ОДОБРЕНА
решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию
(протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ТЭГ-РЕГБИ»
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Москва – 2020
Образовательный модуль «Тэг-регби» по учебному предмету «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего и основного общего образования (далее – Модуль) /Под ред. Н.С. Федченко, директора ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания», кандидата педагогических наук.
Авторы - составители:
Бесполов Д.В. – учитель физической культуры ГБОУ города Москвы «Школа № 2121 имени Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина», заслуженный учитель Российской Федерации;
Кулешов А.В., Федотова Е.Н. - учителя физической культуры ГБОУ СОШ города Москвы «Школа № 460 имени дважды Героев Советского Союза А.А. Головачёва и С.Ф. Шутова»;
Малахаева О.А., руководитель организационно-методического отдела ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания», старший преподаватель кафедры ТМФВиС факультета физической культуры ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет»;
Иванов В.А., к.п.н., заведующий кафедрой спортивных игр и гимнастики ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет».
В разработке Модуля приняли участие: Нечувилин С.Б., директор Академии регби «Центр» Федерации регби России; Устинов В.С., директор Национального благотворительного фонда развития детского регби в России;
Латышев А.И., заслуженный тренер Российской Федерации; Мусатов Ф.В., вице-председатель Федерации регби Краснодарского края; Радченко Е.С., главный специалист министерства образования Красноярского края.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «ТЭГ-РЕГБИ» | 3 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ | 7 |
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ТЭГ-РЕГБИ» | 10 |
Раздел 1. Знания о тэг-регби | |
Раздел 2. Способы физкультурной деятельности | |
Раздел 3. Физическое совершенствование | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ТЭГ-РЕГБИ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ | 11 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ | 17 |
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА | 18 |
Приложение 1. Краткий словарь терминов тэг-регби | 21 |
Приложение 2. Средства развития основных физических качеств регбиста | 22 |
Приложение 3. Рекомендации по определению уровня технической подготовленности обучающихся 1 – 9-х классов | 25 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «РЕГБИ»
Гармоничное воспитание молодого поколения, оздоровление нации являются приоритетными направлениями социальной политики Российской Федерации.
В настоящее время реализуется комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования, в том числе создание условий для обеспечения высокого качества преподавания предмета «Физическая культура», повышения его образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала на основе модернизации системы физического воспитания в соответствии с социальными запросами общества.
На современном этапе наиболее актуальной задачей становится разработка новых эффективных подходов к физическому воспитанию обучающихся, которые позволили бы повысить интерес к систематическим занятиям физической культурой и формированию здорового образа жизни.
В этой связи, важным направлением в области физического воспитания подрастающего поколения является внедрение спортивно-ориентированных форм обучения, внедрения в образовательный процесс средств различных видов спорта, в частности регби.
Модернизация процесса физического воспитания может быть основана на современных развивающих подходах к организации спортивно-ориентированного физического воспитания на основе популярных у обучающихся видов спорта, таких как регби. В образовательных организациях в целях массового обучения регби целесообразно использовать его разновидность – тэг-регби («бесконтактное регби»).
Преимуществом для выбора спортивной игры тэг-регби является то, что в процессе обучения элементам регби возможность травмирования обучающихся снижена до минимума. Высокая степень организации и согласованности действий игроков, многофункциональность игровой деятельности обеспечивает развитие ведущих физических качеств и функциональных систем организма. Кроме того, тэг-регби вошло в программу всероссийских Президентских спортивных игр школьников. Все это говорит о целесообразности использования тэг-регби в качестве средства физического воспитания в общеобразовательных организациях.
Образовательный модуль «тэг-регби» по учебному предмету «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего и основного общего образования (далее –Модуль) разработан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования и с учетом примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденной протоколом заседания коллегии Министерства просвещения российской Федерации от 24.12.2018 г.
Модуль реализуется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), который действует в интересах обучающихся образовательных организаций и утверждает:
- право образовательных организаций на самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности и свободе в определении содержания образования, разработке и утверждении своих образовательных программ, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (п. 1, п. 2, п. п. 6 п.3 ст.28 Закона);
- право педагогических работников на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, а также право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (п.п.2 и 3 п. 3 ст. 47 Закона).
В содержании Модуля специфика регби сочетается практически со всеми базовыми видами спорта, входящими в учебный предмет «Физическая культура» в общеобразовательной организации (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры и т.д.), предполагая доступность освоения учебного материала всем возрастным категориям обучающихся независимо от уровня их физического развития и гендерных особенностей.
Цель модуля - формирование физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации с использованием средств регби для укрепления и сохранения собственного здоровья, профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями.
Задачи модуля:
Формирование навыков здорового образа жизни средствами тег-регби.
Развитие основных физических качеств, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков для игры в тэг-регби.
Укрепление и сохранение здоровья, совершенствование телосложения и воспитание гармонично развитой личности, нацеленной на многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.
Воспитание положительных качеств личности, коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности средствами тэг-регби.
Популяризация вида спорта тег-регби среди детей и молодежи.
Вовлечение большого количества занимающихся тэг-регби.
Преимущество Модуля состоит в том, что используемые в процессе обучения технологии
решают комплекс основных задач физического воспитания на ступени начального, основного общего образования;
создают оптимальные условия развития личности, обеспечивают гибкость и вариативность содержания образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностям обучающихся.
являются действенным средством укрепления здоровья обучающихся и подростков в общеобразовательной организации;
формируют навыки собственной безопасности в экстремальных ситуациях;
расширяют принцип возможности интеграции уроков физической культуры с формами дополнительного физкультурного образования на основе тэг-регби.
Место учебного модуля в учебном плане:
Модуль может реализовываться на уроках физической культуры в 1-9 классах общеобразовательной организации на протяжении всего учебного периода по 1 часу в неделю (п. 10.20 СанПиН 2.4.2.2821-10).
При планировании занятий тэг-регби на уроках физической культуры, на уровне начального общего и основного общего образования (1 -9 классы) изучение базовых основ техники тэг-регби предполагается в объеме 306 часов (по 34 часа в каждом классе).
Содержание Модуля расширяет и дополняет знания полученные в результате освоения примерной рабочей программы учебного предмета «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального, основного общего образования.
Педагог имеет возможность вариативно использовать учебный материал в разных частях урока по физической культуре с выбором различных технических элементов тэг-регби с учётом возраста и физической подготовленности обучающихся.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) образовательный Модуль «Тэг-регби», направлен на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты освоения предмета физической культуры
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения Модуля. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий по тэг-регби, с учетом индивидуальных особенностями физического развития и физической подготовленности;
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности по тэг-регби;
• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия по тэг-регби, принимать участие в их организации и проведении;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
•умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время занятий тэг-регби, а также в учебной и игровой деятельности.
• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами;
• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий в тэг-регби, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты освоения физической культуры
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания Модуля, в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательной деятельности (умение учиться), так и в повседневной жизни обучающихся.
Метапредметные результаты:
• восприятие вида спорта «тэг-регби» как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и ассоциального поведения.
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
•уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
•ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий по тэг-регби;
•рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий тэг-регби для профилактики психического и физического утомления.
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
•владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
•владение двигательными действиями и физическими упражнениями тег-регби и активное их использование в самостоятельно организованной физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Предметные результаты освоения модуля
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения Модуля и проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по тэг-регби.
Предметные результаты
• знания истории и развития регби, олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
•знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте занятий тэг-регби в организации здорового образа жизни.
• способность организовывать самостоятельные занятия по тег-регби, направленные на формирование телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
•способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения различной направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
•способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, объективно оценивать их;
•способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре и тег-регби, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
• способность осуществлять судейство соревнований по тэг-регби, владеть информационными жестами судьи.
•способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для физической подготовки регбиста;
• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ТЕГ -РЕГБИ» (БЕСКОНТАКТНОЕ)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ТЕГ-РЕГБИ» (БЕСКОНТАКТНОЕ) ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗДЕЛ 1. ЗНАНИЯ О ТЭГ-РЕГБИ
История регби. Техника безопасности на занятиях тэг-регби. Правила игры в тэг-регби. Развитие регби в России. Судейская терминология тэг-регби.
Требования безопасности при организации занятий тэг-регби, в том числе самостоятельных. Форма и экипировка занимающегося тег-регби. Гигиена и самоконтроль при занятиях тэг-регби.
Правила подбора физических упражнений регбиста. Комплексы упражнений для развития различных физических качеств регбиста.
Понятие о спортивной этике и взаимоотношениях между обучающимися. Знание игровых амплуа
Воспитание морально-волевых качеств в процессе занятий тэг-регби: сознательность, смелость, выдержка, решительность, настойчивость.
РАЗДЕЛ 2. СПОСОБЫ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовка места занятий, выбор одежды и обуви для занятий тэг-регби. Организация и проведение занятий по тэг-регби. Организация и проведение подвижных игр с элементами тэг-регби во время активного отдыха и каникул.
Оценка техники осваиваемых упражнений, способы выявления и устранения технических ошибок. Составление планов и самостоятельное проведение занятий по тэг-регби. Тестирование уровня физической подготовленности в тег-регби.
РАЗДЕЛ 3. ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Комплексы подготовительных и специальных упражнений, формирующих двигательные умения и навыки во время занятий тег-регби. для и совершенствования технических действий игрока.
Подвижные игры (без мяча и с мячом): Перестрелка», «Веселые старты», «Регбийные салки», «Салки с передачей мяча между водящими», «Салки вдвоем», «Салки втроем», «Салки в четверках», «Салки-пятнашки», «Пятнашки с городом», «Колдунчики», «Собачки», «Собачки в квадрате», «Собачки 4 против 2» «Осалить конкретного игрока», «Осаль в цепи последнего», «Штандр регбийным мячом», «Закрой игрока и перехвати передачу», «Пионербол двумя регбийными мячами», «Выполни заданное количество передач», «Ботва», «Регбийные рыбаки и рыбки», «Тэг-регби 3х3 по упрощенным правилам», «Атака города», «Атака города по выбору».
Индивидуальные технические действия:
Техника владения регбийным мячом: стойки и перемещения; держание мяча, бег с мячом, розыгрыш мяча; прием мяча, подбор и приземление мяча; финты; передвижения с мячом по площадке; передачи мяча в парах (сбоку, снизу) стоя на месте и в движении; передачи в колоннах с перемещениями; передача и ловля высоко летящего мяча; подбор неподвижного мяча, катящегося мяча.
Тактические взаимодействия: в парах, в тройках, кресты, забегания, смещения, линия защиты; тактические действия с учетом игровых амплуа в команде; быстрые переключения в действиях - от нападения к защите и от защиты к нападению.
Учебные игры в тэг-регби.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ТЭГ-РЕГБИ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тематическое планирование | Характеристика и деятельность обучающихся |
Раздел 1. Знания о тэг-регби |
История регби. Техника безопасности на занятиях тэг-регби. Правила игры в тэг-регби. Развитие регби в России. Судейская терминология тег-регби. | Знать историю развития регби в мире и России. Выявлять успехи российских регбистов на мировой арене. Знать параметры полей, площадок и их оборудование для занятий и соревнований по регби Уметь демонстрировать жесты судей по тэг-регби. Применять правила соревнования и судейскую терминологию в самостоятельных занятиях тэг-регби. |
Требования безопасности при организации занятий тэг-регби, в том числе самостоятельных. Гигиена, и самоконтроль при занятиях тэг-регби. | Знать и соблюдать технику безопасности во время занятий тэг-регби. Применять самоконтроль при занятиях тэг-регби. |
Правила подбора физических упражнений в тег-регби. Комплексы упражнений для развития различных физических качеств тег-регбиста. | Отбирать и составлять комплекс упражнений для развития основных физических качеств тег-регбиста. |
Понятие о спортивной этике и взаимоотношениях между обучающимися. | Проявлять толерантность к сверстникам |
Воспитание морально-волевых качеств в процессе занятий тэг-регби: сознательность, смелость, выдержка, решительность, настойчивость. | Проявлять морально-волевые качества во время занятий тэг-регби. |
Раздел 2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности |
Подготовка места занятий, выбор одежды и обуви для занятий тэг-регби. Организация и проведение занятий по тэг-регби. Организация и проведение подвижных игр с элементами тэг-регби во время активного отдыха и каникул. | Уметь подбирать одежду, обувь для занятий тэг-регби Организовывать и проводить подвижные игры с элементами тэг-регби и самостоятельные занятия во время прогулок и каникул. |
Оценка техники осваиваемых упражнений, способы выявления и устранения технических ошибок. Составление планов и самостоятельное проведение занятий по тэг-регби. | Понимать выполнения упражнений тэг-регби. Описывать технику осваиваемых упражнений. Составлять план самостоятельных занятий по тэг-регби. |
Тестирование уровня физической подготовленности в тег-регби. | Знать контрольные упражнения для определения уровня физической подготовленности регбиста. Сравнивать своими результаты выполнения контрольных упражнений с результатами других обучающихся. |
Раздел 3 ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ |
Комплексы специальных упражнений для совершенствования технических действий игрока. | Составлять комплексы специальных упражнений технических действий игрока. |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
1-4 класс базовая подготовка «Тег-регби» |
Основные термины тег-регби. Приобретение двигательных навыков, элементов, технических приёмов тэг-регби. | Знать и применять основные термины регби в организации и проведении занятий по тэг-регби. Знать и уметь выполнять различные базовые технические элементы тэг-регби. Применять технические приемы тэг-регби в подвижных играх и игровых заданиях. |
Подвижные игры (без мяча и с мячом): «Перестрелка», «Веселые старты», «Регбийные салки», «Салки с передачей мяча между водящими», «Салки вдвоем», «Салки втроем», «Салки в четверках», «Салки-пятнашки», «Пятнашки с городом», «Колдунчики», «Собачки», «Собачки в квадрате», «Собачки 4 против 2» «Осалить конкретного игрока», «Осаль в цепи последнего», «Штандр регбийным мячом», «Закрой игрока и перехвати передачу», «Пионербол двумя регбийными мячами», «Выполни заданное количество передач», «Ботва», «Регбийные рыбаки и рыбки», «Тэг-регби 3х3 по упрощенным правилам», «Атака города», «Атака города по выбору», эстафеты с регбийным мячом. | Организовывать и проводить подвижные игры и эстафета с элементами тэг-регби. Выполнять игровые задания с регбийным мячом. Моделировать игровые ситуации в атаке и защите. Проявлять самостоятельность в организации подвижных игр. Соблюдать правила подвижных игр. |
Базовые двигательные навыки, элементы и технические приёмы тэг-регби. Общие и специальные подготовительные упражнения, развивающие основные качества, необходимые для овладения техникой и тактикой тэг-регби (сила и быстрота мышц рук и ног, сила и гибкость мышц туловища, быстрота реакции и ориентировки в пространстве). Подводящие упражнения и элементы соревновательного направления. | Осваивать простейшие базовые двигательные навыки и элементы тэг-регби. Описывать технику разучиваемых упражнений. Следить за правильностью выполнения всех упражнений. Взаимодействовать с партнером во время занятий тэг-регби. |
Передача мяча стоя на месте и в движении (короткая и средняя передачи). Стойки и перемещения (правым, левым боком; приставным шагом, спиной вперед, с изменением направления по сигналу, с прыжками и поворотами по сигналу, передача передача мяча в парах стоя на месте и в движении, передачи в колоннах с перемещениями). Перемещение с мячом: стэп- шаг в сторону и двойной шаг. Бег с изменением скорости и смены направления движения. | Осваивать технику и уметь выполнять различные основные виды бега, прыжков, иных элементов регби. Осваивать знания об основных способах передвижения регбистов Знать и уметь выполнять простейшие упражнения элементов техники регби Уметь рассказать о простых элементах техники тэг-регби. Уметь общаться и взаимодействовать со сверстниками во время проведения различных форм обучающих занятий (групповых, игровых, фронтальных). Следить за правильностью выполнения всех упражнений. Демонстрировать приобретённые знания и умения. |
Учебные игры в тэг-регби по упрощенным правилам. | Знать правила регби. Применять правила игры тэг-регби в соревновательной деятельности. Демонстрировать технические приемы тэг-регби в учебных играх. |
5-7 класс «Тег-Регби» |
Основные термины регби. Приобретение двигательных навыков, элементов, технических и тактических приёмов тэг-регби. | Знать и применять основные термины регби в организации и проведении занятий по тэг-регби. Применять технические приемы тэг-регби в подвижных играх и игровых заданиях. Осваивать двигательные навыки, элементы, технико-тактические приёмы тэг-регби. |
Специально-подготовительные упражнения, развивающие основные качества, необходимые для овладения техникой и тактикой тэг-регби: для развития быстроты движений; силы; гибкости; ловкости; выносливости; пр. | Знать технику и уметь выполнять специальные подготовительные упражнения. Следить за правильностью выполнения всех упражнений. Уметь выявлять ошибки при выполнении упражнений. Уметь взаимодействовать в коллективе сверстников при выполнении эстафет, иных групповых специальных упражнений. |
Техническая подготовка: Вспомогательные устройства для обучения технике игры. Принципы формирования защиты. Формирование линии, расстояния между игроками в линии. (Набегание. Сгон. Перегруппировка). В нападении - кресты, забегания, смещения (в исполнении трех и более игроков). В защите - формирование линии защиты и умение сохранять линию обороны. Упражнения на сохранение линии при изменении направления атаки в открытой игре. Имитация защиты уходом (вправо, влево, назад). Упражнения для защитников. Выполнение по пять-шесть комбинаций от места розыгрыша мяча (слева от центра, справа от центра, в центре) с акцентом развития атаки в центре (краю веера). Взаимодействие игроков Длинная передача мяча, передача «торпедой», передача с земли, передача в падении, передача торпедой одной рукой. Игры в нападении первым темпом. Комбинации защиты (слева от центра, справа от центра, в центре). | Знать местонахождения игроков в линии защите, функции игроков при движении линии защиты. Согласованные движения руками с выполнением базовых шагов(элементов). Следить за правильностью выполнения технических и тактических элементов тэг-регби. |
Правила Тач-регби. Правила судейства регби Правила безопасности в соревновательной деятельности по регби. | Уметь использовать приобретенные навыки в соревновательной деятельности. Осваивать правила тэг регби правила судейства. Знать правила предупреждения травматизма в соревновательной деятельности. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпускник научится:
раскрывать основные понятия и термины тэг-регби, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств с использованием средств вида спорта «регби»;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий тэг-регби, определять направленность физических упражнений и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий тэг-регби, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
составлять комплексы физических упражнений для развития физических качеств регбиста
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их, в том числе с использованием средств и методов вида спорта «регби»;
раскрывать и выполнять технические и технико-тактические приемы в атаке и защите;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости);
выполнять основные приемы техники бега и финтов регбистов демонстрировать технику приема и передачи мяча;
выполнять технику срывания ленты;
выполнять технику перемещения с мячом;
выполнять основы техники игры в защите;
Выпускник получит возможность научиться:
определять признаки положительного влияния занятий тэг-регби на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
осуществлять судейство по тэг-регби;
Выполнять программу Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно – методическая литература
Башкиров, В.Ф. Профилактика травм у спортсменов/ Башкиров В.Ф. - М.: ФиС, 1987.
Варакин, В.А. Предсоревновательная подготовка квалифицированных регбистов: дис. канд. пед. наук. – М., - 1983.
Железняк, Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: дис. д-ра. пед. наук. – М.,1981
Иванов, В.А. Интегральная подготовка в структуре тренировочного процесса квалифицированных регбистов: дис. канд. пед. наук. – М., - 2004 г.
Кирияк, Р. Мини-регби / Кирияк Р. – М.: ФиС, 1976. – 110с.
Кулешов, А.В. Правила регби за 5 минут / Кулешов А.В. //Спорт в школе - 2009.- №5 (455).
Маврина, С.Б., Иванов В.А., Круглова Ю.В. Особенности структуры игрового процесса в регби-юнион у спортсменов различной квалификации // Теория и практика физической культуры-2017. - №9. С. 76-78.
Нестеровский, Д.И. Теория и методика спортивных игр: учебник для студентов учреждений высшего образования / Нестеровский Д.И., Железняк Ю.Д., Иванов В.А., Голенко А.В., Левин В.С. /9-е изд., стереотипное. М.; Издательский центр «Академия», 2014. 464 с.
Пулен Р. Регби игра и тренировка. – М.: ФиС, 1978.
Пылев, А. С. Организация процесса подготовки юных регбистов в условиях общеобразовательной школы, дис. канд. пед. наук. – М., - 2007 г.
Сергиенко, Л.П. Спортивный отбор: теория и практика / Сергиенко Л.П. - М.; «Советский спорт», 2013.
Тимошенко, А.А. 40 уроков регби. – М., 1986 г.
Адреса порталов и сайтов в помощь учителю физической культуры
Бликис Грюневальд «Принципы успешной подготовки регбистов» https://yadi.sk/d/Nqvooz9c4XMZE
Большая олимпийская энциклопедия http://slovari.yandex.ru/dict/olympic
Газета «Здоровье детей» Издательского дома «Первое сентябряhttp://zdd.1september.ru/
Газета «Спорт в школе» Издательского дома «Первое сентября» http://spo.1september.ru/
Круговая тренировка с направленностью физических упражнений на воспитание двигательной активности: Методические указания http://window.edu.ru/resource/146/53146/files/school_phis1.pdf
Международный совет регби - введение в силовую и физическую подготовку http://www.rugby.az/sfarim/Silovaya_i_fizpodgotovka_IRB.pdf
Национальный благотворительный фонд развития детского Регби http://regbist.ru/
Олимпийская энциклопедия Журнал «Физкультура и спорт» http://www.fismag.ru/ http://www.olimpizm.ru/
Он-лайн справочник http://www.fizkult-ura.ru/ ФизкультУРА: сайт о различных видах спорта, статьи о методике, здоровье, видеоматериалы.
Педагогическая библиотека www.pedlib.ru
Педагогическая газета (молодой ресурс)www.pedgazeta.ru
Правила тэг-регби http://www.rugby.ru/wp-content/uploads/2011/08/261216-ПРАВИЛА-ТЭГ-РЕГБИ-2.pdf
Сайт «Я иду на урок физкультуры» http://spo.1september.ru/urok/ http://fizkultura-na5.ru/
Уникальный образовательный портал в помощь учителюwww.zavuch.info
Упражнения и эстафеты с элементами регби для школьников http://regbist.ru/ru/poleznie_materiali_rvsh
Уроки здоровья http://window.edu.ru/resource/492/53492/files/school_phis3.pdf\ http://nsc.1september.ru/2002/01/6.htm
Учительский портал www.uchportal.ru
Федерация Регби в ютубе https://www.youtube.com/user/RUR1923
Федерация Регби России http://www.rugby.ru/
Федерация Регби России в контакте https://vk.com/rugby
Материально-технического обеспечение модуля
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек)
№ | Наименование спортивного оборудования и инвентаря | Количество |
| Ворота, трансформируемые для гандбола и мини-футбола(комплект) | Д |
| Ворота складные для флорбола и подвижных игр (комплект) | Д |
| Табло игровое (электронное) | Д |
| Насос для накачивания мячей с иглой | Д |
| Жилетки игровые | К |
| Сетка для хранения мячей | Д |
| Конус игровой | П |
| Мячи регбийные № 3 ,4, 5 | К |
| Ленты для срывания и пояса с липучкой для тэг регби | К |
| Регбийный мяч на амортизаторах | Ф |
| Утяжеленный регбийный мяч | Ф |
Приложение 1
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ РЕГБИ
Регби (от английского rugbyunion, чаще просто rugby)- спортивная командная игра с мячом овальной формы, который игроки каждой команды, должны приземлить за линией ворот соперника или забить его в Н-образные ворота (выше перекладины).
Тэг – регби - разновидность бесконтактного регби с использованием дополнительного спортивного инвентаря – 2 ленточек на липучках (тэгов). Данный вид регби чаще всего используется в качестве обучения новичков, а также для популяризации регби среди детей и подростков. Эта игра основана на самых простых и базовых правилах классического регби.
«Крест» - групповое тактическое действие двух игроков, перемещающихся по скрещивающимся траекториям, игрок без мяча перемещается за спину игрока владеющего мячом
«Забегание» - групповое тактическое действие двух игроков, перемещение игрока после передачи мяча за игрока получившего передачу.
«Линия защиты» - воображаемая линия места соприкосновения соревнующихся команд.
Аут - это положение, когда мяч или игрок с мячом касается боковой линии, или земли за боковой линией.
Линия аута. Боковая линия - сплошная линия, которая не является частью игрового поля и проходит по всей длине игровой площади, (рис. 2).
Зачетное поле - часть игрового пространства, в котором мяч может быть приземлен игроком любой команды (рис. 2).
Линия зачетного поля - линия, за которую нужно приземлить мяч или забежать с мячом (если это предусмотрено правилами)
Рисунок 1 - Разметка площадки для игры тэг – регби
Приложение 2
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ РЕГБИСТА
Средства развития ловкости:
1. Выполнение перемещений различной интенсивности изменяя направление движения на 90° по звуковому или визуальному сигналу (многократно).
2. Приём и передача мяча различными способами. Двигаясь вдоль спортивной площадке с малой, умеренной, большой интенсивностью в группах по три обучающихся «веером», у «крайних» обучающихся мячи. Пас от правого «крайнего» «центральному», приём «центральным» и передача мяча левому «крайнему» и обратно.
3. Перемещаясь вдоль поля, в группах по три обучающихся «веером», расстояние между спортсменами от 2 до 7 м, передача мяча и «забегание» за партнёра получившего мяч.
4. В парах, выполнение передач мяча различными способами, из различных положений меняясь местами. Первый обучающийся выполняет передачу на месте и перемещается на место принимающего, второй обучающийся выполняет приём мяча, приземляет его и перемещается на место пасующего и т. д. Обучающиеся выполняют по десять приёмов и передач мяча. Упражнение выполняется сериями.
5. Многократное выполнение технического элемента.
6. Выполнение нескольких технических элементов подряд.
7. Подвижные игры: «Третий лишний», «Воробьи и вороны», «Перебежка с выручкой» «Два лагеря», «Попади в мяч», «Бег командами», «Салки по линиям с мячом и без мяча» и другие.
8. Спортивные игры с использованием мяча для регби (гандбол, баскетбол, лапта, футбол).
Средства развития выносливости.
1. Фартлек. Чередование пробегания отрезков с максимальной, большой, умеренной и малой интенсивностью.
2.Выполнение приема и передач мяча в группах, в движении многократно. Используются различные построения: в шеренгах, встречных колоннах, фигурные построения (треугольник, квадрат, звезда, круг).
Рисунок 2 - Схемы расположений занимающихся и траектории их движений в упражнениях с мячом.
3. Шести минутный бег.
4. Выполнение подряд нескольких командных технико-тактических действий с повышенной интенсивностью.
6. Учебно-тренировочные игры с большей продолжительностью.
7. Подвижные игры: «Гонка с выбыванием, «Наступление», «Сумей догнать».
8. Спортивные игры с использованием мяча для регби (гандбол, баскетбол, лапта, футбол).
Средства развития силы.
1. Выполнение силовых упражнений методом круговой тренировки.
2. Выполнение передач набивного мяча различными способами.
3.Выполнение силовых упражнений с партнером.
В парах.
3.1. И.п.: Стоя спиной друг к другу. Руки в зацепе за локтевой изгиб. Упираясь спиной в партнёра, выполнить 10-15 приседаний.
3.2. Занимающийся А - и.п.: лежа на спине, ноги согнуты. В руках у груди набивной мяч. Занимающийся В - и.п.: стоит напротив занимающегося А. Занимающийся А принимает положение седа и выталкивает мяч занимающемуся В, занимающийся В ловит мяч и толкает его занимающемуся А. Упражнение выполняется многократно.
4. И.п.: Стоя лицом к скамейке. Шаг правой, ставя правую ногу на скамейку с последующим отталкиванием-прыжком вверх. То же левой ногой. Выполнить 10-15 раз.
5. Прыжковые упражнения: «Лягушка» - вперед, «лягушка» - вверх, прыжки, подтягивая колени к груди и другие.
6. И.п.: партнеры, стоя на коленях обхватывают друг друга. По первому сигналу начинают бороться, по второму сигналу прекращают борьбу, быстро принимают положение упора лежа и вновь начинают бороться.
7. Подвижные игры: «Регби на коленях», «Один за другим», «Гладиаторы» и другие.
8. Спортивные игры с использованием утяжеленного мяча для регби (гандбол, баскетбол).
Средства развития быстроты.
1. Бег 10-30 м.
2. Бег максимальной интенсивности с обеганием ориентиров.
3. Бег малой интенсивности, с последующим стартом 10 м (влево, вправо) по сигналу.
4. Повторное пробегание дистанций от 10 до 60 м с выполнением финтов.
5. Учебно-тренировочные игры в уменьшенном составе и укороченном временем.
Приложение 3
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1 – 9 КЛАССОВ
(основная медицинская группа)
Контрольные упражнения по технике тег-регби для обучающихся, возраст 7-9 лет
Обучающиеся | Передача мяча на месте, кол-во раз | Передача мяча в движении, кол-во раз | «Слалом», сек |
Девочки | 3-4 | 2-3 | 26-30 |
Мальчики | 2-3 | 2-3 | 21-23 |
Контрольные упражнения по технике для обучающихся, возраст 10-12 лет
Обучающиеся | Передача мяча на месте, кол-во раз | Передача мяча в движении, кол-во раз | Ловля мяча после удара ногой, кол-во раз | Удары ногой по мячу с рук на точность, кол-во раз | «Слалом», сек |
Девочки | 2-3 | 2-3 | 2-3 | 2-3 | 24-27 |
Мальчики | 3-4 | 2-3 | 3-4 | 2-3 | 21-22 |
Контрольные упражнения по технике для обучающихся, возраст 13-14 лет
Обучающиеся | Передача мяча на месте, кол-во раз | Передача мяча в движении, кол-во раз | Ловля мяча после удара ногой, кол-во раз | Удары ногой по мячу с рук на точность, кол-во раз | «Слалом», сек |
Девушки | 4 | 2-3 | 2-3 | 2-3 | 23-24 |
Юноши | 3-4 | 3-4 | 3-4 | 3-4 | 19-21 |
Контрольные упражнения по технике для обучающихся, возраст 15-16 лет
Обучающиеся | Передача мяча на месте, кол-во раз | Передача мяча в движении, кол-во раз | Ловля мяча после удара ногой, кол-во раз | Удары ногой по мячу с рук на точность, кол-во раз | «Слалом, сек |
Девушки | 7-8 | 6-7 | 7-8 | 6-7 | 19-22 |
Юноши | 8-9 | 8-10 | 8-10 | 8-9 | 18-20 |
Передача мяча на месте способом swing («средняя передача»).
Инвентарь: регбийный мяч, ворота
Описание: Стоя на расстоянии 5 м от штанги ворот. Испытуемый выполняет четыре попытки на точность, по две вправо и влево.
Результат: засчитывается количество попаданий.
Передача мяча на месте способом spin («пас торпедой»)
Инвентарь: регбийный мяч, ворота
Описание: Стоя на расстоянии 10 м от штанги ворот, испытуемый выполняет четыре попытки на точность, по две вправо и влево.
Результат: засчитывается количество попаданий.
Передача мяча в движении способом swing («средняя передача»).
Инвентарь: регбийный мяч, фишки, ворота
Описание: Двигаясь со средней скоростью в коридоре, размеченном фишками, расположенном на расстоянии 5 м от штанги ворот, испытуемый выполняет четыре попытки на точность, по две вправо и влево.
Результат: засчитывается количество попаданий.
Передача мяча в движении способом spin («пас торпедой»).
Инвентарь: регбийный мяч, ворота
Описание: Двигаясь со средней скоростью в коридоре, размеченными фишками расположенного на расстоянии 10 м от штанги ворот, испытуемый выполняет четыре попытки на точность, по две вправо и влево.
Результат: засчитывается количество попаданий.
Ловля мяча после удара ногой
Инвентарь: регбийный мяч
Описание: Испытуемый находится в «зоне» ловли, в квадрате 20х20 м. Бьющий от ловящего находится на расстоянии 15-30 м. Ловля мяча происходит только в отведенном квадрате. Испытуемый выполняет четыре попытки.
Результат: Засчитывается количество пойманных мячей.
Удары ногой по мячу с рук на точность
Инвентарь: регбийный мяч
Описание: испытуемый с расстояния 20-35 м должен попасть в квадрат со сторонами 10х10 м, мяч должен преодолеть все расстояние по воздуху и упасть в квадрате. Испытуемый выполняет четыре попытки.
Результат: засчитывается количество попаданий.
«Слалом»
Инвентарь: регбийный мяч, стойка, секундомер
Описание: Дистанция состоит из двух прямых, расстоянием в 20 м и ряда стоек (их 4), расположенных на прямой, между которыми 5-метровое расстояние. По сигналу испытуемый подбирает мяч, лежащий на линии старта (включается секундомер), и бежит, стараясь преодолеть весь комплекс за минимальный временной интервал и приземлить мяч за линией финиша (выключается секундомер).
Результат: из двух попыток засчитывается наилучший результат.
Рисунок 3 - Схема дистанции контрольного упражнения «Слалом»