Класс: 6 Предмет: география
Тема урока: Понятие о теории литосферных плит.
Тема: Понятие о теории литосферных плит.
Цель урока: сформировать представление о формах залегания горных пород и движениях земной коры, а также сформировать знания о землетрясениях
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «Литосферные плиты», «землетрясения», «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», «сейсмические пояса».
Развивающие: объяснить процесс движения литосферных плит, процесс землетрясения.
Воспитательные: сформировать отношение к проблеме природных катастроф, происходящих в земной коре.
Метод обучения: словесный, наглядный, практический
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Оборудование: физическая карта мира, наглядные пособия, презентация
Ход урока
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих. Написать на доске тему и объяснить цели урока.
Тема сегодняшнего урока делится на две части. Первая: Движение литосферных плит. Вторая тема: Землетрясения. Откройте тетради и запишите тему урока.
И цель нашего урока узнать и понять, почему происходят движения литосферных плит и почему происходят землетрясения?
II.Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания в виде фронтального опроса
1 вариант.
1. Какой по счету является Земля в Солнечной системе: а) 1; б) 3; в) 5; г) 7
2. Какие космические тела образуют Солнечную систему: а) кометы б) астероиды и метеориты в) планеты г) все ответы верные
3. Первое кругосветное путешествие совершил: а) Ф. Магеллан; б) Х. Колумб; в) М. Поло
4. Какой материк открыли последним: а) Африку; б) Австралию в) Антарктиду.
5. Численный масштаб плана – 1:2000. Как будет записан этот масштаб в именованном виде: а) в 1 см – 20 м б) в 1 см – 200 см в) в 1 см – 2 м
6. Определите широту экватора: а) 10о б) 5о в) 0о
7. Условные линии, которые соединяют точки земной поверхности, лежащие на одинаковой высоте, называются а) меридианами, б) горизонталями в) изотермами
8. Изучение рельефа дна осуществляется с помощью:
а) сейсмографа; б) эхолота; в) лота.
9. Самые длинные горы на Земле:
а) Анды; б) Уральские; в) Кордильеры.
10. Часть вулкана, по которой поднимается магма, называется:
а) жерло; б) кратер; в) конус; г) очаг магмы.
11. Если вулкан Везувий извергался в 79 г. н. э., то этот вулкан считается: а) действующим; б) потухшим.
12. Какого слоя нет в океанической земной коре: а) осадочного б) гранитного в) базальтового
2 вариант.
1. Верхний твердый слой Земли:
а) ядро; б) мантия; в) земная кора.
2. К обломочным горным породам относятся:
а) гравий; б) гравий и песок;
в) гравий, песок и известняк.
3. Кто первым открыл Америку: а) Ф. Магеллан; б) Х. Колумб; в) М. Поло
4. Земля вращается вокруг Солнца и совершает один оборот за: а) 365 дней; б) 368дней
5. Численный масштаб плана – 1:3000. Как будет записан этот масштаб в именованном виде: а) в 1 см – 30 м б) в 1 см – 300 см в) в 1 см – 3 м
6. Самую высокую температуру имеет:
а) земная кора; б) мантия; в) ядро.
7. Прибор, регистрирующий землетрясения, называется:
а) эхолот; б) сейсмограф; в) литрограф.
8. Угол между направление на север и направлением на предмет: а) азимут, б) масштаб
9 Часть вулкана, по которой поднимается магма, называется:
а) жерло; б) кратер; в) конус.
10. Какая съемка месности наиболее эффективна в туристическом походе: а) полярная, б) маршрутная, в) глазомерная.
11. Определите долготу Гринвического меридиана: а) 10о б) 5о в) 0о
12. Высочайшая гора суши — это:
а) Эверест; б) Эльбрус; в) Этна.
1 вариант
Ответы: 1 — б; 2 — г; 3 — а; 4 — в; 5 — а; 6 — в; 7 — б; 8 — б; 9 — а; 10 —а; 11 — а; 12 —б.
2 вариант
Часть А Ответы: 1 — в; 2 — а; 3 — б; 4 — а; 5 — а; 6 — в; 7 — б; 8 — а; 9 — а; 10 —б; 11 —в; 12 —а.
Назовите особенности строения земной коры под материками и океанами.
III. Объяснение нового материала.
В течение веков люди не знали сведений, которые кажутся нам сегодня очевидными. Благодаря прогрессу науки и техники стало возможным дать чёткие изображения поверхности нашей планеты, понять законы движения и конечно разгадать много таинственных природных явлений. За время своего существования Земля пережила мощнейшие потрясения, приведшие к рождению мира, в котором мы живём.
А сейчас прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос.
Природа нас предупреждает,
Ругает как бы невзначай,
И, ничего не замечая, мы покоряем этой рай.
Раскаты, молнии, торнадо,
Землетрясения, оползни, вулкан-
Для человека этот фактор
Навечно страшной карой стал.
Вздымалась, горбилась планета,
Еще сильней гремел вулкан.
Так было, помните, в Помпее.
Разумно пробовали люди
Описывать явленья, объяснять,
Фактически мы знаем, где, что будет
Но как же это все предотвращать.
Вопрос: Скажите, какие природные явления, и процессы вы наблюдали в этом стихотворении?
Ответ: Торнадо, землетрясения, оползни, вулканы, цунами.
Правильно, но на сегодняшнем уроке мы рассмотрим одно природное явление-землетрясение. И прежде, чем узнать, что такое землетрясения и какую опасность они несут , предположим, что предшествует этому природному явлению.
Почему континеты движутся?
Многие научные факты говорят о том, что некогда современные материки составляли единый массив суши - ПАНГЕЯ.
Со временем он был разбит гигантскими разломами и распался на отдельные части:
ЛАВРАЗИЯ и ГАНДВАНА.
Позже эти части разошлись в разные стороны и стали основой для современных континентов
О том, что материки представляли единое целое, говорят очертания континентов, разделённых Атлантическим и Индийским океанами. Например: выступ северо-восточного побережья Южной Америки хорошо вписывается в берега Африки и т. д.
Следовательно: земная кора не единое целое, а система блоков, прилегающих друг к другу, которые называются ЛИТОСФЕРНЫМИ ПЛИТАМИ.
Запишите в тетради определение литосферных плит.
Границы плит проходят по срединно-океаническим хребтам.
На основе этого была создана теория «Литосферных плит» или Теория «Дрейфа континентов» И эта теория гласит.
ТЕОРИЯ ЛИТОСФЕРНЫХ ПЛИТ.
Литосфера поделена на 8 крупных литосферных плит.
Плиты находятся в непрерывном горизонтальном движении.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/02/s_5892c7b7f16e8/545655_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/02/s_5892c7b7f16e8/545655_2.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/02/s_5892c7b7f16e8/545655_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/02/s_5892c7b7f16e8/545655_4.png)
схематично показывает из за чего происходит перемещение плит. Как вы думаете, что способствует передвижению плит?
СЛЕДСТВИЕ
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/02/s_5892c7b7f16e8/545655_5.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/02/s_5892c7b7f16e8/545655_6.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/02/s_5892c7b7f16e8/545655_7.png)
Постоянный дрейф литосферных плит и континентов объясняется перемещением потоков раскаленной мантии, которое вызывает тепло, исходящее из ядра земли. Автор теории «Дрейфа континентов» является геофизик Альфред Вегенер.
Какие выводы можно сделать?
Вывод:
Литосфера состоит из плит.
Потоки мантии заставляют плиты двигаться.
А ещё ребята, на границах плит происходят природные явления – ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ.
Литосферные плиты и сейсмические пояса
Землетрясения – вторая часть сегодняшней темы.
Посмотрите на следующий слад, он называется – Литосферные плиты и сейсмические пояса. Мы видим границы литосферных плит и
участки земного шара, где землетрясения происходят часто и достигают значительной силы, они получили название – сейсмические пояса.
Самые крупные сейсмические пояса
Что же такое – землетрясение? Давайте прочитаем в буклетах.
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ
Землетрясения – подземные толчки колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре и верхней мантии и передающиеся на большие расстояния.
Запишите в тетради определение.
Вспомните из природоведения, где образуется землетрясение?
Правильно – это очаг и эпицентр.
Очаг и эпицентр землетрясения.
Место разлома и перемещения горных пород называется - очагом землетрясения.
(его глубина от 60-700 км.)
Участок земли расположенный над очагом землетрясения называется – эпицентром землетрясения.
Землетрясение сопровождается подземным гулом, толчками и колебаниями поверхности. Сильные землетрясения могут вызывать катастрофические разрушения и гибель людей. Люди научились предсказывать землетрясения.
Например, в древнем Китае был изобретён «китайский сейсмограф». Его действие основывалось на том, что при малейших колебаниях земной поверхности из пасти дракончика выпадала жемчужина.
С помощью современных, специальных приборов (сейсмографов) записываются колебания, распространяющиеся в недрах земли. Данные наблюдений сейсмологи используют для изучения сейсмичности и строения Земли с тем, чтобы определить особенности сейсмических волн и предотвратить катастрофические последствия
землетрясений. Люди, которые занимаются изучением землетрясений, называются сейсмологи.
Существует шкала для измерения силы землетрясений в баллах от 1 до 12, послушаем сообщение учащегося. Вы записываете только силу в баллах и главное слово.
Следовательно – землетрясение это стихийное бедствие, которое приносит много жертв среди людей. Посмотрите на следующий слайд, какие крупные землетрясения произошли в мире.
Крупнейшие землетрясения и число жертв
1908 год – Италия – 77 000 человек
1923 год – Япония 143 000 человек
1976 год – Китай – 650 000 человек
1988 год – Армения – 55 000 человек
1990 год – Иран – 50 000 человек
2005 год – Пакистан 30 000 человек
IV.Закрепление
Теперь давайте с вами сделаем вывод
Вывод.
Наша планета – Земля находится в постоянном движении.
Материки и океаны уменьшаются и увеличиваются в размерах.
Землетрясение возникает при внезапном смещении двух участков плит.
Понять и предусмотреть эти процессы помогает теория литосферных плит.
Скажите, что нового и интересного вы узнали из урока?
другу - называются…………………
…………-подземные толчки колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре и верхней мантии и передающиеся на большие расстояния.
Место разлома и перемещения горных пород называется - …………………...
Участок земли расположенный над очагом землетрясения называется – ……………….
Сейсмограф - ……………………………….
V.Домашнее задание: параграф 20
4