Портфолио учащихся как перспективная форма оценки динамики их индивидуальных образовательных достижений.
Главные усилия в сфере образования теперь предлагается направлять на развитие прежде всего тех способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных "общественных потребностей", а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам. Развивающаяся личность "человек для себя" в дальнейшем будет необходима как "человек для общества".
Получается, чтобы работать над собой необходимо себя хорошо знать, уметь себя оценивать, уметь определять область своего знания и незнания, готовить себя к успешной жизни в социуме. В этом ученику поможет ПОРТФОЛИО.
Портфолио является инструментом оценки динамики образовательных достижений. Оценка динамики образовательных достижений, как правило, имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.
Портфолио помогает анализировать способности учащихся в процессе непрерывного развития, учитывать результаты, достигнутые учебной, творческой, общественной, коммуникативной деятельности. Портфолио может содержать сочинения, проекты, листы самоконтроля, анкеты, дипломы, интервью, заметки и описания результатов наблюдения учителя, родителей, отзывы, творческие работы, формы награждения и позволит проследить личностный рост ребёнка.
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.
Работа с портфолио направлена на формирование у обучающихся навыков самооценки, развитие мотивации творческого роста, самостоятельной организации учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
Обзор современной зарубежной литературы, посвященной портфолио в обучении, показывает, что сторонники портфолио видят в нём нечто гораздо большее, чем просто альтернативный способ оценивания или собрания работ. За этой идеей стоит целая образовательная философия. Идея портфолио связывается с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. Самым главным здесь является не портфолио, как таковое, а «портфолио-процесс».