Дисциплина Русский язык в начальной школе. Занятие 41.
Группа 19СОр-1. Срок сдачи – 2 дня после публикации.
Выполнила:Исинова Эльмира.
Раздел 4. Методы изучения русского языка в начальной школе
Тема занятия: Методы изучения русского языка в начальной школе. Языковой анализ как
1.Что предполагает метод?
Метод предполагает:
а) определение цели обучения: от этого зависит вся система взаимодействия учителя и
учащихся;
б) определение способа преподнесения материала учащимся;
в) характер взаимодействия учителя и учащихся;
г) определение характера оценки усвоения, предложение критериев.
2.Какие виды имеет языковой анализ?
Языковой анализ имеет следующие виды (начинаем от крупнейших единиц – от текста):
– языковой анализ текста;
– синтаксический анализ (в пределах предложения);
– морфологический анализ (части речи, их формы);
– морфемный анализ (состав слова);
– словообразовательный анализ;
– анализ или характеристика лексики;
– фонетический анализ (фонемы, звуки, буквы, слоги, ударения);
– элементы стилистического анализа, оценки культуры речи, анализа красноречия, требований риторики. Для устной речи – характеристика дикции, артикуляции, интонаций и пр.
3.Почему языковой анализ важен в методике обучения русскому языку?
В изучении языковой теории этому методу принадлежит важнейшее место; его сущность – дробление изучаемого целого на составные части с целью глубокого проникновения в сущность явлений. Вслед за анализом, как правило, следует синтез, который вновь соединяет расчлененное, – это обобщение, вершина познавательного процесса.
4.Выполните синтаксический анализ предложения В полях ещё белеет снег. (по плану)
4-синтаксический разбор предложения.
Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.(повествовательное, не восклицательное, ССП, 1 часть: двусоставное, распространенное, простое , не осложнено, простое глагольное сказуемое; 2 часть: двусоставное, распространенное ,простое , не осложнено, простое глагольное сказуемое).
Снег-подлежащее,выражено сущ. в И.п.
Белеет-сказуемое(=),выражено глаголом.
В полях-обстоятельство(-.-.-.-) места,выражено сущ. в П.п. с предлогом "в".
Ещё-обстоятельство (-.-.-.-) времени,выражено наречием.
а-сочинительный(противительный) союз.
Воды-подлежащее, выражено сущ. в И.п.
Шумят-сказуемое(= подчеркивается двумя чертами),выражено глаголом.
уж-частица.
весной-обстоятельство(-.-.-.-) времени, выражено сущ. в Т.п.
5-пунктуационный разбор предложения.
Запятая перед союзом "а" ставится,потому что она разделяет две части сложного предложения.
1 основа : снег белеет
2 основа: воды шумят.
5.Выполните лингвистический анализ фрагмента стихотворения С. Есенина «Черёмуха» (по плану).
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Черёмуха.
История создания – Есенин написал “Черемуху” в 1915 году, а читатель смог познакомиться с ним уже в мартовском номере журнала “Мирок”.
Тема стихотворения – черёмуха весной.
Композиция – одночастная линейная.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – трёх- и четырёхстопный ямб с перекрестной рифмой.
Эпитеты – “душистая черёмуха”, “ветки золотистые”, “роса медвяная”, “серебряный ручей”, “золотистая зелень”.
Метафоры – “зелень сияет в серебре”, “зелень горит на солнышке”.
Сравнение – “что кудри”.
Олицетворение – “черёмуха завила ветки”, “ручей бежит”, “ручей поет песенки”.