Гостиничные предприятия: понятие, классификация, типология
Туристский и сервисный бизнес в России выходит на одно из ведущих мест в экономике за последние десятилетия, этому способствует коммерческая направленность туристских предприятий. Создаются специализированные отрасли товаров туристского направления. Это обстоятельство позволяет выделить туризм и сервис в самостоятельный комплекс сервисно-туристских предприятий. Все это определяется как туристская индустрия, темпы развития которой поражают своей быстротой. По мнению В. А. Квартальнова1, основными факторами роста индустрии туризма в настоящее время являются:
рост доходов населения, которые позволяют сверх удовлетворения первоочередных потребностей (жилье, питание, одежда) употреблять все большую часть их на удовлетворение рекреационных потребностей. В структуре затрат потребительского комплекса жителей экономически развитых стран, затраты на туристские услуги вышли на второе место после затрат на жилье;
растущая урбанизация и ухудшение экологической обстановки в городах, быстро активизирующие спрос на отдых в экологически чистой среде, требующие смены стереотипа урбанизированной жизни на другую деятельность, ухода от повседневных забот и бытового стресса;
рост массива свободного времени, то есть того времени, которым человек может располагать не по принуждению, а свободно. В практике туризма экономически развитых стран сложилась следующая дифференциация туризма: обычно отпускной период времени используется на зарубежные туристские поездки, уик-энд - на экскурсии внутри страны, а вечернее свободное время - на отдых в городе. Поскольку в структуре свободного времени уик-энд занимает ведущее место, потребность во внутреннем туризме в развитых странах все более возрастает и индустрия внутреннего туризма развивается более быстрыми темпами:
развитие организационных средств и инфраструктуры, позволяющих сделать уникальные туристские ресурсы более доступными, а туристскую деятельность по их потреблению - более комфортной;
развитие международных торговых обменов, в которых туризм вышел на первые позиции, прежде всего благодаря его высокой эффективности в удовлетворении быстро растущего туристского спроса;
развитие средств массовой информации, паблик рилейшнз в туризме и телекоммуникационных систем и информационных технологий, позволяющих не только развить рекламу, но и быстро и удобно обслужить миллионы туристов.
Современная система туризма включает ряд хозяйствующих субъектов:
фирмы-производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха, деловые консультации и др.);
фирмы-туроператоры, то есть фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе;
фирмы-турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;
специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы, кемпинги и др.);
специализированные предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые);
специализированные транспортные предприятия (авиапредприятия, автопредприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта);
предприятия торговли и торговые фирмы, специализирующие на товарах для туристов;
предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов);
рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства и бюро, информационно-туристские центры);
государственные предприятия (национальные, региональные, муниципальные предприятия унитарного или акционерного характера, занимающиеся туризмом на коммерческих началах).
Приводим следующую классификацию предприятий, производящих продукты и услуги для туристов:
первичные - предназначены непосредственно для обслуживания туристов (санатории, пансионаты, турбазы). В условиях замкнутого туристского и курортного центра почти все предприятия, находящиеся на данной территории, относятся к этой категории;
вторичные - предназначены для обслуживания преимущественно туристов, хотя их услугами могут пользоваться и местные жители (предприятия общественного питания, культурные заведения);
третичные - как правило, предназначены для обслуживания местных жителей, но их услугами также могут пользоваться для удовлетворения своих потребностей и туристы (общественный транспорт, почта). Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" 2 трактует туристскую индустрию как "совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников". Схематично структура туристской индустрии представлена на рисунке 1.
Рис. 1 Структура туристской индустрии
Гостиничные предприятия входят в состав туристской индустрии.
Гостиницы обладают следующими признаками:
состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум, имеют единое руководство;
предоставляют разнообразные гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла;
сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием и стандартами страны;
не входят в категорию специализированных заведений;
ориентированы на свой сегмент путешественников;
могут быть независимыми или входить в специализированные объединения (цепи).
Все средства размещения классифицированы по отдельным группам.
В международной практике принята Стандартная классификация средств размещения туристов, разработанная экспертами ЮНВТО (табл. 1). В России на основе указанной выше классификации разработан Государственный стандарт "Средства размещения"3, введенный в действие в 1999 г. В 2011 г. в России была принята "Система классификации гостиниц и других средств размещения"4.
Таблица 1. Стандартная классификация средств размещения туристов
1. | Коллективные средства размещения туристов |
1.1. | Гостиницы и аналогичные средства размещения |
1.1.1. | Гостиницы – объекты, состоящие из номеров, число которых превышает некоторый минимум (7-10), сгруппированные в классы и категории в соответствии с услугами и стандартами страны, имеющие единое руководство и предоставляющие разнообразные гостиничные услуги (отели, мотели, гостиницы квартирного типа, клубы-отели, пляжные и курортные гостиницы, пансионаты и т. д.). В публикуемых статистических данных имеются различия: а) по размеру: меньше 100 номеров, от 100 до 300 номеров, свыше 300 номеров; б) по уровню и качеству обслуживания и комфорту: отели класса «люкс», первого класса, эконом-класса; в) по управлению: независимые, принадлежащие цепям |
1.1.2. | Аналогичные средства размещения (туристские общежития, меблированные комнаты и другие заведения, которые предоставляют ограниченные услуги, например проживание, включая уборку номера) |
1.2. | Специализированные заведения. Кроме услуг размещения выполняют еще какую-либо другую специализированную функцию |
1.2.1. | Оздоровительные заведения |
1.2.2. | Лагеря труда и отдыха |
1.2.3. | Общественные средства транспорта |
1.2.4. | Конгресс-центры |
1.3. | Прочие коллективные заведения |
1.3.1. | Жилища, предназначенные для отдыха |
1.3.2. | Кемпинги |
2. | Индивидуальные средства размещения |
2.1. | Собственные жилища |
2.2. | Арендуемые комнаты |
2.3. | Арендуемые жилища |
2.4. | Размещение у родственников и знакомых (бесплатно) |
2.5. | Прочие |
По уровню услуг гостиницы делятся на несколько типов, причем общей основной услугой является предоставление размещение, а все прочие так или иначе способствуют повышению качества этой основной услуги и могут предоставляться в том или ином наборе: отель "люкс", отель высокого класса, отель среднего уровня, апарт-отель, отель экономического класса.
По российскому стандарту гостиница классифицируется как предприятие временного проживания вместимостью не менее 10 номеров5. Категорийность гостиниц обозначают символом * (звезда). Количество звезд увеличивается в соответствии с повышением качества обслуживания и оборудованием гостиницы6. Для гостиниц установлены категории от одной до пяти звезд, для мотелей - от одной до четырех звезд. Классификация услуг проживания и терминология, представленные в нормативных документах России7 и Стандартной международной классификации видов деятельности в туризме (СИКТА), принятой Евростатом и ЮНВТО, существенно отличаются.
Системы классификации средств размещения, принятые в различных странах представлены в таблице 2.
Таб.2 Системы классификации средств размещения
Европейская классификация | Американская классификация |
***** | Super deluxe |
**** | Deluxe |
*** | Expensive |
** | Moderate |
* | Inexpensive |
Система классификации для гостиниц должна соответствовать целям:
Стандартизация: установить унифицированную систему качества услуг и продуктов, что поможет создать структурированную систему дистрибуции на туристском рынке;
Маркетинг: давать советы путешественникам относительно класса и типа гостиниц в местах их пребывания, что создаст здоровую конкуренцию;
Защита потребителя: удостовериться, что гостиница отвечает минимальным стандартам размещения и услуг в соответствии с ее классификацией;
Источник дохода: получать доход от лицензирования, продажи справочников;
Контроль: обеспечить систему контроля общего качества индустрии.
Классификация гостиниц по уровню комфорта.
В каждом государстве свои понятия о комфорте и гостеприимстве. Помимо этого каждая страна отличается определенными климатическими и культурными условиями. Поэтому достаточно сложно принять единую классификацию гостиниц по уровню комфорта. В настоящее время их насчитывается более тридцати. Наиболее популярными из них являются звездная классификация, система букв (Греция), система корон и роз (Великобритания), система разрядов. Все попытки ввести единые стандарты и требования к уровню комфорта всех гостиниц мира пока не привели к успеху.
Гостиница любой категории должна отвечать требованиям безопасности и гигиены, обеспечивать круглосуточный сервис, неотложную медицинскую помощь, сохранность ценностей, стирку, почтовые услуги.
Уровень комфорта - показатель весьма субъективный и сложный для оценивания. Однако во многих странах мира приняты основные слагающие его критерии. К ним, в частности, относятся:
состояние номерного фонда: площадь номеров, структура номерного фонда, наличие коммунальных удобств и так далее;
состояние мебели, инвентаря, предметов санитарно-гигиенического назначения;
наличие и состояние предприятий питания - кафе, ресторанов, бистро;
состояние здания, подъездных путей, обустройство прилегающей к отелю территории;
информационное обеспечение и техническое оснащение, в том числе наличие современных средств связи, бытовой техники, мини-баров, сейфов;
обеспечение возможности предоставления ряда дополнительных услуг.
Существующие системы классификации гостиниц по уровню комфорта можно условно объединить в четыре группы:
1. Европейская система, система звезд, базирующаяся на Французской национальной системе классификации и применяющаяся во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, Китае и многих других странах.
2. Система букв (A, B, C, D), используемая в Греции.
3. Система "корон", применяемая в Великобритании.
4. Система разрядов (люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий и четвертый), используемая на территории ряда стран СНГ.
Следует сказать и о том, что наряду с государственными системами классификации предприятий размещения, существуют и классификации, которые разрабатываются и применяются крупными фирмами и компаниями, работающими в сфере гостиничного бизнеса. Такие классификации призваны упростить работу по сравнительному анализу большого массива отелей и сделать гостиничные справочники доступными для широкого круга потребителей.
Одну из таких классификаций предлагает авторитетная в гостиничном бизнесе фирма BTI (Business Travel International). Она издает ежегодный справочник, указывающий стоимость размещения в гостиницах бизнес-класса различных стран. Согласно классификации BTI все гостиницы подразделяются на 9 разрядов: 5 высших и 4 низших. Высшие разряды:
Superior Deluxe - исключительно отели класса люкс, предлагающие самый высокий стандарт проживания, услуг и удобств;
Deluxe - предоставляет аналогичные по характеру услуги, что и гостиницы класса Superior Deluxe, но без излишеств, а строго в соответствии с целью удовлетворения потребностей клиента;
Moderate Deluxe - гостиницы этого разряда не имеют такой высокой репутации, как предыдущие. В остальном основные характеристики схожи;
Superior First Class - гостиницы выше среднего класса;
First Class - комфортабельные гостиницы со стандартными номерами, местами для проведения общего досуга и стандартным набором удобств.
К низшим разрядам относят следующие классы: Moderate First Class, Superior Tourist Class, Tourist Class, Moderate Tourist Class.
BTI оговаривает, что данная классификация может отличаться от национальной системы классификации, а ее стандарт не соответствовать стандарту, принятому в той или иной стране. Для оценки класса гостиницы BTI приглашает независимых международных экспертов и поэтому класс гостиницы, приведенный в справочнике фирмы, получает международное признание.
Ни одно гостиничное предприятие не может претендовать на присвоение категории, если оно не отвечает минимальным требованиям-критериям, объединенным в следующие группы: А - количество комнат; В - общие помещения; С - оборудование отеля; D - комфортность жилья; Е - обслуживание; F - доступность инвалидам и лицам с ограниченной подвижностью.
Согласно Немецкой классификации, гостиничные предприятия подразделяются на пять классов. С целью гармонизации с Европейской системой здесь сразу же предусматривается соответствие каждого класса определенному количеству звезд:
туристский класс - *;
стандартный класс - **;
комфортный класс - ***;
первый класс - ****;
люкс - *****.
Немецкая классификация устанавливает требования по 22 обязательным и независимым от класса предприятий критериям. Объединим их в несколько основных групп:
Работа службы приема.
Сервис завтраков, напитков, питания
Наличие телефона, радио и ТВ-приемников в номере и их работа.
Минимальная площадь для 75% номеров.
Санитарный комфорт и состояние санузлов.
Наличие номеров-апартаментов; меблировка и оснащение номеров.
Услуги стирки и глажения.
Наличие сейфов, телефакса, подарков для гостей.
Количество и состояние холлов.
Возможность безналичного расчета.
Количество и режим работы гостиничных баров и ресторанов.
Возможность проведения конференций и банкетов.
Количество дополнительных услуг. Особенностью немецкой классификации является то, что в ней предусмотрены категории и для таких типов гостиничных предприятий, как пансионы, гостиные дворы.
1 Квартальнов В.А. Иностранный туризм Издательство: Финансы и статистика: Издательство: ФиС, 2008 г.- 320 с.
2 Федеральный закон от 03.05.2012 N 47-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
3
ГОСТ Р 51185-98. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования.
4
Приказ Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ от 25 января 2011 г. № 35 "Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи"
5
ГОСТ Р 50645—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» область применения пункт 1
6
ГОСТ Р 50645—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» пункт 4.1
7
Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997г. №490 (приложение 5);ГОСТ Р 50645—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц»,
ГОСТ Р 50690—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования»;
Общероссийский классификатор услуг населению. ОК 002—93 (ОКУН). Раздел 061600 «Услуги по предоставлению мест проживания»; раздел 041200 «Услуги гостиниц и прочих мест проживания», раздел 082100 «Проживание, лечение и другое обслуживание (входящие в стоимость путевки)»