СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портфолио на воспитатель года

Нажмите, чтобы узнать подробности

О своей профессии я мечтала с детства, так как моя мама была тоже воспитателем. Самые яркие детские воспоминания – как я играю  детьми в различные игры, читаю им интересные книги. Начиная с детского сада и заканчивая школой, я активно принимала участие во всех мероприятиях, которые проводились. Я никогда не сомневалась, что вся моя дальнейшая жизнь будет связана с детским садом. Мне нравится работать с детьми. Это самый благородный возраст, когда между ребенком и взрослым устанавливается теснейший контакт и взаимопонимание. Малыш, который любит педагога, доверяет ему, полюбит и поймет то, что тот предлагает.

Просмотр содержимого документа
«Портфолио на воспитатель года»




































Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

Бейский детский сад «Ромашка»


Мынзату Алена

Валерьевна

воспитатель

2022 год





Содержание

  1. Эссе «Моя педагогическая философия»………………………… 3-4

  2. «Я – мастер своего дела»…………………………………………...5-11

  3. «Методическая копилка»………………………………………….12-31

  4. Публикации…………………………………………………………32-41

  5. Отзывы………………………………………………………………42-44

  6. Сертификаты индивидуальных достижений…………………… 45-52

  7. Приложение









































ЭССЭ «Моя педагогическая философия»


«Детский сад, как дом родной,

День проходит за игрой.

Все игрушки непоседы.

Иногда у них проблемы.

Дети с ними веселятся,

И проблем нельзя бояться.

Слезки быстро высыхают,

И обиды исчезают.

Просто детская игра

Занимательна всегда.

Для задорных как наука,

Для застенчивых - толчок,

В жизнь смелей иди, дружок.

Детский сад - судьбы начало,

Так природа подсказала.

Значит надо успевать,

Чтобы каждый день играть.

Радость с играми приходит.

К жизни малыша готовит»


О своей профессии я мечтала с детства, так как моя мама была тоже воспитателем. Самые яркие детские воспоминания – как я играю детьми в различные игры, читаю им интересные книги. Начиная с детского сада и заканчивая школой, я активно принимала участие во всех мероприятиях, которые проводились. Я никогда не сомневалась, что вся моя дальнейшая жизнь будет связана с детским садом. Мне нравится работать с детьми. Это самый благородный возраст, когда между ребенком и взрослым устанавливается теснейший контакт и взаимопонимание. Малыш, который любит педагога, доверяет ему, полюбит и поймет то, что тот предлагает.

За годы работы моей в детском саду я многому научилась. Чтобы проявить особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающуюся потребность в общении, мне помогает игра.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Играя, дети учатся принимать свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Меня очень радует, когда детям нравится играть в новые игры, когда они хотят научиться чему-то новому. Люблю создавать игровую атмосферу, чтобы в ней каждый ребенок остался доволен.

Наш взрослый мир полон противоречий, условностей, которые мы, взрослые, часто навязываем детям. И появляются на удивление безразличные ко всему девочки и мальчики. Им ничего не надо, ничего не хочется, их позиция: «Оставьте меня в покое». Именно поэтому я стараюсь, чтобы мои воспитанники росли терпеливыми, чуткими, доброжелательными, способными сопереживать. Подтверждение этому я нахожу в мудрых словах В.А. Сухомлинского: « Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представленный, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Я вижу долг педагога в том, чтобы сохранить у детей живой интерес к миру, который их окружает, направить их на дорогу, где их спутниками будут Милосердие, Мудрость и Красота.

Чувство любви к Родине как одно из высших нравственных чувств формируется на протяжении многих лет. В младшем дошкольном возрасте оно начинается с привязанности, любви к материи, членам семьи, своему дому. Поэтому в младшей и средней группах я стараюсь создать условия для игры в дочки-матери, семью, детский сад. Постепенно чувство любви к близким, к родному дому как бы раздвигает свои границы, и ребенок оказывается способным любить свое село, где он живет, проявлять дружеские чувства по отношению к другим людям, в том числе к людям иных национальностей, он начинает любить свою Родину.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.









Я - мастер своего дела.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дощкольников, обучая их различными действиями с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижения общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни.

Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Одним из направлений моей работы является игровая деятельность. А что бы эту деятельность осуществлять, нужно решить определенные задачи:


-Развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.


-Развивать инициативу, организаторские способности.


-Воспитывать чувство коллективизма.


Во время игры бывает много моментов, которые требовали от меня тонкой наблюдательности и умения объединить детей для выполнения игровой задачи, отвлечь от подражания дурному.

Например, в играх иногда вспыхивают споры и даже ссоры между детьми. Причины их были различны, причем с возрастом и развитием детей характер конфликтов меняется. Дети младшего дошкольного возраста чаще всего ссорятся из-за обладания игрушкой. Я, конечно, стараюсь помирить их, предложив столь же привлекательную куклу или машину. В более старшем возрасте могут возникнуть недоразумения из-за того, что в совместной игре дети не всегда понимают друг друга.

Например, две девочки играют в детском саду. Одна уложила кукол спать, другая поднимает их, сажает в машину. Возникает ссора. Я выясняю, что у второй девочки появилась интересная идея - везти кукол на дачу. Замечаю, что девочки договариваются, что детки сначала поспят, а затем поедут на дачу.

В своей практике я часто замечаю, как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря за всех действующих лиц. Такие индивидуальные игры помогают мне выявить особенности ребенка и найти индивидуальный подход.



Очень ребятам нравится играть на свежем воздухе. Игры успешнее развиваются на прогулке, так как здесь больше возможностей для движения, для развития фантазий. Вместе с детьми в любое время года на участке мы организовываем различные творческие игры. Из досок, ящиков и прочего материала ребята сооружали крупные машины, корабли, на которых размещались все играющие. Зимой постройки для игры делали из снега, (крепости, различные туннели), а летом - из песка (башни, замки, различные угощения). На свежем воздухе мы проводим с детьми (подготовительной группы) военные учения, устраивали пограничную заставу, космодром. Богатое детское воображение превращало уютный кукольный домик, то в детском саду, то в школу.

Интересно проходят занятия, на которых дети сами выбирают форму выражения одной и той же темы: одни лепят, другие рисуют красками, третьи -карандашами.

Взаимосвязь занятий с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребность в познании и отражении окружающего.


Задачи, которые я перед собой поставила:


-Поддерживать интерес к игре.


-Помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры, а так же организовать эти игры, сделать их увлекательными.


-Воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей.


Считаю, чтобы работа была наиболее эффективна нужно создать необходимые условия:


-Создания игровых уголков (яркость и наглядность в оформлении).


-Подбор игрушечного материала (в соответствии нормами САНПИНа).


-Игры для развития мелкой моторики руки.


Руководство играми в каждой возрастной группе имеет свои особенности. В младших группах я сама организую игру, становлюсь ее участником, чтобы своим примером влиять на детей, прививать им навыки совместной игры, навыки обращения с игрушками.

В старших группах свою роль выдвигала не менее активней. Детям предоставляла самостоятельность в выборе игры и ее организации.

Например, на много дней увлекла ребят игра в космонавтов. Они устроили космодром «Яркая звезда», соорудили ракету. Отряд космонавтов проводил тренировки, врачи их осматривали, повара готовили пищу. Много было интересной выдумки, изобретательности. Дети делали все самостоятельно, обращаясь ко мне за советом. Эта самостоятельность, изобретательность - результат полученных предварительно на занятиях и входе игры знаний, сформированных конструктивных умений, привитых организаторских навыков.

Моя воспитательная работа была связана со всеми видами детской деятельности:

  • Ознакомление с окружающим: предметное окружение, явление общественной жизни, природное окружение, экологическое воспитание;

  • Развитие речи;

  • Ознакомление с художественной литературой;

  • Развитие элементарных математических представлений;

  • Рисование;

  • Лепка и аппликация;

  • Конструирование и ручной труд;

  • Музыкальное;

  • Физкультурное.


Формы организации работы с детьми:

  • Занятия,

  • Развлекательные мероприятия (утренники, развлечения, соревнования, викторины),

  • Чтение,

  • Прогулки на свежем воздухе.


Методы и формы моей работы

  • Беседы,

  • Диагностика,

  • Наблюдения,

  • Анкетирование.


Было проведено родительское собрание, на котором был мной зачитан доклад на тему «В игре ребенок развивается, познает мир, общается». Предварительно проводила анкетирование с родителями с целью выяснить, какие игры дети больше играют в домашних условиях, как проявляют свою самостоятельность.


Вопросы для родителей:

  1. Часто ли Ваш ребенок играет дома? В какие игры чаще всего?

  2. Предлагаете ли вы ребенку поиграть в конкретную игру, настаиваете ли вы, если он не высказывает особого желания?

  3. Каким образом вы это делаете? Как выбираются вами игры для ребенка?

  4. Как часто вы предлагаете ребенку новый для него игровой сюжет или он сам его предлагает? Откуда, на Ваш взгляд, появляется игровые сюжеты ребенка?

  5. Знаете ли вы, какие игрушки наиболее интересны вашему ребенку?

  6. Сколько времени в день играет Ваш ребенок самостоятельно?

  7. Разрешаете ли Вы играть ребенку в какие-то интересные для него игры, но которые не нравятся вам?


Вопросы для ребенка (средняя группа):

  1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры? Назови, пожалуйста.

  2. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь дома?

  3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще?

  4. У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть? Покажи, пожалуйста (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки).

  5. Ты сам придумываешь игры или тебе кто-то помогает? Как ты это делаешь, расскажи?

При анализе ответов детей обращаю внимание:

  • на игровые интересы и предпочтения детей в детском саду и дома;

  • на любимые сюжеты и роли;

  • на любимые игрушки;

Я наблюдаю за самостоятельными и организованными играми детей.


Аспекты наблюдения:

  • Игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдаются предпочтения);

  • Разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов;

  • Зависимость применения игровых умений от игровых интересов;

  • Характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для ребенка роли.

Наблюдения провожу в естественных условиях, что позволяет увидеть влияние игровых интересов детей на ход игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности. Результаты наблюдения оформляются в протоколе.



В будущем хочу организовать совместный выход с родителями и детьми на природу, где будут проводиться игровые соревнования.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

  • Сформулированы отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.

  • Развит интерес к играм

  • Дети умеют придерживаться в процессе игры намеченного замысла.

  • Умеют самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр.

Хочется отметить, что работа проводилась не зря!


Протокол наблюдения за самостоятельной и организованной игровой деятельностью (начало года).


Умение выбирать виды и сюжеты, которым отдает предпочтение ребенок

Использования игрового материала

Разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов

Зависимость применения игровых умений от игровых интересов

Чувства коллективизма

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

СлаваФ.

10

С

9

С

11

С

13

В

9

С

10,4

С

Артем К.

10

С

8

С

11

С

13

В

9

С

10,6

С

Саша Ш.

8

С

8

С

8

С

10

С

8

С

8,4

С

Полина Я.

12

С

13

В

13

В

12

С

12

С

12,4

С

Даша М.

8

С

9

С

10

С

13

В

8

С

9,6

С

Даша.Д

13

В

8

С

13

В

13

В

9

С

11,2

С

Захар В.

10

С

8

С

11

С

12

С

8

С

9,8

С

Мира Г.

13

В

12

С

13

В

13

В

13

В

12,8

В

МашаП.

8

С

8

С

9

С

8

С

8

С

8,2

С

СемаМ.

13

В

11

С

14

В

14

В

13

В

13,0

В

Андрей Н..

9,5

С

8,6

С

10,9

С

11,6

С

9,4

С

10,0

С





Протокол наблюдения за самостоятельной и организованной игровой деятельностью (середина года).


Умение выбирать виды и сюжеты, которым отдает предпочтение ребенок

Использования игрового материала

Разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов

Зависимость применения игровых умений от игровых интересов

Чувства коллективизма

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Слва Ф..

13

В

14

В

13

В

14

В

13

В

13,4

В

Артем К.

13

В

13

В

14

В

15

В

12

С

13,4

В

Саша Ш.

11

С

12

С

12

С

13

В

10

С

11,6

С

Полина Я.

13

В

14

В

14

В

14

В

13

В

13,6

В

Даша М.

11

С

12

С

12

С

14

В

12

С

12,2

С

Даша.Д

14

В

12

С

14

В

15

В

14

В

13,8

В

Захар В.

12

С

12

С

13

В

13

В

12

С

12,4

С

Мира Г.

14

В

13

В

14

В

15

В

14

В

14

В

Маша П.

9

С

9

С

11

С

9

С

10

С

9,6

С

Сема М.

14

В

13

В

15

В

15

В

15

В

14,4

В

Андрей Н.

11

С

10

С

12

С

13

В

11

С

11,4

С


Условные обозначения уровней: В - высокий, С - средний, Н - низкий.


См. ПРИЛОЖЕНИЕ №1








Сравнивая распределение оценок результатов деятельности детей средней группы, приходим к выводу, что в целом показатели к середине года выше.



















































Методическая копилка

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

Бейский детский сад «Ромашка»

Мынзату Алена Валерьевна



Конспект комплексной игры-занятия по рисованию для детей 3 лет

Тема: «Елочка светится огнями»

Программное содержание:

-учить рисовать мазки,

-продолжать учить правильно, держать кисть, мыть ее в воде,

-пользоваться красками и называть их цвета,

-воспитывать заботливое отношение к товарищу, желание помочь ему,

-воспитывать аккуратность в выполнении работы.


Оборудование:

елочки из зеленой бумаги, ватные палочки, краски, вода, подставки,

салфетки.



Предварительная работа:

рассматривание картины «Елка в детском саду»

беседа об особенностях новогоднего праздника,

занятие по рисованию «Украсим фартучки» (мазки красками двух цветов).


Ход занятия:


Дети играют, к ним приходит в гости почтальон Печкин.


Печкин: Здравствуйте, ребята! Я, почтальон Печкин, принес вам письмо от девочки из вашей группы, Светы Викторовой.


Воспитатель: Вот спасибо, давайте его скорее сюда. А вы, пожалуйста, садитесь.


В письме написано, что Света заболела, она лежит в больнице, у нее болит горлышко. Света очень скучает по деткам и, ей жаль, что она не может вместе с детьми повеселиться на празднике. Жаль Свету, но ей можно помочь. Давайте украсим разноцветными огоньками елочки и пошлем их Свете.


Воспитатель: Вот здесь у меня много елочек, я их вырезала из бумаги. Как вы думаете, какого они цвета? Ответы детей.


-Правильно, здесь много красных и желтых огоньков. А сейчас я покажу, как их надо рисовать. Показывает, как надо наносить мазки сначала одной краской, а потом другой, при этом спрашивая их цвет.


Красный фонарик повесим здесь, здесь и здесь на эту веревочку, а здесь – желтые фонарики. Какого цвета фонарики будем рисовать? Получается много красных и желтых огоньков. Посмотрите, какая нарядная елка!

Но прежде чем начать свою работу, давайте поиграем с нашими пальчиками

Пальчиковая игра «Пальчик – мальчик»


А теперь нарисуйте фонарики на своих елках, для Светы. Дети берут кисть, воспитатель следит за тем, чтобы они правильно держали во время работы, индивидуально помогая каждому.


По окончании работы предлагает рассмотреть их, отметить удачные работы.


Предлагаем спеть песенку:


Мы украсим елочку в праздничный наряд,

Огоньки на елочке весело горят.

Огоньки сверкают - красный, голубой,

Хорошо нам, елочка, весело с тобой.









Сценарий мероприятия

« На лесной опушке»





Цель: расширять знания детей о ПДД;

Задачи: учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья;

Воспитывать навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни;

Развивать творческие способности детей.

Ведущий: На лесной опушке, где живут птицы и зверушки,

На пеньке сидит сова, очень мудрая она.

Издала она указ, что без исключения,

Все звери должны соблюдать правила дорожного движения.

(звуки аварии, вбегает зайчишка)

Зайчишка: Перейти хотел дорогу,

А машина налетела,

Задавить меня хотела.

Сова: Кто нарушил мой указ,

Признавайся сей же час!



Зайчишка: Виноват, поверь, не я!

Светофор отвлек меня.

Он цветными огоньками

Стал как елочка сиять.

Я подумал «Дискотека»,

На дороге стал плясать.









Сова: Разве можно плясать на дороге?

Эй, воробьишки, летите на подмогу!

Воробьишка1: И куда же ты спешишь?

Под машину угадишь.

Жизнь твою убережет «Пешеходный переход».

Воробьишка2: Знает каждый с давних пор

Как устроен светофор

Красный-стой, коль желтый-жди, а зеленый свет-иди!

(воробьишки улетают)

Зайчишка: Вот спасибо вам, друзья,

Правила эти выучу я!



(слышатся звуки автомобиля, заходит с перебинтованной лапой волк)

Волк: Вот решил я прогуляться,

За машины подцепляться,

Но случилась, вдруг, беда

Повредил, вот, лапу я.

Сова: Правил ты совсем не знаешь,

Их опять ты нарушаешь.

Сколько все это терпеть?

Ты под колеса можешь улететь.

( подлетают воробьишки)

Воробьишка 1: По дорогам не катайся,

За машины не цепляйся.

Очень уж опасно

Баловаться на трассе.

Воробьишка 2: По проезжей части

Всем ходить опасно!

А по тротуару-

Все шагают браво!

(воробьишки улетают)

Волк: Вот спасибо вам, друзья!

Научили вы меня!





Ведущий: А сова-то все сидит, не улетает

И за всеми наблюдает.

(слышатся звуки сигнала автомобиля, заезжает Мишутка на велосипеде)

Мишутка: Всех быстрее еду я,

Не догоните меня!

Ведущий: Тут сова не утерпела

И к Мишутке подлетела.

Покружилась у пенька

И произнесла она.

Сова: Ты, Мишутка, нарушаешь!

Правил ты совсем не знаешь!

Ну как же правила не знать?

И как же их не выполнять?

(подлетают воробьишки)

Воробьишка 1: Шалить на дороге-

Строго запрещается!

Воробьишка 2: Во дворе, по тротуару

Кататься разрешается!

(воробьишки улетают)

Мишутка: Вот спасибо вам, друзья!

Ваш урок запомню я!

Заучу я на зубок

Законы улиц и дорог!

(звучит мелодия «Соблюдай ПДД и дружи с ГИБДД» Игорь Шиян. Все участники выходят)

Зайчишка: Знайте - правила дорожного движенья всем нужны без

исключенья!

Волк: Каждый должен их учить.

Лишь по ним должны все жить!

Мишутка: Правил тех не нарушать,

А нарушил-отвечать!

Сова: Правила дорожного движения все знайте!

Их не нарушайте!

Ведущая: Сказка-ложь,

Да в ней намек,

Добрым молодцам урок!















Конкурсно - игровая программа

«Мисс года»





Ход мероприятия


Конкурс «Давайте познакомимся»

Каждая из участниц готовит рассказ о себе, в котором описывает свои увлечения. В этом конкурсе оценивается модель одежды и прическа девочки.



Конкурс «Чуткая душа»

Участницам дается 3 минуты, для того чтобы собрать разрезанную открытку и адресовать поздравление своей подруге.


Конкурс «Голосистый соловей

(девочки исполняют песню под фонограмму)




Конкурс «Умницы-разумницы»

(девочки отгадывают загадки)


На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Сливы)


Белы камень во рту тает. (Сахар)


Пестрая кряхтушка ловит лягушек,

Ходит вразвалочку, спотыкалочка. (Утка)


Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает. (Филин)


Мой хвост не отличишь от головы,

Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк)


Из горячего колодца

Через нос водица льется. (чайник)


Твой хвостик я в руке держал,

Ты полетел - я побежал. (Воздушный шар)


Хвосты из кости, а спина-щетина. (Зубная щетка)


Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (Щука)


Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)


Он охотно пыль вдыхает,

Не более, но чихает. (Пылесос)


Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет. (Паук)


Конкурс «Василиса Премудрая»


Участницы должны как можно быстрее и четче произнести скороговорку. Скороговорки в конвертах девочкам раздает ведущий.


1.У четырех черепашек по четыре черепашонка.

2.У гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь.

3.Сух сук нес барсук

4.Петр Петру пек пироги

5.На возу лоза, у воза-коза

6.Оса боса и без пояса.


Игрушечные истории

Литературная Викторина


Ведущая. Все мы с вами немножко волшебники, когда играем в игрушки, потому что каждый из нас умеет игрушки оживлять. Не верите? А что же вы делаете, когда укладываете куклу в постель, усаживаете за стол, наряжаете? Разве предмет может спать, есть, гулять? И разве вы никогда не мечтали, чтобы ваш любимый мишка вдруг заговорил, а игрушечный песик выбежал вас встречать, а кукла поведала бы свои кукольные секреты? Сейчас я буду вам зачитывать отрывок из книги, а вам нужно вспомнить, как называется эта сказка.

Задания:

1. « Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке своей оставит самый лакомый кусочек, а вечером, когда все улягутся, запрется в чуланчике, где жила, и потчует ее, приговаривая: «На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу никакой радости: злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать дальше?» Куколка покушает, да потом дает ей советы и утешает в горе, а на утро всякую работу исправляет за Василису; та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж гряды выполоты, капуста полита, вода наношена и печь истоплена. Хорошо было ей с куколкой». (Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»)

Эта сказка – память о тех временах, когда куклы были волшебными помощницами: охраняли свою хозяйку, спасали от беды, давали мудрые советы. Таких кукол (они назывались берегини) берегли, любили и передавали по наследству. Крестьянские куклы очень просты в исполнении: из ткани сворачивали валик, верх валика перевязывали – получалась голова. На голову надевали платочек, иногда прилаживали «косу». Только лица никогда не рисовали: боялись, что кукла станет чересчур « настоящей», «живой»-а значит опасной.

2. « И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам: что ни день, то краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет совсем. Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают». ( Русская народная сказка «Снегурочка».)

У русского народа существовали природные куклы: Кострома, Масленица. В этой сказке кукла вылеплена из снега – Снегурочка, слепила ее себе в утешении старые одинокие люди. По весне Снегурочка растаяла, но она выполнила свое предназначение: скрасила жизнь стареньким приемным родителям, избавила их от одиночества.

3.«Она была вырезана из бумаги, но юбочка на ней была из тончайшего батиста; через плечо у нее шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкала блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки, - она была танцовщицей». (Г.-Х. Андерсен « Стойкий оловянный солдатик»).

Солдатик, конечно, тут же влюбился в прелестное создание. Эта сказочная история кончилась грустно. Оба попали в печку, где солдатик расплавился, а танцовщица сгорела, ведь она была бумажной. К сожалению, у бумажных кукол очень короткая жизнь. Бумажных кукол на любой вкус можно найти в детских журналах. И если кто коллекционирует бумажных кукол и наряды к ним, то по одежде можно узнать многое: характерные особенности одежды, какого она времени и из какой страны. По одежде русского народного костюма можно определить, что носили наши предки. В одежде – вся история людей разных народов.


1.«Первым делом он вырезал на полене волосы, потом – лоб, потом – глаза… вдруг глаза сами раскрылись и уставились на него… Карло спросил: « Деревянные глазки, почему вы так странно смотрите на меня?» Но кукла молчала – должно быть, потому что у нее не было еще рта. Карло выстругал рот, щеки, потом нос». ( А.Толстой « Золотой ключик ,или Приключения Буратино».)

У Буратино « итальянские корни». Писатель Карло Коллоди придумал сказку про деревянного мальчика Пиноккио. А русский писатель Алексей Толстой пересказал историю Пиноккио на свой лад – и получилась другая сказка.


1.«Кукла имела вид девочки. Она была такого же роста, как и Тутти. Дорогая, искусно сделанная кукла ничем по виду не отличалась от маленькой девочки.

… Но теперь ее платье было разорвано и на груди чернели дыры от сабельных ударов. Еще час тому назад она умела сидеть, стоять, улыбаться. Теперь же она стала простым чучелом, тряпкой». ( Ю.Олеша «Три толстяка».)

В этой сказке у мальчика отобрали сестренку и вместо нее дали куклу. Кукла походила на сестренку как две капли воды. Куклы не могли расти, но умели петь и ходить. И если бы не их неподвижные лица и скованные движения, кукол нельзя было бы отличить от обычных девочек. В наши дни куклы становится объектом искусства. Мастера делают уникальные куклы, которые имеют высокую художественную ценность. Коллекционеры их покупают, устраивают выставки.


1.И в тот же миг, откуда ни возьмись, со всех сторон повалили к Жене игрушки. Первыми, конечно, прибежали куклы, громко хлопая глазками и пища без передышки «папа-мама»… Женя сначала обрадовалась, но кукол оказалось так много, что они сразу заполнили весь двор, переулок, площадь… Невозможно было сделать шагу, чтобы не наступить на куклу. Вокруг ничего не было слышно, кроме кукольной болтовни…» ( В. Катаев « Цветик – семицветик».)

Иметь много игрушек – одно из важных желаний девочки Жени. И такое желание имеют многие дети, но не задумываются на тем, что, если игрушек слишком много, в них уже играть не хочется.


Ведущий. Вот такие разные – и добрые, и веселые, и озорные, и мудрые. А иногда даже злые встречаются в сказках куклы и игрушки. Все мы любим игрушки. Но не всем удается так выразить свою любовь, как это сделали писатели и оставили нам такое замечательное наследие – оживили игрушки в волшебных сказках.





Пальчиковая игра «Капитан»


Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой



Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.








Игра « Теремок»

Цель: Тренируем аналитическое мышление, учимся выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: Окружающие бытовые предметы, или игрушки, или карточки с изображением предметов.

Ход игры:

Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточки на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и по очереди вытаскивать картинки. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходит к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):

-Тук, тук, кто в теремочке живет?

-Я, Гитара. А ты кто?

-А, я – удочка. Пусти меня в теремок?

-Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитары и удочки, сделанные из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна – веревочка. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку из колоды. И так, пока все карточки не окажутся в теремке, и ведь, правда, все изображения чем-то похожи на гитару.

Можно играть немного по-другому, все время, меняя хозяина теремка. Сначала, гитара – хозяин, потом гость удочка становится хозяином и так далее.







Игра «Угадай и назови

Цель: Учить детей составлять гербарий

Из цветной плотной бумаги вырезают прямоугольные карточки. Во время прогулки собирают различные цветы и листья и засушивают их. На готовые карточки аккуратно и красиво наклеивают засушенные листья, травы, цветы. Затем проводится игра с детьми в это своеобразное лето. Воспитатель показывает карточку и предлагает отгадать, с какого дерева лист, где видели его дети и как оно растет. Правильно ответивший на все вопросы получает приз.


















Игра « Разговор с руками»


Цель: Научить детей контролировать свои действия.


Ход игры:

Ребенок обводит на листе бумаги свои ладони. Потом ему предлагается оживить ладошки: нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. Затем предлагается провести беседу с руками – спросить:

Кто вы, как вас зовут?

Что вы любите делать?

Что у вас плохо получается? Почему?

Как я могу вам помочь?

Заканчивается игра тем, что руки должны пообещать делать только хорошие дела, стараться писать красиво. А ребенок обязательно должен поблагодарить за это свои послушные руки.















Игра «В музее осени»

Цели: Совершенствовать зрительную память, развивать логическое мышление, наблюдательность.


Ход игры:

На выставке – картины природы. Экскурсовод рассказывает о картине. Детям надо определить, какую картину он описывает. (Далее следует описание природы по картине. Можно построить игру так, чтобы экскурсоводом был ребенок.)















Игра «Построй домик животному»


Цель: Закреплять знания об особенностях жизни разных диких животных, об их жилье, о «стройматериалах»; формировать умение подбирать правильный материал для постройки « дома» любому из животных.


Материал. Большая картина, карточки с изображениями «домов» животных, «стройматериалов», самих животных.


Правила. Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь. Выбрать из предложенного «стройматериала» только те, что нужны для вашего животного. Выбрать «домик» для животного. Кто быстрее справится с заданием и сумеет объяснить свой выбор, тот и выиграл.


Ход игры. Воспитатель. Сегодня к нам в детский сад пришла телеграмма от зверей, в которой они просят нас помощи, - просят построить им дома. Давайте возьмем шефство над ними, позаботимся о них. Поможем построить домик зверям? (да) Выберите из этих животных тех, кому вы хотели бы помочь.

Далее воспитатель знакомит детей с правилами игры.








Игра «Живое – неживое»

Ведущий называет вперемешку живые и неживые предметы, а дети отвечают хором только "живое", а на "неживое" молчат. Выигрывают дети, которые меньше всех ошиблись.

Игра «Шеренга»


Дети выстраиваются в одну линию по направлению руки ведущего. Когда он говорит врассыпную, все разбегаются. А заслышав речевку: «У ребят порядок строгий, тра-та-та, тра-та-та, знают все свои места», бегут и строятся в новом направлении. Последний считается проигравшим.



Игра «Найди цвет»


Дети встают в круг и по команде ведущего ищут предметы названного цвета для того, чтобы до них дотронуться. Проигравшим считается тот, кто дотронется до нужной вещи последним. Он выбывает из игры.



Игра «Хищник»


Все дети – рыбы, один из них – хищник. Когда взрослый кричит: «Корабль», рыбы укрываются у одной стены, когда кричит «Шторм» - у другой, а при слове «хищник» - начинают спасаться бегством, в то время как хищник обнаруживает себя и начинает их ловить.





Игра «Солнечные зайчики»


Данное занятие подходит для солнечной погоды. Следует взять маленькое зеркало, пускать на стены и потолок солнечных зайчиков и вместе с малышом наблюдать за ними.


Скачут побегайчики-

Солнечные зайчики.

Мы зовем их - не идут.

Были тут - и нет их тут.

Прыг, прыг по углам.

Были там - и нет их там.

Где же зайчики? Ушли.

Вы нигде их не нашли? (А. Бродский)


Игра «Белки, орехи, шишки»

Цель: развивать внимание сосредоточенность.

Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто - орехом, кто - шишкой. Водящий один, гнезда у него нет. Есть в этой игре еще и ведущий, который произносит слова: белки, шишки, орехи. Если он сказал белки, то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим. Если ведущий говорит: орехи, то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом. Водящий и ведущий могут быть разными людьми, а может обе функции выполнять один человек. Ведущим может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все.














Считалки для детей



Раз малинка, два малинка,

Ела ягоды Маринка,

И в корзинке у Маринки

Не осталось ничего.

Кто по ягоды пойдет,

Тот корзиночку найдет.


………………………………..

Шел, прошел,

Не нашел,

Шишел

Вышел,

Вон пошел!


…………………………………..

Стакан, лимон, выйди вон

Из окошка кувырком!

Лимон покатился,

Стакан разбился!


…………………………………

Бомба взрывается,

Игра начинается.

В начале игры:

Раз, два, три,

Огонь, пали!


………………………………..

Катится яблочко

С крутой горы.

Кто поднимет —

Тот уйди!


………………………………

Первишки, другишки,

Шалуны мальчишки

Стали играть,

Воду выбирать.

Ну-ка ты, Додон,

Убирайся вон!


………………………………



Раз, два, три, четыре,

Кто у нас живет в квартире?

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я -

Вот и вся моя семья!

Раз, два, три, четыре, пять,

Всех начну считать опять.


…………………………………….

Гномик золото искал!

И колпак свой потерял!

Сел, заплакал, - как же быть?!

Выходи! Тебе водить!


…………………………………………

Тили-тели,

На лавочке сидели -

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник,

Портной;

А ты кто такой?


……………………………………………























Приложение № 1




Оценка результатов деятельности

Высокий уровень(13-15 баллов)

  • Умеет выбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр

  • Умеет договариваться со сверстниками во что играть, кто кем будет в игре, быть терпимыми и доброжелательными

  • В беседе со сверстниками умеет объяснять правила игры

  • Использует различные источники информации, которые способствуют обогащению игры (литература, экскурсии и т.д.).

  • Умеет использовать полифункциональный материал, предметы-заместители.

Средний уровень(8-12)

  • Не до конца сформированы умения в общении со сверстниками, не всегда подчиняется правилам в групповых играх

  • В игре может использовать различные источники информацией

  • Умеет использовать предметы-заместители

  • Умеет показать себя с честной и справедливой стороны.

Низкий уровень(5-7 баллов)

  • Не всегда умеет договариваться с партнером во что играть

  • Не подчиняется правилам игры

  • Нет умения создавать игровую атмосферу

  • Не проявляет лидерства, но умеет поддерживать игру, в игре ведомый.































42



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!