Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Красные Баки
Нижегородской области
Тема: Понятие долгих согласных звуков и их обозначение на письме.
Выполнила: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Макрутина Анна Александровна,
стаж работы 8 лет
2014г.
Аннотация к уроку русского языка
по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Тема урока: Понятие долгих согласных звуков и их обозначение на письме.
Разработал учитель начальных классов Макрутина А.А.
Нижегородская область, р.п.Красные Баки МАОУ СОШ №2
Тип урока: открытие нового знания
Урок русского языка по развивающей системе Л.В.Занкова разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный урок является первым в разделе «Слова с двойными согласными» по учебнику А.В.Полякова, 3 класс, 1 часть. В рабочей программе является 44-ым и проводится во 2 четверти.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная, коллективная, дифференцированная работа.
Педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.
Принцип научности и доступности изучаемого материала
Предполагаемый результат: у учащихся будут сформированы умения правильно обозначать двойной согласный на письме.
Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся умения обозначать на письме долгие согласные звуки буквами.
Планируемые результаты :
Предметные результаты:
- формировать умения различать слова с двойными согласными и правильно обозначать их на письме
Метапредметные:
Познавательные:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
- умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем
- договариваться и приходить к общему решению
Регулятивные:
- умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока, развитие умения целеполагания, анализа информации
Личностные результаты:
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.
Оборудование урока:
Учебник «Русский язык 3 кл.,1 часть»(автор А.В.Полякова), презентация к уроку для интерактивной доски SMART Board , компьютер, сеть интернет, словарь С.И.Ожегова., карточки для групповой работы и работы в паре.
1.Организационный момент
- Запись числа в тетрадях.
- Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Д: Познавательным, интересным)
- Какие виды работ вам нравится выполнять на уроке? Составим план нашей деятельности на уроке.
Учащиеся составляют план.
Д: 1. Работа со словарными словами.
2. Работа с толковым словарём, интеренетом.
3. Работа с интерактивной доской.
4. Работа в парах
5. Работа в группах
( на доске учитель пишет деятельности на уроке)
2. Постановка проблемы и вывод темы и целей урока.
Игра на выбывание.(Словарная работа)
мотылёк
аптека
килограмм
На слайде:
банан
оттенок
прекрасный
вокзалы
- Найдите лишнее слово
Д: 1 – мотылёк (одушевленное сущ, а все остальные неодушевленные)
2 – банан ( двусложное, а все остальные трёхсложные)
3 – аптека ( ж.р, а все остальные м.р)
4 – вокзалы ( мн.число, а все остальные ед.ч)
5 – прекрасный (имя прилаг, а все остальные сущ)
Остаются слова: килограмм и оттенок.
- Что общего в написании этих слов? (Д: в данных словах две согласные буквы)
- Правописание данных слов поможет сформулировать тему нашего урока (Д: тема нашего урока – слова, в которых две согласные буквы)
На интеракт. доске появляется тема урока: «Слова с двойными согласными»
Сформулируйте цель, к которой нам нужно стремиться к концу урока, используя слова (на слайде: Узнать…
Выяснить….
Упражняться….)
- Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем больше таких слов. Запишите эти слова к себе в тетрадь.
- Какое слово вам непонятно.(Д: Мне непонятно слово оттенок)
-Где мы узнаём информацию, если слово непонятно? (Д: в словаре или в интернете)
3. Поиск информации. Работа с толковым словарём.
Дети смотрят значение слова в словаре С.И.Ожегова. Один ученик смотрит значение слова в интернете.
1.Википедия.
Оттенок – разновидность какого-либо цвета, причём именно в градации к осветлению или затемнению.
2. Словарь Ожегова
Оттенок - разновидность одного и того же цвета. Например, разный оттенок голубого цвета.
- Объясните значение слова «килограмм».
4. Работа по теме.
- Запишите под диктовку два предложения, в одном из которых есть это слово.
Тысяча килограммов – это тонна.
В споре не повышай тона.
- Что вы заметили? (Д: я заметила, что здесь есть два слова, которые похожи по звучанию)
- Какие это слова? (Д: в первом предложении – тонна. Во втором – тона)
- По звучанию похожи, а есть ли различие в произношении? Произнесите эти слова ещё раз. ( Д: В первом слове мы звук [ н ]произносим долго, а во втором слове звук [ н ] произносится коротко)
- Как вы написали эти слова? (проверка данных слов в записях у детей)
- Как вы думаете, как нужно обозначать на письме долгий звук [ н ]? (Д: записью двух букв)
- Какой напрашивается вывод?
Д: Двойные согласные пишутся там, где звуки тянутся долго.
ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/11/s_5a8087817468c/829628_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/11/s_5a8087817468c/829628_2.png)
Согласные тянутся долго
На письме обозначаются двумя буквами
Давайте сравним наш вывод с правилом в учебнике на странице 83. Чтение правила про себя, вслух.
- Большинство слов с двойными согласными в корне заимствовано из других языков – греческого, латинского, французского и др. Правописание данных слов нужно запомнить. Двойные согласные в таких словах являются орфограммами.
5. Работа в мини-группах.
- Сейчас вы поработаете в мини-группах. На карточках задания:
1 мини-группа
От данных существительных образуйте при помощи суффиксов однокоренные прилагательные. Выполните разбор слов по составу.
длина, осень, камень, туман
2 мини-группа
От данных существительных образуйте новые слова при помощи приставок.
без + зуб =
рас + сад =
бес + страх =
рас + свет =
- Что заметили? (Д: В данных словах мы написали по две согласных)
- Почему в этих словах вы написали удвоенные согласные? (Д: Данные слова образуются на стыке корня и суффикса, на стыке приставки и корня.)
- Совершенно верно. Двойные согласные «н» пишутся при сочетании корня и суффикса, если корень кончается на согласный, а суффикс начинается с этого же согласного, или при сочетании приставки и корня с одинаковыми согласными « с», «з».
- Какой вывод делаем?(Д: Двойные согласные пишутся не только словах, которые пришли к нам из других языков, но и на стыке корня и суффикса, на стыке приставки и корня)
6.Физкультминутка по Базарному
В классе развешены слова:
копеечка шоссе Россия грипп
- покажите слово, в котором нет двойных согласных
- найдите имя собственное с двойными согласными
- укажите слова, в котором две орфограммы на конце слова
- покажите слово, в котором все согласные твёрдые.
7. Работа в парах.
На карточках:
Спишите слова, раскрывая скобки. Где надо, пиши удвоенную согласную. Пользуйся словарём.
Те(р,рр)ито(р,рр)ия, кра(с,сс)ный, со(с,сс)на, ра(н,нн)ий, ё(ж,жж)ик, ми(л,лл)ион, а(п,пп)а(р,рр)ат, си(н,нн)ица, су(б,бб)ота, чугу(н,нн)ый, шо(с,сс)е, ба(с,сс)ейн.
Дифференцированное задание
-Составьте предложения с одним (двумя, тремя, четырьмя) из слов. (Д: Ранним утром в субботу я проходила мимо территории бассейна и нашла миллион рублей.)
8. Итог урока. Рефлексия.
- Какое открытие мы сегодня сделали на уроке о двойных согласных?
на слайде:
Я узнала…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Теперь я могу…
Я научился…
Я попробую…
Меня удивило…
У меня получилось…
Урок дал мне для жизни…
(Примерные ответы детей:
- Я узнала, что две согласные пишутся там, где звуки тянутся долго.
- Я узнала, что двойные согласные могут писаться не только в корне, но и на стыке корня с суффиксом, а также на стыке приставки и корня.
- Меня удивило, что мы в русском языке используем много слов с двойными согласными, которые к нам пришли из других языков
- Мне было трудно работать в паре при написании слов с двойными согласными
- Урок дал мне для жизни - я теперь могу грамотно писать слова с двойными согласными.)
- Спасибо за урок. Ждем следующих открытий.
8