Тема. Понятие «пейзаж». Изображение пейзажа «На опушке леса»
Цель: углубить знания учащихся о таком жанре изобразительного искусства как «пейзаж»; выполнить творческую работу «пейзаж «На опушке леса».
Задачи:
образовательные:
познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов; показать роль искусства в понимании красоты природы;
учить определять средства выразительности для передачи настроения и чувств в искусстве;
особенности построения композиции пейзажа;
развивающие:
развивать воображение, творческую фантазию;
совершенствовать умение рисовать по памяти;
воспитательные:
воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: лист, цветные карандаши или краски, клеенка, тряпочка для рук.
Ход занятия
1. Организационная часть.
2. Сообщение темы и цели занятия
Сегодня мы будем рисовать пейзаж.
Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денёк.
Нарисованный быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем.
3. Актуализация опорных знаний и умений
Итак, пейзаж – это изображение природы. Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17 в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке. Художники этого времени – А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи – их картины природы содержательны и поэтичны. Художник-пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.
Природа бывает разная. Настроение ее меняется от времени года. А как меняется? Когда дождь – то все вокруг темное, мрачное. Когда солнце – настроение радостное, веселое.
4. Знакомство с видами пейзажей.
Сельский (рисуются поля, деревенские дома)
Городской (изображение различных улиц, видов города, домов.)
Морской (рисуются виды моря) он ещё называется маринисткой, а художники – маринисты и другие
5. Пейзажи Донбасса.
Природа нашего Донбасса тоже достаточно многообразны: есть леса и бескрайние степи, полноводные реки. Светлыми лентами вьются дороги. Бескрайние просторы полей и они разноцветные: одно с голубизной от васильков, на другом золотится рожь. Всё это мы можем увидеть на картинах художников. Однако мало нарисовать холмы, деревья, реки, облака и тучи. Настоящий художник умеет почувствовать и понять настроение природы. Она видится ему живой – радостной или грустной, ликующей, спокойной или тревожной.
6. Практическая работа.
А теперь попробуйте создать свой пейзаж. Но прежде чем начать, давайте вспомним, как правильно компоновать пейзаж:
Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше.
Повторение порядка работы над пейзажем:
1.Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры или по представлению.
2.Работа начинается с наброска карандашом.
3.Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю.
4.Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.
Законы перспективы.
1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно.
2. Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно.
3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних.
4. Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими.
5. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше.
6. В зависимости от времени года или смены частей суток изменяется и цветовая палитра.
- Теперь закройте глаза и представьте пейзаж, который вы будете рисовать.
7. Итог занятия.
Творите и присылайте работы.
6