СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о древнерусской литературе. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  с ипользованием технологии развития критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Понятие о древнерусской литературе. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».»

Урок литературы в 5 классе с использованием метода «чтение с остановками»



Тема: Понятие о древнерусской литературе. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».


Цели урока:

  • познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» с помощью приёма «чтение с остановками»;

  • стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью приемов: составление рассказа с помощью ключевых слов, приема «чтение с остановками», использования различного типа вопросов, написания эссе;

  • способствовать развитию  личных достижений учащихся через творческую активность.



Оборудование: репродукция картины В.М. Васнецова «Нестор-летописец»,энциклопедический словарь.

Ход урока.

1. Подготовка к изучению нового материала:

Сегодня мы с вами перенесемся на 10 веков назад в Древнюю Русь. Давайте вспомним из истории, что вам известно про те времена, как это может быть связано с темой нашего урока. Чтобы помочь вам в этом, я приготовила ключевые слова, с которыми необходимо придумать предложения.


«Ключевые слова»:

Христианство

летопись

Нестор

Деяния князей

Мысль о необходимости мира, братолюбия

Часть «Повести временных лет»

Другие жанры


Обучающиеся составляют предложения, используя имеющиеся у них знания. При объяснении слова «жанр» используется энциклопедический словарь.


2. Лекция учителя:

C принятием христианства возникла необходимость в широком распространении книг на Руси, что сначала все книги были исключительно переводными, приходящими в основном из Византии, Болгарии. Но уже в XI в. появляются сочинения древнерусских писателей («Слово о Законе и Благодати» Илариона), а в середине XI в. — летопись (жанр, незнакомый другим странам). В начале XII в. монах Киево-Печерского монастыря Нестор исправляет, дополняет первые редакции летописи, которая получает название по своим первым строчкам — «Повесть временных лет». ( Обращение к картине В.М. Васнецова «Нестор-летописец»)

Рассказывая о жизни и деяниях князей, он везде высказывает мысль о необходимости мира, братолюбия. На протяжении существования древнерусской литературы до XVII в. включительно появлялись и различные жанры (летопись, повесть, «Слово», «Жития...»).

Слово «временных» означает минувших... Любовь к родине — основная мысль повести. Лейтмотив «Не погубите землю отцов своих и дедов» постоянно звучит в «Повести...». Первые рассказы «Повести...» похожи на легенды и предания (рассказ о Кие, Щеке и Хориве).

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» является частью «Повести временных лет».


3. Возвращение к ключевым словам, исправление первоначальных предложений.


4.Знакомство с произведением «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» с помощью приема «Чтение с остановками».


Сегодня на уроке мы и познакомимся с произведением «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Прогнозирование по названию: Как вам кажется, о чем это произведение? Кто такой отрок, кто такой воевода? О каком подвиге идет речь?

Чтение произведения в учебнике.



В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды.

Первая остановка. Возможные вопросы:

1.Кто такие печенеги?

2. Что значит осадили Киев?

3. Где был князь? Кто из его семьи остался в городе?

4. Почему люди в городе изнемогали от голода и жажды?

5. Предскажите, как могут развернуться события в дальнейшем?

И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: "Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам". И сказал один отрок: "Я проберусь", и ответили ему: "Иди". Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: "Не видел ли кто-нибудь коня?" Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: "Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам". Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: "Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав".

Вторая остановка.

Возможные вопросы:

1. Кто главные герои этого отрывка?

2. зачем нужно было пробраться «на ту сторону»?

3. Как это удалось юноше?

4. Чем могло это закончиться, если бы печенеги раньше поняли, что этот юноша киевлянин?

5. Кто командовал дружиной на другой стороне Днепра?

6. Какое решение принял Претич? Почему?



И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи п громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: "Кто это пришел?" А тот ответил ему: "Люди той стороны (Днепра)". Печенежский князь снова спросил: "А ты не князь ли уж?" Претич же ответил: "Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество". Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: "Будь мне другом". Тот ответил: "Так и сделаю". И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди.

Третья остановка.

Возможные вопросы:

1. Почему печенеги побежали от города врассыпную?

2. О чем был разговор печенежского князя и воеводы Претича?

3. Почему печенежский князь решил подружиться с воеводой? Что он подарил воеводе в знак дружбы?



И послали киевляне к Святославу со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?" Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир.

Четвертая остановка.

Возможные вопросы:
1. Какую весточку послали киевляне своему князю?

2. Что сделал Святослав, получив такую весть?

3. Подтвердились ли ваши предположения по поводу подвига отрока-киевлянина?

4. В чем же заключался подвиг отрока-киевлянина? В чем заключалась хитрость воеводы Претича?

5. Что, по-вашему, хотел сказать автор этой повести своим современникам? Какова основная мысль этого произведения? В каких строках произведения она заключена?



5. Рефлексия. В качестве подведения итогов можно предложить написать «мини-сочинение» или эссе. Напишите эссе на тему : «Актуален ли в наше время призыв древнерусских летописцев «Не погубите землю отцов своих и дедов».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!