СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Понятие погода. Наблюдения и прогноз погоды. Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель : создать условия для формирования у учащихся представления об погоде, знаний о погоде и её элементах, об организации наблюдения за погодой на метеорологической станции, приборах необходимых для метеорологических наблюдений: флюгере, термометре, гигрометре, осадкомере. 

 

Планируемые результаты.

Личностные: воспитание эстетического восприятия природы, знание

основных принципов и правил отношения к окружающей среде, правил

поведения в природе и в чрезвычайных ситуациях, знакомства с профессией

геолога.

 

Метапредметные:

умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями

работы с учебником, географическим атласом.

Познавательные:

формирование представления у учащихся о погоде и её элементах, метеорологических наблюдениях, приборах необходимых для метеорологических наблюдений, основных правилах работы с

метеорологическими приборами.

Регулятивные: способствовать формированию и развитию умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых и иллюстративных материалов; продолжить формирование навыков работы с картографическими пособиями и Интернет-ресурсами; развивать творческие

способности, способствовать формированию навыков исследовательской работы.

Коммуникативные: организовывать совместное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками, работать в группе, индивидуально и в парах.

Предметные: знать и объяснять понятие погода, основные элементы погоды, понятие о метеорологических наблюдениях и приборах, их назначение; определять основные метеорологические приборы и их назначение, знать основные цели и методы метеорологических наблюдений.

Просмотр содержимого документа
««Понятие погода. Наблюдения и прогноз погоды. Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей»»

Конспект урока 6 класс


Тема: «Понятие погода. Наблюдения и прогноз погоды. Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей»


Цель : создать условия для формирования у учащихся представления об погоде, знаний о погоде и её элементах, об организации наблюдения за погодой на метеорологической станции, приборах необходимых для метеорологических наблюдений: флюгере, термометре, гигрометре, осадкомере.


Планируемые результаты.

Личностные: воспитание эстетического восприятия природы, знание

основных принципов и правил отношения к окружающей среде, правил

поведения в природе и в чрезвычайных ситуациях, знакомства с профессией

геолога.


Метапредметные:

умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями

работы с учебником, географическим атласом.

Познавательные:

формирование представления у учащихся о погоде и её элементах, метеорологических наблюдениях, приборах необходимых для метеорологических наблюдений, основных правилах работы с

метеорологическими приборами.

Регулятивные: способствовать формированию и развитию умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых и иллюстративных материалов; продолжить формирование навыков работы с картографическими пособиями и Интернет-ресурсами; развивать творческие

способности, способствовать формированию навыков исследовательской работы.

Коммуникативные: организовывать совместное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками, работать в группе, индивидуально и в парах.

Предметные: знать и объяснять понятие погода, основные элементы погоды, понятие о метеорологических наблюдениях и приборах, их назначение; определять основные метеорологические приборы и их назначение, знать основные цели и методы метеорологических наблюдений.


Ход урока:


  1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку


  1. Проверка домашнего задания

Что такое атмосферные осадки? ( это вода в жидком или твердом состоянии, выпадающая из облаков или осаждающаяся из воздуха.)


Какие виды осадков вы знаете? ( дождь, снег, град, роса, морось, иней, изморозь и др)


Какие виды облаков вы знаете? (слоистые, кучевые, перистые, слоисто - дождевые и др)


Чем облака отличаются друг от друга? (образуются на разных высотах, по структуре частиц, из которых они состоят и по форме.)


Почему не все облака дают осадки? (только облака с крупными кристаллами льда или каплями воды, несмотря на восходящие потоки воздуха, под действием силы тяжести, устремляющимися вниз, дают осадки. При условии, если они не успевают испариться в подоблачном слое.)


Почему возможен золотой или лягушачьи дождь?(когда смерч проносится над территориями, где есть озера или пруды, закопанный в земле клад, пониженное давление в центре смерча приводит к засасыванию всего, что встречается на пути, в том числе к засасыванию воды, нередко с ее обитателями, или того же клада, спрятанного на поверхности земли.)


  1. Изучение нового материала

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение воздушной оболочки нашей планеты-атмосферы.


Открыли тетради, записали сегодняшнее число и тему нашего урока «Погода».

- Что такое погода?

С этим термином мы встречаемся очень часто в периодической печати, на радио и телевидении.


Погода - состояние тропосферы в данном месте в данное время. Погода характеризуется рядом показателей, которые называют метеорологическими элементами.


Прогноз погоды — научно-обоснованное предположение о будущем состоянии погоды в определённом пункте или регионе на определённый период. Составляется (разрабатывается) государственными или коммерческими метеорологическими службами на основе методов метеорологии.


Прогнозы делятся по заблаговременности периода, на который даётся прогноз:

 сверхкраткосрочные (СКПП) — до 12 часов;

 краткосрочные (КПП) — от 12 до 36 часов;

 среднесрочные (СПП) — от 36 часов до 10 суток;

 долгосрочные (ДПП) — от 10 суток до сезона (3 месяца);

 сверхдолгосрочные (СДПП) — более чем на 3 месяца (год, несколько лет).


Оправдываемость прогнозов тем ниже, чем выше заблаговременность.


Прогнозы погоды делятся по типам в зависимости от целей, для которых они разработаны:  прогнозы общего пользования (публикуемые в СМИ и на интернет-сайтах) содержат краткую информацию об облачности, атмосферных осадках, явлениях погоды, ветре, температуре, влажности воздуха и атмосферном давлении;

авиационные прогнозы содержат детальную характеристику ветра, видимости, явлений погоды,облачности;

морские и речные прогнозы содержат детальную характеристику ветра, волнения, явлений погоды,температуры воздуха;

сельскохозяйственные (агрометеорологические) прогнозы содержат детальную характеристикуатмосферных осадков и температуры воздуха.


Самый первый телевизионный прогноз погоды был показан в Англии 11 ноября 1936 года.


Прогноз погоды базируется на информации, полученной из различных источников. В мире существуют организации метеорологических наблюдений.


Например в России существует обширная сеть метеорологических станций (в мире их сейчас около 10000), постов, обсерваторий.


Ведутся аэрологические наблюдения с помощью радиозондов, воздушных шаров, метеорологических и геофизических ракет. Наблюдения на морях и океанах со специально оборудованных судов, автоматическими метеобуями. Метеорологические исследования опираются на новейшие приборы с использованием камер искусственного климата, авиации, спутниковой информации.


Кому же особенно необходима информация о погоде?


Главными потребителями метеорологической информации являются морской флот и авиация. Сведения о метеорологическом режиме широко используются при проектировании и эксплуатации различных сооружений — зданий, аэродромов, железных дорог, линий электропередач и т. д.

На первом месте по зависимости от погодных условий и климата стоит сельское хозяйство.


На продуктивность большое влияние оказывает влажность почвы и воздуха, количество осадков, света, тепла.


В конце XIX века сформировалась даже самостоятельная отрасль метеорологии — агрометеорология. По полученным метеорологическим данным составляются специальные карты погоды.


Ежедневно сотни специалистов самых разных профессий используют специальные карты погоды - синоптические.


Синоптическая карта (греч. συνοπτικός, «обозримый одновременно») — это географическая карта, на которой условными знаками нанесены результаты наблюдений многих метеостанций.


Такая карта дает наглядное представление о состоянии погоды в данный момент.

При последовательном составлении карт выясняются направления движения воздушных масс, развитие циклонов, перемещение фронтов.


Анализ синоптических карт позволяет предвидеть изменения погоды. Можно отследить изменения состояния атмосферы, в частности перемещение и эволюцию атмосферных возмущений, перемещение, трансформация и взаимодействие воздушных масс и пр.


В последние десятилетия синоптическая информация обогатилась результатами аэрологических наблюдений.


В последние годы также используется спутниковая информация о состоянии океанов и частей суши, где нет метеостанций. Фотографирование облачных систем со спутников позволяет обнаружить зарождение тропических циклонов над океанами. Синоптические карты составляют от 2 до 12 раз в сутки.


С древних времен у людей существовала необходимость предсказывать погоду. Благодаря наблюдательности и желанию узнать погодные условия появились народные приметы.

Например: ласточки летают над землей, голуби прячутся, мошкара лезет в лицо

- признаки ненастной погода, а голуби сильно воркуют - к жаркой солнечной погоде; мошкара вьется кругами, сверчок стрекочет поздно вечером, звезды на ночном небосклоне - признаки ясной погоды и др.


- Ребята, а какие вы знаете народные приметы?


Погода играет большую, а иногда даже решающую роль в человеческой истории.

Помимо изменений климата, которые вызывали постепенную миграцию народов (например, опустынивание Ближнего Востока и формирование сухопутных мостов между материками во время ледниковых периодов), экстремальные погодные явления вызывали меньшие по масштабу перемещения народов и принимали непосредственное участие в исторических событиях.


Одним из таких случаев является спасение Японии ветрами Камикадзе от вторжения монгольского флота Хана Хубилая в 1281 году.


Притязания французов на Флориду прекратились в 1565 году, когда ураган уничтожил французский флот, дав Испании возможность завоевать форт Каролину.


Совсем недавно ураган Катрина заставил более одного миллиона человек переселиться с центрального побережья Мексиканского залива в США, создав самую крупную диаспору в истории Соединенных Штатов.


Помимо такого радикального влияния на людей, погода может влиять на человека и более простыми способами.

Люди плохо переносят экстремальные значения температуры, давления, влажности и ветра.


Погода также влияет и на настроение.


Рекорды погоды — экстремальные метеорологические показатели, которые были официально зарегистрированы на поверхности Земли.

  • Самая низкая температура за всю историю была зафиксирована 21 июля 1983 года на Станции Восток, Антарктида −89,2 °C.

  • Самая теплая зафиксирована 13 сентября 1922 года в Альазизайи, Ливия. Тогда столбик термометра поднялся до 58 °C.


Признаками погоды является

- Ребята, а в каком слое атмосферы мы наблюдаем изменения погоды? (В тропосфере – нижнем слое атмосферы)



- А кто из вас знает как называется наука о погоде?


Синоптика – наука о погоде.


Приборы, которые измеряют погоду :


Термометр – прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и т.д.

Анемометр – прибор для измерения скорости.

Барометр-анероид – прибор для измерения атмосферного давления

Гигрометр – измерительный прибор, предназначенный для определения влажности воздуха

Психрометр – прибор для измерения влажности воздуха и его температуры

Флюгер – метеорологический прибор для измерения направления ветра.

Осадкомер, дождемер – прибор для измерения атмосферных жидких и твердых осадков.


  1. Подведение итогов урока


Тест


1. Определите правильно назначение метеорологического прибора флюгера:

А) атмосферное давление

Б) скорость ветра

В) влажность воздуха

Г) направление ветра


2. Какое утверждение верно:

А. Термометр - прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и

так далее.

Б. Метеорология – наука о гидросфере


3. Какое утверждение верно:

А. С помощью барометра определяют влажность воздуха

Б. изучением погоды занимаются сейсмологи

1.Верно только А

2.Верно только Б

3.Верны оба высказывания

4.Оба высказывания неверны


  1. Рефлексия.


- Были ли такие моменты на уроке, которые вами были не поняты?

- Можно ли положительно оценить Вашу личную активность на уроке?

- Как эти знания могут вам пригодиться?

- Достигли ли мы цели урока? Почему?


  1. Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!