Принято на заседании педагогического совета протокол от 03.08.2015 № 13 Председатель С.А. Гордиенко | Утверждено приказом от 05.08.2015 №150 директор МБОУ Донской СОШ С.А.Гордиенко |
Положение
О преподавании курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно нравственной культуры народов России» в
муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении
Донской средней общеобразовательной школе Зерноградского района
имени генерала армии Лелюшенко Д.Д.
1. Общие положения.
1.1. Цель учебного курса ОРКСЭ и ОДНКНР - формирование у четвероклассников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
1.2. Особенности преподавания курсов ОРКСЭ и ОДНКНР:
- курс носит культурологический, воспитательный характер.
-комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) реализуется как обязательный в объеме 1 часа в неделю в 4 классах.
-один из модулей ОРКСЭ («Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры») выбирается родителями (законными представителями) обучающихся. Вместе с тем учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, Семья, Культурная традиция. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам и требованиям.
- при выборе в каждом классе более одного модуля ОРКСЭ осуществляется деление классов на группы в соответствии с выбранным модулем. Если в пределах одного класса выбраны разные модули ОРКСЭ, образовательное учреждение вправе организовать реализацию курса, основываясь на опыте организации образовательного процесса в рамках малокомплектных образовательных учреждений.
- в рамках ФГОС ООО предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования (далее - предметная область ОДНКНР) является продолжением предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики» на уровне начального общего образования.
-предметная область ОДНКНР по решению образовательного учреждения может быть реализована за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, в качестве отдельных учебных предметов, курсов, в том числе этнокультурной направленности; включена в качестве модуля в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин других предметных областей, тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания; реализована во внеурочной деятельности.
Выбор модуля комплексного учебного курса ОРКСЭ
Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка. В течение года у родителей (законных представителей) не будет возможности изменить решение в пользу другого модуля.
2. Достижение результатов.
2.1. Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно быть направлено на достижение следующих результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-
коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и
сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- осознание ценности человеческой жизни.
3. Оценивание результатов усвоения курса.
3.1. При преподавании курсов ОРКСЭ и ОДНКНР предполагается безотметочная система оценки. Подходы к оцениванию могут быть представлены системой вербального поощрения, похвалой, одобрением.
3.2. Оценка усвоения комплексного учебных курсов ОРКСЭ и ОДНКНР включает предметные, метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.
Критерии результатов усвоения курса | Инструментарий |
Предметные результаты: - знание и принятие ценностей; - понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений; - осознание и принятие нравственной нравственности и духовности в жизни. | - тесты, - составление словарей терминов и понятий, - контрольно - измерительные материалы, - защита проектов. |
Метапредметные результаты | - творческие работы,участие в конференциях, диспуты, ролевые игры,тесты,тренинги. |
Личностные качества | - диагностика качеств личности,портфолио. |
4. Методы организации контроля
4.1. Для оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличия зачатков ценностного мышления учитель может использовать:
- педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ и ОДНКНР;
- самооценка обучающихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия). В данном случае, используются листы самооценки обучающихся (приложение 1), которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации.
4.2. Система оценивания курсов содержит диагностику теоретических знаний и диагностику личностных изменений обучающихся (приложение 2).
Для диагностики теоретических знаний разрабатываются тестовые задания всех видов, анкеты, викторины, кроссворды.
Для диагностики личностных изменений обучающихся реализуется мониторинг духовно-нравственного развития обучающихся 4 классов, ведётся Портфолио ученика.
4.3. Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр.
5. Ведение документации
5.1. По курсам составляются рабочии программы с календарно-тематическим планированием на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.
5.2. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются.
5.3. На предметной странице в классном журнале заполняются:
- список обучающихся,
- название предмета без сокращений в соответствии с учебным планом – например «Основы религиозных культур и светской этики», далее указывается название модуля учебной группы – например «Основы православной культуры».
- ФИО учителя,
- даты проведения и темы уроков.
5.4. Если в классе сформировано несколько учебных групп по модулям, то в классном журнале на каждую учебную группу выделяются отдельные страницы.
6. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности.
6.1. Между учителем, обучающимися, родителями (законными представителями) обучающихся и администрацией школы в рамках безотметочного обучения по курсам ОРКСЭ и ОДНКНР необходимо строить равноправное сотрудничество.
6.2. Обучающийся имеет право на ошибку и время на ее ликвидацию.
6.3. Учитель имеет право:
- определять содержание оценочной деятельности в соответствии с тематическим планированием;
- оценивать обучающихся только относительно их собственных возможностей и достижений.
6.4. Учитель обязан:
- доводить до сведения родителей (законных представителей) достижения и успехи обучающихся.
6.5. Родители (законные представители) имеют право:
- знать о принципах и способах оценивания курсов ОРКСЭ и ОДНКНР в школе;
- на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
- на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка.
5.6. Родители (законные представители) обязаны:
- соблюдать правила данного Положения;
- информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родители (законные представители) сталкиваются в домашних условиях;
- посещать родительские собрания, на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании детей.
Приложение 1.
Лист самооценки 1.
Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
Я мог выполнить работу значительно лучше;
Я плохо работал на уроке.
В ходе проекта я... | Всегда | Иногда | Никогда |
Предлагал новые идеи и направления | | | |
Определял цели, ставил задачи | | | |
Ждал помощи от участников группы | | | |
Принимал участие в совместной работе | | | |
Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения | | | |
Помогал группе в выборе правильных решений | | | |
Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы | | | |
Находил и исправлял ошибки | | | |
Оказывал помощь, откликался на работу других | | | |
Преодолевал трудности, добивался достижения результата | | | |
Осознавал ответственность за общее дело | | | |
Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения | | | |
Лист самооценки 2.
Лист самооценки 3. (для определения уровня вовлеченности и участия в групповой работе)
Тема урока или внеклассного мероприятия_______________________________________
1. На уроке мне больше всего понравилось…______________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. На уроке мне не понравилось… _______________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Из урока мне запомнилось…__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Мне захотелось узнать больше о….____________________________________________
_____________________________________________________________________________
Приложение 2
Диагностирование качеств образовательных результатов в течение года.
Форма результата | Критерии (признак, основание оценки) | Показатели (что наблюдать, отслеживать, измерять) | Инструментарий измерения (чем измерять) |
Знание, понимание | Знание культурных и религиозных традиций многонационального народа России | Знает символы, традиции, обряды, праздники, атрибуты разных народов России (светских и религиозных) | Тесты Анкеты Беседы |
| Осведомленность в основах православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики | Знает термины, определения, понятия, святые места, основные постулаты священных книг | Составление словаря Отзывы о посещении святых мест Презентации Эссе |
| Обобщенные знания понятий духовной культуры и морали | 1. Умеет рассказать, назвать, что относится к духовной культуре, рассуждать на эту тему 2. Знает, понимает основные светские и религиозные моральные нормы | Презентации Эссе Обсуждение конкретных ситуаций |
| Понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества | 1. Знает и применяет «золотое правило нравственности» 2. Может ответить на вопросы: стыдно, совестно ли ему и почему. 3. Умеет оценивать поступки как «хорошие» или «плохие» и применять в поведении нравственные нормы взаимоотношений в семье, школе, с друзьями | Результаты деятельности Опрос родителей Беседы Тестирование Составление генеалогического дерева Смоделированные ситуации |
Отношение, переживание, чувства | Уважение культурных и религиозных традиций многонационального народа России | 1. Высказывается позитивно о других культурах, религиях, языках 2. Использует элементы религиозных и культурных традиций в общественной жизни 3. Бережно относится (не ломает, не портит) атрибуты других народов | Наблюдения Опрос Презентации Эссе |
| Ценностно-смысловые мировоззренческие основы | 1. Может объяснить, что для него значить семья, Родина, друзья, взрослые, учителя 2.Адекватность знаний и поведения | Беседа Ролевая игра Наблюдение |
Поведение | Нравственно ориентированное поведение | 1. Уровень и глубина выполнения с родителями домашних заданий 2. Умение сотрудничать, работать в группе 3. Умеет сопереживать, помогать другим. 4. Умение вести себя дома в общественных местах, соблюдая правила | Домашние задания Тренинг Результаты деятельности Участие в акциях Опрос родителей Наблюдение |
Поведение | Способность общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде | 1. Умеет строить позитивные отношения, дружить с людьми других национальностей 2. Организует и участвует в праздниках и мероприятиях различных конфессий | Наблюдение Беседа Анкета |
| Умение вести диалог с представителями других культур и мировоззрений | 1. Доброжелательность, терпимость в отношении к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. 2. Умеет задавать вопросы и слушать, не перебивая 3. Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека | Наблюдение Тренинг Ролевая игра |