СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Помоги зимующим птицам!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия по теме "Помоги зимующим птицам!". Цель: расширить представления учащихся о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

Просмотр содержимого документа
«Помоги зимующим птицам!»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Знаменская средняя общеобразовательная школа








Внеклассное мероприятие по теме

«Помоги зимующим птицам!»

для обучающихся 1 класса




Автор: Сорокина

Ирина Александровна,

учитель начальных классов











С. Знаменское

2019 год


Цель: расширить представления учащихся о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

Задачи:

  • закрепить знания детей о зимующих птицах в родном крае, о роли человека в жизни зимующих птиц;

  • воспитывать потребность общаться с природой, желание помогать птицам в трудное для них время;

  • развивать интерес и любовь к окружающей среде родного края.


Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • определять и выражать своё отношение к проблеме зимующих птиц;

  • делать выбор, как помочь птицам: принести корм, сделать кормушку.

Регулятивные УУД:

  • формулировать проблему «Почему птицам зимой тяжело».


Познавательные УУД:

  • перерабатывать полученную информацию о птицах;

  • отбирать необходимую информацию о птицах при подготовке сообщения;

  • добывать новые знания из информации, представленной в форме текста и иллюстраций.


Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию о проблеме зимующих птиц до других;

  • слушать других, задавать вопросы;


Демонстрационный материал: «Зимующие птицы»;

  • сообщения детей по теме: «Зимующие птицы»;

  • дидактические карточки «Птицы наших лесов»;

  • модели кормушек;

Подготовительная работа:

  • подготовка детьми сообщений по теме: «Зимующие птицы»;

  • изготовление кормушек.


Ход занятия.

Организационная часть.

Выходит учитель в костюме орнитолога.

-Здравствуйте, мои друзья!

К вам пришла сегодня я,

Но пришла не как обычно,

А в костюме необычном.

Чтоб его вам угадать

Хочу подсказочку вам дать:

Изучаю птиц вокруг, где и как они живут.

Все о них я расскажу, ничего не утаю.

Вы, ребята, догадались, с кем сегодня повстречались? (Орнитолог)

Объявление темы классного часа.

- Ребята, а кто такой орнитолог?

- Кому посвящён наш классный час?

- Какое время года у нас за окном? (зима)

- Определите тему нашей работы. (Птицы зимой или зимующие птицы).

- Наш классный час проводится в рамках районной экологической Акции «Мы в ответе за птиц на планете».

Основная часть

- Сказочно красив лес в ясный зимний день! Особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди  белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «ягоды ».

Это… птицы зимнего леса.

-Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Они создают красоту в природе, являются санитарами леса.)

- Итак, ………Давайте поиграем в игру “Да-Нет”.

- Если вы услышите признаки птиц, то хлопайте в ладоши, если нет – спрячьтесь в домик (ладонями соединяют над головой)
• Тело покрыто шерстью…
• Тело покрыто перьями…
• Имеют клюв… 
• Имеют две пары ног…
• Добывают пищу с помощью клюва и лап… 
• Есть клыки…
• Имеют длинный пушистый хвост…
• Эти животные плавают, летают…, …, издают звуки …, 
бегают…, зимуют с нами…, улетают зимой в теплые края...

- А сейчас давайте попробуем узнать зимующих птиц по описанию. Слушайте внимательно. (Дети представляют свои сообщения о птицах. Обучающиеся называют птиц. На доске вывешиваются рисунки, иллюстрации).

1 ученик.

Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Гнезда у этих птиц в дуплах, которые сделал дятел, или они сами делают дупло в старом трухлявом пне.

Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках. (Синицы)

2 ученик.

Замечательны эти птицы тем, что вьют свои гнезда зимою. А в лютую январскую и февральскую стужу выводят в этих гнездах птенцов. Их гнезда трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев.

Единственный корм этих птиц – еловые и сосновые семена, которые они ловко добывают своим крестообразным клювом. Сидит себе самка в гнезде и высиживает яйца, а самец ее кормит.

А вы знаете о том, что эти птицы считаются святыми. Они прилетели и выдернули своими клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. Так гласит старинная легенда. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью стали красными. (Клесты)

3 ученик.

В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. В расщепах деревьев они устраивают зимние столовые. Принесенные еловые шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена.

Оказывается, в голове у этой птицы есть амортизатор. Поэтому её мозг защищен от сотрясений, возникающих при ударах клювом. (Дятлы)

4 ученик.

Важная, красногрудая птица. Можно увидеть на рябине, на ясене, на клене. Самки не такие яркие, как самцы. У них грудка серовато-бурая. Неторопливо перелетают с дерева на дерево, неторопливо едят. Из рябиновых плодов извлекают только семена, а мякоть выбрасывают. (Снегири)

Физминутка.

Встал воробушек на лапки, 1,2,3,4,5.

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо, 1,2,3,4,.5.

Приседанье сделал справно, 1,2,3,4,5.

Клювиком почистил пух.

И скорей за парту плюх.

5 ученик.

Как проворно ползают эти птахи по стволам деревьев, нередко вниз головою. Зимою прибиваются к человеческому жилью, живут в парках, садах, возле протоптанных дорожек. (Поползень.)

6 ученик.

Это серенькая маленькая подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей. Живёт рядом с человеком. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. Прилетают на зиму ближе к жилищу человека. Они создают свои гнезда под крышами домов, в заброшенных зданиях, в трещинах жилых домов и даже в пустых скворечниках. Зимой они кормятся отходами на городских свалках, остатками пищи, брошенными на улице или у магазинов, греются под крышами домов или на теплотрассах. (Воробьи)

7 ученик.

А эти птицы известны своим черно-белым оперением. Селятся недалеко от людей, чтобы иметь возможность в зимнее время питаться пищевыми отходами, а также некоторой животной едой, даже небольшими млекопитающими типа грызунов небольших размеров. Они известны своей хитростью. Даже у собаки могут украсть еду. Одна отвлекает, другая ворует.

(сорока)

8 ученик.

Это всеядные птицы. Туловище у них пепельно-серое. Голова, крылышки, хвост, клюв, ноги, передняя часть горла - сине-черного цвета. Этих птиц можно часто наблюдать на городских свалках. В отсутствии животной пищи растений и их семена поедают фрукты и овощи. Современная городская птица может распечатать пакет молока, разбить грецкий орех, размочить в луже сухарь, вскрыть консервную банку. (ворона)

- Отлично, ребята! Но мы назвали не всех птиц нашего зимнего леса. Ответьте на вопросы и узнаете, какие еще птицы у нас зимуют. (Учитель вывешивает на доску иллюстрации птиц)

1. Какую птицу в народе называют воровкой? (Сорока)

2. Название, какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (Вороний глаз)

3. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? ( Тетерев, рябчик)

4. Какая птица к зиме белеет? ( Белая куропатка)

5. Эти птицы у людей символизируют мир и согласие. (Голубь)


- А вы знаете, что каждая птица поёт по-своему?

Давайте поиграем в игруПтичий концерт»

Каждой группе ребят из 2-3-х человек даётся название птицы.

Группа встает и показывает движениями рук, как птицы летают и поют на мотив «В траве сидел кузнечик».
•    Воробьи – чирик – чирик
•    Синицы – тинь – тинь
•    Ворона – кар – кар
•    Дятел – тррр – тррр
•    Снегирь – дю – дю – дю
•    Клёст – цок – цок – цок
•    Свиристель – тюр –тюр – тюр


- Молодцы! Славный у нас получился концерт.

- Я - повелительница птиц, а зовут меня … (орнитолог).

Захочу, и птицы сами ко мне прилетят. Нет, я не волшебница. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка. На вид она очень проста. Простая фанерка с простыми бортиками. Надо только сделать её и повесить на дерево. Насыпать крупы и крошек. И полочка сразу станет волшебной. И на неё сразу прилетят птицы.

Как вы поняли, чтобы помочь птицам каждый из нас может сделать для птиц кормушку. Каких только птиц не увидишь в таких столовых!

Сценка « Жалобы птиц»

«Повелитель птиц» стоит с кормушкой и на неё слетаются птицы. Дети в шапочках птиц поочередно выходят вперед.

Сорока. Тра-та-та-та. Что я видела? Что я слышала? Ребята птицам прекрасную столовую – большую, бесплатную сделали, а они неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут. Капризничают.

Воробей. Чирик-чирик. Семечки и пшено в столовой надавленные. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Синица. Тинь-тинь. Сало, то сало какое. Могли бы повесить и несоленое. У нас от солёного - животы болят.

Снегирь. Дю-дю-дю. Безобразие. Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. До вечера семечки раскапывал. Хоть бы навес сделали.

Ворона. Какр-как-кар. Осталась голодная. Обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков. Ветер у него в голове.

Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина? Где арбузные и дынные семечки?

Сорока. Тра-та-та-та. Ой, что будет. Ой, кто-то рассердится.

- Успокойтесь, птицы! Всё будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в неё корм, надо ещё подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно сделать самые разнообразные. А как устроена кормушка дело второстепенное. Необходимо, чтобы корм был укрыт от дождя и снега, а кормушка устроена и расположена так, что ее не боятся птицы. Если в каком-то месте птицы зимой находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда и приносить огромную пользу. Кто знает об этой пользе? (Птицы уничтожают насекомых-вредителей.)

- Послушайте ребята советы орнитолога «Кто что ест?»

- Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.

- Пшено и просо любимая еда овсянок и воробьев.

- Семена репейника – основной корм щеглов.

- Семена лебеды, полыни, крапивы репейника охотно едят все зерноядные птицы.

- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.

- Сырое (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.

Закрепление.
Ребята, ответьте на вопросы:
1. О каких птицах мы сегодня говорили? Что нового узнали?
2. Чем же полезны птицы?
Возможные ответы детей: - Все птицы уничтожают вредных насекомых, которые губят зелёные насаждения.
- Птицы уничтожают личинки и яйца насекомых.
- Птицы являются санитарами, так как поедают насекомых – разносчиков разных болезней, радуют нас своим пением и красотой.
- Птицы разносят семена деревьев, из которых вырастают новые растения.
- Птицу можно назвать лесником, бережно ухаживающим за лесом.
3. Почему именно зимой птицам наша помощь необходима?
Возможные ответы детей:
- Зимой всюду лежит снег, холодно и мало пищи, и от голода птицы погибают.
- За короткий зимний день птицы просто в не состоянии отыскать и съесть столько корма, сколько им надо. 
4. Как мы можем помочь птицам?
Возможные ответы детей:
- Зимой холодно и мало пищи, поэтому люди должны для птиц устраивать птичьи столовые.
- Нужно повсюду развешивать кормушки.
- Следить за тем, чтобы в кормушках всегда был корм.
5. Какой корм мы можем положить в кормушки?
Возможные ответы детей:
Кусочки сала для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Белый хлеб, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Птицы охотно поедают овсянку "Геркулес" и пшено, сухофрукты и орехи. Птицы любят клевать ягоды рябины, семена берёзы, сосны, ели, лиственницы.

Вывод: Значит, ребята,……
Если будем подкармливать птиц зимой, то сохраним их от гибели. Ведь при наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Видите, ребята, и от нас с вами тоже зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. А все начинается с малого. 


Итог.
- А теперь посмотрите за окно – видите, сколько птичек ждут обеда?! Мы с вами заранее приготовили угощения для птиц своими руками. Ребята, расскажите, как приготовить такие кормушки?

(Готовим скрепляющую основу, вмешиваем в неё подготовленные семена и заполняем формочки для печенья)

Вы сегодня многое узнали, и ни одно полученное знание не должно оставаться без применения его на практике! Давайте собираться на прогулку, и первое, что мы с вами сделаем: …. правильно, покормим птиц!


Я думаю, что сейчас у каждого из вас, ребята, около дома будут висеть свои кормушки. Птицы будут прилетать к вам, чтобы покормиться. Так им легче пережить холодное время года. Вы будете за ними наблюдать.

А весной они отблагодарят вас своим звонким пеньем.







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Волкова Т.В. «КВН по теме «Птицы»» Газета «Досуг в школе»,№ 5 2006. с.18 .

  2. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальной школы.- Ростов/Д: Творческий центр «Учитель», 2000.- 136 с.

  3. Пинчук Т.И. Проект «Зимующие птицы». Журнал «Начальная школа»,№ 11. 2009. с.36

  4. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас определитель для учащихся начальных классов. -7-е изд.- М.: Просвещение 2006.

  5. festival.1september.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!