СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портфолио классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка для классных руководителей

Просмотр содержимого документа
«Портфолио классного руководителя»

Портфолио классного руководителя

 

Фамилия

Имя

Отчество

класс                                                                

учебный год



Основные направления работы классного руководителя

Направление 1. Духовно-нравственное.

Цель: освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Задачи:

  • представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и Бурятии

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России и Бурятии стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;

  • любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;

  • уважение к защитникам Родины;

  • первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;

  • отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Основные моменты деятельности классного руководителя в данном направлении.

  • Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

  • Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.

  • Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

  • Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

  • Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

  • Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

  • Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;

  • Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

  • Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.



Основные понятия  направления:

  • нравственный выбор,

  • нравственная позиция,

  • нравственное поведение,

  • нравственные ценности,

  • жизненные ценности,

  • самоактуализация и самореализация.



Формы работы с классным коллективом в направлении.

  • Тематические классные часы по нравственной тематике.

  • Дискуссии по нравственной тематике.

  • Изучение нравственного наследия мира.

  • Читательские конференции.

  • Организация  циклов бесед  «Уроки нравственности».

  • Праздники, сюрпризы, конкурсы.

  • Экскурсии, поездки, походы по боевым  местам.

  • Изучение нравственного наследия своей страны.

  • Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира. 

Направление 2. Спортивно-оздоровительное.

Цель: создание условий для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.

Задачи:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека.



Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении.

  • Сотрудничество с медицинским персоналом школы, с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.

  • Сотрудничество с  родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы.

  • Сотрудничество с психологической  службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.

  • Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

  • Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.



Приоритетные понятия в работе с классным коллективом:

  • психическое и физическое здоровье,

  • традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,

  • культура сохранения собственного здоровья,

  • ответственность за здоровье других людей,

  • гармония души и тела, режим дня и здоровье,

  • воля и её значение в сохранении здоровья,



Формы работы с классным коллективом в направлении:

  • спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;

  • встречи со  старшеклассниками,  активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований

  • походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

  • спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные  журналы;

  • беседы и дискуссии на различные темы;

  • тематические консультации для родителей;

  • обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по  этой проблеме.

Направление 3. Социальное направление.

Цель:  помочь детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

Задачи:

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • элементарные знания законов и правовых норм государства;

  • элементарные представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

  • первоначальные навыки коллективной работы;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении.

  • Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.

  • Сотрудничество с  правовыми организациями в  целях правового  просвещения учащихся.

  • Организация и проведение  внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.

  • Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.

Основные понятия направления:

  • право,

  • закон,

  • права и обязанности,

  • правонарушения,

  • преступления,

  • ответственность,

  • долг,

  • честь,

  • достоинство,

  • личность,

  • правовые нормы,

  • совесть,

  • справедливость.

Формы работы классного руководителя в направлении.

  • Тематические классные часы.

  • Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.

  • Конкурсы, викторины по правовой тематике.

  • Праздники, читательские  конференции по праву. 

Направление 4. Общеинтеллектуальное направление.

Цель: освоить разнообразные способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.

Задачи:

  • умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

  • стремление к опрятному внешнему виду;

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении.

  • Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.

  • Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.

  • Организация и проведение внеклассных мероприятий,  позитивно влияющих на  интеллектуальное развитие учащихся.

  • Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных  умений.

Основные понятия направления:

  • умственное развитие,

  • способности,

  • уровни интеллектуального развития,

  • умственные способности,

  • фантазии в жизни человека,

  • способности к  творчеству,

  • культура умственного труда.

Формы работы с классным коллективом в направлении:

  • внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений

  • интеллектуальные игры внутри класса, параллели, среди школ района;

  • интеллектуальные бои;

Направление 5. Общекультурное направление.

Цель: ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

Задачи:

  • различение хороших и плохих поступков;

  • знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;

  • почтительное отношение к родителям;

  • уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным.

Основные моменты деятельности классного руководителя.

  • Изучение семей учащихся, ситуации развития  ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций  семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.

  • Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную  индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.

  • Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и  благополучия ребенка.

  • Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Основные понятия направления  «Семья»:

  • семья,

  • уклад жизни и традиции семей,

  • родительский дом,

  • родословная,

  • семейные корни,

  • авторитет отца и матери,

  • духовное  общение в семье,

  • братья и сестры в семье и их взаимоотношения,

  • младшие и старшие дети,

  • традиции отношения к старшим в семье,

  • положение ребенка в семье.

Формы деятельности классного руководителя в направлении.

  • Тематические классные часы.

  • Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.

  • Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября,  День Учителя,  День рождения школы, школьные юбилеи).

  • Походы выходного дня, экскурсии, викторины.

  • Дни творчества, дни открытых  дверей.

  • Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.

  • Читательские конференции  по проблемам семьи.      









Диагностическая карта классного руководителя

Уважаемая

В целях улучшения качества проведения педагогических семинаров с классными руководителями прошу заполнить Вас диагностическую карту.


п/п


Знаю
хорошо

Есть
некоторые затруднения

Нуждаюсь
в помощи

1

2

3

4

5

1

Знание возрастных особенностей ребенка




2

Вопросы психологии личности ученика




3

Методы психологии для изучения личности ребенка




4

Коррекция взаимоотношений учителя
с учеником




5

Составление психолого-педагогической характеристики классного руководителя




6

Как создать сплоченный коллектив в классе




.

7

Вопросы самоуправления в классе




8

Работа с “трудными” учащимися




9

Дисциплина учащихся




10

Методы поощрения и наказания учащихся




11

Составление плана воспитательной работы




12

Выбор тематики классного часа – часа досуга (общения)




13

Форма проведения классного часа




14

Анкетирование, тестирование учащихся




15

Организация КТД в классе




16

Организация досуга в классе:

теория





практика




17

Основные направления и содержание работы с родителями




18

Тематика родительских собраний




19

Форма проведения родительских собраний




20

Знание современной теории и практики аутотренинга




21

Информация о новинках педагогической литературы





Карта образовательных запросов классного руководителя





п/п

Содержание вопроса

Необходимо познакомиться

с теорией
вопроса

Могу

практическое использование

раскрыть
содержание

вопроса

поделиться опытом

1

Знание современной теории и практики аутотренинга







2.

Составление психолого-педагогической характеристики классного руководителя








2.Проблема воспитательной работы на учебный год

_______Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы. Предоставление учащимся психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самого себя и своего места в мире других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего, которые затронут их самих.

3.Открытый общешкольный классный час

Название

Сроки

проведения

Анализ





4.Открытое общешкольное внеклассное мероприятие

Название

Сроки проведения

Анализ





5.Открытое родительское собрание

Название

Сроки

проведения

Анализ





6.Выступление на заседании кафедры классных руководителей

Название

Сроки

проведения

Анализ






Сведения об учащихся


№п/п

личного

дела

Фамилия,

Имя,

Отчество

Дата

рождения

Увлечения,

интересы

Адрес,

телефон














































Социальный портрет класса


п/п

ФИО

Год рождения

Инвалиды

Сироты

Неполные семьи

Многодетные семьи

Неблагополучные семьи(указать проблему)



































































Единственные дети в семье (количество) _____1________________________________________________________________________________

Имеют братьев и сестер ___7_______________________________________________________________________________________________

Количество девочек ________________ Количество мальчиков _____________________

Жилищные условия семей:

Проживают в отдельных квартирах ___________________________________________________ семей;

Арендуют жилье ___________________________________________________________________ семей

В частных домах __________________________________________________________________ семей


Медицинская карта класса


п/п

Фамилия, Имя ученика

Группа здоровья

Нарушение

осанки

Нарушение

зрения

Другие

заболевания





















































Медицинский работник ________________________________________________________


Дата заполнения___________________________




Дни рождения учащихся класса


Месяц

Число

Фамилия, Имя ученика
















План мероприятий, посвящённых дню именинника


Мероприятие

Сроки, ответственные

Анализ проделанной работы







Занятия учащихся класса во внеурочное время


Фамилия, Имя ученика

Элективные курсы

Кружки

Спортивные секции







































Список учителей, работающих в классе



ФИО учителя

Предмет

Советы и предложения
































 

Расписание занятий _____класса

 

I полугодие

урока

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1






2






3






4






5






6






7






Доп. занятия








II полугодие

урока

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1






2






3






4






5






6






7






Доп. занятия








  

Расписание по личной учебной нагрузке

I полугодие

 

урока

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1






2






3






4






5






6






7










2 полугодие



урока

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1






2






3






4






5






6






7












Памятка по составлению характеристики класса


  1. Количество учащихся в классе, наличие второгодников и переростков.

  2. Общая характеристика классного коллектива: особенности классного актива, степень его влияния на жизнь класса и каждого школьника, круг коллективных интересов, отношение класса к общешкольным делам и общественным поручениям, соответствие требований воспитателя внутренним требованиям коллектива, традиции классного коллектива, система общественных поручений (постоянных и периодических) у каждого школьника.

  3. Восприимчивость коллектива к рекомендациям, особенности влияния на коллектив классного руководителя, учителей, родителей, авторитеты, признаваемые классом.

  4. Отношение класса к учебной работе: деление учащихся в классе по отношению к учёбе – сколько учащихся, которые учатся с интересом, много читают, активно работают на уроках, помогают в учёбе товарищам, сколько исполнительных и старательных, но с низкими показателями, сколько равнодушных и пассивных к учебному труду. Меры педагогического воздействия, принимаемые для повышения уровня учебной работы, и их результативность.

  5. Общественное лицо класса – состав учащихся и их отношение к общественно-полезной деятельности: много и с интересом работают, активны в общественной работе, участвуют в общественной деятельности без особого энтузиазма и интереса, проявляют инертность.

  6. Выводы: оценка руководителем, их результативность, перспективы развития коллектива, пути и средства его дальнейшего совершенствования.





Характеристика ученика.



Ученик(ца)_____________________________ класс_________________


учитель _____________________________ школа________________



Учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики.


Учебные характеристики:


1. Высокоразвитая учебная мотивация.


2. Широкая эрудиция, грамотность, умение четко и системно излагать свои мысли.


3. Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы.


4. Понимает смысл и причины действий людей и вещей.


5. Является живым наблюдателем: «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие.


6. Поступил в данный класс, имея хорошие способности по следующим предметам:


7. Отметки, полученные в начальной школе, подтвердил и учится:


Мотивационные характеристики:


1. Настойчив в поиске решения задания.


2.Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела.


3. Обычно прерывает других.


4. Прилагает усилия для завершения действия.


5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителя.


6. Упорен в отстаивании своего мнения.


7. Чувствителен к мнениям других.


8. Небезразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости; может осуждать людей, события, вещи.


9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером.


10. Умеет разрешать конфликтные ситуации.


11. Умеет радоваться успехам других.


Творческие характеристики:


1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы).


2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (интересно, что случилось бы, если бы…).


3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению.


4. С увлечением стремится рассказать другим обо всем, что знает сам.


5. Умеет шутить и понимает шутку, всегда находится в центре внимания своих одноклассников.


6. С удовольствием участвует в различных видах исследовательской деятельности в классе и школе.


7. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства.


8. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.


9. Умеет дружить и сам является хорошим другом.



Характеристики ученика как лидера:


1. Берет на себя ответственность в различных делах класса.


2. Пользуется авторитетом сред одноклассников и их уважением.


3. Критичный по отношению к себе и другим.


4. Не боится признать свою неправоту.


5. Добрый и порядочный, способен к совершению нравственных поступков.


6. Активно участвует во всех делах класса, школы.


7. Способный защитить честь класса и школы в различных мероприятиях.


8. Лидер в нескольких видах деятельности.



Акт


обследования жилищно-бытовых условий.


Дата обследования «___»__________200__г.


Обследование проводилось классным руководителем «___»класса школы________________________________________________________________________________________________________


(фамилия, имя, отчество)


В результате обследования установлено, что_______________________


______________________________________________________________________


(фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения)


учится в __________________классе с __________________________________


проживает по адресу________________________________________________



______________________________________________________________________


(адрес, телефон)



Учащийся проживает в семье из __________человек. Состав семьи:


1.Отец_______________________________________________


(фамилия, имя, отчество)


Место работы___________________________________________


Должность_________________________________________________________



2.Мать______________________________________________________________


(фамилия, имя, отчество)


Место работы___________________________________________


Должность_________________________________________________________


3.Другие родственники:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Бытовые условия жизни: семья занимает__________ комнатную квартиру, санитарное состояние (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное). У ребенка есть условия для занятий и отдыха (отдельная комната или оборудованный детский уголок), нет условий для занятий и отдыха.________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________


Взаимоотношения в семье: атмосфера в семье дружеская, теплая, между членами семьи близкие доверительные отношения; отношения отчужденные, взаимопонимания ребенка с родителями нет._____________

______________________________________________________________________


Особенности семейного воспитания: родители строго контролируют поведение ребенка, сотрудничают с учителями; ограничивают самостоятельность ребенка, вступают в противоречия с учителями.


______________________________________________________________________



Вывод: Семья благополучная;


Семья неблагополучная;


Семья вызывает тревогу.



Классный руководитель_________________________



Воспитанность учащихся

Содержание

Порядковые номера учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Щедрость (широта натуры)









2

Учтивость, сдержанность









3

Стыдливость









4

Лживость









5

Совестливость









6

Долг (совокупность требований и обязанностей)









7

Обаяние









8

Вежливость









9

Порядочность









10

Любовь к музыке, танцам










11

Любовь к спорту














Условные обозначения

Высокий – в

Средний - с

Низкий – н



Участие учащихся класса в областных, районных и общешкольных конкурсах и соревнованиях



№ п/п

Название мероприятия

Уровень

Фамилия, Имя учащ-ся













Работа с родителями



  Утверждаю

______________________

«____»________________


ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КОМИТЕТЕ КЛАССА

1. Общие положения.

Родительские комитеты создаются в целях содействия школе и семье в организации общего среднего образования детей. Они оказывают помощь педагогическому коллективу в обеспечении глубоких и прочных знаний у обучающихся основ наук, воспитании у школьников высоких нравственных качеств, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины, культуры поведения, в правовом, эстетическом, физическом воспитании обучающихся, охране их здоровья.

Родительский комитет класса руководствуется в своей работе Положением о родительском комитете, планом работы, решениями родительских собраний, рекомендациями педагогического совета, директора школы и классных руководителей.

2. Задачами родительских комитетов являются:

  • всемерное укрепление связей между семьей и школой в целях установления единства воспитательного влияния на детей педагогическим коллективом школы и семьей;

  • привлечение родительской общественности к активному участию в жизни школы, к организации педагогической пропаганды среди родителей и населения;

  • помощь в укреплении хозяйственной и учебно-материальной базы школы;

  • оказание помощи в определении и защите социально незащищенных обучающихся.

3. Организация и содержание работы родительских комитетов.

  1. Родительский комитет класса избирается общим собранием родителей класса в составе председателя и 2–4 членов.

  1. Под руководством членов общешкольного родительского комитета в школе могут создаваться постоянные или временные комиссии по отдельным разделам работы (проведению педагогической пропаганды, трудовому воспитанию и организации общественно полезного труда, культурно-массовой работе, хозяйственной, спортивно-оздоровительной и др.). Состав комиссий и содержание их работы определяются родительским комитетом.

  2. Родительский комитет организует помощь:

  • в укреплении связей педагогического коллектива с родителями обучающихся и общественностью;

  • организации питания;

• привлечении родителей к непосредственному участию в воспитательной работе со школьниками во внеучебное время;

  • работе по профориентации обучающихся;

  • осуществлении контроля за выполнением Устава школы, за углубленным изучением отдельных предметов обучающимися;

  • организации и проведении собраний, докладов, лекций для родителей, бесед по обмену опытом семейного воспитания;

  • осуществлении мероприятий по укреплению хозяйственной и учебно-материальной базы школы, благоустройству и созданию в ней нормальных санитарно-гигиенических условий;

  • проведении оздоровительных и культурно-массовых мероприятий с обучающимися в период каникул.

  1. Родительский комитет составляет план работы на полугодие или на год. Его конкретное содержание определяется с учетом местных условий и задач, стоящих перед классом.

  2. Родительский комитет класса вправе принимать свои решения при наличии на заседании не менее 2–3 его членов.

  3. Родительский комитет класса отчитывается о своей работе перед родительским собранием класса.

4. Права родительских комитетов.

Родительский комитет класса имеет право:

  • устанавливать связь с руководителями школы по вопросам оказания помощи классу в проведении воспитательной работы, укреплении его учебно-материальной базы, а также отношений родителей к воспитанию детей;

  • вносить на рассмотрение директора и педагогического состава школы предложения по внешкольной и внеклассной работе с обучающимися, по организационно-хозяйственным вопросам, по улучшению работы педагогического коллектива с родителями обучающихся (директор школы и педагогический совет обязаны внимательно рассмотреть предложения родительского комитета и поставить его в известность о принятых решениях);

  • созывать родительские собрания;

  • принимать участие в решении вопросов по оказанию материальной помощи нуждающимся школьникам;

  • вызывать на заседания родительского комитета родителей обучающихся, имеющих неудовлетворительные итоговые оценки и неудовлетворительное поведение;

  • организовывать дежурства родителей в школе и микрорайоне школы;

вносить предложения классному руководителю по улучшению внеклассной работы с обучающимися, по улучшению работы с родителями обучающихся класса и заслушивать разъяснения классного руководителя по вопросам, интересующим родителей.


Принято на классном родительском собрании от «____» ________________ «__________»

Председатель классного родительского комитета: _____________________/



Утверждаю

______________________

«____»________________


Формы работы с родителями

I. Посещение семьи школьника.

В работе с родителями надо сочетать коллективные и индивидуальные формы. Наиболее распространенной формой является посещение семьи школьника.

Здесь учитель знакомится с условиями жизни своего ученика. Из бесед с родителями и другими членами семьи он получает представление о характере ученика, его интересах и склонностях, об отношениях его с родителями, старшими и младшими членами семьи. Учитель дает советы родителям по организации выполнения их детьми домашних заданий, режиму дня и правилам личной гигиены; информирует их об успеваемости и дисциплине ученика в школе, его успехах в общественно-полезном труде.

Если классный руководитель впервые начинает работу в классе, первое посещение семьи ученика обычно проводится до начала учебного года или в начале первой четверти.

При первом посещении ученика надо обратить внимание на следующие вопросы:

1) наличие у ученика учебного места;

2) как содержатся его учебные принадлежности;

3) выполняется ли режим дня;

4) что читает ученик, есть ли у него список литературы для внеклассного чтения;

5) какие обязанности в семье выполняет ребенок, как помогает родителям по дому и по хозяйству;

6) чем любит заниматься ученик после уроков, какие кружки и секции он посещает;

7) чем и как поощряют ученика родители, какая система наказаний есть в семье;

8) есть ли единство требований матери и отца к ребенку;

9) как родители проверяют дневник, тетради и выполнение учеником домашних заданий;

10) какие формы совместного отдыха практикуют в семье: прогулки, рыбалки, экскурсии, туристические поездки.

Посещения на дому могут быть вызваны определенными причинами. Например, ученик заболел и пропустил несколько занятий по неизвестным причинам, или он совершил недостойный поступок, или запустил учебу. Во время посещений детей на дому учитель накапливает ценный материал о взаимоотношениях детей и родителей, а затем использует его при проведении других форм работы (родительских собраний, конференций, диспутов и др.).

II. Приглашение родителей в школу.

Учитель не всегда имеет возможность посетить семью школьника, но может возникнуть необходимость обсудить успеваемость и дисциплину ребенка или договориться с родителями об организации какого-нибудь внеклассного мероприятия, ремонте класса и т. д.

Не следует при встрече только жаловаться на ученика, надо продумать и дать родителям совет, как исправить те или иные недостатки в его поведении и учебе. Можно регулярно (1 раз в неделю, по определенным дням) проводить День открытых дверей, когда родители сами могут прийти в школу без вызова учителя за его помощью или советом. В этот день родители могут также встретиться с учителями-предметниками.



III. Переписка с родителями.

Дневник школьника есть средство общения классного руководителя и родителей ученика. Здесь помимо оценок и успеваемости классный руководитель может делать записи по его дисциплине, отмечать хорошие дела, выносить благодарности, сообщать родителям о предстоящих классных делах, приглашать их в школу. Можно посылать записки с более подробным сообщением и так же, в письменной форме, получать ответ родителей.

IV. Классные родительские собрания.

Обычно в году проводится пять родительских собраний. Первое – в начале учебного года, а затем в конце каждой учебной четверти.

На первом собрании учитель сообщает о задачах на новый учебный год, говорит о режиме дня, расписании уроков, об учителях-предметниках, о единстве требований семьи и школы, об организации питания, школьной и физкультурной форме, о распределении поручений среди учащихся и др.

Следующие собрания, кроме сообщения итогов успеваемости, должны быть тематическими. Цель их – вооружать родителей конкретными педагогическими знаниями, знакомить с опытом воспитания детей в других семьях. Примерная тематика таких собраний приведена в данном пособии. Тематические собрания проводятся обычно по такому плану:

1) доклад или лекция учителя,

2) выступления родителей (заранее подготовленных) по теме собрания,

3) обмен опытом, выступления других родителей,

4) советы, рекомендации, памятки по теме собрания.

Не следует превращать собрание в судилище над родителями неуспевающих или недисциплинированных учеников. На такие собрания родители стараются не приходить или, побывав на них, прибегают к телесным наказаниям своих детей. Плодотворно проходят совместные собрания родителей и учащихся класса, где после обсуждения определенной темы учащиеся демонстрируют свои достижения в учебе и труде, рассказывают о занятиях в кружках и секциях, участии в художественной самодеятельности.

V. Вечера вопросов и ответов.

Родители заранее готовят письменно свои вопросы и передают их классному руководителю через детей. Учитель может пригласить специалистов (педагогов, медиков, спортсменов, работников детской комнаты милиции, юристов). В ходе беседы может возникнуть диалог, в результате которого будут рассмотрены возникшие вопросы.

VI. Конференции по обмену опытом воспитания детей.

Учитель заранее выявляет наиболее интересный и ценный опыт семейного воспитания, договаривается с родителями об их участии в обмене опытом, помогает им грамотно его изложить, рекомендует нужную литературу. Тема конференции должна быть конкретной, интересной. Например:

– Как приучить детей к труду.

– Как мы помогаем детям хорошо учиться.

– О культуре поведения школьника.

– Об организации внеклассного чтения.

– О поощрениях и наказаниях в семье.

И др.

Конференции проводятся по такому плану:

1) вступительное слово классного руководителя о задачах и порядке проведения конференции;

2) краткие доклады (сообщения) родителей по теме конференции;

3) выступления родителей по заслушанным докладам;

4) подведение итогов классным руководителем.

В каждой семье возникает много трудностей в процессе воспитания. Важно показать здесь пути их преодоления, опираясь на опыт семейного воспитания.

В заключительном слове можно предложить родителям рекомендации и памятки по рассматриваемой теме. К конференции следует подготовить выставку педагогической литературы, можно использовать фрагменты кинофильмов, где показаны различные жизненные ситуации. Это поможет оживить активность участников. Можно использовать чтение отрывков из художественной литературы, где показаны эпизоды общения детей и родителей, положительные и отрицательные поступки детей и реакция на них родителей.

Чтобы заинтересовать родителей чтением педагогической литературы, надо сделать ее краткий обзор. Классный руководитель в заключительном слове рассказывает о содержании выставленных книг, показывает их оформление, зачитывает интересные места.

VII. Работа с активом родителей.

На первом родительском собрании выбирается родительский комитет класса, распределяются между ними обязанности: ответственный за всеобуч, за культурный досуг, за санитарно-хозяйственную работу; составляется план их работы, который согласуется с планом классного руководителя. Члены родительского комитета помогают учителю в проведении ремонта класса, подготовке и проведении классных вечеров и утренников, участвуют в турпоходах и турпоездках, посещают семьи на дому с целью выполнения закона о всеобуче, могут взять шефство над отдельными учениками, помогать им налаживать дисциплину и успеваемость. Это главные помощники учителя в работе с классом и семьями учащихся.


Заслушано и принято

на заседании кафедры классных руководителей от «____» ______________ «___»

Руководитель кафедры: ______________________________/ /







КАК ПОДГОТОВИТЬ
И ПРОВЕСТИ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. В свою очередь, усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.

Родительские собрания нужны:

– для быстрого получения разнообразной информации о детях;

– как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, режиме его работы и т. д.;

– для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т. д. Но это должен быть аналитический материал (без называния конкретных фамилий родителей и детей);

– как консультативные по программе каникул, по занятости в системе дополнительного образования и т. д.;

– как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, решающий, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;

– творческие собрания, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.;

– собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить достаточно часто (один раз в месяц), как школу для родителей.

Подготовка собрания:

• определить тему, главную проблему и основные задачи собрания;

• уточнить регламент, продумать ход собрания;

• разослать родителям приглашения, составленные в вежливой форме, с указанием вопросов, выносимых на собрание;

• продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе;

• продумать выставочный или информационный материал;

• определить, каких специалистов можно пригласить;

• продумать свой внешний вид; это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание – событие и немножко праздник.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:

1. Недопустимо проведение родительского собрания «по классному журналу». Родители ценят учителя не как информатора об учебных успехах или неуспехах детей, а как доброжелательного советчика, человека, сведущего в обучении и, главное, в воспитании детей.

2. Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

3. Показать, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.

5. Постараться понять родителей, поставить себя на их место.

6. Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников, и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.

Приемы успешного проведения родительского собрания:

1. Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.

2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.

3. Называть родителей по имени-отчеству, а не «Катина мама», «Сережин папа» и т. д.

4. Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-го класса.

5. Использовать групповые формы работы с родителями, игровые элементы.

6. Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.

7. Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий, интересных телепередач и др.).

8. Жестко определить регламент собрания. Беречь время родителей.

9. Необходимо закончить собрание принятием конкретного решения.



Примерная структура
родительского собрания

Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются не задерживаться. Максимальная продолжительность 1–1,5 часа.

1. Вступительное слово классного руководителя (5 мин).

2. Анализ анкет родителей; проводится, чтобы ярче обнажить про-блему встречи (5–7 мин).

3. Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным и доступным (10–20 мин).

4. Обсуждение проблемы ( 20 мин).

5. Анализ успеваемости класса. Никогда не называйте фамилий отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймите позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

В заключение учитель благодарит родителей за совместную работу.

Предлагает памятку о прошедшей встрече.

Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения по их преодолению.




Сведения о родителях класса


п/п

Список класса

ФИО родителей

Образование

Место работы

Должность






















































Родительский комитет класса



 


Фамилия, имя, отчество

Должность в родительском комитете

Адрес, телефон, место работы



























План работы родительского комитета класса на ___________ учебный год




  1. Контроль над посещением и успеваемостью уч-ся

  2. Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися


  1. Работа с учителями – предметниками.

  2. Общеклассное родительское собрание.

  3. Посещение неблагополучных семей

  4. Организация ремонта кабинета.

  5. Организация помощи в проведении общеклассных воспитательных мероприятий




Родительские собрания

Четверть

Тема собрания












Посещение родительских собраний

Список родителей

Дата проведения, посещение

































Краткий план родительского собрания.



Дата________________



Обсуждаемые вопросы:________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Протокол №


родительского собрания


от____________________



Присутствовали:________чел.

Приглашенные:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слушали:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Постановили:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Председатель__________________

Секретарь _____________________



Индивидуальная карта работы с родителями.

Дата

Содержание













План работы классного

руководителя по четвертям.

 



Условные обозначения


Содержание


ОМ

Общешкольное мероприятие

КЧ

Классный час

ДК

Дежурство по классу

ОМ

Подготовка к общешкольному

мероприятию

МС

Месячник «Семья»

ПН

Героико-патриотическая неделя

Б

Работы по благоустройству

МП

Месячник права

НЗ

Неделя здоровья

РС


Родительское собрание

ПБ‘

Месячник пожарной безопасности.

ПК

Посещение кружков.

ПР

Героико-патриотическая работа



















1 четверть

Неделя

понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1 неделя






2 неделя






3 неделя






4 неделя






5 неделя






6 неделя






7 неделя






8 неделя






9 неделя






10 неделя








2 четверть

Неделя

понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1 неделя






2 неделя






3 неделя






4 неделя






5 неделя






6 неделя






7 неделя






8 неделя






9 неделя






10 неделя








3 четверть

Неделя

понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1 неделя






2 неделя






3 неделя






4 неделя






5 неделя






6 неделя






7 неделя






8 неделя






9 неделя






10 неделя






4 четверть

Неделя

понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1 неделя






2 неделя






3 неделя






4 неделя






5 неделя






6 неделя






7 неделя






8 неделя






9 неделя






10 неделя








Тематика классных часов на учебный год

Дата

Тема






































Анализ работы с классным коллективом

по итогам I четверти.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



 


Анализ работы с классным коллективом

по итогам II четверти.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Анализ работы с классным коллективом

по итогам III четверти.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ работы с классным коллективом

по итогам IV четверти.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Анализ работы с классным коллективом

по итогам года.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






















































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей