Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений
БАЛАБАНОВА Л.И.
Никто не может показать миру, каков я есть, ярче, чем это смог сделать я сам.
Никто не может утаить себя от собратьев, поскольку каждый поступок человека, каждый акт творчества говорит о его авторе
Эрнест Хемингуэй
Под термином «ПОРТФОЛИО» понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений
Портфолио в переводе с итальянского «папка с документами», «папка специалиста»
От французского
porter – излагать, формулировать, нести
folio – лист, страница
или «досье», «собрание достижений»
Идея использования ПОРТФОЛИО в системе образования
в последнее время получило широкое распространение
Термин пришел в педагогику из области искусства: портфолио художников, дизайнеров, фотохудожников, модельных и рекламных агенств, творческих мастерских, т.е. портфолио творчесих работ
Западная Европа, 15-16 в.в.,
архитекторы – заказчику
В Великобритании и Австралии в 80-е годы ХХ в.
(аутентичное оценивание)
США, 90-е годы XX в . Интерес к технологиям
альтернативного оценивания
Что такое аутентичное оценивание ?
- форма оценки личностных достижений и образовательных результатов
- равнозначно термину «подлинная оценка», или «оценивание реальных достижений учащихся».
АУТЕНТИЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Оказание помощи ученику в развитии его способности анализировать собственную деятельность
ЦЕЛЬ
ФОРМА
ПОРТФОЛИО
Продукты образовательной деятельности ученика представленные в разных формах.
СРЕДСТВА
Рефлексия собственной образователь -ной деятельности, образовательных результатов и личностных достижений
МЕХАНИЗМ
РЕЗУЛЬТАТ
Компетентность в сфере саморегуляции, самоорганизации.
Адекватная самооценка. Другое.
Специалисты российской системы обраования заговорили о портфолио в 90-х г.г.
В 2004 г. подготовлены рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся основной и средней школы
Был проведен эксперимент по внедрению портфолио в школе, подведены итоги, собраны отзывы участников, которые признали идею внедрения ПОРТФОЛИО удачной.
Этот эксперимент стал частью программы профильного обучения
о «новом» типе учителя:
- творчески думающего,
- обладающего современными методами и
технологиями образования ,
- приемами психолого-педагогической
диагностики,
- способами самостоятельного
конструирования педагогического процесса
в условиях конкретной практической
деятельности,
- умением прогнозировать свой конечный
результат.
Портфолио – досье, собрание достижений, фиксация успехов
Портфолио – технология,
позволяющая решать проблему объективной оценки результатов деятельности
Портфолио – форма, процесс организации и технология работы с продуктами собственной деятельности
Портфолио – технология планирования профессиональной
карьеры
Е. Могилевкин
Портфолио в образовании
Портфолио
студентов
Портфолио
педагога
Портфолио
образовательного
учреждения
Технология накопления
портфолио (формы)
На бумажном
носителе
Электронное
Виды портфолио
Развития
Прогресс педагога
за определенное
время
Отчетный
При завершении
работы над
каким-либо
проектом
Демонстрационный
Коллекция лучших работ педагога:
* при приеме на работу,
* для участия в профессиональном
конкурсе
По содержанию
Достижений
Рефлексивный
Проблемно - ориентированный
(Исследовательский)
Тематический
Типы портфолио
Достижений
Тематический
Презентационный
Комплексный
Функции портфолио:
- накопительная
- модельная
- стимулирующая
Требования к оформлению
Систематичность самомониторинга
Структуризация, логичность, лаконичность материалов
Аккуратность и эстетичность формления
Целостность, тематическая завершённость материалов
Наглядность и обоснов анность
«Not everything that counts can be counted and not everything that can be counted counts »
Не все, что измеряется, следует измерять, и не все, что хотелось бы измерить, измеряется.
Плакат в кабинете А.Эйнштейна
Новые формы портфолио
- Электронный портфолио
- Паспорт компетенций и квалификации
- Европейский языковой портфолио (единый европейский образец, принятый Советом Европы)
Что дает портфолио?
Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету
Интеграцию количественной и качественной оценок
Смещение акцентов с оценки на самооценку
Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен »
От цели:
портфолио – собственность
портфолио – отчет
По содержанию:
портфолио достижений
рефлексивный портфолио
проблемно-ориентированный портфолио
тематический портфолио
ТИПЫ
ПОРТФОЛИО
ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПАПКА ДОСТИЖЕНИЙ
Отражает его успехи
РЕФЛЕКСИВНОЕ
Раскрывает динамику
личностного развития
- похвальные грамоты за учебу
- достижения в спорте, музыке и т.д
- благодарственные письма родителям
- табели успеваемости
- значки
- медали
Все контрольные и творческие работы:
- сочинения
- изложения
- эссе
- рисунки
- поделки
- зачетные работы
- видеокассеты
- результаты
медицинского и
психологического
обследования и т.д.
ПРОБЛЕМНО – ИССЛЕ- ДОВАТЕЛЬСКОЕ
Связанный с написанием
рефератов , научных работ , подготовкой к выступлению
Набор материала по определенным рубрикам6
- варианты названий реферата, доклада, статьи
- список литературы для изучения
- цитаты, афоризмы
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
Собрано по
результатам
работы над темой
Создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса .