, обязательно - рецензенты от работодателя).

5.4. Аннотация - 3-4- предложения о чем работа и для кого предназначена.

5.5. Пояснительная записка - указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна, на основании каких нормативов разработана, место и роль данного учебного пособия в учебном процессе по данной специальности и по данной дисциплине; особенности издания, в отличие от имеющихся; для кого рассчитано издание (для студентов какого отделения, специальности, курса и т.д.).

5.6. Содержание - постраничное указание разделов.

5.7. Введение преследует цель ввода читателя в содержание, проблему учебной дисциплины, а именно, раскрывается содержание предмета изучения данной науки, его становление и развитие в историческом аспекте, связь с другими дисциплинами и т.п.

5.8. Требования к оформлению текста:

  • Формат А 4.

  • Поля: верхнее – 1 см, нижнее – 1 см, правое - 1, левое – 3 см.

  • Номера страниц - арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию, но на нем не указывается номер.

  • Шрифт - Times New Roman.

  • Высота шрифта – 12 пунктов;

  • Красная строка – 1,25 см.

  • Междустрочный интервал - одинарный.

  • Выравнивание текста - по ширине.

  • Исключить переносы в словах.

5.9. Текст разделяется на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

5.10. В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов, подразделов с указанием номеров листов, на которых начинается материал.

5.11. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.

5.12. Приложения располагают в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. С права страницы пишут слово «Приложение» и его обозначают арабской цифрой, например «Приложение 1».

5.13. Общий объем методической разработки и объем приложений не лимитируется. Приложения должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.

Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить. Количество и объем разделов не лимитируется.

Пример

Министерство образования МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОе

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ МО «Красногорский колледж»)







Рекомендации

по составлению учебно-методических

указаний для внеаудиторной самостоятельной работы студентов


















Красногорск 2017

Обратная сторона


ОДОБРЕНО

Научно-методическим советом

ГБПОУ МО "Красногорский колледж"

Протокол № __

Дата ___________

Председатель





Составители: И.И.Иванова




Ответственный за выпуск: зам. директора по образовательно-инновационной работе Т.П.Дубровская



Рецензенты:




















Рекомендации по составлению учебно-методических рекомендаций для самостоятельной работы студентов, Красногорск: ГБПОУ МО "Красногорский колледж", 2017. – 15с.

В Рекомендациях изложена структура и требования к составлению учебно-методических рекомендаций для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, рассмотрены виды внеаудиторной самостоятельной работы, критерии оценки и требования к оформлению УМР.

Рекомендации предназначены для преподавателей ГБПОУ МО "Красногорский колледж".









© ГБПОУ МО "Красногорский колледж", 2017 г.

© И.И.Иванова, 2017 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!