Муниципальное общеобразовательное учреждение
Знаменская средняя общеобразовательная школа
Внеклассное мероприятие по теме
«Помоги зимующим птицам!»
для обучающихся 1 класса
Автор: Сорокина
Ирина Александровна,
учитель начальных классов
С. Знаменское
2019 год
Цель: расширить представления учащихся о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
Задачи:
закрепить знания детей о зимующих птицах в родном крае, о роли человека в жизни зимующих птиц;
воспитывать потребность общаться с природой, желание помогать птицам в трудное для них время;
развивать интерес и любовь к окружающей среде родного края.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
определять и выражать своё отношение к проблеме зимующих птиц;
делать выбор, как помочь птицам: принести корм, сделать кормушку.
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию о птицах;
отбирать необходимую информацию о птицах при подготовке сообщения;
добывать новые знания из информации, представленной в форме текста и иллюстраций.
Коммуникативные УУД:
Демонстрационный материал: «Зимующие птицы»;
Подготовительная работа:
Ход занятия.
Организационная часть.
Выходит учитель в костюме орнитолога.
-Здравствуйте, мои друзья!
К вам пришла сегодня я,
Но пришла не как обычно,
А в костюме необычном.
Чтоб его вам угадать
Хочу подсказочку вам дать:
Изучаю птиц вокруг, где и как они живут.
Все о них я расскажу, ничего не утаю.
Вы, ребята, догадались, с кем сегодня повстречались? (Орнитолог)
Объявление темы классного часа.
- Ребята, а кто такой орнитолог?
- Кому посвящён наш классный час?
- Какое время года у нас за окном? (зима)
- Определите тему нашей работы. (Птицы зимой или зимующие птицы).
- Наш классный час проводится в рамках районной экологической Акции «Мы в ответе за птиц на планете».
Основная часть
- Сказочно красив лес в ясный зимний день! Особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «ягоды ».
Это… птицы зимнего леса.
-Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Они создают красоту в природе, являются санитарами леса.)
- Итак, ………Давайте поиграем в игру “Да-Нет”.
- Если вы услышите признаки птиц, то хлопайте в ладоши, если нет – спрячьтесь в домик (ладонями соединяют над головой)
• Тело покрыто шерстью…
• Тело покрыто перьями…
• Имеют клюв…
• Имеют две пары ног…
• Добывают пищу с помощью клюва и лап…
• Есть клыки…
• Имеют длинный пушистый хвост…
• Эти животные плавают, летают…, …, издают звуки …,
бегают…, зимуют с нами…, улетают зимой в теплые края...
- А сейчас давайте попробуем узнать зимующих птиц по описанию. Слушайте внимательно. (Дети представляют свои сообщения о птицах. Обучающиеся называют птиц. На доске вывешиваются рисунки, иллюстрации).
1 ученик.
Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Гнезда у этих птиц в дуплах, которые сделал дятел, или они сами делают дупло в старом трухлявом пне.
Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках. (Синицы)
2 ученик.
Замечательны эти птицы тем, что вьют свои гнезда зимою. А в лютую январскую и февральскую стужу выводят в этих гнездах птенцов. Их гнезда трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев.
Единственный корм этих птиц – еловые и сосновые семена, которые они ловко добывают своим крестообразным клювом. Сидит себе самка в гнезде и высиживает яйца, а самец ее кормит.
А вы знаете о том, что эти птицы считаются святыми. Они прилетели и выдернули своими клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. Так гласит старинная легенда. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью стали красными. (Клесты)
3 ученик.
В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. В расщепах деревьев они устраивают зимние столовые. Принесенные еловые шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена.
Оказывается, в голове у этой птицы есть амортизатор. Поэтому её мозг защищен от сотрясений, возникающих при ударах клювом. (Дятлы)
4 ученик.
Важная, красногрудая птица. Можно увидеть на рябине, на ясене, на клене. Самки не такие яркие, как самцы. У них грудка серовато-бурая. Неторопливо перелетают с дерева на дерево, неторопливо едят. Из рябиновых плодов извлекают только семена, а мякоть выбрасывают. (Снегири)
Физминутка.
Встал воробушек на лапки, 1,2,3,4,5.
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо, 1,2,3,4,.5.
Приседанье сделал справно, 1,2,3,4,5.
Клювиком почистил пух.
И скорей за парту плюх.
5 ученик.
Как проворно ползают эти птахи по стволам деревьев, нередко вниз головою. Зимою прибиваются к человеческому жилью, живут в парках, садах, возле протоптанных дорожек. (Поползень.)
6 ученик.
Это серенькая маленькая подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей. Живёт рядом с человеком. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. Прилетают на зиму ближе к жилищу человека. Они создают свои гнезда под крышами домов, в заброшенных зданиях, в трещинах жилых домов и даже в пустых скворечниках. Зимой они кормятся отходами на городских свалках, остатками пищи, брошенными на улице или у магазинов, греются под крышами домов или на теплотрассах. (Воробьи)
7 ученик.
А эти птицы известны своим черно-белым оперением. Селятся недалеко от людей, чтобы иметь возможность в зимнее время питаться пищевыми отходами, а также некоторой животной едой, даже небольшими млекопитающими типа грызунов небольших размеров. Они известны своей хитростью. Даже у собаки могут украсть еду. Одна отвлекает, другая ворует.
(сорока)
8 ученик.
Это всеядные птицы. Туловище у них пепельно-серое. Голова, крылышки, хвост, клюв, ноги, передняя часть горла - сине-черного цвета. Этих птиц можно часто наблюдать на городских свалках. В отсутствии животной пищи растений и их семена поедают фрукты и овощи. Современная городская птица может распечатать пакет молока, разбить грецкий орех, размочить в луже сухарь, вскрыть консервную банку. (ворона)
- Отлично, ребята! Но мы назвали не всех птиц нашего зимнего леса. Ответьте на вопросы и узнаете, какие еще птицы у нас зимуют. (Учитель вывешивает на доску иллюстрации птиц)
1. Какую птицу в народе называют воровкой? (Сорока)
2. Название, какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (Вороний глаз)
3. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? ( Тетерев, рябчик)
4. Какая птица к зиме белеет? ( Белая куропатка)
5. Эти птицы у людей символизируют мир и согласие. (Голубь)
- А вы знаете, что каждая птица поёт по-своему?
Давайте поиграем в игру “Птичий концерт»
Каждой группе ребят из 2-3-х человек даётся название птицы.
Группа встает и показывает движениями рук, как птицы летают и поют на мотив «В траве сидел кузнечик».
• Воробьи – чирик – чирик
• Синицы – тинь – тинь
• Ворона – кар – кар
• Дятел – тррр – тррр
• Снегирь – дю – дю – дю
• Клёст – цок – цок – цок
• Свиристель – тюр –тюр – тюр
- Молодцы! Славный у нас получился концерт.
- Я - повелительница птиц, а зовут меня … (орнитолог).
Захочу, и птицы сами ко мне прилетят. Нет, я не волшебница. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка. На вид она очень проста. Простая фанерка с простыми бортиками. Надо только сделать её и повесить на дерево. Насыпать крупы и крошек. И полочка сразу станет волшебной. И на неё сразу прилетят птицы.
Как вы поняли, чтобы помочь птицам каждый из нас может сделать для птиц кормушку. Каких только птиц не увидишь в таких столовых!
Сценка « Жалобы птиц»
«Повелитель птиц» стоит с кормушкой и на неё слетаются птицы. Дети в шапочках птиц поочередно выходят вперед.
Сорока. Тра-та-та-та. Что я видела? Что я слышала? Ребята птицам прекрасную столовую – большую, бесплатную сделали, а они неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут. Капризничают.
Воробей. Чирик-чирик. Семечки и пшено в столовой надавленные. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Синица. Тинь-тинь. Сало, то сало какое. Могли бы повесить и несоленое. У нас от солёного - животы болят.
Снегирь. Дю-дю-дю. Безобразие. Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. До вечера семечки раскапывал. Хоть бы навес сделали.
Ворона. Какр-как-кар. Осталась голодная. Обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков. Ветер у него в голове.
Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина? Где арбузные и дынные семечки?
Сорока. Тра-та-та-та. Ой, что будет. Ой, кто-то рассердится.
- Успокойтесь, птицы! Всё будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в неё корм, надо ещё подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно сделать самые разнообразные. А как устроена кормушка дело второстепенное. Необходимо, чтобы корм был укрыт от дождя и снега, а кормушка устроена и расположена так, что ее не боятся птицы. Если в каком-то месте птицы зимой находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда и приносить огромную пользу. Кто знает об этой пользе? (Птицы уничтожают насекомых-вредителей.)
- Послушайте ребята советы орнитолога «Кто что ест?»
- Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
- Пшено и просо любимая еда овсянок и воробьев.
- Семена репейника – основной корм щеглов.
- Семена лебеды, полыни, крапивы репейника охотно едят все зерноядные птицы.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сырое (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.
- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.
Закрепление.
Ребята, ответьте на вопросы:
1. О каких птицах мы сегодня говорили? Что нового узнали?
2. Чем же полезны птицы?
Возможные ответы детей: - Все птицы уничтожают вредных насекомых, которые губят зелёные насаждения.
- Птицы уничтожают личинки и яйца насекомых.
- Птицы являются санитарами, так как поедают насекомых – разносчиков разных болезней, радуют нас своим пением и красотой.
- Птицы разносят семена деревьев, из которых вырастают новые растения.
- Птицу можно назвать лесником, бережно ухаживающим за лесом.
3. Почему именно зимой птицам наша помощь необходима?
Возможные ответы детей:
- Зимой всюду лежит снег, холодно и мало пищи, и от голода птицы погибают.
- За короткий зимний день птицы просто в не состоянии отыскать и съесть столько корма, сколько им надо.
4. Как мы можем помочь птицам?
Возможные ответы детей:
- Зимой холодно и мало пищи, поэтому люди должны для птиц устраивать птичьи столовые.
- Нужно повсюду развешивать кормушки.
- Следить за тем, чтобы в кормушках всегда был корм.
5. Какой корм мы можем положить в кормушки?
Возможные ответы детей:
Кусочки сала для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Белый хлеб, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Птицы охотно поедают овсянку "Геркулес" и пшено, сухофрукты и орехи. Птицы любят клевать ягоды рябины, семена берёзы, сосны, ели, лиственницы.
Вывод: Значит, ребята,……
Если будем подкармливать птиц зимой, то сохраним их от гибели. Ведь при наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Видите, ребята, и от нас с вами тоже зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. А все начинается с малого.
Итог.
- А теперь посмотрите за окно – видите, сколько птичек ждут обеда?! Мы с вами заранее приготовили угощения для птиц своими руками. Ребята, расскажите, как приготовить такие кормушки?
(Готовим скрепляющую основу, вмешиваем в неё подготовленные семена и заполняем формочки для печенья)
Вы сегодня многое узнали, и ни одно полученное знание не должно оставаться без применения его на практике! Давайте собираться на прогулку, и первое, что мы с вами сделаем: …. правильно, покормим птиц!
Я думаю, что сейчас у каждого из вас, ребята, около дома будут висеть свои кормушки. Птицы будут прилетать к вам, чтобы покормиться. Так им легче пережить холодное время года. Вы будете за ними наблюдать.
А весной они отблагодарят вас своим звонким пеньем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Волкова Т.В. «КВН по теме «Птицы»» Газета «Досуг в школе»,№ 5 2006. с.18 .
Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальной школы.- Ростов/Д: Творческий центр «Учитель», 2000.- 136 с.
Пинчук Т.И. Проект «Зимующие птицы». Журнал «Начальная школа»,№ 11. 2009. с.36
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас определитель для учащихся начальных классов. -7-е изд.- М.: Просвещение 2006.
festival.1september.ru