СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Положение о внутришкольном контроле

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Положение разработано в соответствии с основными норативными документами в области образования, Положения об общеобразовательном учебном заведении, Устава  школы.

Просмотр содержимого документа
«Положение о внутришкольном контроле»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Утверждено

решением педсовета

Протокол № от __________

Утверждаю

приказ № от ____________

Директор ___________Мечет И. А.

«Стахановская средняя общеобразовательная

школа I-II ступеней № 25»















Положение

о внутришкольном контроле




















1. Общие положения

1.1. Положение разработано в соответствии с основными норативными документами в области образования, Положения об общеобразовательном учебном заведении, Устава школы.

1.2. Внутришкольный контроль (ВШК) это:

взаимодействие администрации и педагогического коллектива и обслуживающего персонала, ориентированное на создание необходимых условий для получения учащимися качественного образования;

система взаимоотношений, целей, принципов, средств и форм в их взаимосвязи;

вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития системы учебно-воспитательной работы;

всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса с целью координации всей работы в соответствии с поставленными задачами, направленное на обеспечение оптимальной организации обучения и воспитания;

способ получения и переработки информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса для принятия на этой основе управленческих решений;

процесс соизмерения фактически достигнутых результатов по сравнению с запланированными и государственными стандартами.

1.3. Положение о внутришкольном контроле определяет задачи, объекты, требования контроля и регламентирует порядок его проведения.

1.4. Уровнями внутришкольного контроля являются:

• уровень директора школы;

• уровень его заместителей;

• уровень главв методических объединений;

• уровень органов родительского самоуправления;

• уровень классного руководителя;

• уровень учителя;

• уровень самоконтроля учителя, ученика.

1.5. Для эффективного осуществления внутришкольного контроля руководитель должен четко знать:

• структуру внутришкольного контроля в своем заведении (каждая подсистема, входящая в структуру контроля, имеет свой конкретный смысл и требует использования соответствующих форм и методик контроля);

• содержание каждой подсистемы;

• формы и методы контроля.

1.5. Положение о внутришкольном контроле утверждается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.

 2. Ведущие принципы, задачи и функции внутришкольного контроля

Внутришкольный контроль станет объективным фактором повышения заинтересованности педагогов в результатах своего труда, если осуществляться на демократических началах, рассматриваться администрацией как средство стимулирования педагогов, осуществляться систематически и на вариативной основе.

2.1. Ведущие принципы контроля:

• стимулирование творческого и профессионального роста учителей;

• взаимоуважение и взаимообогащение;

• мотивационная и информационная основа;

• сравнительно-аналитический подход;

• методологическая направленность;

• системность;

• цикличность;

• демократизация;

• гуманизация и гласность;

• открытость и наличие результативности;

• адекватность отражения человека человеком;

• адекватность самооценки;

• самосохранение (сохранение себя как личности).

2.2. Задачи контроля:

• создание благоприятных условий для развития общеобразовательного учреждения;

• обеспечение взаимодействия управляющих и управляемой систем;

• осуществление контроля за исполнением законодательства в области образования, нормативных документов управления образования, приказов отдела образования и решений педсовета школы;

• выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их ликвидации;

• анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

• анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

• изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций

• сбор информации, ее обработка и накопление для подготовки проектов решений;

• анализ результатов выполнения приказов и распоряжений по школе;

• оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.

2.3. Функции контроля:

• осуществление обратной связи (без объективной и полной информации руководитель не может управлять, принимать обоснованные решения);

• диагностическая, под которой понимают аналитический срез и оценку состояния исследуемого объекта на основе сравнения этого состояния с заранее выбранными параметрами повышения качества и эффективности контроля;

• стимулирующая, которая предполагает превращение контроля в инструмент развития творческих начал в деятельности учителя.

3. Объекты контроля

Объект образовательного контроля учебного заведения - это отдельные участки работы, которые подлежат влиянию управленческого контроля. Объекты контроля, интервалы времени и даты контроля за ходом выполнения планов руководитель определяет на стадии их формирования.

Объектами внутришкольного контроля могут быть такие педагогические и финансово-хозяйственные аспекты:

Учебный процесс:

• выполнение учебных программ;

• уровень знаний учащихся;

• индивидуальная работа с одаренными детьми;

• качество внеурочной предметной деятельности;

• развитие учебных компетенций учащихся;

Воспитательный процесс:

• эффективность воспитательной системы школы;

• внедрение инновационных воспитательных технологий;

• диагностика уровня воспитанности учащихся;

• активная жизненная позиция учащихся;

• система воспитательной работы классных руководителей;

• участие родителей в воспитательном процессе;

• качество общешкольных воспитательных мероприятий;

• уровень здоровья и физической подготовки учащихся;

• качество профилактической работы по предупреждению правонарушений среди учащейся молодежи.

Научно-исследовательская и экспериментальная деятельность:

• соответствие этой деятельности концепции развития школы;

• степень научной обоснованности нововведений;

• результативность нововведений;

• уровень научной образованности педагогов;

• научно-исследовательская деятельность учащихся;

• научно-исследовательская деятельность учителей.

Обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями:

• охрана труда;

4. Виды контроля

Внутришкольный контроль в общеобразовательном учебных заведении осуществляется по следующим направлениям: контроль для оценки полученного результата и контроль для принятия мер по корректировке существенных отклонений от плана или корректировки самого плана. В школе используются такие виды контроля:

• по периодичности осуществления различают три основных вида контроля: предварительный, текущий, итоговый;

• по широте охвата объекта различают тематический, фронтальный, смотровой (выборочный) контроль;

• по объектам (субъектам) контроля различают персональный, классно-обобщающий, предметно - обобщающий, тематически обобщающий, фронтальный или комплексный контроль;

• по уровню управления контроль делится на административный, взаимоконтроль, самоконтроль, коллективный;

• по характеру осуществления различают плановый, оперативный, эпизодический контроль.

 5. Основные требования к эффективности внутришкольного контроля

Важным фактором эффективности контроля является выполнение общих педагогических и этических требований.

Внутришкольный контроль должен:

• обеспечивать достижение целей учебного заведения и способствовать развитию;

• быть ориентированным на конечный результат деятельности школы;

• быть своевременным, гибким, действенным, объективным;

• формы, методы, средства контроля должны в полной мере соответствовать контролируемому виду деятельности;

• система контроля должна быть понятной всем участникам педагогического процесса, соответствовать их потребностям, возможностям по развитию;

• измерения и оценки, осуществляемые в ходе контроля, должны быть гласными и стимулировать развитие школьного коллектива в целом и каждого звена в отдельности;

• затраты времени, усилий на контроль должны быть оптимальными, а отдача от него обеспечивать качественный рост результатов контролируемой деятельности;

• на основании перспективного плана внутришкольного контроля руководитель учебного заведения разрабатывает ежегодный план-график, с которым знакомит педагогический коллектив и родительский совет (план-график должен содержать сферу и подробную информацию о тематике и ходе запланированных исследований).

Этические требования к контролю:

• о результатах контроля следует сообщать педагогическому коллективу только после обсуждения с субъектом контроля;

• НЕ анализировать недостатки учителя в присутствии коллег;

• вместе с результатами контроля следует сообщать и об их причинах, среди которых могут быть не зависящие от учителя;

• в основе контроля должны быть сопоставление результатов работы одного и того же учителя с одним и тем же классом в разные периоды, но не сравнение учителя с коллегами;

• администратор не должен объявлять свое отношение к результатам контроля, надо только анализировать их с точки зрения соответствия нормативам;

• инициатива при проведении контроля должна быть за субъектом контроля (учитель сам должен проанализировать урок, указать причины успехов и неудач и т.д.);

• рекомендации учителю должны выражаться в тактической форме;

• надо помнить, что плохо проведенный урок, низкий результат не является причиной изменения личностных взаимоотношений между администрацией и учителем.

6. Организация, проведение и обобщение результатов внутришкольного контроля

6.1. Организация проверки состояния каждого из вопросов содержания ВШК состоит из следующих этапов:

• определение цели контроля;

• объектов контроля;

• составление плана проверки;

• инструктаж участников;

• выбор форм и методов контроля;

• констатация фактического состояния дел;

• объективная оценка этого состояния;

• выводы, вытекающие из оценки;

• рекомендации или предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса (НВП) или устранения недостатков;

• определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.

6.2. ВШК осуществляет директор школы, по его поручению заместители по учебно-воспитательной работе или созданная с этой целью комиссия. Как эксперты к участию в контроле могут привлекаться сторонние компетентные организации и отдельные специалисты.

6.3. Директор издает приказ о сроках и цели предстоящей проверки, устанавливает срок представления итоговых материалов и план-задание, определяющий вопросы конкретной проверки и необходимость обеспечить достаточную осведомленность и сопоставимость результатов контроля для подготовки итоговой справки.

6.4. Продолжительность тематических или фронтальных проверок не должна превышать 15 дней с посещением не менее пяти уроков, занятий и других мероприятий (для изучения опыта работы - не менее 10 уроков)

6.5. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля.

6.6. При проведении планового контроля не нужно дополнительно предупреждать учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предупреждения.

6.7. Основания для проведения контроля:

• аттестация;

• плановость контроля;

• проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

• обращения физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.

6.8. Результаты проверки оформляются в виде аналитической справки, в которой указывается:

• цель контроля;

• сроки;

• состав комиссии;

• какая работа проведена в процессе проверки (посещены уроки, проведены контрольные работы, просмотрена школьная документация, проведены собеседования)

• констатация фактов, выявленных;

• выводы;

• рекомендации или предложения;

• дата и подпись ответственного за написание справки.

6.9. Педагогический работник, который подлежит контролю, имеет право:

• знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

• знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля,

• вовремя знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;

• обратиться в комиссию по трудовым спорам, профкома школы или вышестоящие органы управления образования при несогласии с результатами контроля.

6.10. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:

• проводятся заседания педагогического или методического совета, совещания при директоре, совещания при завуче,

• результаты проверок могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников.

6.11. Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает решение:

• об издании соответствующего приказа;

• об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом или методическим советом;

• о проведении повторного контроля с привлечением определенных экспертов;

• о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;

• о поощрении работников;

• другие решения в пределах своей компетенции.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!