СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портал «память народа»: его значение для развития исторического сознания

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Портал «память народа»: его значение для развития исторического сознания»

Сизенцова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 91 имени героя Великой Отечественной войны Федора Ларина», 445004, Российская Федерация, Приволжский федеральный округ, Самарская область, г.Тольятти, ул. Л. Толстого, д.26 А, e-mail: school91@edu.tgl.ru



ПОРТАЛ «ПАМЯТЬ НАРОДА»: ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ



В последние годы российский кинематограф отметился громкими премьерами - художественными фильмами, посвященными истории Великой Отечественной войны. Широкий общественный резонанс, полярные оценки критиков получили такие фильмы как Белый Тигр (2012 г., режиссёр: К. Шахназаров), Сталинград (2013, С. Бондарчук), Битва за Севастополь (2015, С. Мокрицкий), Двадцать восемь панфиловцев (2016, А. Шальопа, К. Дружинин), Топор (2018, В. Семеновых), Несокрушимый (2018, К. Максимов), Танки (2019, К. Дружинин), Ржев (2019 год, И. Копылов) и др.

Значительная часть из них создана при официальной поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Неоспоримо, что военные фильмы, с одной стороны свидетельствуют об интересе общества к военно-исторической тематики, с другой - усиливают этот интерес, но зачастую их содержание имеет мало общего с исторической правдой, содержат массу стандартных антисоветских клише, мифов, стереотипов, популярных на Западе и активно насаждаемых в нашей стране.

Историческая правда отдана на откуп зрелищности, кассовости. Вызывают тревогу грубые фальсификации истории, стремящиеся трансформировать представление молодого поколения о войне, формирующие искаженное представление о ее участниках.

История войны становится с каждым днем все более виртуальной [1]. Отечественные кинофильмы имеют много общего с популярными в среде молодежи компьютерными играми, которые зачастую переполнены альтернативно-историческими и фэнтезийными элементами, вольно трактующими историю войны, принижающие роль СССР в разгроме нацизма [1].

Например, в фильме «Топор» представлен боевой путь бывшего белогвардейца-казака, сибирского охотника Ивана Ильича Родина, который в одиночку в одном из боев, вооруженный одной винтовкой и топором, смог уничтожить диверсионный отряд эсэсовцев, напав на их лагерь в лесу, убив в бою более двух десятков врагов, включая офицеров.

Фильм получился ярким, зрелищным. Великолепная игра А. Смолякова, вызывает у зрителей глубокую эмпатию, чувство сопереживания к нелегкой, полной трагизма, судьбе главного героя - протагониста сталинского режима.

К сожалению, собирательный персонаж главного героя не имеет ничего общего с реальным участником описанных событий.

Фильм интересен возможностью создания проблемной учебной задачи, возможностью его противопоставления историческим фактам и документам в рамках совместной, поисковой, проектной, групповой учебной деятельности школьников, в том числе с применением электронных средств обучения (ЭСО) и общедоступных информационных источников.

Среди последних особо необходимо выделить портал «Память Народа», открытый в мае 2015 года Министерством обороны России [2]. Этому уникальному ресурсу нет аналогов в мире. Он позволяет ознакомиться с подлинными документами войны, узнать подробную информацию о важнейших веках народного противостояния гитлеровскому нашествию, получить возможность найти информацию о героях войны.

На портале возможен поиск документов и о подвиге Д. Р. Овчаренко, ставшего прототипом главного персонажа фильма «Топор». После просмотра фильма «Топор» не сложно мотивировать школьников на поиск более подробной информации о событиях, нашедших отражение в фильме. В рамках проектной деятельности возможна постановка учебной задачи для самостоятельного поиска решения - фильм «Топор», подвиг Овчаренко: правда и вымысел. Указанная учебная задача позволяет продолжить формирование всех видов универсальных учебных действий (УУД), развить критическое мышление, историческое сознание учащихся1.

На ознакомительном этапе школьники должны получить представление об интерфейсе портала «Память Народа», получить представление об алгоритме действий по поиску, сохранению, анализу информации, по работе с архивными документами.

Причем, учитель может только предложить название алгоритма (например, - Алгоритм работы на портале «Память народа»), а самостоятельное формирование его содержания школьниками может стать отдельным элементом познавательной деятельности, имеющим практическое значение для обучающихся [3].

При этом, учителю необходимо обратить внимание учеников на то, что они могут с помощью функции поиска на портале установить судьбу родственников, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

Архивные документы2, опубликованные на портале «Память народа», позволяют получить детальную информацию о подвиге Д.И. Овчаренко. Анализ документов показал следующее:

1. События, описанные в фильме, зафиксированы в наградных документах (имели место быть: 13 июля 1941 года в 4-5 км. от деревни Песец (окрестности г. Бельцы, Молдавия) на красноармейца Овчаренко Дмитрия Романовича, 1919 г.р. (26 лет), украинца, до войны, - колхозника из села Овчарово), напал враг (два автомобиля пехоты, три офицера, всего: 50 чел.);

2. Обезоруженный красноармеец во время допроса сумел выхватить топор из повозки, отрубил голову германскому офицеру, бросил три гранаты в солдат, стоящих вблизи грузовиков, убил при этом сразу 21 немецкого солдата, остальные в панике разбежались, догнал в огородах второго немецкого офицера и его зарубил топором, третий офицер сумел сбежать. Красноармеец собрал оружие убитых, карты и вернулся в расположение своей части;

3. В наградном листе указан и второй подвиг - Овчаренко Д.Р., относящийся к 27 июля 1941 года, когда он огнем пулемета обеспечил победу в атаке своего подразделения;

4. На копиях представления к награждению, на указе о награждении внешние служебные пометки должностных лиц, понижающие уровень награды, ставящие под сомнение детали подвига, отсутствуют;

5. 9 ноября 1941 Указом Президиума Верховного совета Союза ССР пяти военнослужащим, в том числе Овчаренко Д.Р., присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» [5].

Таким образом, кинематографисты чересчур вольно описали детали подвига - «превратили» молодого колхозника, который, судя по дате рождения, не мог принимать активного участия в Гражданской войне, в пожилого белогвардейца, бывшего казачьего офицера. Конечно, фильм является художественным, что позволяет его авторам чувствовать себя вполне комфортно, ссылаясь в случае чего на художественный вымысел, авторское виденье и т.п.

Дискуссия в интернете о подвиге Д. Р. Овчаренко не утихает - масса скептиков, заявляет, что один боец физически не смог бы уничтожить такое количество врагов, забывая про фактор внезапности, феномен «горячки боя» и другие аспекты конкретной боевой ситуации. «Эксперты» голословно вешают на подвиг Овчаренко Д.Р. ярлык сталинской пропаганды. Однако, их аргументы не подкреплены какими-либо фактами и документами.

Вопрос о правде и лжи в военно-исторических художественных фильмах и компьютерных играх не является праздным, так как указанный контент является частью пропаганды в информационной войне России и США [6].

Соответственно, чтобы не быть частью информационной спецоперации США, российские фильмы и компьютерные игры военного жанра должны перестать быть антисоветскими, должны соответствовать историческому факту, а не очернять историю советского периода [7].

Дополнительно можно предложить учащимся познакомиться с отзывами зрителей на фильм «Топор» в открытых источниках [8].

Возвращаясь к вопросу организации образовательного процесса, считаю полезным предложить учащимся сравнить героя фильма и реальной исторической личности с использованием общедоступных информационных источников.

Результаты сравнительного анализа, учащиеся могут внести в сводную таблицу (по критериям: возраст, социальное происхождение, род занятий накануне войны, призыв в армию, время события, действия героя в бою, последующий боевой путь героя и т.д.).

Оформить результаты сравнения, сформулировать выводы, озвучить результаты исследования, принять участие в дискуссии, продолжить самостоятельную работу по поиску личностно значимой информации на портале «Память народа», - совсем не полный перечень учебных задач, которые могут быть решены в рамках указанной темы.

Полезным будет организация совместного редактирования онлайн-таблицы с результатами сравнительного анализа (в режиме индивидуальной или коллективной работы над документами), например, в сервисах Google (https://docs.google.com). Если обучающийся предоставил письменную работу, как Google-документ, Google-таблицу, Google-презентацию, Google-рисунок с правами комментирования и (или) совместного редактирования, то учитель имеет возможность прокомментировать (оценить) выполнение задания «на полях» документа [9].

Педагогически целесообразно предложить учащимся создать на основе полученного материала интеллект-карту в онлайн-сервисе Canva (преимущества сервиса: простая бесплатная регистрация с помощью имеющегося аккаунта в Google, использование бесплатных шаблонов и инструментов, интуитивно понятный интерфейс) [10]. Интеллект-карта (ментальная карта) позволит в графическом виде отобразить общую картину по результатам проведенного исследования [11]. Этот же ресурс позволит оформить результаты мозгового штурма.

Таким образом, динамически развивающийся портал «Память Народа» в сочетании с иными онлайн-сервисами (инструментами) может стать основой для реализации эвристического обучения в широком спектре форм организации образовательной деятельности (школьный клуб, научное общество, элективные курсы, проектная деятельность и др.).

В последующий период возможно продолжить поиск на портале архивных документов и по иным участникам войны, чьи подвиги неоднозначно освещаются СМИ (например, про героические поступки И. П. Середы, З. Г. Колобанова, С. В. Коновалова, Г. М. Лугового и многих других). Фанатам «World of Tanks» можно предложить поиск информации о судьбах танковых ассов Советского Союза.

В условиях кризиса исторического сознания, кризиса идентичности, переживаемых современным общество в условиях глобальной турбулентности, образ исторического героя предельно важен для консолидации общественного сознания [12]. России нужен консенсус различных архитипов, особенно в условиях усиления противостояния Запада и России. Нельзя безоговорочно обелять «белоповстанцев» и маниакально демонизировать «красных», - это усиливает поляризацию в обществе. Если не откажемся от либеральных стереотипов и мифов, навязанных из вне, в кинематографе, игровой индустрии и всех иных областях отечественного культурно-исторического пространства мы окончательно проиграем информационную войну. В этом контексте уместно вспомнить слова И. В. Сталина - «Либо мы сделаем это, либо нас сомнут [13].

Портал «Память Народа», отечественная игровая индустрия, объективно отражающая историю войны, при условии их широкого присутствия в историческом образовании позволит сокрушить гегемонию проамериканской либеральной идеологии, генетически враждебной в отношении нашей страны, нашего народа, позволят преодолеть негативные последствия навязанной из вне негативной трансформации исторического сознания молодежи.


















УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. О. Н. Грибан. Трансформируя память: отражение второй мировой войны в компьютерных играх // Психолого-педагогическое образование, 2017. Электронные данные. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transformiruya-pamyat-otrazhenie-vtoroy-mirovoy-voyny-v-kompyuternyh-igrah.

2. Портал «Память Народа» // Электрон. дан. - Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru/.

3. Е. А. Гашук. Алгоритм учебной деятельности на уроках истории и обществознания. 5-11 классы // Издательство «Учитель», г. Волгоград. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://testuser7.narod.ru/School4/Gashuk.pdf.

4. Историческое сознание. Энциклопедия «Всемирная история». - Электрон. дан. - Режим доступа: https://w.histrf.ru/articles/article/show/istorichieskoie_soznaniie.

5. Овчаренко Дмитрий Романович, 1919 г.р., № записи - 2020230 [Электрон. ресурс]- Портал «Память Народа», стр. 67-68. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie2020230/?backurl=%2Fheroes%2F%3Fadv_search%3Dy%26last_name%3DОвчаренко%20%26first_name%3DДмитрий%20%26middle_name%3DРоманович%20%26date_birth_from%3D1919%26static_hash%3D8f482d1569597f9d941f3a565987f8c9v6%26group%3Dall%26types%3Dpamyat_commander%3Anagrady_nagrad_doc%3Anagrady_uchet_kartoteka%3Anagrady_ubilein_kartoteka%3Apdv_kart_in%3Apdv_kart_in_inostranec%3Apamyat_voenkomat%3Apotery_vpp%3Apamyat_zsp_parts%3Akld_ran%3Akld_bolezn%3Akld_polit%3Akld_upk%3Akld_vmf%3Apotery_doneseniya_o_poteryah%3Apotery_gospitali%3Apotery_utochenie_poter%3Apotery_spiski_zahoroneniy%3Apotery_voennoplen%3Apotery_iskluchenie_iz_spiskov%3Apotery_kartoteki%3Asame_doroga%26page%3D1;

https://cdnc.pamyat-naroda.ru/podvig/VS/001/033-0793756-0035/00000078.jpg;

https://cdnc.pamyat-naroda.ru/podvig/VS/001/033-0793756-0035/00000079.jpg;

https://cdnc.pamyat-naroda.ru/podvig/ZEL/001/033-0682523-0023/00000985.jpg.

6. К. А. Демин, И. Н. Пушкарева, Ю. Р. Тагильцева. Компьютерные игры военного жанра как элемент пропаганды в информационной войне России и США // Политическая лингвистика 5 (59)'2016. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-igry-voennogo-zhanra-kak-element-propagandy-v-informatsionnoy-voyne-rossii-i-ssha.

7. В. Л. Лозинский. Специфика применения электронных средств обучения по дисциплинам социально-гуманитарного цикла (на примере истории)//

- Электрон. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-primeneniya-elektronnyh-sredstv-obucheniya-po-distsiplinam-sotsialno-gumanitarnogo-tsikla-na-primere-istorii.

8. Портал «Кино-Театр.ru» // Российские фильмы и сериалы / Т / Топор (2018)/ Отзывы. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/127745/forum/.

9. Э. К. Самерханова, Е. П. Круподерова, И. В. Панова. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате. Обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования// Нижний Новгород, Мининский университет, 2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://mininuniver.ru/images/news/Документы_для_новостей/обзор_цифровых_ресурсов.pdf.

10. Canva// - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.canva.com/ru_ru/grafiki/intellekt-karty/.

11. С. В. Панюкова. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие. - М,: Изд-во «Про-Пресс», 2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.eduportal44.ru/koiro/CROS/fros/KRPO/DocLib45/Цифровые%20инструменты%20и%20сервисы%20в%20работе%20педагога%20-2020%20-%20Панюкова%20С.В..pdf.

12. О. А. Останина. Историческое сознание - идентичность - глобализация// Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. Том 2 (68). 2016. № 4. С. 88–97. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://sn-philcultpol.cfuv.ru/wp-content/uploads/2017/07/010ostanina.pdf#:~:text=Историческое%20сознание%20понимается%20как%20часть,бытием%2C%20так%20и%20способностями%20сознания.

13. И. В. Сталин. О задачах хозяйственников: речь на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931 г. //Cочинения. - Т. 13. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1951, с. 39. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://c21ch.newcastle.edu.au/stalin/t13/t13_06.htm.

Приложение № 1.

Наградные документы

Овчаренко Д.Р., 1919 г.р. (Портал «Память Народа»)























1 Историческое сознание - совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его сегментам в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества, это результат познавательной деятельности, бесконечного процесса накопления исторических знаний [4].

2 См. приложение № 1.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!