СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятия ребенок и взрослый

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

раскрываются понятия "ребенок" и "взрослый", а также преиоды взросления ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Понятия ребенок и взрослый»

Понятия «ребенок» и «взрослый».

Ребенок

Взрослый

Ребенок - это человек от рождения до полового созревания.

Ребенок  - постоянно растущий и развивающийся организм, на каждом возрастном этапе обладающий определенными морфологическими, физиологическими, психологическими особенностями.

Ребенок - не слабенькое существо, находящееся полностью во власти родителей. Это живчик, это подготовленная боевая единица, маленький энергичный хищник и манипулятор, использующий любые промахи взрослых, легко запрыгивающий на шею родителям и захватывающий над ними власть. Арсенал влияния у ребенка существенно беднее, чем у взрослого, но у ребенка больше энергии, фантазии и настойчивости.

Маленький ребенок - это опережающая активность в заботе о своих интересах. У ребенка есть свои задачи относительно жизни и относительно вас. В то время, когда взрослый подходит к маленькому ребенку со своими задачами, ребенок делает взрослому то, что входит в его планы и интересы. Дети знают, чего они хотят, и получают это.



Основные черты, способствующие взрослости, делающие взрослость человека более полной и качественной:

  • Самостоятельность

  • Уверенность внутренняя и внешняя.

  • Заботливость, большой объем заботы о других.

  • Ответственность.

  • Требовательность 

  • контролировать свои чувства и желания, в том числе умение отказываться от желаний неуместных и несвоевременных.

  • Психологическая грамотность. В частности, это конструктивное отношение к трудностям, способность грамотно реагировать на разные жизненный ситуации (разочарования, поражения и победы), объемное видение ситуации.

  • Умение быть руководителем и воспитателем там, где это востребовано.

  • Душевное здоровье. В частности, это умение находить в жизни хорошее и чувство реальности, умение с благодарностью принимать критику, свобода от страхов и эмоциональная неуязвимость,

Настоящая взрослость возможны только при предпосылке душевного здоровья. Нет душевного здоровья - трудно от человека ожидать ответственного поведения, соблюдения психологической грамотности. Если Взрослый человек душевно здоров, делает это с радостью - это деятельная личность. Если Взрослый с невротическими чертами, он выполняет обязанности взрослого человека, но от этого мучается, - это Мученик.

Взрослый человек - уровень личностного развития человека по оси Личная жизнь. Две другие оси - Дело-работа-бизнес и Собственный рост и развитие. Какое положение занимает взрослый человек на этих других осях - вопрос особый. Не каждый взрослый является успешным бизнесменом и руководителем, не каждый взрослый - самоактуализирующаяся личность.

По оси «Личная жизнь» ниже взрослого - молодой человек (только себя, но содержит), человек-ребенок (человек с инфантильными чертами, не способный содержать и обслуживать себя). Еще ниже - инфантил, уже заболевание.

Если человек не только взрослый, но и успешный в деловом плане, о нем говорят - состоявшийся человек.

Если человек по уровню ответственности выходят за рамки своей семьи, несет ответственность за большую фирму, за большое дело, за город или страну, его называют - большой человек. Человек, внесший свой позитивный вклад в историю человечества - великий человек.


Этапы взросления ребенка к взрослому периоду жизни.

Первый период до 5 лет. С ребенком нужно обращаться «к с царем». Запрещать ничего нельзя, только отвлекать. Если он что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладываются активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще неспособен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Например: Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее.

Второй период с 5 до 10. В это время с ребенком нужно обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявления отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.

Третий период с 10 до 15. Как воспитывать ребенка в этот период? Как с ним обращаться? Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», так как Вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуйтесь с ним по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность. Свою волю навязывайте в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если Вам что-то не нравится, то акцентируйте его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.

Последний период с 15 лет. Относитесь к нему с уважением.

- Если подавлять ребенка до 5 лет, то Вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.
- Если Вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, неспособным к труду и вообще к духовным усилиям.
- Если Вы будете опекать ребенка как маленького после 10, то он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.



3) Сконструировать ситуации, затруднения преодоления воспитания, которые позволяют ребенку взрослеть.

Ситуация №1. Воспитания ребенка труду. Совместный процесс выполнения домашней работы. Например, из воспоминаний детства нашего народного писателя.

«…Папа  мастерил маленькую табуретку.  Я  с  большим интересом следил за ловкими движениями отца, и мне тоже захотелось смастерить что-нибудь. Мне тогда было  лет  пять. Отец почувствовал мое желание  и спросил:
– Хочешь, сынок, я тебя научу своему мастерству?
– Да, папа, очень хочу!
Папа  дал мне маленький молоток и миниатюрные гвоздики. Я начал вбивать гвоздик в дощечку. Раз ударил, два, а третий удар пришелся по указательному пальцу. От боли – слезы на глазах.
Отец, дуя на мой палец, стал успокаивать:
– Сначала у меня тоже так было. Так бывает с непривычки, или когда человек очень торопится. Ты не торопись, ударь молотком не по пальцу, а по гвоздю. Потренируешься и научишься.
И я стал учиться. Возвращается  с работы мама  домой, уже с порога  я  кричу:
– Мама, я научился вбивать гвозди. Я сейчас настоящий мастер, как папа!
И с гордостью показываю наши кухонные табуретки: из всех сидений криво торчат гвозди.
– Нельзя так вбивать гвозди в табуретки. Они теперь испорчены. Попробуй-ка, сядь на эту табуретку.
– Ай! Больно сидеть.  А я так старался, мама…
Я, так ждавший её похвалы, понял, что сделал что-то не так, и очень расстроился.
Пришел папа, потрогал все табуретки, покачал головой. Но, в отличие от мамы, не стал упрекать меня, а улыбнулся и похвалил:
– Ай, какой молодец! Вот совсем недавно не умел, даже по своему пальцу молотком попадал. Это он в меня! У настоящего строителя и сын будет строителем. Сейчас  будем выдергивать гвоздики, будем исправляться, сынок…».

Из этого примера можно увидеть, что взрослые не только помогают ребенку научиться делать табуретку, но и исправлять свои ошибки. На таком опыте ребенок осознает, что свои ошибки можно исправить, что можно сделать работу еще лучше. В этой ситуации задача взрослых правильно донести до ребенка информацию. Ни в коем случае не упрекая его в неправильности выполнения работы. Затруднения могут возникнуть в том, что маленький человек может обидеться на то, что его ожидания от взрослых не оправдались. В данном случае нужно ребенка похвалить за его труд, ведь он приложил очень много усилий, чтоб сделать табуретку.

Ситуация № 2. Я в аэропорту, лечу в командировку. Вижу семью, четыре взрослых человека: мама, папа, бабушка и дедушка. На руках папы - маленький ребенок. Ребенок, живыми глазками стреляя в сторону бабушки, тянется к дедушке. Показывает бабушке, что с дедушкой ему интересней. Дедушка довольный, тянет руки к ребенку, ребенок попадает к нему, бабушка расстроена. Но тут ребенок оборачивается лицом к наивному дедушке и ему в лицо плачет. Дедушка умыт... Мама забирает дитё у дедушки, он прижимается к ней, но смотрит уже на папу… Ребенок играет этими взрослыми, сталкивает их друг с другом, развлекается по полной программе. При этом, похоже, сами взрослые, включенные в эту ситуацию, не очень понимали, кто собственно в этой ситуации ими управляет.

С самых первых дней своей жизни ребенок активно использует свои эмоции(врожденные, выученные и придуманные) для того, чтобы добиваться от окружающих того, что он от них хочет. По крайней мере некоторые дети уже с года осознанно управляют родителями и другими взрослыми.

Но в данном случае взрослым нужно дать ребенку понять, что нельзя так делать. В раннем возрасте, на мой взгляд, такое отношение к ребенку, как «с царем», правильно. Ребенок должен осознавать, что растет в любви. Это поможет ему быть уверенным в себе человеком в будущем. Однако, с возрастом нужно дать понять, что капризом нельзя добиваться внимания окружающих людей, а особенно достигать того, чего желает ребенок сам. Ему нужно показать, сказать на примере, что есть другие способы. Например, волшебные слова «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры» и т.д.

Ситуация № 3. Научить ребенка говорить правду.

Научиться говорить ложь получается у всех очень быстро, особенно у детей.

Когда моя дочка была маленькой, она из детского сада принесла куклу. Когда я ее спросила: «чья это кукла?», она ответила, что ей подарили. Но на завтрашний день ко мне в детском саду подошла мама одной из девочек и сказала, что моя дочь взяла чужую вещь. Мне стало очень стыдно, но в первую очередь я испугалась за свою дочь. Я упрекала себя, что недостаточно уделяю внимания воспитанию своего ребенка. Вечером того же дня, когда забирала из детского садика, я ей рассказала про одного мальчика, который украл огурцы из чужого огорода и обманул свою маму, что он принес их со своего. Но потом он признал свою ошибку и рассказал своей маме правду. Моя дочь, послушав мой рассказ, очень быстро осознала свою ошибку и поняла, что нельзя брать чужую вещь без спроса, а также нельзя обманывать других. На завтрашний день она отдала куклу и попросила прощения у своей подруги. Я была очень рада, что мой ребенок осознал свою ошибку, и стала на одну ступень взрослой и поняла, что честность перед другими, прежде всего.

Что за обряд?

Воспитание ребенка, на мой взгляд, самый трудный процесс, в который человек вступает с появления ребенка в семье. Достижения того, что ребенок вырастет достойным человеком, зависит от множеств факторов.

Воспитание начинается с первых дней рождения ребенка. Здесь ресурсами выступают: голос матери, ощущения теплоты, удовлетворения потребностей ребенка, грудное молоко, как самый главный элемент. Это не только кормление ребенка, а прямое общение с ним. Очень важную роль играет окружающая среда ребенка. Это прежде всего, с кем он общается, что смотрит, что ему читают, когда он маленький.

Я на своей практике воспитания своих детей акцентирую свое внимание на то, чтобы мои дети в первую очередь знали свой родной язык, культуру, традиции. Человек, знающий свой язык, религию, будет уважать и чтить язык, традиции других. Главными ресурсами воспитания у нашего народа выступают культура, традиции, обычаи. Через них мы стараемся привить у ребенка любовь к окружающей среде, самому себе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!