35
Методические рекомендации
по оформлению портфолио профессиональных достижений для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в целях установления высшей квалификационной категории по должности
«педагог-психолог»
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 г. № 276.
Аттестация представляет собой экспертизу документов и материалов, собранных в индивидуальной папке аттестуемого работника (портфолио профессиональных достижений), свидетельствующих о результатах его профессиональной деятельности в заявленной должности.
Цель данных рекомендаций – конкретизировать требования к составлению и оформлению портфолио профессиональных достижений.
Структура портфолио профессиональных достижений включает в себя разделы, количество и наименование которых соответствуют пунктам, указанным в требованиях к содержанию портфолио профессиональных достижений для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в целях установления первой (высшей) квалификационной категории по должности «педагог-психолог», утвержденных приказом МО РБ от 22.09.2015 г. № 1860.
Набор документов по каждому показателю предваряется разделительным листом, включающим в себя номер и наименование критерия (показателя). Основное содержание портфолио достижений составляют материалы и документы, представленные на бумажном носителе в виде справок, отчетов, таблиц, распечаток, копий грамот, дипломов, сертификатов, свидетельств и т.п., заверенных администрацией образовательной организации.
В титульном листе портфолио профессиональных достижений указываются фамилия, имя, отчество аттестуемого, должность, по которой проводится аттестация, место работы, фотография, заявленная квалификационная категория (все – в именительном падеже), дата проведения экспертизы.
ПОРТФОЛИО
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
для оценки профессиональной деятельности
при аттестации в целях установления
квалификационной категории
Ф.И.О. Ломакина Вера Васильевна
Должность педагог-психолог
Место работы МБОУ лицей №94 Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Заявлена высшая квалификационная категория
Дата проведения экспертизы _______________________________________________________________________________
Динамика личностного
и интеллектуального развития
субъектов образования по итогам
мониторинга организации
в межаттестационный период.
1) Проведение диагностического минимума, в первых классах с целью определения уровня готовности детей к школьному обучению (начало года); определения уровня адаптации к школьному обучению учащихся 1-х классов (вторая четверть, конец года).
Цель и задачи обследования:
определение уровня школьной адаптации
ранняя диагностика симптомов дезадаптации и факторов риска
выявление групп школьников, испытывающих трудности в обучении, общении, в усвоении школьных правил
предупреждение и преодоление дезадаптации.
Используемые методики:
1) «Корректурная проба»;
2) «10 слов», Образная память;
3) Методика МЭДИС;
4) Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (модификация «Беседы о школе» Т.А. Нежновой).;
5) Шкала явной тревожности CMAS;
6) Тест О.А. Ореховой «Домики»
Анализ результатов диагностических обследований:
По результатам обследования первых классов были получены следующие данные:
Количество первых классов - 4.
Количество учащихся в первых классах – 100.
Количество обследованных – 99.

2) Диагностическая работа во вторых классах осуществлялась по запросу классных руководителей.
Была проведена диагностика внимания, мотивации и мышления во всех вторых классах по методикам:
Получены следующие данные:

5) Определение уровня развития познавательной, эмоциональной, коммуникативной и личностной сферы при переходе в среднее звено 5-го класса (начало-конец года).
Цель: оказание психолого-педагогической поддержки учащихся 5 классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.
Задачи: 1. Создание условий для успешной адаптации.
2. Повышение уровня психологической готовности к обучению, познавательному развитию.
3. Адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным возможностям и потребностям учеников.
Используемые методики:
Внимание: Корректурная проба Бурдона Б.;
Память: «10слов», пиктограммы;
Мышление: Групповой интеллектуальный тест;
Мотивация: Анкета Лускановой Н.Г.;
Тревожность: Опросник Филиппса;
Агрессия: Тест Басса- Дарки;
Социометрия Морено Дж.
Анкета, направленная на изучение психологического климата в классе





На основании полученных данных были проведены консультации с классными руководителями, родителями и учениками. Составлены рекомендации.
Были определены проблемы и трудности, которые решались на фронтальных занятиях на классных часах и в индивидуальном порядке.
Директор (заместитель директора) ________________________ / Асеева Н.В./
Участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ
образовательной деятельности.
Принимает меры по оказанию различных видов психологической помощи.
Учебный год | Название программы | Класс | Результат (экспертиза) |
2009-2010 | «Частицы моего Я» | 7-8 | район.метод.совет |
2011-2012 | «Основы профориентации учащихся» | 8-9 | район.метод.совет |
2012-2013 | «Основы конструктивного общения» | 9-11 | район.метод.совет |
2013-2014 | «Твой выбор». Курс предпрофильной подготовки | 9 | район.метод.совет |
Директор (заместитель директора) ________________________ /Асеева Н.В./
По пункту «Принимает меры по оказанию различных видов психологической помощи» оформляется аналитическая справка по основным видам деятельности педагога-психолога за отчетный период (указывается кол-во мероприятий)
Направления деятельности | 2013 - 2014 | 2014-2015 |
обучающиеся | педагоги, администрация | родители | обучающиеся | педагоги, администрация | родители |
Диагностика | 123 | 47 | 32 | 141 | 45 | 48 |
| 42 | 11 | 10 | 44 | 11 | 12 |
Консультирование | 264 | 54 | 126 | 281 | 55 | 103 |
| 18 | 5 | 6 | 19 | 6 | 8 |
Коррекционно-развивающая работа | 102 | 12 | 10 | 108 | 14 | 12 |
| 18 | 4 | 4 | 20 | 5 | 5 |
Психологическое просвещении | 35 | 24 | 18 | 39 | 26 | 19 |
Профилактика | 14 | 16 | 15 | 15 | 16 | 18 |
Экспертиза | 134 | 4 | 4 | 154 | 5 | 4 |
Директор (заместитель директора) ________________________ /Асеева Н.В./
Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
Год | Полное наименование мероприятия с указанием статуса (школьный, муниципальный, республиканский, межрегиональный, федеральный и т.д.) | ФИО обучающегося (класс) | Результат участия |
2012-2013 | Малая Академия Наук школьников (Муниципальный этап) | Фархутдинов Т., Мусоев Д.9б | I место |
2012-2013 | Малая Академия Наук школьников (Муниципальный этап) | Шарафутдинова Э.9б | II место |
2013 | Всероссийская дистанционная олимпиада по психологии «Психология без границ» | Нуриахметова Д., Мишарина М., Меркулова Е.,Ганеева Д., Баженова М. | Призеры |
2014 | Дистанционная олимпиада по психологии «Пси-фактор» | Хайруллина Алсу | Участник |
02.2015 | Всероссийский конкурс «Медалинград -2015» | Ганеева Д. 9в | III место |
09.2015 | Всероссийский конкурс «Мои таланты» | Сафина Э. 9а | II место |
Директор (заместитель директора) ________________________ /Асеева Н.В./
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов психологического сопровождения образования, транслирование психолого-педагогического опыта, практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объединений педагогов-психологов
3.1. Личный вклад в психологическое сопровождение образования, совершенствование методов психологического обеспечения образования.
Год | Участие в конференциях, семинарах, мастер-классах или других мероприятиях (с указанием статуса мероприятия). Повышение квалификации по психологическому профилю. Участие в творческой группе по совершенствованию методов психологического обеспечения образования. Участие педагогом-психологом в исследовательской деятельности, участие в апробации новых психолого-педагогических методик. Разработка и внедрение в образовательный процесс авторских программ. Разработка и публикация учебных, методических пособий и рекомендаций. |
2012 | КПК «Психологическое сопровождение профессионального самоопределения школьников в условиях введения ФГОС нового поколения» ГАОУ ДПО ИРО РБ |
2012 | Выступление на семинаре для слушателей КПК ИРО РБ «Психологическое обеспечение введения и реализации ФГОС нового поколения» |
2012 | Публикация учебно-методического материала «Памятки для классных руководителей» в электронном СМИ (nsportal.ru) |
2012 | Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы» |
2012 | Участие в Республиканской научно-практической конференции «Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях» |
2013 | Участие в Общероссийском конкурсе «Лучшая научно-популярная статья по педагогике и психологии» (Диплом III степени) |
2013 | Участие в семинаре «Организация образовательного процесса в условиях внедрения и реализации ФГОС ООО» |
2014 | КПК «Организация образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС ООО в ОУ» ГАОУ ДПО ИРО РБ |
2014 | Публикация методической разработки «Психологическая характеристика на ученика» в электронном СМИ (InfoUrok.ru) |
2014 | Участие во Всероссийском проекте по популяризации нового подхода к деятельности работников образовательных учреждений в свете ФГОС и их реализации в ОУ России |
2014 | Участие во II Международном фестивале научно-методических разработок, уроков, внеклассных мероприятий «Профессиональная помощь логопеда и психолога» |
2015 | КПК «ФГОС основного общего образования: содержание, механизмы реализации» НОУ ВПО «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия» |
2015 | Обучение на семинаре-тренинге «Профориентация в школе – новый взгляд и современные подходы» |
2005 | Участие в Межрегиональном Интернет-педсовете «Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования» |
2015 | Публикация методической разработки «Урок психологии для учащихся 5 классов» в электронном СМИ (multiurok.ru) |
2015 | Публикация методической разработки «Урок психологии для учащихся 5 классов» в электронном СМИ (gotovimurok.ru) |
2015 | Организация и выступление на семинаре-практикуме для психологов Советского района г. Уфа «Современные методы профориентации школьников» |
Директор (заместитель директора) ________________________ / Асеева Н.В./
3.2. Продуктивное использование современных психолого-педагогических технологий
Наименование технологии | Обоснование выбора | Системность использования (периодичность) |
цифровые образовательные ресурсы | кабинет информатики, где могу проводить занятия с учащимися; автоматизированное рабочее место в кабинете, что включает два компьютера и мультимедийный проектор, который можно использовать для многих видов психолого-педагогической работы; интерактивная доска, позволяющая сочетать фронтальную работу с выполнением индивидуальных тестовых заданий на основе ИКТ. Электронные учебные модули можно использовать как средство коррекции не только знаний и учебных умений учеников, но и недостатков в развитии познавательной, эмоционально-волевой сферы деятельности учащихся. Коррекционная работа сконцентрирована на устранении причин, затрудняющих обучение. Данный вид работы организован индивидуально с помощью электронных пособий и комплексов, направленных на психологическое развитие учащихся. Также с помощью новых информационных технологий осуществляется индивидуальное тестирование учащегося, программа сама определяет тип темперамента учащегося, уровень его самооценки и тревожности. Компьютер в данном случае становится незаменимым помощником — психодиагностом. Психолог при этом выступает только в роли консультанта. Кроме того, можно заниматься сразу с несколькими учащимися, имеющими нетипичные проблемы. Таким образом, коррекционная работа будет максимально индивидуализирована. Консультирование учащихся и родителей по средствам skype и социальных сетей | Ежедневно |
здоровьесберегающие технологии | Передо мной, как психологом, встала задача психологической поддержки детей, направленная на сохранение психологического здоровья в МБОУ. Такая поддержка включает в себя следующие виды работы: - выявить факторы, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей; - комплектование «группы риска» для коррекционных занятий; проведение занятий; - создание благоприятного психологического климата в школе и семье; - применение педагогами здоровье сберегающих технологий в режиме дня на уроках. В процессе групповой работы используются следующие приемы: Дыхательные гимнастики; Упражнения на развитие психофизической регуляции; Упражнения на развитие двигательной координации; Динамо - статические упражнения на развитие выразительности мимики и жестикуляции; Упражнения и этюды на развитие умений соотносить и отображать эмоциональные состояния; Методики и техники по повышению самооценки и уровня социальной компетентности детей в их взаимоотношениях с окружающим миром; Методики и техники по развитию умений находить позитивный выход из проблемных ситуаций; Релаксация. Выбирая наиболее эффективные методы работы, способствующие сохранению психического и эмоционального здоровья детей, предпочтение отдала следующим формам работы с родителями: Психолого-педагогическое просвещение: тематические выступления на родительских собраниях («Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи», «Адаптация детей к условиям школы», «Психофизические возрастные особенности развития школьников» (по возрастам), «Кризис 7-х лет», «Правила общения с детьми», «Причины детской агрессивности и методы ееустранения» и т.п.), обеспечение специализированной психолого- педагогической литературой, статьи и памятки в родительских уголках по формированию психолого-педагогической культуры родителей; Обучающие занятия с целью формирования представлений о методах и приемах взаимодействия родителей с детьми; Индивидуальное консультирование по вопросам развития, воспитания и обучения. Обучения агрессивных школьников способам выражения гнева в приемлемой форме; Обучения школьников умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции; Обучения учащихся бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр; Повышения самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей; Обучения учащихся навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде. | На коррекционных и развивающих занятиях, родительских собраниях, лекциях, классных часах. |
арт-терапевтические технологии | В своей работе я использую следующие атр-терапевтические методы: - Сказкотерапия (рассказывание сказки, рисование сказки, сказкотерапевтическая диагностика, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки).
Музыкотерапия (используется для решения следующих задач: Снятие негативных эмоциональных реакции (тревожность раздражительность) Стимуляция двигательных функций; Развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений восприятий, представлений) и сенсорных способностей. Улучшение общего эмоционального состояния, исполнения качества движений). Игровая терапия (Игра помогает ребёнку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные нормы поведения, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. Песочная терапия (песок можно использовать для решения следующих проблем: навязчивые состояния; повышенная тревожность, страхи, панические состояния; различные формы нарушений поведения; сложности во взаимоотношениях, одиночество; психосоматические заболевания; сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях; самопознание). | На коррекционных и развивающих занятиях |
Директор (заместитель директора) ________________________ / Асеева Н.В./
3.3. Транслирование психолого-педагогического опыта, практических результатов своей профессиональной деятельности
Год | Тема «открытого» урока, мероприятия, мастер-класса, выступление на педагогическом совете, на конференции, семинаре или другом мероприятии. Участие в профессиональных конкурсах. |
2012 | Выступление на педагогическом совете «Адаптация пятиклассников» |
2012 | Семинар для классных руководителей 1 классов «Как помочь первоклассникам адаптироваться в школе» |
2013 | Выступление на педагогическом совете «Одаренный ребенок в школе. Мифы и реальность» |
2014 | Семинар для классных руководителей «Осторожно, суицид» |
2014 | I место во II Международном конкурсе профессионального мастерства «Профессиональная помощь логопеда и психолога» |
2015 | Лауреат Всероссийского конкурса «Медалинград-май 2015» |
2015 | Диплом II степени Всероссийского конкурса «Мои таланты» в номинации «Творческие работы и методические разработки педагогов» |
2015 | Диплом II степени Всероссийского педагогического конкурса в номинации «Методическая разработка» |
2015 | Диплом I степени Международного конкурса «Гордость России» в номинации «Творческие работы и методические разработки педагогов» |
Директор (заместитель директора) ________________________ / Асеева Н.В./
3.4. Экспериментальная и инновационная деятельность.
Год | Вид деятельности. Тема (с указанием статуса). (Экспериментальная площадка, лаборатория, пилотный проект, апробация электронных учебников и др.) | Результаты |
2015 | Участник Республиканской сетевой инновационной площадки на базе МБОУ лицей №94 по теме: «Развитие одаренности учащихся на основе организации учебно-исследовательской деятельности учителя и ученика» | Активный участник разработки программы |
Директор (заместитель директора) ________________________ / Асеева Н.В./
Активное участие в работе
методических объединений
педагогов-психологов организаций,
в разработке психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса,
в профессиональных конкурсах
4.1. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса.
Год | Форма участия (доклад, «открытое» мероприятие, мастер-класс), тема |
2012 | Выступление на семинаре для слушателей КПК ИРО РБ ««Психологическое обеспечение введения и реализации ФГОС нового поколения» |
2013 | Открытое развивающее занятие для администрации лицея: «Я учусь контролировать свои эмоции» с учащимися 5 классов. |
2015 | Семинар-практикум для психологов Советского района ГО г. Уфа «Современные методы профориентации школьников». Подготовка и проведение семинара. Проведение деловой игры «Я выбираю профессию». |
Руководитель методического объединения ________________________ /Королева И.А./
Наличие у педагога авторских методических материалов: -программ; -методических разработок; -публикаций, интернет - публикаций; - печатных изданий | программа: название, предмет, класс, где и кем утверждена; методическая разработка: название, характер, предмет, класс; если размещена в сети Интернет – с указанием ссылки; публикации: характер (статья, выступление и т.д.), тема, выходные данные сборника (название, издательство, город, год); печатные издания: выходные данные сборника (название, издательство, город, год). |
Публикация | Публикация методической разработки «Урок психологии для учащихся 5 классов» в электронном СМИ (multiurok.ru) |
Публикация | Публикация методической разработки «Урок психологии для учащихся 5 классов» в электронном СМИ (gotovimurok.ru) |
Публикация | Публикация методической разработки «Психологическая характеристика на ученика» в электронном СМИ (InfoUrok.ru) |
Методическая разработка | Развивающее занятие для учащихся 5 классов «Учимся контролировать эмоции», материалы Международного конкурса профессионального мастерства «Профессиональная помощь логопеда и психолога», выпуск 2 электронной периодическое издание. |
Директор (заместитель директора) ________________________ / Асеева Н.В./
Дополнительные
показатели
Профессиональная активность (участие в работе жюри, предметных комиссий ЕГЭ, ОГЭ, экспертных групп по аттестации, апелляционных комиссий, руководство ШМО, РМО, сопровождение педагогической практики студентов и др.)
Вложить копии подтверждающих документов, заверенные директором.
Награды и поощрения
Вложить копии подтверждающих документов, заверенные директором.
Общественная деятельность в государственных структурах и общественных организациях (депутатская деятельность, работа в качестве внештатного эксперта Обрнадзора, активная профсоюзная деятельность, участие в работе ТИК, УИК, женсоветах и др.)
Вложить копии подтверждающих документов, заверенные в соответствующих организациях, структурах.
Иные профессиональные достижения (наличие победителей и призеров олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований; позитивные результаты работы в качестве классного руководителя; наличие ученой степени, ученого звания и др.)
Вложить копии подтверждающих документов, заверенные директором.