СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие системно-деятельностного подхода в обучении

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад «Понятие системно-деятельностного подхода в обучении»

Просмотр содержимого документа
«Понятие системно-деятельностного подхода в обучении»

Доклад «Понятие системно-деятельностного подхода в обучении»

Кривоногова В.А.,

учитель информатики

Карельского филиала МБОУ Устьинской СОШ


В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Основная идея этого подхода состоит в преобразовании процесса обучения таким образом, чтобы главной целью стала не передача знаний от учителя к учащимся, а развитие учащихся за счет их активного включения в процесс познания.

Обучение, построенное на основе ситемно-деятельностного подхода, опирается на теорию учебной деятельности, а значит, включает в себя мотив, проблемную ситуацию, учебную задачу и учебные действия (УУД).

"Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Мы старались снять уже тогда оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Именно он стал основой для многих разработок. Несколько замечательных ученых, прежде всего, В.Д.Шадриков, разными путями шли к этому подходу и, так или иначе, касались разработки стандартов" (А.Г. Асмолов).

Деятельность — это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо (С.Л. Рубинштейн).

Автор

Определение

Фил.слов. / Под ред. И.Т. Фролова

В философии под деятельностью понимают «специфически-человеческий способ отношения к миру, представляющий собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы – объектом своей деятельности».

Подчеркивает диалектическую связь субъекта и его деятельности, трактует ее как условие формирования личности, связанное с активностью субъекта и направленную на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры.

«деятельность человека как фактор человеческого развития составляет необходимое звено в сложной цепи причинно-следственных зависимостей сознания от общественного бытия»

В.В. Давыдов

«Деятельность – такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека».



Потребность есть предпосылка, энергетический источник деятельности. Однако сама по себе потребность не определяет деятельность — ее определяет то, на что она направлена, т.е. ее предмет. «Предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность. Сама по себе потребность, однако, не может определить конкретную направленность деятельности. Потребность получает свою определенность только в предмете деятельности: она должна в нем».

Так, деятельность композитора направлена на создание музыкального произведения; деятельность шлифовщика или фрезеровщика — на придание обрабатываемой детали необходимых форм, профилей, характеристик; деятельность педагога — на передачу социокультурного опыта, организацию усвоения учащимися сообщаемых сведений и т.д. Деятельность ученика направлена на освоение этого опыта.

Другими словами, деятельность определяет то, на что направлена вызвавшая ее потребность, т.е. ее предмет. Предметность деятельности соответственно является одной из основных ее характеристик. По предмету деятельности различают и называют ее виды, например педагогическая, конструкторская и т.д. Предмет — один из основных элементов психологического (предметного) содержания деятельности, в которое кроме него входят средства, способы, продукт и результат.

Существенной характеристикой деятельности является ее мотивированность, при рассмотрении которой обращает на себя внимание прежде всего начальный момент деятельности, т.е. ее предпосылка — потребность, нашедшая себя в предмете. «Поскольку потребность находит в предмете свою определенность («опредмечивается» в нем), данный предмет становится мотивом деятельности, тем, что побуждает ее». Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает». При этом, если потребность, например, познавательная, «находит» себя в таком предмете, как захватывающее содержание книги, то эта нашедшая себя в предмете потребность, или «опредмеченная потребность», становится внутренним мотивом деятельности. Внутренний мотив входит в саму структуру деятельности. Здесь важно соотнести это определение с пониманием мотива деятельности С.Л. Рубинштейном: «Всякое действие исходит из мотива, т.е. побуждающего к действию переживания чего-то значимого, что придает данному действию смысл для индивида». В этом определении существен фактор переживания, который может сопровождать «встречу» потребности с предметом, но может и отсутствовать как осознаваемое побуждение. как бы найти себя в нем».

Структура деятельности

 

В работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина выделены основные виды человеческой деятельности. Ученые классифицируют ее по различным основаниям: по общему социальному характеру (Б.Г. Ананьев), по принципу ведущей деятельности (Д.Б. Эльконин), по последовательности онтогенетического развития человека (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн). Однако, несмотря на различие подходов к классификации, большинство ученых выделяют игровую, познавательную (учение) и преобразовательную (труд)деятельность.

Понятие "учебная деятельность" как основа деятельностного подхода в обучении

 

В рамках общего понимания деятельности формировалась и теория учебной деятельности. Методологическую основу данной теории составляют:

 

Принципа единства психики и деятельности

С.Л.Рубинштейн,

А.Н.Леонтьев

Психологическая теория деятельности

Б.Г. Ананьев,

А.Н. Леонтьев

Теория поэтапного формирования умственных действий

П.Я. Гальперин,

Н.Ф. Талызина

Общая теория учения была заложены Я.А. КоменскимИ.Г. ПесталоцциА. Диствервегом, в нашей стране - К.Д. УшинскимП.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, П.П. Нечаевым, М.Я. БасовымП.П. БлонскимЛ.С. Выготским, а также крупнейшими представителями отчественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия - Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, И. Ломпшером и другими учеными. Сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности, приоритет в научной разработке которой принадлежит России. Ее разработчики - Д.Б. ЭльконинВ.В. ДавыдовА.К. МарковаП.Я. ГальперинН.Ф. Талызина и др. (http://www.pirao.ru/; см. сайт Психологического института РАО).

"Учебная деятельность" (УД) - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике:
1. Иногда УД рассматривается как синоним научения, учения, обучения.
2. В "классической" советской психологии и педагогике УД определяется как ведущий тип деятельности учащихся. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.
3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия и др.

Д.Б. Эльконин трактует понятие «учебная деятельность» как  деятельность, имеющую своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий и побуждаемую адекватными мотивами. (Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.- с.245).



А.П. Тряпицына дает следующее определение понятия: «учебная деятельность  - целенаправленный, мотивированный и педагогически организованный процесс, в результате которого происходит овладение навыками, умениями, а также развитие творческих сил, способностей и мотивационной сферы школьников». 

И.А. Зимняя определяет учебную деятельность как «деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку». 

В концепции УД заложены предпосылки для понимания ученика как субъекта познания. Сам образовательный процесс трактуется не как трансляция научных знаний, их усвоение, воспроизводство, а как развитие познавательных способностей, основных психических новообразований. Развивает не само знание, а специальное его конструирование, моделирующее содержание научной области, методы ее познания.

Учебный предмет не просто содержит систему знаний, но особым образом (через построение предметного содержания) организует познание ребенком генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразований. Субъектная активность ученика (ее направленность, характер проявления) задается способом организации познавательной деятельности как бы извне.

Основным источником становления и развития познавательной активности является не сам ученик, а организованное обучение. За учеником закрепляется роль познающего мир в специально организованных для этого условиях. Чем лучше будут созданы обучающие условия, тем оптимальнее будет развиваться ученик. Признавая за учеником право быть субъектом познания, авторы этой концепции реализацию этого права по сути дела переносят на организаторов обучения, которые определяют все формы познавательной активности.

На основе глубокого анализа известных педагогических и психологических исследований И.А. Зимняя выделяет основные характеристики учебной деятель­ности:

1) она специаль­но направлена на овладение учебным материалом и решение учеб­ных задач;

2) в ней осваиваются общие способы действий и на­учные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до шко­лы);

3) общие способы действия предваряют решение задач.

4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д.Б. Эльконина  (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов Возрастные возможности усвоения знаний. – М.:  Наука, 1966,  с. 21),  является основной ее характеристикой.

5) изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий» (Й. Линдгарт).

Исходя из определения учебной деятельности как деятельности по овладению обобщенными способами действия, саморазвития обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач, Д.Б. Эльконин подчеркивает ее общественный характер:

посодержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством;

по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема;

по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях (например, в школах, гимназиях, учреждениях дополнительного образования и др.).

Структура учебной деятельности

Как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъектностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью, имеет определенную структуру и содержание.

В соответствии с общепсихологической теорией деятельности в структуре УД выделяются

  • потребность;

  • учебная задача;

  • мотивы учебной деятельности;

  • учебные действия и операции.

Потребностью УД является стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области (эти знания отражают закономерности происхождения, становления и развития предметов соответствующей области; эмпирико-утилитарные знания в отличие от теоретических фиксируют лишь признаки уже ставших предметов).
Учебная задача. Специфика учебной задачи состоит в том, что при её решении учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач. Поставить перед учащимися учебную задачу - значит ввести их в проблемную ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ её решения во всех возможных частных и конкретных условиях.
Учебная задача - не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это цель по овладению обобщенными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Учебная задача отличается от конкретно-практической задачи тем, что целью второй является получение результата-ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида.
Работа учащихся по решению учебных задач осуществляется с помощью особых учебных заданий, требующих от учащихся в явном виде проведения исследования, анализа, самостоятельного изучения каких-то явлений, построения каких-то способов изучения или фиксации результатов в виде моделей этих явлений и способов их изучения. Работа учащихся над этими заданиями носит теоретический характер и вводит их, тем самым, в лабораторию научной мысли, помогает им приобрести опыт подлинно творческого мышления и в то же время приносит им радость познания, эмоциональное удовлетворение от преодоления всех трудностей, которые им встретились на пути выполнения этих заданий.
Мотивы учебной деятельности. В мотивах учебных действий конкретизируется потребность УД, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач.
Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, совершаются с помощью многих различных учебных операций. Для того чтобы учащиеся овладели способами выполнения учебных действий, необходимо сначала выполнять эти действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия. При этом эти операции должны вначале выполняться либо материально с помощью каких-то предметов, либо материализованно с помощью их знаковых заменителей, изображений. Лишь постепенно, по мере отработки тех или иных операций, процесс выполнения действия свертывается и в конце концов выполняется сразу как единое действие.

В.В. Давыдов и А.К. Маркова (Возр и пед психол м.: Изд МГУ, 1992– 272с. – С.243) , вслед за А.Н. Леонтьевым, определяют деятельность как ряд структурных характеристик: деятельность-действие-операция и мотив-цель-условие. Г.И. Щукина указывает, что структура деятельности не замыкается ее операционными компонентами, она охватывает все её стороны:

  1. Цель, выдвигаемая педагогом.

  2. Мотив, побуждающий ученика к действию.

  3. Средства, которые обучающийся использует для достижения поставленной цели (знания, действия и опыт).

  4. Результаты деятельности.

  5. Отношение ученика к результату и процессу самой деятельности. (Г.И. Щукина Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986, с. 49-56.)

А.П. Тряпицына приводит следующую структуру учебной деятельности:

Представляя структуру учебной деятельности, А.П.Тряпицына особо выделяет умения как компонент структуры, который определяется ею как цель и один из основных параметров  оценки результатов деятельности.

На основе анализа научных позиций представителей известных научных школ, в рамках личностно-деятельностного подхода, И.А. Зимняя (с.197) приводит структурный состав организации учебной деятельности в следующем виде:

  1. учебная мотивация, которую следует рассматривать как совокупность побудителей, включая коммуникативно-познавательную потребность субъекта на фоне его общей потребности достижения;

  2. учебная цель;

  3. учебная задача, предлагаемая в форме учебного задания, которая принимается обучаемым;

  4. решение учебной задачи посредством учебных действий;

  5. контроль преподавателя, т.е. контрольные действия, переходящие в самоконтроль;

  6. оценка преподавателя, т.е. внешние оценочные действия, переходящие в самооценку.

Предметом учебной деятельности является усвоение научных понятий, законов и опирающихся на них общих способов деятельности для решения учебных задач, следовательно, специфика предметного содержания учебной деятельности направлена на:

-       усвоение знаний;

-       овладение умениями и  обобщенными способами действий;

-       отработку приёмов и способов действий, их программ, в процессе чего развивается учащийся;

-       специфику внутренней структуры – выделение специальных блоков задач и действий.

Что дает системно-деятельностный подход

1. Уйти от  репродуктивного способа обучения  и перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является  наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях.

2. Изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с  предметом  через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться  решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени.

3. Перейти на другой тип  отношений между субъектами ОП. Этот тип отношений можно назвать кооперационным.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!