Государственное бюджетное образовательное учреждение
Утверждено решением педсовета Протокол № от __________ | Утверждаю приказ № от ____________ Директор ___________Мечет И. А. |
«Стахановская средняя общеобразовательная
школа I-II ступеней № 25»
Положение
о внутришкольном контроле
1. Общие положения
1.1. Положение разработано в соответствии с основными норативными документами в области образования, Положения об общеобразовательном учебном заведении, Устава школы.
1.2. Внутришкольный контроль (ВШК) это:
взаимодействие администрации и педагогического коллектива и обслуживающего персонала, ориентированное на создание необходимых условий для получения учащимися качественного образования;
система взаимоотношений, целей, принципов, средств и форм в их взаимосвязи;
вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития системы учебно-воспитательной работы;
всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса с целью координации всей работы в соответствии с поставленными задачами, направленное на обеспечение оптимальной организации обучения и воспитания;
способ получения и переработки информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса для принятия на этой основе управленческих решений;
процесс соизмерения фактически достигнутых результатов по сравнению с запланированными и государственными стандартами.
1.3. Положение о внутришкольном контроле определяет задачи, объекты, требования контроля и регламентирует порядок его проведения.
1.4. Уровнями внутришкольного контроля являются:
• уровень директора школы;
• уровень его заместителей;
• уровень главв методических объединений;
• уровень органов родительского самоуправления;
• уровень классного руководителя;
• уровень учителя;
• уровень самоконтроля учителя, ученика.
1.5. Для эффективного осуществления внутришкольного контроля руководитель должен четко знать:
• структуру внутришкольного контроля в своем заведении (каждая подсистема, входящая в структуру контроля, имеет свой конкретный смысл и требует использования соответствующих форм и методик контроля);
• содержание каждой подсистемы;
• формы и методы контроля.
1.5. Положение о внутришкольном контроле утверждается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.
2. Ведущие принципы, задачи и функции внутришкольного контроля
Внутришкольный контроль станет объективным фактором повышения заинтересованности педагогов в результатах своего труда, если осуществляться на демократических началах, рассматриваться администрацией как средство стимулирования педагогов, осуществляться систематически и на вариативной основе.
2.1. Ведущие принципы контроля:
• стимулирование творческого и профессионального роста учителей;
• взаимоуважение и взаимообогащение;
• мотивационная и информационная основа;
• сравнительно-аналитический подход;
• методологическая направленность;
• системность;
• цикличность;
• демократизация;
• гуманизация и гласность;
• открытость и наличие результативности;
• адекватность отражения человека человеком;
• адекватность самооценки;
• самосохранение (сохранение себя как личности).
2.2. Задачи контроля:
• создание благоприятных условий для развития общеобразовательного учреждения;
• обеспечение взаимодействия управляющих и управляемой систем;
• осуществление контроля за исполнением законодательства в области образования, нормативных документов управления образования, приказов отдела образования и решений педсовета школы;
• выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их ликвидации;
• анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
• анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
• изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций
• сбор информации, ее обработка и накопление для подготовки проектов решений;
• анализ результатов выполнения приказов и распоряжений по школе;
• оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
2.3. Функции контроля:
• осуществление обратной связи (без объективной и полной информации руководитель не может управлять, принимать обоснованные решения);
• диагностическая, под которой понимают аналитический срез и оценку состояния исследуемого объекта на основе сравнения этого состояния с заранее выбранными параметрами повышения качества и эффективности контроля;
• стимулирующая, которая предполагает превращение контроля в инструмент развития творческих начал в деятельности учителя.
3. Объекты контроля
Объект образовательного контроля учебного заведения - это отдельные участки работы, которые подлежат влиянию управленческого контроля. Объекты контроля, интервалы времени и даты контроля за ходом выполнения планов руководитель определяет на стадии их формирования.
Объектами внутришкольного контроля могут быть такие педагогические и финансово-хозяйственные аспекты:
Учебный процесс:
• выполнение учебных программ;
• уровень знаний учащихся;
• индивидуальная работа с одаренными детьми;
• качество внеурочной предметной деятельности;
• развитие учебных компетенций учащихся;
Воспитательный процесс:
• эффективность воспитательной системы школы;
• внедрение инновационных воспитательных технологий;
• диагностика уровня воспитанности учащихся;
• активная жизненная позиция учащихся;
• система воспитательной работы классных руководителей;
• участие родителей в воспитательном процессе;
• качество общешкольных воспитательных мероприятий;
• уровень здоровья и физической подготовки учащихся;
• качество профилактической работы по предупреждению правонарушений среди учащейся молодежи.
Научно-исследовательская и экспериментальная деятельность:
• соответствие этой деятельности концепции развития школы;
• степень научной обоснованности нововведений;
• результативность нововведений;
• уровень научной образованности педагогов;
• научно-исследовательская деятельность учащихся;
• научно-исследовательская деятельность учителей.
Обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями:
• охрана труда;
4. Виды контроля
Внутришкольный контроль в общеобразовательном учебных заведении осуществляется по следующим направлениям: контроль для оценки полученного результата и контроль для принятия мер по корректировке существенных отклонений от плана или корректировки самого плана. В школе используются такие виды контроля:
• по периодичности осуществления различают три основных вида контроля: предварительный, текущий, итоговый;
• по широте охвата объекта различают тематический, фронтальный, смотровой (выборочный) контроль;
• по объектам (субъектам) контроля различают персональный, классно-обобщающий, предметно - обобщающий, тематически обобщающий, фронтальный или комплексный контроль;
• по уровню управления контроль делится на административный, взаимоконтроль, самоконтроль, коллективный;
• по характеру осуществления различают плановый, оперативный, эпизодический контроль.
5. Основные требования к эффективности внутришкольного контроля
Важным фактором эффективности контроля является выполнение общих педагогических и этических требований.
Внутришкольный контроль должен:
• обеспечивать достижение целей учебного заведения и способствовать развитию;
• быть ориентированным на конечный результат деятельности школы;
• быть своевременным, гибким, действенным, объективным;
• формы, методы, средства контроля должны в полной мере соответствовать контролируемому виду деятельности;
• система контроля должна быть понятной всем участникам педагогического процесса, соответствовать их потребностям, возможностям по развитию;
• измерения и оценки, осуществляемые в ходе контроля, должны быть гласными и стимулировать развитие школьного коллектива в целом и каждого звена в отдельности;
• затраты времени, усилий на контроль должны быть оптимальными, а отдача от него обеспечивать качественный рост результатов контролируемой деятельности;
• на основании перспективного плана внутришкольного контроля руководитель учебного заведения разрабатывает ежегодный план-график, с которым знакомит педагогический коллектив и родительский совет (план-график должен содержать сферу и подробную информацию о тематике и ходе запланированных исследований).
Этические требования к контролю:
• о результатах контроля следует сообщать педагогическому коллективу только после обсуждения с субъектом контроля;
• НЕ анализировать недостатки учителя в присутствии коллег;
• вместе с результатами контроля следует сообщать и об их причинах, среди которых могут быть не зависящие от учителя;
• в основе контроля должны быть сопоставление результатов работы одного и того же учителя с одним и тем же классом в разные периоды, но не сравнение учителя с коллегами;
• администратор не должен объявлять свое отношение к результатам контроля, надо только анализировать их с точки зрения соответствия нормативам;
• инициатива при проведении контроля должна быть за субъектом контроля (учитель сам должен проанализировать урок, указать причины успехов и неудач и т.д.);
• рекомендации учителю должны выражаться в тактической форме;
• надо помнить, что плохо проведенный урок, низкий результат не является причиной изменения личностных взаимоотношений между администрацией и учителем.
6. Организация, проведение и обобщение результатов внутришкольного контроля
6.1. Организация проверки состояния каждого из вопросов содержания ВШК состоит из следующих этапов:
• определение цели контроля;
• объектов контроля;
• составление плана проверки;
• инструктаж участников;
• выбор форм и методов контроля;
• констатация фактического состояния дел;
• объективная оценка этого состояния;
• выводы, вытекающие из оценки;
• рекомендации или предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса (НВП) или устранения недостатков;
• определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.
6.2. ВШК осуществляет директор школы, по его поручению заместители по учебно-воспитательной работе или созданная с этой целью комиссия. Как эксперты к участию в контроле могут привлекаться сторонние компетентные организации и отдельные специалисты.
6.3. Директор издает приказ о сроках и цели предстоящей проверки, устанавливает срок представления итоговых материалов и план-задание, определяющий вопросы конкретной проверки и необходимость обеспечить достаточную осведомленность и сопоставимость результатов контроля для подготовки итоговой справки.
6.4. Продолжительность тематических или фронтальных проверок не должна превышать 15 дней с посещением не менее пяти уроков, занятий и других мероприятий (для изучения опыта работы - не менее 10 уроков)
6.5. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля.
6.6. При проведении планового контроля не нужно дополнительно предупреждать учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предупреждения.
6.7. Основания для проведения контроля:
• аттестация;
• плановость контроля;
• проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
• обращения физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.
6.8. Результаты проверки оформляются в виде аналитической справки, в которой указывается:
• цель контроля;
• сроки;
• состав комиссии;
• какая работа проведена в процессе проверки (посещены уроки, проведены контрольные работы, просмотрена школьная документация, проведены собеседования)
• констатация фактов, выявленных;
• выводы;
• рекомендации или предложения;
• дата и подпись ответственного за написание справки.
6.9. Педагогический работник, который подлежит контролю, имеет право:
• знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
• знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля,
• вовремя знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
• обратиться в комиссию по трудовым спорам, профкома школы или вышестоящие органы управления образования при несогласии с результатами контроля.
6.10. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:
• проводятся заседания педагогического или методического совета, совещания при директоре, совещания при завуче,
• результаты проверок могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников.
6.11. Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает решение:
• об издании соответствующего приказа;
• об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом или методическим советом;
• о проведении повторного контроля с привлечением определенных экспертов;
• о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;
• о поощрении работников;
• другие решения в пределах своей компетенции.