СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Помощь молодому педагогу в реализации проектной и научно-исследовательской деятельности как современная практика наставничества

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идея сопровождения молодого педагога в организации научно-исследовательской деятельности учащихся появилась в результате осознания необходимости помощи в профессионально-личностном развитии молодых педагогов, обучении их современным педагогическим технологиям, в частности, проектно-исследовательской деятельности обучающихся. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.

Просмотр содержимого документа
«Помощь молодому педагогу в реализации проектной и научно-исследовательской деятельности как современная практика наставничества»

Помощь молодому педагогу в реализации проектной и научно-исследовательской деятельности как современная практика наставничества

Идея сопровождения молодого педагога в организации научно-исследовательской деятельности учащихся появилась в результате осознания необходимости помощи в профессионально-личностном развитии молодых педагогов, обучении их современным педагогическим технологиям, в частности, проектно-исследовательской деятельности обучающихся. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.

Одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера – наставничество. Наставничество в образовании – форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога в одной из сложных областей интеллектуально-эмоционального творчества. При осуществлении наставничества теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков.

Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный преподаватель как профессионал.

Идея сопровождения молодого педагога в организации научно-исследовательской деятельности учащихся появилась в результате осознания необходимости помощи в профессионально-личностном развитии молодых педагогов, обучении их современным педагогическим технологиям, в частности, проектно-исследовательской деятельности обучающихся. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.

По мнению ученых, цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников; пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение); развивают системное мышление. А педагог должен помочь детям осуществить исследовательскую деятельность [6, c. 23].

Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Далее мы разработали рекомендации для молодого педагога по поэтапной подготовке научно-исследовательского проекта.

1 этап формирования культуры умственного труда учащихся в ходе подготовки и презентации проекта – урок-исследование. Подготовка этого типа урока предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогическую деятельность преподавателя.

Модель исследовательской деятельности учащихся:

• постановка проблемы;

• прояснение неясных вопросов;

• формирование гипотезы исследования;

• планирование учебных действий;

• сбор данных;

• анализ и синтез данных;

• подготовка сообщений, выступление с сообщениями;

• ответы на вопросы, корректировка;

• обобщение, выводы;

• самооценка.

Педагогическая деятельность преподавателя:

• Целеполагание.

• Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует

предметным целям).

• Осмысление способов, приемов, средств мотивации.

• Планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений.

• Организация процесса рефлексии.

• Анализ процесса преподавателем.

2 этап – урок-проект.

Педагогическая деятельность преподавателя такая же, как и на уроке-исследовании. Учебный проект как технология. Основная ценность проекта – общий конечный результат.

Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.

Мотивация:

– Определение цели проекта и этапов достижения цели.

– Распределение ролей и планирование работы.

Этапы работы:

– Сбор информации.

– Обсуждение данных, систематизация.

– Выдвижение гипотезы.

– Изготовление моделей (макеты, сценарии).

– Выбор способа представления результатов.

– Распределение ролей для защиты.

– Защита (презентация).

– Коллективное обсуждение защиты, оценка.

Общие правила для руководителя проекта:

– Подходите к проведению этой работы творчески.

– Не сдерживайте инициативу учащихся.

– Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций,

учите ребят действовать самостоятельно.

– Помните о главном педагогическом результате – не делайте за студента то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.

– Не спешите с вынесением оценочных суждений.

– Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один

раз ни за что раскритиковать.

– Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения

знаний:

• учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

• старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

• старайтесь обучать студента умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию

• в процессе работы не забывайте о воспитании.

Из опыта защиты научно-исследовательской работы на Краевой научно-практической конференции для молодежи и школьников «ШАГ В БУДУЩЕЕ» (результат работы молодого педагога при сопровождении педагога-наставника).

Мы в своем учебном заведении пытаемся помочь молодым педагогам организовать научно-исследовательскую деятельность. Эта работа явно не простое, но очень увлекательное занятие. Ценность её заключается в том, что ученик и преподаватель учатся в процессе совместной деятельности.

Основываясь на изученном материале и личном опыте, мы постараемся поделиться опытом по подготовке учащихся к научно – практической конференции.

Опытный педагог-наставник на протяжении всей педагогической практики (20 лет) участвовала с детьми в работе научно-практических конференций на внутреннем, городском и всероссийском уровне, и они добивались положительных результатов. Далее была организована совместная работа педагога-наставника, молодого преподавателя английского языка и студента. Результатом данной работы стал факт, что наш студент 1 курса КГБ ПОУ КСК стал призером Краевой конференции «Путь к успеху».

Конечно, к этому результату мы шли постепенно. Мы решили взять тему, связанную с компьютерными играми, т. к. в силу их возрастных особенностей и интересов для них это было актуально. Затем мы сформулировали тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСИКИ ГЕЙМЕРОВ КАК ЯЗЫКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ». Затем мы поставили перед собой цели и определили задачи, провели статистическое исследование. Данная работа получила диплом III степени городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку». В следующем учебном году мы решили провести анализ данной работы и повторное исследование среди учащихся другой параллели нашего лицея с учетом наработанного опыта.

И уже конечным этапом стало участие в Краевой научно-практической конференции «Путь к успеху»

Итак, подготовка учащихся к НПК предполагает наличие нескольких разделов:

I. Подготовка к проведению научного исследования.

II. Проведение научного исследования.

III. Оформление научно-исследовательской работы.

IV. Защита результатов исследования.

Остановимся на каждом разделе подробнее. Первый раздел – «Подготовка к проведению научного исследования» включает следующие этапы:

1. Определение объекта и предмета исследования.

Научное исследование должно носить систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является четкое определение сферы научно-исследовательской деятельности – ее объекта и предмета. Объект исследования – это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность. Например, объектом исследования в нашей работе послужил сленг геймеров, найденный в материалах пособий по компьютерным технологиям и из чатов геймеров в электронной сети Интернет. С понятием «объекта» тесно связано понятие «предмета» исследования. Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. Именно предмет исследования определяет тему работы. Предметом исследования в нашей работе являются характеристики лексических единиц, относящихся к сленгу геймеров.

2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности. Тема – еще более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Тема нашей работы плавно вылилась в следующее название «Особенности развития и употребления лексики геймеров как языка социальной подсистемы». От правильности выбора темы в значительной мере зависит результат работы.

Правила выбора темы:

1. Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его.

Думаю, что обычно темы определяет педагог – научный руководитель исследования, но исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта.

2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Нужно предлагать ребенку ту идею, с которой он сможет справиться, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки.

3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам!

4. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент новизны, неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто новое, необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

5. Тема должна быть доступной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило касается не столько выбора проблемы (темы) исследования, сколько уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка и отбор материала для ее решения.

Далее очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы. Это обязательное требование к любой работе. Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Не нужно начинать ее описание издалека. Достаточно несколько предложений, чтобы показать главное. Например, актуальность нашей работы была обусловлена нестабильностью состава пласта лексики, являющегося сленгом такой категории людей как геймеры.

3. Изучение научной литературы и уточнение темы.

На этом этапе должна быть полная самостоятельность у учащихся.

Пусть ребёнок сам поищет литературу по выбранной теме, пусть обратится в библиотеку, к Интернету. Мы должны направлять и помогать в отборе нужной литературы, а не давать учащемуся готовый перечень изданий. При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала. Будет правильнее сопоставить, проанализировать найденную информацию. Ведь основой для получения нового знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужими работами как отклик на него.

4. Цель и задачи исследования.

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь ученик в завершении своей работы. При формулировании цели исследования можно использовать следующие клише:

выявление...

установление...

обоснование... и т. п.

Задача исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит пункты в содержании исследовательской работы. Заголовки глав в содержании рождаются именно из формулировок задач.

Цель данной работы – провести лексический анализ современного сленга геймеров для дальнейшего рассмотрения проблем, связанных с развитием состава русского и английского языков, а также влияния английского языка на образование данной категории сленга.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить несколько задач:

1) провести анализ способов образования английских геймерских

терминов;

2) провести опрос учащихся 10 классов на узнаваемость и употребление геймерского сленга на английском языке;

3) составить современный словарь геймеров на английском языке и

список сложных сокращений с их расшифровкой и переводом на русский

язык.

5. Определение методов исследования.

После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует этап определения методов.

Что заключает в себе понятие метода?

Метод – путь познания, способ достижения цели исследования.

Уже отсюда очевидна решающая роль метода в успехе той или иной исследовательской работы. Вот здесь, выбор того или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога – научного руководителя.

В нашем случае методом исследования были методы изучения лингвистической литературы, метод опроса и метод сравнительного анализа. Второй, не менее важный этап – проведение научного исследования. Вслед за проведением эксперимента, так сказать «технологического этапа» работы, необходимо отрефлексировать полученные результаты, т. е. проанализировать, насколько они подтвердили выдвинутую в начале исследования гипотезу, уточнить их соответствие поставленной цели.

Только после проведения рефлексивной части можно приступать к планированию следующего блока работы, включающегося в себя оформление результатов исследования.

Я же хочу перейти к последнему этапу подготовки обучающихся к НПК – этапу защиты результатов исследования. Защита результатов исследования. Как подготовить ученика к защите? Мы в школе репетицию защиты проводим несколько раз:

1) ученик выступает перед научным руководителем;

2) студент выступает на внутренней НПК.

Это даёт ребёнку возможность лишний раз провести тренировку своего защитного слова, набраться сценического опыта, научиться грамотно, отвечать на поставленные вопросы. К сожалению, важность этого этапа иногда недооценивается, и тогда даже качественно проведенное исследование выглядит при публичном представлении не убедительно. Автор или «заваливает» аудиторию и жюри объемом информации, или на ходу пытается выстроить логику своего изложения. В итоге – «смазанное» представление у слушателей и чувство неудовлетворенности у выступающего. И, напротив, искусно подготовленный доклад по защите написанной работы может «затенить» некоторые его недостатки и, таким образом, повысить шансы выступающего на хорошую оценку. Чтобы сформировать у студента хотя бы элементарные навыки участия в научной дискуссии, целесообразно тщательно подготовить его к процедуре публичной защиты.

Что необходимо при этом учитывать? Необходимо помнить, что на все выступление отводится не более 7–8 мин. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1–2 мин, но не более. Учитывая этот лимит времени, ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы (выполненная автором работа находится на столе у комиссии, и ее члены могут ознакомиться с содержанием в ходе выступления студента). Подготовку выступления лучше всего начать с продумывания его

структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика – залог понимания его аудиторией. Выступление можно условно разделить на три части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков. Для того чтобы выступление вызвало интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории.

Вот некоторые из них: можно начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.

Во второй части, самой большой по объему, вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому необходимо после краткого изложения содержания глав исследовательской работы отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой работы.

Это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые автором результаты исследования.

При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.

Особое внимание необходимо обратить на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Желательно в заключении создать кульминацию выступления, предложить слушателям поразмышлять над проблемой, показать возможные варианты дальнейших исследований.

После того, как докладчик закончил свое выступление, члены комиссии задают вопросы. Вопросы может задать и любой из присутствующих.

Вопросов не нужно бояться: это еще одна возможность продемонстрировать обстоятельность и глубину изучения темы. Существует представление, что если задают вопрос, то желают «потопить» докладчика. Это ошибочное мнение. Скорее всего, если задают вопросы, это значит, что тема заинтересовала, привлекла внимание слушателей. При ответах на вопросы не стоит забывать о нескольких простых правилах.

* И еще. По сложившейся этике проведения научной дискуссии перед тем, как отвечать по существу на заданный вопрос, принято благодарить его автора. Ведь спрашивающий проявил интерес к вашей работе. Кроме того, вопросы часто позволяют увидеть новые направления для дальнейшего исследования.

* Поскольку устное выступление является своего рода сценическим искусством, т. е. включает в себя владение голосом, правильно выбранные жесты и позу, не лишней будет предварительная тренировка чтения доклада в знакомых вам условиях.

* Во время выступления необходимо использовать презентацию.


Список литературы

1. Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе / А. В. Бычков. – Москва: Типография, 2000. – 48 с. – Текст: непосредственный.

2. Гузеев, В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии / В. В. Гузеев. – Москва: НИИ школьных технологий, 2004. – 123 с. – Текст: непосредственный.

3. Килпатрик, В. Х. Метод проектов. Применение целевой установки

в педагогическом процессе / В. Х. Кильпатрик. – Ленинград: БрокгаузЕфрон, 1925. – 43 с. – Текст: непосредственный.

4. Килпатрик, В. Х. Основы метода / В. Х. Кильпатрик. – Москва:

НКП РСФСР; Ленинград: Госиздат, 1928. – 115 с. – Текст: непосредственный.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования: учебное пособие для вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина,

М. В. Моисеева [и др.]; под редакцией Е. С. Полат. – Москва: Академия,

2000. – 272 с. – Текст: непосредственный.

6. Петрова, В. В. Метод проектов / В. В. Петрова. – Москва: Молодая гвардия, 1929. – 80 с. – Текст: непосредственный.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!