СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Помогалочка по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятками пользоваться может учитель и ученик

Просмотр содержимого документа
«Помогалочка по литературному чтению»

Содержание


Жанры художественных произведений

с. 3

Язык художественных произведений

с. 4

Словарь синонимов

с. 5

Словарь антонимов

с. 6-7

Словарь омонимов

с. 8

Словарь фразеологизмов

с. 9

Словарь № 1. Цвета и их оттенки

с. 10-11

Словарь № 2. Краски, которые использует художник

с. 12

Словарь № 3. Размеры

с. 12

Словарь № 4. Возраст

с. 13

Словарь № 5. Состояние предмета

с. 14

Словарь № 6. Свойство предмета, человека, животного

с. 15

Словарь № 7. Характер, вид

с. 16

Словарь № 8. Настроение

с. 17-18

Словарь № 9. Характеристика действия

с. 19

Словарь № 10. Отношение к рисунку, прочитанному

с. 20

План анализа стихотворения

с. 21

План работы над лирическим стихотворением.

с. 21

Вопросы для анализа стихотворения.

с. 22

План анализа рассказа

с. 23

Отзыв о прочитанной книге.

с. 23

План характеристики героя литературного произведения

с. 24

План отзыва на сочинение товарища

с. 24

План анализа сказки.

с. 25

План анализа басни.

с. 25

Сочинение повествование. Текст-повествование

с. 26-27

Сочинение-описание. Текст-описание

с. 28-29

Сочинение-рассуждение. Текст-рассуждение

с. 30-31

Речевые клише

с. 32

Список книг, рекомендуемых для прочтения

с. 33-35

2



Список книг, рекомендуемых для прочтения
будущим четвероклассникам

  1. Акимушкин И. И. Чудеса природы.

  2. Бернет Ф. Маленький лорд Фаунтлерой. Маленькая принцесса, или Приключения Сары Крю.

  3. Куприн А. И. Белый пудель.

  4. Лагин Л. И. Старик Хоттабыч.

  5. Льюис К. Конь и его мальчик. Принц Каспиан.

  6. Осеева В. Динка.

  7. Прокофьева С. Л. Ученик волшебника.

  8. Свифт Д. Путешествия Лемюэля Гулливера.

  9. Толкиен Дж. Р. Хоббит, или Туда и обратно.

  10. Трэверс П. Мэри Поппинс.

  11. Фарджон Э. Сказки.

  12. Чарская Л. Записки гимназистки. Княжна Джаваха.

  13. Чуковский К. Серебряный герб

М

35

35

отив
– устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.

Мораль – отдельное, практическое нравственное наставление, нравоучение. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна...И.А. Крылов)

Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Узник»)

Олицетворение – перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных.

Пейзаж – (от греч. – создаю, творю) — 1) Искусство слова вообще, литературно-художественное произведение в стихах и прозе. 2) Стихотворные художественные произведения, в отличие от художественной прозы жанр искусства, в котором предметом изображения является природа.

Поэзия – словесное художественное творчество.

Проза – не стихотворная речь.

Сравнение – вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. («В железных латах самовар // Шумит домашним генералом...» Н.А. Заболоцкий)

Стих – 1. Особый тип художественной речи, отличный от прозы. 2. Стихотворная строка. Употребление слова «Стих» в смысле стихотворение неправильно. Однако во множественном числе слово «стихи» обозначает поэтическое творчество.

Стихотворение – небольшое стихотворное произведение.

ТРОПЫ (от греч. – поворот, оборот речи) – употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.

ЭЛЕГИЯ (от греч. – жалобная песня) – лирическое стихотворение среднего объема, обычно наполненное печальным эмоциональным содержанием, лишенное отчетливой композиции, как правило, написанное от первого лица.

Эпитет – образное определение, прибавляемое к предмету с целью подчеркнуть его характерное свойство.

36


Методическая разработка
учителя начальных классов МОУ СОШ № 37
Е. А. Клоковой































Список книг, рекомендуемых для прочтения
третьеклассникам


  1. Акимушкин И. И. Когда крокодилы летали.

  2. Алексин А. В стране вечных каникул.

  3. Гераскина Л. В стране невыученных уроков.

  4. Каверин В. Сказки города Немухина.

  5. Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса по Швеции.

  6. Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне и другие повести.

  7. Льюис К. Лев, колдунья и платяной шкаф.

  8. Медведев М. Баранкин, будь человеком!

  9. Олеша Ю. Три толстяка.

  10. Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители.

  11. Успенский Э. Вниз по волшебной реке.

  12. Харрис Д. Г. Сказки дядюшки Римуса.


34


ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Повествовательный жанр

Басня – небольшое произведение в стихах или прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием.
С помощью образов животных, неодушевленных предметов в басне осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки людей. Основная мысль в басне - мораль. Она обычно находится в начале или в конце басни.

Сказка – вид устного народного творчества в прозе или в стихах о вымышленных событиях. По содержанию сказки бываю волшебные, бытовые, сатирические, о животных.

Рассказ – небольшое художественное произведение, в котором изображается характер героя, одно или несколько событий из его жизни.

Статья – небольшое по объему сочинение, в котором излагаются научные сведения, факты, события.

Повесть – литературное произведение описательно-повествовательного жанра.

Лирический жанр

Стихотворение – небольшое поэтическое произведение в стихотворной форме.

Песня – стихотворение, предназначенное для пения.

Былина – русская песня, поэма о богатырях и народных героях.




3



ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(изобразительные средства, помогающие образно выразить
содержание произведения)


  • СРАВНЕНИЕ – средство выразительности, когда одни предметы и явления сопоставляются с другими.

  • ЭПИТЕТ – художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления.

  • МЕТАФОРА – основное средство выразительности, когда одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним, при этом создается яркая, поэтическая картина.

  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – вид метафоры, в которой явления природы уподобляются живым существам, часто людям.

  • АЛЛЕГОРИЯ – вид метафоры, где все изображения жизни: сюжет, действующие лица, язык - имеет не прямое , а иносказательное значение (используется в сказках, баснях, где действуют обычно животные).

  • АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение в стихах одних и тех же согласных звуков, напоминающих изображаемое явление.

  • ЮМОР – добродушный смех.

  • ИРОНИЯ – тонкая, скрытая насмешка, когда слова употребляются в обратном, противоположном смысле.

  • ГИПЕРБОЛА – чрезмерное увеличение свойств изображенного предмета или явления.

  • КОНТРАСТ – противопоставление.

  • ЖАНР – устойчивая разновидность художественного произведения.

  • ТЕМА ТЕКСТА – ответ на вопрос о чем пишет автор.

  • ИДЕЯ ТЕКСТА – главная мысль произведения.

  • СТИЛЬ – художественный, научно-публицистический , деловой.

  • ВИДЫ ТЕКСТА – повествование, описание, рассуждение.

  • КОМПОЗИЦИЯ – построение текста.

  • РИФМА – созвучие концов стихотворных строк.

  • Ф

    4

    ОЛЬКЛОР – устное народное творчество (былины, народные песни, сказки, частушки, пословицы, поговорки, загадки)


Список книг, рекомендуемых для прочтения второклассникам

  1. Александрова Т. И. Кузька (сказка).

  2. Волков А. И. Волшебник Изумрудного города.

  3. Маршак С. Я. Сказки. Песни. Загадки.

  4. Носов Н. Н. Приключения Незнайки и его друзей.

  5. По дорогам сказки – сказки писателей разных стран. Пересказ Т. Габбе и А.Любарской.

  6. Родари Дж. Приключения Чиполлино. Сказки по т
    елефону.

  7. Толстой А. Н. Золотой ключик, или приключения
    Буратино.

  8. Успенский Э. Вера и Анфиса.

  9. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья.

  10. Чуковский К. Доктор Айболит.

Р

33

ечевые клише

Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения:

В стихотворении... (автор, название) говорится о...

В стихотворении...(название) ... (фамилия поэта) описывается...

В стихотворении царит ... настроение. Стихотворение... пронизано ... настроением.

Настроение этого стихотворения.... Настроение меняется на протяжении стихотворения: от.. .к.... Настроение стихотворения подчеркивает...

Автора пронизывает чувство...

Стихотворение можно разделить на.. .части, так как...

Композиционно стихотворение делится на...части.

Короткие (длинные) строки подчеркивают...

В стихотворении мы словно слышим звуки.... Постоянно повторяющиеся звуки... позволяют услышать....

Поэт хочет запечатлеть словами....

Для того чтобы передать ... настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.). С помощью... автор дает нам возможность увидеть (услышать).... Используя..., поэт создает образ...

Лирический герой этого стихотворения представляется мне....

Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: ...(например)

Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны
и т. п.) передают (эпитеты, метафоры): ...

Сопоставление (противопоставление) образов ... помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.

С

32

3

тихотворение вызывает у меня чувство...

Словарь синонимов


  • бежать, нестись, мчаться, лететь

  • белый, белоснежный, молочный, снежный

  • блестеть, сиять, сверкать, гореть, светиться

  • боязливый, пугливый, трусливый

  • бросать, кидать, швырять, метать, пускать

  • быстро, скоро, стремительно, живо

  • важный, величественный, величавый, царственный

  • вежливый, учтивый, уважительный, любезный

  • ветер, вихрь, буря, ураган

  • героический, геройский, доблестный

  • голубой, лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный

  • грустить, печалиться, унывать, кручиниться

  • думать, размышлять, мыслить, раздумывать

  • жёлтый, лимонный, янтарный, соломенный

  • зелёный, травяной, изумрудный, малахитовый

  • интересный, увлекательный, занимательный

  • комната, горница, светлица, светёлка

  • коричневый, офейный, шоколадный, карий

  • красивый, прекрасный, пригожий

  • красный, алый, пунцовый, кумачовый, гранатовый

  • метель, метелица, вьюга, пурга, буран

  • нёбо, небосвод, небосклон

  • неправильный, неверный, ошибочный, ложный

  • охранять, стеречь, сторожить, караулить

  • простор, ширь, даль, приволье, раздолье

  • разговаривать, говорить, толковать, болтать

  • родной, родимый, отчий, отеческий

  • светать, рассветать, светлеть, брезжить

  • смелость, храбрость, отвага, мужество, бесстрашие

  • сообразительный, смышлёный, смекалистый

  • сражаться, воевать, биться, драться, бороться

  • тревога, волнение, беспокойство

  • фильм, кинофильм, кинокартина, кино

  • чёрный, агатовый, смоляной, угольный

  • ч

    5

    ёткий, разборчивый, отчётливый, ясный

Словарь антонимов


бедность – богатство

лживый – правдивый

бездельничать – трудиться

ложь – правда

белизна – чернота

мокрый – сухой

близко – далеко

молчаливый – болтливый

болезнь – здоровье

мягкий – твёрдый

болтать – молчать

назад – вперёд

быль – сказка

находить – терять

быстро – медленно

начинать – кончать

вежливый – грубый

нежный – грубый

весёлый – грустный

острый – тупой

вечерний – утренний

отвечать – спрашивать

восток – запад

отдавать – брать

впереди – сзади

отечество – чужбина

вражда – дружба

пасмурный – солнечный

вредный – полезный

печальный – радостный

высокий – низкий

плакать – смеяться

геройский – трусливый

поздний – ранний

гладкий – шершавый

покупать – продавать

глубокий – мелкий

полдень – полночь

глупость – мудрость

помнить – забывать

громадный – маленький

поощрять – наказывать

густой – жидкий (суп)

приезд – отъезд

густой – редкий (дождь)

прощание – встреча

далёкий – близкий

прощаться – здороваться

дешёвый – дорогой

разрушать – создавать

длинный – короткий

разъединять – соединять

добро – зло

свет – темнота

жёсткий – мягкий

сгибать – разгибать

забывать — помнить

север – юг

завтра – сегодня

слабый – сильный

интересный – скучный

сладкий – горький

крошечный – громадный

старый – молодой

лёгкий – трудный

строить – ломать

лёгкий – тяжёлый

стужа – зной

лень – трудолюбие

суша – вода

толстый – тонкий

широкий – узкий

храбрость – трусость

шумный – тихий

6


Рассуждение (примеры)


Кошки – таинственные животные. Они приносят удачу и оберегают дом от всего плохого. Кошка в доме – это к удаче и благополучию. Говорят, что они отгоняют злых духов.

Я очень люблю зиму! Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится, падают серебряные снежинки. Во-вторых, много зимних развлечений и забав: можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговика. В-третьих, зимой бывает праздник – Новый год. Вот почему я люблю зиму.

Дятел – это лесной лекарь, потому что они лечат деревья. Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине. Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые - и лес будет жить.

Вот почему называют дятла лесным лекарем.

У меня дома живет кошка Дуся. Она полосатая и пушистая. Дуся любит играть с мячиком. Мама говорит это потому, что она ещё котенок. Иногда мне кажется, Дуся понимает человеческий язык, потому что если мама её зовет, то она сразу прибегает и если мама её ругает за что-нибудь, она прячется. Мне нравится наша кошка.


31


Сочинение-рассуждение
по прочитанному тексту

В сочинении-рассуждении тебе предстоит рассказать о том, что случилось с героями произведения и почему, как проявляются черты их характера в сложившихся условиях.

Не забывай, что твоё литературное произведение должно строиться по правилам.

  1. Вступление. В этой части тебе надо сказать, о каком произведении ты пишешь, кто его автор.

  1. Основная часть. О чём произведение? Определи его тему.

    1. Укажи главных героев произведения.

    1. Расскажи, какими показывает автор своих героев, как к ним относится (обязательно опирайся на текст).

    1. Рассказывая о событиях произведения, обрати внимание на то, как произошедшее раскрывает характер героев.

    2. Подумай, для чего автор создал это произведение, что он хотел сказать своим читателям, к чему призвать их.

    3. Случалось ли тебе оказываться в подобных ситуациях, как ты себя вёл?

3. Заключение. Расскажи, какие выводы ты сделал из прочитанного текста. Понравилось ли тебе это произведение и почему?

30


СЛОВАРЬ АНТОНИМОВ


Белый – черный

Бледнеть – краснеть

Бледный – румяный

Близкий – дальний

Богач – бедняк

Большой – маленький

Быстро – медленно

Великан – карлик

Веселый – грустный, скучный

Высокий – низкий

Горький – сладкий

Грубый – нежный

Да – нет

День – ночь

Добро – зло

Дорогой – дешевый

Друг – враг

Жар – холод

Здоровый – больной

Зима – лето

Красивый – уродливый

Легкий – трудный

Ложиться – вставать

Любить – ненавидеть

Мир – война

Молодой – старый

Мягкий – твердый

Нельзя – можно

Новый – старый

Острый – тупой

Падать – подниматься

Плюс – минус

Подниматься – опускаться

Полезный – вредный

Полный –пустой

Помогать – мешать

Правда – ложь

Прибыль-убыток

Прямой – кривой

Радость – грусть, печаль.

Родина – чужбина

Рождаться – умирать

Свет – тьма

Свобода – рабство

Сильный – слабый



7





Словарь омонимов

Град. Атмосферные осадки в виде небольших ледяных шариков.

Град. То же, что и город.


Лавка. То же, что и скамейка. Деревянная лавка.

Лавка. Небольшой магазин. Книжная лавка.


Ладья. Большая лодка.

Ладья. Фигура в шахматах в форме башни; тура.


Рябинник. Заросль деревьев рябины.

Рябинник. Большой серый дрозд.


Тост. Короткая застольная речь.

Тост. Поджаренный или подсушенный тонкий ломтик хлеба.


Домино. 1) Маскарадный костюм в виде длинного плаща с капюшоном. 2) Человек, одетый в такой плащ.

Домино. Настольная игра.


Рысь. Бег, при котором лошадь ставит на землю одновременно одну переднюю и одну заднюю ногу. Ехал рысью.

Рысь. Хищное животное из семейства кошачьих, с заострённой мордой и очень острым зрением.


8


Описание (примеры)


Кошка была почти вся черная, лишь кое-где виднелись белые пятнышки. Большое светлое пятно было на спине, а маленькое - на кончике хвоста. У нее были большие зеленые глаза, почти изумрудные. На ушках были кисточки, на лапках выпущенные коготки.

Барсук – это довольно крупный, до 90 см (а с хвостом и более метра), зверь с серебристо-серой щетинойОт носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – чёрная полоса. Лапы сильные с крепкими когтямиЭтими лапами он роет норы, ловко выкапывает корешки, эти лапы служат ему и для обороны.

Бузина чёрная – многолетнее растение, кустарник или деревце 3–10 м высотойСтвол и ветви серые с чечевичками по коре. Листья супротивные, черешковые, непарно перистые. Цветки мелкие, душистые, желтовато-белые, в многоцветковых щитках. Плод – чёрно-фиолетовый, ягодновидныйЛекарственным сырьём являются соцветия и плоды, высушенные в печках или сушилках.

Лиса – осторожный и хитрый зверь.

Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.

Лиса живет в лесу. Она выкапывает глубокие норы.

Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.

В летнюю пору в лесу стоит настоящая благодать. Деревья одеты в ярко-зеленое убранство, мягкая трава стелется по земле. Воздух напоен запахом трав и разогретой солнцем древесины. А если очутиться в лесу ранним утром, можно наблюдать, как на траву выпадает свежая роса, как распускается множество лесных цветов.

29



Сочинение-описание
по прочитанному тексту


В сочинении-описании тебе предстоит рассказать о том, какими показал автор героев и события и какие эмоции и чувства вызывает у тебя этот текст.

Не забывай, что твоё литературное произведение должно строиться по правилам.

  1. Вступление. В этой части тебе надо сказать, о каком произведении ты пишешь, кто его автор.

  1. Основная часть. О чём произведение? Определи его тему.

    1. Укажи главных героев (если они есть) произведения.

    1. Расскажи, с какими чувствами описыва­ет автор главных героев, какие картины рисует в своём воображении, какие слова использует.

    1. Рассказывая об описываемых событиях, обрати внимание на то, какое настроение передаёт автор.

3. Заключение. Расскажи, какие чувства вызывает у тебя это произведение и почему.


С

28

ловарь фразеологизмов


Белые мухи. Падающий снег.

В двух шагах. Очень близко, рядом.

В ус не дуть. Не обращать никакого внимания.

Висеть на телефоне. Часто и долго говорить по телефону.

Гонять лодыря. Бездельничать, понапрасну тратить время.

Ждать у моря погоды. Ожидать чего-либо, бездействовать.

За словом в карман не полезет. Знает, что сказать, как ответить.

Каша в голове. Неясность, путаница в мыслях.

Мастер на все руки. Всё умеет делать, мастерить.

Медведь на ухо наступил. У кого-либо нет музыкального слуха.

Надувать губы. Обижаться, сердиться.

От горшка два вершка. Мал ростом; молод, неопытен.

По горячим следам. Сразу же после чего-либо случившегося.

Садиться не в свои сани. Браться не за своё дело.

Сломя голову. Очень быстро.

Смешинка в рот попала. Кто-либо никак не может удержаться от смеха.

Ушки на макушке. Кто-либо очень внимательно, напряжённо вслушивается.

Хватать звёзды с неба. Отличаться необыкновенными способностями.

Черепашьим шагом. Очень медленно.

Чудеса в решете. Что-либо удивительное, необыкновенное.

Чужими руками жар загребать. Пользоваться результатами чужого труда.

Я

9

зык без костей. Кто-либо чрезмерно болтлив, говорит лишнее.


Словарь №1 ЦВЕТА И ИХ ОТТЕНКИ


КРАСНЫЙ

Красный

Ярко-красный

Темно-красный

Светло-красный

Бледно-красный

Красноватый

Малиновый

Ярко-малиновый

Темно-малиновый

Светло-малиновый

Бледно-малиновый

Алый

Ярко-алый

Светло-алый

Персиковый

Бледно-алый

Бордовый

Темно-бордовый

Светло-бордовый

Вишневый

Темно-вишневый

Светло-вишневый

Кирпичный

Розовый

Ярко-розовый

Темно-розовый

Бледно-розовый

Розоватый

ОРАНЖЕВЫЙ

Оранжевый

Ярко-оранжевый

Темно-оранжевый

Светло-оранжевый

Бледно-оранжевый

Рыжий

Ярко-рыжий

Темно-рыжий

Светло-рыжий

Апельсиновый

Ярко-апельсиновый

Темно-апельсиновый

Светло-апельсиновый

Абрикосовый

Ярко-абрикосовый

Темно-абрикосовый

Светло-абрикосовый

Медный.

ЖЕЛТЫЙ

Желтый

Ярко-желтый

Темно-желтый

Светло-желтый

Бледно-желтый

Желтоватый

Канареечный

Соломенный

Яичный

Ярко-яичный

Темно-яичный.


П

10

овествование (примеры)

"Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ветер. Весь дом содрогался от бури. Грозно ухали морские волны. К утру шторм постепенно стих. Наташа и Сережа пошли прогуляться к морю. Девочка подняла с песка маленького беспомощного рачка. Ночью волны выбросили его на морской берег. Рачок слабо шевелил лапками. Наташа бросила беднягу в воду. Он закувыркался в зеленой воде и быстро уплыл. В прибрежной лужице на боку плавала рыбка. Мальчик поймал ее и поскорее выпустил в море. Потом Сережа нашел двух беспомощных улиток. Они почти высохли и тоже нуждались в помощи. В этот день Сережа и Наташа спасли много морских жителей".

Однажды осенью я, мама и бабушка отправились на прогулку в парк «Кедровый Лог». С собой мы взяли орехи, я – грецкие, а мама – кедровые. Знакомые нам рассказывали, что в парке много ручных белок. Войдя в парк, мы сразу увидели стройные кедры и могучие сосны, но белок не было видно нигде. И вдруг, на одной из аллей появилась смелая белка. Она подбежала ко мне, взяла с моей руки орешек и быстро убежала в лес. 

Мы пришли в парк, сели на лавочку. К нам подбежала кошка. Она испуганно взглянула на нас, зашипела и убежала прочь. Она побежала по зеленой траве, перепрыгнула лужу и запрыгнула на высокое дерево.

Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали

Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.

Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать.

И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал

Т

27

акой он умный.


Сочинение-повествование
по прочитанному тексту


Сочинение-повествование – это последовательное изложение событий, описанных в тексте

Очень важно помнить, что ты создаёшь свое литературное произведение, которое должно строиться по правилам.

  1. Вступление. В этой части тебе надо сказать, о каком произведении ты пишешь, кто его автор.

  1. Основная часть. О чём произведение? Определи его тему.

2.1. Укажи главных героев произведения.

2.2. Расскажи, какие они, что говорит о них автор.

2.3. Расскажи, что произошло с героями.

  1. Заключение. Выскажи своё мнение о прочитанном тексте. Расскажи, чем он тебе понравился, чему учит.

С

26

ловарь №1. ЦВЕТА И ИХ ОТТЕНКИ


ЗЕЛЕНЫЙ

Зеленый

Ярко-зеленый

Темно-зеленый

Светло-зеленый

Бледно-зеленый

Травяной

Салатовый

Ярко-салатовый

Темно-салатовый

Светло-салатовый

Болотный


ГОЛУБОЙ

Голубой

Ярко-голубой

Темно-голубой

Светло-голубой

Бледно-голубой

Голубоватый

Бирюзовый

Лазурный

Небесный

Морской волны

СИНИЙ

Синий

Синеватый

Васильковый

ФИОЛЕТОВЫЙ

Фиолетовый

Ярко-фиолетовый

Темно-фиолетовый

Светло-фиолетовый

Сиреневый

Темно-сиреневый

Светло-сиреневый

Лиловый

Фиалковый

Сизый

Красно-фиолетовый

Сине-фиолетовый

Серо-фиолетовый


БЕЛЫЙ

Белый

Ярко-белый

Чисто-белый

Снежно-белый

Беловатый

Белоснежный

Молочный

Цвет топленого молока


ЧЕРНЫЙ

Черный

Черноватый

Смоляной

Угольный

Синевато-черный

Фиолетово-черный


СЕРЫЙ

Серый

Сероватый

Стальной

Пепельный

Мышиный

КОРИЧНЕВЫЙ

Коричневатый

Шоколадный

Кофейный

Каштановый

Бурый

Бежевый


11


Словарь №2. КРАСКИ, КОТОРЫЕ
ИСПОЛЬЗУЕТ ХУДОЖНИК


Светлые

Лучистые

Радужные

Веселые

Радостные

Жизнерадостные

Яркие

Сочные

Темные

Мрачные

Пасмурные

Тусклые

Грустные

Печальные

Блеклые

Неяркие

Унылые


Словарь №3. РАЗМЕРЫ


Большой

Большущий

Маленький

Малюсенький

Небольшой

Крохотный

Громадный

Громаднейший Миниатюрный

Словно игрушечный

Высоченный

Рослый

Длинный

Долговязый

Низкий

Просторный

Огромный

Гигантский

Длиннющий

Низкий

Низенький

Низкорослый

Коротыш

Крошечный

Махонький

Невысокий

Широкий

Широченный

Вместительный Узкий

Узенький


Крупный

Громоздкий

Тесный

Мелкий

Худой

Глубокий

Толстый

П

12

лан анализа сказки


1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?

3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?


План анализа басни


1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

3. Обрати внимание на то, как написана басня – прозой или стихами. Найди рифмы.

4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?

9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

1

25

0. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?

План характеристики героя литературного произведения


1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...)

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.

6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.

7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?

8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?

9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?

План отзыва на сочинение товарища

1.Раскрыта ли в сочинении тема? Есть ли отступления от темы? О чем следовало написать подробнее?

2.Какова основная мысль сочинения? Раскрыта ли она? Нет ли противоречий в ее аргументации?

3.Хорошо ли связаны между собой части сочинения?

4.Удачно ли подобраны название, эпиграф?

5.Что вам понравилось и что нет в языке сочинения?

24


Словарь №4. ВОЗРАСТ


Младенец

Дитя

Детеныш

Малыш

Ребенок

Крошка

Малютка

Мальчик

Малец

Мальчишка

Мальчуган

Мальчонка

Девочка

Девчушка

Девчонка

Дети

Детвора

Ребята

Девушка

Девица

Молодая женщина

Мужчина

Взрослый человек

Мужик

Мужичок

Женщина

Пожилой человек

Старик

Старичок

Старец

Старикашка

Ребятки

Ребятушки

Юноша

Молодой человек

Парень

Паренек

Молодец

Детина

Дед

Дедушка

Дедуля

Пожилая женщина

Старуха

Старушка

Бабушка

Бабуля



13


Словарь №5. СОСТОЯНИЕ ПРЕДМЕТА


Новый

Свежий

Современный

Новехонький

Новейший

Стильный

Старый

Древний

Старинный

Ветхий

Дряхлый

Изношенный

Модный

Чистый

Опрятный

Вымытый

Аккуратный

Отутюженный

Ухоженный

Начищенный

Грязный

Мутный

Неопрятный

Испачканный

Несвежий

Помятый

Заляпанный

Поношенный

Истрепанный


Потрепанный

Многолетний

Старомодный

Потертый

Истлевший

Свежайший




14


План анализа рассказа


1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?

2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:

– повествование (рассказывает);

– описание (показывает);

– рассуждение (доказывает).

3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.

4. Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?

5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?

6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?

7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

8. В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?

9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы (слова, близкие по смыслу).

10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?

11. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения ты бы отметил?


Отзыв о прочитанной книге должен быть
составлен по следующей форме:


1. Автор книги.

2. Название книги.

3. Вступление, в котором кратко описываются время и место действия книги. Перечисляются главные герои с кратким пояснением, кто они.

4. Краткий пересказ основных событий (сюжет) с выделением самого захватывающего момента книги.

5. Чему научила тебя эта книга? О чем заставила тебя задуматься?

23


Вопросы для анализа стихотворения


1. Что возникает перед твоими глазами, когда ты читаешь эти строки? Что чувствуешь, читая их?

2. Слышится ли музыка, когда ты читаешь эти строки? Какая музыка: грустная, веселая, танго, марш?

3. Какие словосочетания больше всего нравятся тебе в стихотворении?

4. Какие это строки: веселые, грустные, задорные, бравурные, стихи - раздумье, размышление? Каким настроением они написаны?

5. Какое настроение природы нарисовано поэтом? Как относится он к изображаемому?

6. Какие стихотворения говорят о смятении чувств, нарастающем напряжении, волнении в природе или состояния покоя, безмятежности, дремоты или же каком-либо другом состоянии?

7. Какому состоянию, настроению человеческой души созвучно описываемое поэтом состояние природы? Каким человеческим чувствам оно соответствует?

8. Как ты думаешь, что чувствовал поэт, написавший эти строки? В каком настроении он пребывал, о чем думал, мечтал?

9. О чем, по-твоему, мог думать, размышлять, что вспоминать, какие воспоминания перебирать в памяти человек, писавший эти строки?

10. Какие мысли, чувства возникают у тебя, когда ты читаешь эти стихи?

11. Знакомо ли тебе состояние природы? Сталкивался ли ты с ним в жизни? Если да, то когда, при каких обстоятельствах?

1

22

2. Когда бы ты мог захотеть перечитать эти строки вновь? В каком случае? В какой обстановке? В какой ситуации? В каких условиях у тебя могло бы возникнуть желание услышать их еще раз в чтении взрослых или друзей?


Словарь №6. СВОЙСТВО ПРЕДМЕТА, ЧЕЛОВЕКА, ЖИВОТНОГО


Полезный

Лечебный

Практичный

Спасительный

Нужный

Добротный

Удобный

Комфортный

Бесполезный

Ненужный

Вредный

Опасный

Бестолковый

Красивый

Прекрасный

Великолепный

Видный

Изящный

Складный

Миловидный

Приятный

Пригожий

Прелестный

Привлекательный

Модный

Заметный

Очаровательный

Бесподобный

Потрясающий

Хорошенький

Роскошный

Чудный

Чудесный

Дивный

Удивительный

Замечательный

Симпатичный

Живописный

Обязательный

Некрасивый

Незаметный

Неприятный

Безобразный

Невзрачный

Неприглядный

Неуклюжий

Нескладный

Безвкусный

Грубый

Отвратительный

Омерзительный

Противный

Ужасный

Уродливый

Отталкивающий


15


Словарь № 7 ХАРАКТЕР, ВИД


Положительный

Порядочный

Добропорядочный

Хороший

Целеустремленный

Надежный

Отличный

Добродушный

Добросердечный

Человечный

Отзывчивый

Доброжелательный

Дружелюбный

Душевный

Спокойный

Ровный

Неподкупный

Злой

Плохой

Злобный

Злющий

Отрицательный

Подлый

Скверный

Бессовестный

Скупой

Прижимистый

Злопамятный

Сердитый

Ехидный


Мстительный

Бессердечный

Кровожадный

Хищный

Враждебный

Вредный

Сварливый

Вздорный

Вспыльчивый

Ворчливый

Недовольный

Гневный

Недоброжелательный

Смелый

Находчивый

Сообразительный

Умный

Отчаянный

Отважный

Геройский

Страшный

Ужасный

Трусливый

Жадный

Хитрый

Веселый

Радостный

Счастливый

Восторженный

Беззаботный


Беспечный

Легкомысленный

Ликующий

Игривый

Неунывающий

Жизнерадостный

Непоседливый

Праздничный

Грустный

Невеселый

Серьезный

Поникший

Безвольный

Хмурый

Печальный

Озабоченный

Озадаченный

Задумчивый

Безутешный

Мрачный

Помрачневший

Унылый

Горестный

Тоскливый

Угрюмый

Пасмурный

Огорченный

Горестный

Жалкий

Жалобный


16


План анализа стихотворения


1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).

Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение, что хотел показать автор, чему учит нас это произведение).

4. Изобразительно-выразительные средства (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, риторический вопрос)

5. Поэтическая лексика.

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – антонимов, архаизмов омонимов, синонимов.

6. Моё отношение к прочитанному.


План работы над лирическим
стихотворением


1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова употребляются в переносном выражении?

8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

9

21

. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?


Словарь №10 ОТНОШЕНИЕ К РИСУНКУ,
ПРОЧИТАННОМУ


Мне нравиться…

Мне пришлось по душе…

Мне приглянулось…

Меня радует…

Мне приятно…

Я любуюсь…

Я не могу наглядеться…

Я сочувствую…

Меня восхищает…

Мне понравилось…

Мне запомнилось…

Я думаю, что…

Мне кажется, что…

Я считаю, что…

По-моему…

На мой взгляд…

Меня удивило…

Меня возмутило…

Меня поразило…

Я сопереживаю…

Произвело впечатление…

Я обратил внимание…

Меня тронуло…

Мне не нравиться…

Мне неприятно …

Здесь не хватает…

Лучше было бы…

Хотелось бы…

Меня огорчило…

Меня отталкивает…

Мне не понравилось…


С

20

ловарь № 8. НАСТРОЕНИЕ


Шаловливое

Серьезное

Хвастливое

Добродушное

Насмешливое

Радостная готовность

Звонкое

Мечтательное

Загадочное

Боязливое

Нежное

Доброе

Уютное

Торжественное

Сочувствующее

Хвалебное

Возбужденное

Задиристое

Нетерпеливое

Высмеивающее

Тихое

Робкое

Мрачное

Заносчивое

Сонное

Сказочное

Любование

Светлое

Возмущенное

Волшебное

Теплое

Жуткое

Сердитое

Добродушное

Тревожное

Привередливое

Ликующее

Таинственное

Состояние
готовности к подвигу

Прославляющее

Радостное

Воспевающее

Восторженное

Сосредоточенное

Грустное

Тоскливое

Солнечное

Хмурое

Смешное

Капризное

Бурное

Скрытное

Беспокойное

Обиженное

Шумное

Героическое

Печальное

Шутливое

Поучительное

Ожидание

Спокойное

Скорбное


17


Словарь № 8. НАСТРОЕНИЕ


Позитивное настроение

Негативное

торжественное;

восторженное;

очарованное;

радостное;

радужное;

веселое;

светлое;

восхищается;

восторгается;

восторженно- радостное;

легкое;

светлое;

нежное;

игривое;

умиротворенное;

теплое;

спокойное.

приподнятое

печалится

жалеет о …

сожалеет о…

поэту жаль …

переживает за …

негодует

расстроен

поэту больно от …,

с болью в сердце пишет о…

грустно, с грустью говорит о…

сердито

тоскует по …

с волнением говорит о…

испытывает чувство горечи


18


Словарь 9. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВИЯ


Быстро

Проворно поспешно

Стремительно

Бойко

Резво

Скоро

Оживленно

Лихо

Мгновенно

Весело

Вскачь

Галопом

Бес промедления

Не отвлекаясь

Бегом

Во всю прыть

Без оглядки

Спокойно

Вяло

Неактивно

Не спеша

Потихоньку

Размеренно

С расстановкой

Не торопясь

Легко

Без напряжения

Непринужденно

Гладко

Изящно

Тяжело

Изо всех сил

Ловко

Расторопно

Напряженно

Активно

Энергично

Медленно

Копаясь

Расслаблено

Тихо

Еле-еле

Лениво

Долго

Замедленно

Неловко

Неуклюже

Нерасторопно

С удовольствием

Аккуратно

Тщательно

Старательно

Вдумчиво

Прилежно

Дотошно

Внимательно

Кропотливо

Усердно

Небрежно

Невнимательно

С трудом

Чуть-чуть

Из последних сил

На пределе

Неаккуратно

Спустя рукава

Как попало

Без желания

Как придется


19




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!