Выступление на ШМО на тему: "Понятие, цели и роль смыслового чтения в организации учебного процесса начальной школы"
Учитель: Якушкина Л.В.
Дата: 03.11.2020 год
Развитие культуры чтения находится в числе приоритетных направлений реализации стандартов нового поколения.
Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения». При этом многие годы при оценке навыка уделялось первостепенное внимание параметрам «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а параметр «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте, т.е. первостепенной считалась техническая сторона чтения.
В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на определение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её.
Что такое «смысловое чтение»?
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
- умение осмысливать цели чтения;
- умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
- умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
- умение определять основную и второстепенную информацию;
- умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
- умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации. Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Основные задачи смыслового чтения:
- формирование у начинающего читателя интереса к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства;
- развитие воображения ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного;
- формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения;
- формирование у младшего школьника интереса к процессу чтения;
- снятие эмоционального напряжения и тревожности в процессе обучения смысловому чтению и работы с текстом;
- преображение личности учащихся через чтение подлинно художественных классических произведений и формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру;
- чтение разнообразных по жанру и тематике произведений расширяющие кругозор и формирующие познавательные интересы детей.
Принципиальным становится понимание того, что для современного человека главное - не отдельные знания, а умения ими пользоваться и что необходимо не зубрить и искать готовые ответы, а учиться самостоятельно, открывать новое. Изменение приоритета целей начального образования затрагивает сущность всего учебно-воспитательного процесса, все его составляющие – не только содержание, но и средства обучения, методы и формы организации процесса обучения. Путь и программа действий чтеца называются стратегией чтения. Есть ряд наработок по формированию различных читательских стратегий, освоение которых значительно улучшит качество обработки прочитанного текста. Овладение стратегиями происходит преимущественно в группах или парах, что позволяет выработать у учеников не только речевую, но и коммуникативную компетентность.
Прием ТРКМ «Ромашка Блума» ( Работа в паре )
А сейчас я вам предлагаю поработать в паре, составить цветок.
На столах у вас лежат лепестки цветка, а на них написаны вопросы. Вам необходимо ответить на эти вопросы ( подписать рядом ответ) и приклеить лепестки на бумагу с сердцевиной цветка.
1) Простые вопросы:
- Кто услышал разговор сестриц?
2) Уточняющие вопросы:
Я правильно поняла, что царь уехал на войну?
3) Интерпретационные:
Почему сестры решили извести сестру?
4)Творческие:
Что изменилось бы, если бы царь выбрал не младшую сестру, а старшую или среднюю?
5) Практические:
Как бы вы поступили на месте царя?
6) Оценочные: Как ты относишься к поступкам сестер? ?
VI. Первичное закрепление
Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.
- В чём особенность сказок А.С.Пушкина? (написаны в стихах)
- Совершенно верно. Как вы думаете: трудно ли сочинять стихи? (Ответы детей.)
- А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?
VI.Стадия рефлексии.
Прием ТРКМ «Синквейн»
1. – Заполните таблицу, ответив на следующие вопросы.
1) Как мы назовем все то, что придумано и отражает мечты народа? (Сказка)
2) Какими по содержанию бывают сказки? (Волшебные, бытовые)
3) Для чего придумали сказки? (Читать, пересказывать, учить)
4) Какие мысли рождает сказка, когда вы ее прочитаете? (Сказка – ложь, да в ней намек …)
5) Как по - другому сказать о сказке? (Фантазия, выдумка)
Прием ТРКМ «Дерево предсказаний».
В конце урока, при подведении итогов, анализируются высказанные предположения и на дереве остаются только те, которые подтвердились.
*Работа в группах.
- Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам надо нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета.
Проверка выполнения работы. Палитры вывешиваются на доске.
- Почему выбрали именно эти цвета?
Ответы:
1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет)
2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета)
3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета)
4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый)
5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота)