Просмотр содержимого документа
«Положение о проведении смотра-конкурса «Лучший центр природы и экспериментирования»»
УТВЕРЖДЕНО:
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 29.08.2017 г
Положение
о проведении смотра-конкурса «Лучший центр природы и экспериментирования» в МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка» в 2017году
1.Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в целях систематизации работы по развитию у детей познавательной активности и создания соответствующих условий группах в МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка».
1.2. Положение определяет порядок и условия организации смотра-конкурса на лучший центр природы и экспериментирования в группе ДОУ (далее - смотр-конкурс).
2. Цели и задачи смотра-конкурса
Целями и задачами смотра-конкурса являются:
совершенствование работы педагогов ДОУ по познавательному развитию детей дошкольного возраста путем вовлечения их в практико-познавательную деятельность;
создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности;
выявление творческого подхода к созданию условий для детского экспериментирования в группах ДОУ;
пропаганда передового опыта в организации центров экспериментирования в ДОО;
просвещение родителей по вопросам развития детского экспериментирования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
3. Сроки проведения смотра-конкурса:
3.1. Смотр – конкурс проводится с 30.10.217 г. по 03.11.2017 г.
3.2. Подведение итогов смотра-конкурса 07.11.2017 г. Награждение победителей состоится на педагогическом совете № 2.
4. Участники конкурса
Участниками смотра-конкурса являются воспитатели всех возрастных групп ДОУ
5. Жюри смотра-конкурса
В состав жюри смотра - конкурса входят:
Ерёмина Е.Л. – заведующий ДОУ,
Дегтярёва Ю.В. –воспитатель - методист,
Козлова Н.В. – практический психолог,
Колесникова И.А. – воспитатель,
Фомина В.В. – воспитатель,
Демченко И.В. – воспитатель,
Захарова А.М. – воспитатель (председатель ПК).
6. Критерии оценки центра природы и экспериментирования
6.1. Оценка уголков экспериментирования осуществляется в группах на основании разработанных критериев, которые могут изменяться и дополняться с учетом реализуемой образовательной программы:
эстетичность оформления уголка экспериментирования (оригинальность названия, наличие игрового персонажа, художественное оформление и т.д.);
доступное для детей расположение;
соответствие содержания центра природы и экспериментирования возрасту детей и требованиям СанПиН, методическим рекомендациям по оборудованию центра природы и оформлению календарей природы;
соответствие содержания уголка экспериментирования возрастным особенностям детей данной группы;
соблюдение правил техники безопасности при организации деятельности детей в уголке экспериментирования;
наличие оборудования для проведения различных экспериментов (в соответствии с возрастной группой);
наличие демонстрационного лабораторного и дидактического материалов;
наличие методической литературы по организации детского экспериментирования;
наличие и надлежащее оформление документации: план работы с детьми, конспекты непрерывной образовательной деятельности, журналы наблюдений, правила поведения в уголке экспериментирования, правила техники безопасности и т.д.;
степень использования материалов уголка экспериментирования детьми в свободной деятельности;
наличие информационных материалов для родителей по вопросам познавательного развития детей.
6.2. Оценка уголков экспериментирования по тому или иному критерию осуществляется с учетом возрастных особенностей воспитанников конкретной группы
7. Порядок оценивания итогов конкурса
7.1. Каждый критерий будет оцениваться в баллах от 0 до 5-ти, и суммироваться для выставления общего балла.
7.2. По итогам работы комиссии оценочный лист с соответствующими баллами заполняется и подписывается председателем и членами комиссии.
7.3. На основе оценочного листа составляется справка по конкурсу.
8. Подведение итогов смотра-конкурса
8.1. В ходе смотра-конкурса определяются участники, занявшие три первых призовых места.
8.2. Награждение победителей смотра-конкурса состоится на заседании педагогического совета № 2.
Приложение № 1
Требования к содержанию центра природы и экспериментирования
Комнатные и искусственные растения (сравнение объектов по признаку «живое — неживое»).
Сезонный растительный материал (букеты из декоративны растений, природный материал).
Место для труда (небольшой стационарный, откидной ил выдвижной столик, на котором можно расположить баночки с кормами, поилки, инвентарь для трудовой деятельности).
Модели по возрасту
Ящики с посадками (лук, овес, рассада).
Оборудование для экспериментальной деятельности в младшей группе:
книги познавательного характера для младшего возраста;
тематические альбомы;
коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"
песок, глина;
набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
семена бобов, фасоли, гороха
некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
"бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Оборудование для экспериментальной деятельности в средней группе:
книги познавательного характера для среднего возраста
тематические альбомы
коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"
песок, глина
набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде
материалы для игр с мыльной пеной
красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) .
семена бобов, фасоли, гороха
некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
"бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего дошкольного возраста.
карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Оборудование для экспериментальной деятельности в старшей группе:
схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
серии картин с изображением природных сообществ;
книги познавательного характера, атласы;
тематические альбомы;
коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы", "Камней", "Ракушек"
природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
сито, воронки
половинки мыльниц, формы для льда
приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
Ведение фиксации детского экспериментирования
Оборудование для экспериментальной деятельности в подготовительной группе:
схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
серии картин с изображением природных сообществ;
книги познавательного характера, атласы;
тематические альбомы;
коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы", "Камней", "Ракушек".
мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные", "Изделия из камня")
материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"
природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
сито, воронки
половинки мыльниц, формы для льда
приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, компас, безмен.
клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
Ведение фиксации детского экспериментирования
Приложение № 2
Примерные варианты модельного материала
Младший возраст
Предметные | Предметно-схематические (сенсорные) | Графические |
| модель величины (большой, маленький) модель численности групп (много, мало) | календарь природы календарь наблюдений за птицами модель «Жизненные формы» (дерево, травянистое растение) модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок) модель «Потребности растений (вода) модель «Способы ухода за растениями» (полив, очистка листьев от пыли тряпочкой) модель «Свойства песка» (рассыпается, формируется) модель «Глина» (ломается, лепится) обобщающая схема описания овощей и фруктов (цвет, форма, величина, вкус) модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост) |
Средний возраст
Предметные | Предметно-схематические (сенсорные) | Графические |
| модель величины (большой, маленький) модель численности групп (много, мало) модель формы листа (круглый, треугольный, овальный) модель характера поверхности (гладкий, шероховатый) | календарь погоды календарь наблюдений за птицами модель «Живой организм» (питание, дыхание, движение) модель «Жизненные формы» (дерево, куст, травянистое растение) модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок, плод с семенами) модель «Потребности растений» (вода, свет, тепло) модель «Способы ухода за растениями» (полив, рыхление, очистка листьев от пыли тряпочкой, кисточкой, опрыскивание) модель «Свойства песка» (рассыпается, формируется, темный (светлый) по цвету) модель «Глина» (ломается, лепится, темная (светлая) по цвету) обобщающая схема описания овощей и фруктов (цвет, форма, величина, вкус, место произрастания, как употребляется в пищу) модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост) модель «Дикие животные» модель «Домашние животные» обобщающая схема описания времени года (солнце, небо, ветер, осадки, почва, растительный мир, животный мир, мир человека (одежда, игры и забавы на прогулке)) |
Старший возраст
Предметные | Предметно-схематические (сенсорные) | Графические |
леса» | модель величины (большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий) модель численности групп (много, мало) модель формы листа (круглый, треугольный, овальный) модель характера поверхности (гладкий, шероховатый) модель «Мимикрия» | календарь погоды календарь наблюдений за птицами календарь наблюдений за ростом и развитием растений; календарь длительности светового дня; модель «Термометр» модель «Живой организм» (питание, дыхание, движение, рост и развитие) модель «Жизненные формы» (дерево, куст, травянистое растение) модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок, плод с семенами) модель «Потребности растений» (вода, свет, тепло, почва) модель «Способы ухода за растениями» (полив, рыхление, очистка листьев от пыли тряпочкой, кисточкой, опрыскивание, обрезка сухих листьев, подкормка) модель «Размножение растений» (семенами, листом, черенком, луковицей, делением куста на части) модель «Птицы» модель «Рыбы» модель «Звери» модель «Насекомые» карты местности родного края |