СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПОРТФОЛИО ПЕРВОКЛАССНИКА КАК СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен Рабочий портфолио ученика 1 класса. 

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио

Рабочий Портфолио  представляет собой комплект печатных материалов  формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

Просмотр содержимого документа
«доклад»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 27 г. Пензы

Портфолио первоклассника как система оценки достижения планируемых результатов учащихся.

Автор: учитель начальных классов

МБОУ СОШ №27 г. Пензы

Медведева светлана михайловна

2015 г.

Введение.

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении нового качества его результатов. Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетенций современного человека. В связи с необходимостью перехода школы на новые образовательные стандарты была разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования (в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования).

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Глава 1. Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов.

1.Оценка личностных результатов.

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

  • самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

  • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

  • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

  • ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

  • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.

Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

В нашей школе личностный прогресс учащихся оценивается с помощью портфолио. Кроме портфолио могут использоваться такие методики как карта успеха, сундук регалий, творческая книжка, профиль умений и т.п.

Лич­ностные результаты выпускников на ступени начально­го общего образования в полном соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

2.Оценка метапредметных результатов.

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

3.Оценка предметных результатов.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

Рабочий Портфолио ученика:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Рабочий Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

Рабочий Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.

Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

  • сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

  • содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;

  • разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;

  • учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

  • позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.


Глава II. Содержание портфолио первоклассника.

В качестве примера предлагаем вашему вниманию содержание Портфолио по оценке развития универсальных учебных действий, разработанный для 1 класса. Обращаем внимание, что задания, предлагаемые в Портфолио, находятся в рабочих тетрадях и учебниках УМК. Можно воспользоваться этим вариантом и внедрить его в практику работы школы, но возможно и предложение своего варианта.


Разделы рабочего Портфолио

Страницы раздела «Портрет»

  • Мой портрет (знакомьтесь: это - я)

  • Место для фото (или автопортрета)

  • Напиши о себе (как умеешь):

Меня зовут___________________

Я родился ____________________ (число/месяц/год)

Я живу в ______________________

Мой адрес

Моя семья

  • Нарисуй портрет своей семьи

  • Родословное дерево

  • Чем я люблю заниматься

  • Я ученик

Выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе («напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй и т.д.»).


  • Я могу делать

  • Я хочу научиться в этом году…

  • Я научусь в этом году

Составляется вместе с учителем на уроке

Предмет

Чему научусь

Рисунок или пример

Русский язык



Литературное чтение



Математика



Окружающий мир





  • Я читаю.

  • Мой класс, мои друзья, мой первый учитель

  • Мой распорядок дня


Время

Дела

Рисунок

Утро




День




Вечер





  • Я и мои друзья

Вопрос

Напиши

Нарисуй

Чем я люблю заниматься?



Какая игрушка у меня самая любимая?



Сколько у меня друзей и как их зовут?



Какой у меня самый любимый цвет?



Какие поделки я очень хочу научиться мастерить?





Страницы раздела «Коллектор»

  • Правила поведения в школе

  • Законы жизни класса

  • Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения.

  • План – памятка Решения задачи

  • Памятка «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»

  • Памятка «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»

  • Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)

  • Памятка: Правила общения

Раздел «Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.

Страницы раздела «Мои достижения»

  • Моя лучшая работа

  • Задание, которое мне больше всего понравилось

  • Я прочитал ……. книг.

  • Что я теперь знаю, чего не знал раньше?

  • Что я теперь умею, чего не умел раньше?

  • Мои цели и планы на следующий учебный год:

  • Чему я еще хочу научиться?

  • Какие книги прочитать?

  • Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях

  • Мои проекты

  • Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)

Применение Рабочего Портфолио в учебном процессе начальной школы предполагает:

- наличие квалифицированных педагогических кадров, имеющих представление об основных принципах нового образовательного стандарта начальной школы и готовых к инновационной деятельности;

- необходимое количество комплектов Портфолио соответствующее количеству учеников в классе;

- папки-органайзеры с прозрачными файлами для хранения материалов.





Формы контроля и учета достижений обучающихся

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

- диктанты

- контрольное списывание

- тестовые задания

- графическая работа

- изложение

- доклад

- творческая работа - посещение уроков по программам наблюдения

- диагностическая - контрольная работа

- диктанты

- изложение

- контроль техники чтения


анализ динамики текущей успеваемости


- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований


В эту таблицу могут быть внесены и другие формы контроля и учета достижений, используемые в вашей школе.


Формы представления образовательных результатов:

  • табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);

  • тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);

  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

  • портфолио;

  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

Перечень форм представления результатов может быть дополнен другими формами, используемыми в школе.


Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Представляю вашему вниманию ПОРТФОЛИО первоклассника, разработанный для учеников 1 класса МБОУ СОШ № 27 г.Пензы. В работе по созданию ПОРТФОЛИО принимали участие:

- завуч школы,

- психолог школы,

- учителя начальных классов, работающие в первых классах.

На титульном листе (см. Приложение 1) – данные ребенка: фотография, имя, дата рождени, домашний адрес, члены семьи,первый учитель, любимое занятие, имена друзей.

Дальше идет оглавление (см. Приложение ): перечисленны разделы ПОРТФОЛИО:

«Полезная информация», «Мои успехи в учебе», «Мои достижения», «Мое здоровье».

В разделе «Полезная информация» (см. Приложение ) собраны правила поведения, законы класса, памятки при работе с разными видами текста, примерный список литературы для чтения,, то есть то, что требуется первокласснику постоянно. Весь материал собран и хранится в отдельном файле.

В разделе «Мои успехи в учебе» собраны итоговые комплексные контрольные работы за 1 2 четверти . (см. Приложение ). Каждая работа вкладывается в отдельный файл.

Раздел «Мои достижения» (см. Приложение ) самый объемный. Оценка личных достижений учащихся проводится 1 раз в четверть психологом и учителем. После чего делаются выводы и дается рекомендации. Исследуются такие личностные универсальные учебные действия: положительная внутренняя мотивация обучения, уважение к семье и родственникам, проявление этических чувств (стыда, вины, совести), чувство патриотизма, гордости за Родину; регулятивные универсальные учебные действия: умение планировать деятельность под руководством учителя, умение организовать рабочее место под руководством учителя, умение определять цель выполнения задания под руководством учителя, умение использовать в своей деятельности простейших приборов (линейки, треугольника и др.); познавательные универсальные учебные действия: умение анализировать, классифицировать, обобщать, широкий кругозор (общая осведомленность), умение пересказывать прочитанное или услышанное, умение отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; коммуникативные универсальные учебные действия: участие в диалоге на уроке, в жизненной ситуации, соблюдение норм речевого этикета (умение здороваться, прощаться, благодарить), умение слушать и понимать речь других, умение участвовать в паре.

Также в этот ра здел помещаются файлы с работами:

  • Моя лучшая работа

  • Задание, которое мне больше всего понравилось

  • Я прочитал ……. книг.

  • Что я теперь знаю, чего не знал раньше?

  • Что я теперь умею, чего не умел раньше?

  • Мои цели и планы на следующий учебный год:

  • Чему я еще хочу научиться?

  • Какие книги прочитать?

  • Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях

  • Мои проекты

  • Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)

В разделе «Мое здоровье» (см. Приложение 1) ученик составляет свой распорядок дня, рассказывает, в каком кружке он занимается. И здесь же учитель отсматривает, как ребенок заботится о своей осанке и о своем зрении.

По результатам ПОРТФОЛИО каждого ученика мы составляем общеклассную ПОЛЯНУ ДОСТИЖЕНИЙ, где в виде цветов с двухцветными лепестками отражаем успехи учащихся. Каждый из лепестков отражает достижения по разным универсальным учебным действиям и по разным учебным программам. Оранжевый цвет лепестка обозначает, что ученик добился высоких результатов, а белый сигнализирует ребенку о том, что ему необходимо приложить больше усилий для достижения желаемого результата.



Заключение.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Портфолио учащегося 1__ класса

















Меня зовут______________________________________________________

Я родился ________________________________________ (число/месяц/год)

Моя семья_______________________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Мой первый учитель______________________________________________

Я люблю заниматься______________________________________________

_________________________________________________________________

Моих друзей зовут________________________________________________

_________________________________________________________________

Мой адрес________________________________________________________

_________________________________________________________________



Приложение 2

Оглавление.

Раздел «Полезная информация»

  • Правила поведения в школе

  • Законы жизни класса

  • Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения.

  • План – памятка Решения задачи

  • Памятка «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»

  • Памятка «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»

  • Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)

  • Памятка: Правила общения

Раздел «Мои успехи в учебе»

Итоги комплексных проверочных работ за каждую учебную четверть, вкладываются в файлы.

Раздел «Мои достижения»

  • Моя лучшая работа

  • Задание, которое мне больше всего понравилось

  • Я прочитал ……. книг.

  • Что я теперь знаю, чего не знал раньше?

  • Что я теперь умею, чего не умел раньше?

  • Мои цели и планы на следующий учебный год:

  • Чему я еще хочу научиться?

  • Какие книги прочитать?

  • Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях

  • Мои проекты

  • Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)

Раздел «Моё здоровье»

  • Мой режим дня

  • Забота о своей осанке

  • Забота о своем зрении

  • Я занимаюсь в спортивных кружках и секциях




































Приложение 3











Раздел

«Полезная информация»





































Комплект памяток
для успешной учебы























Памятка "Секреты успеха на уроке"

1. Подготовь все необходимое для урока до звонка, положи на парту.

2. Не отвлекайся: сосредоточившись на задании, ты лучше его поймешь.

3. Не выкрикивай с места, поднимай руку.

4. Не разговаривай с соседом по парте.

5. Не надейся списать, рассчитывай на себя.

6. Подготавливай свой ответ.

7. Соблюдай правила этикета.

8. Сиди ровно, не вертись.

9. Выключай мобильный телефон.

Памятка "Посещение библиотеки"

Перед тем как отправиться в библиотеку:

1. Определи цель посещения:

  • тебе нужны конкретные книги (у тебя есть точный список);

  • тебе нужна дополнительная литература по теме (у тебя нет точного перечня);

  • ты хочешь познакомиться с фондами библиотеки, чтобы в дальнейшем ими пользоваться.

2. Если учитель не предложил тебе список нужных книг, напиши название темы, по которой тебе необходимо подобрать дополнительный материал, и возьми эти записи в библиотеку.

В библиотеке:

1. Если ты посещаешь ее в первый раз, тебе необходимо оформить абонемент (записаться в библиотеку).

2. Попроси библиотекаря помочь тебе в поиске книг в соответствии со списком или темой.

3. Под руководством библиотекаря познакомься с расположением книг, порядком поиска необходимой литературы по каталогам.

4. Бережно обращайся с книгами!

5. Вовремя возвращай их в библиотеку.

Памятка "Работа с книгой"

(работа с текстом, пересказ, подготовка к изложению)

1. Выбери в книге материал по нужной тебе теме.

2. Прочитай внимательно текст.

3. Постарайся одним предложением сформулировать основную мысль прочитанного, ответив на вопрос: "О чем этот текст?".

4. Придумай название к данному тексту в соответствии с его основной мыслью.

5. Прочитай текст второй раз и составь его краткий план.

6. Перескажи прочитанное, пользуясь составленным планом.

7. Обрати внимание на правила, определения, термины, даты, которые необходимо выучить наизусть. Выпиши их. Произнеси вслух не менее трех раз. Постарайся через некоторое время воспроизвести выученное устно и письменно.

8. Проверь себя, пересказав текст кому-нибудь и восстановив по памяти план на черновике.

Работая над текстом подобным образом, ты сможешь хорошо подготовиться к изложению. Не стремись заучивать факты наизусть: содержание прочитанного тебе следует передать своими словами.

Памятка "Как учить стихотворения"

1. Желательно учить стихотворение в течение нескольких дней.

2. Прочитай стихотворение. Какие чувства оно в тебе пробудило? Постарайся представить то, о чем пишет автор.

3. Прочитай стихотворение еще 2–3 раза и воспроизведи его по памяти целиком (можно заглядывать в книгу).

4. Обрати внимание на те строчки стихотворения, которые хуже запоминаются. Можешь обозначить их ключевыми словами или схематичными рисунками на листке бумаги, который будет у тебя перед глазами.

5. Если стихотворение трудное, учи его по строкам: первую, затем первую и вторую; первую, вторую и третью и т. д.

6. Отложи книгу. Повтори стихотворение вечером, хорошо отдохнув после выполнения домашней работы.

7. Каждый день выразительно рассказывай стихотворение 1–2 раза родителям или друзьям.

8. Повтори стихотворение утром перед выходом в школу в тот день, когда будешь рассказывать его в классе.

Памятка "Работа с тетрадью"

Ты когда-нибудь задумывался, для чего нужна тетрадь? В ней ученики выполняют классные и домашние задания; фиксируют самое важное по теме урока; учитель, проверяя тетради, выставляет оценки, и т. д.

Замечательные слова написал один ученик: "Люби тетрадь, и она тебе поможет". Красиво оформленная, аккуратная тетрадь будет твоим помощником на уроке и дома, просматривая ее, ты восстановишь в памяти весь пройденный материал; еще раз обратишь внимание на свои ошибки с тем, чтобы их больше не делать.

Может, тебе пригодятся советы по оформлению, ведению и использованию тетради?

1. Оформление тетради:

  • оберни тетрадь (используй для этого специальную обложку), аккуратно подпиши ее;

  • записи делай синей ручкой;

  • оформляй все работы в соответствии с требованиями учителя.

2. Ведение тетради:

  • выполняй все работы (в том числе рисунки, схемы)аккуратно;

  • не рисуй и не записывай в тетради лишней информации, не касающейся темы урока;

  • не мни и не пачкай тетрадь; не стирай ластиком записи, сделанные ручкой;

  • пиши аккуратно, разборчиво;

  • записывай правила и все самое важное по теме урока.

3. Умей проверять и исправлять ошибки:

  • проверяй работу от начала к концу и наоборот; каждое слово прочитай по слогам;

  • если ты не уверен в правильности написания слова, попробуй вспомнить правило;

  • если ты допустил ошибку, не расстраивайся – аккуратно исправь карандашом;

  • делай работу над ошибками (анализ ошибок);

  • если ты не уверен, сначала пиши на черновике;

  • подумай, а потом пиши.



Памятка для детей. Что делать в случае пожара.

Пожар может возникнуть в любом месте и в любое время. Поэтому к нему надо быть подготовленным. Мы предлагаем тебе запомнить простейшие правила, которые помогут спастись от огня и дыма.

  1.  Главное, что нужно запомнить - спички и зажигалки служат для хозяйственных дел, но  никак не для игры. Даже маленькая искра может привести к большой беде.

  2.  Если пожар случится в твоей квартире – немедленно убегай подальше: на улицу или к соседям.

  3. Помни, если нет возможности выйти через дверь, спасайся на балконе или возле открытого окна.

  4. Ни в коем случае не прячься от пожара под кроватью или в шкафу - пожарным будет трудно тебя найти.

5. Тушить огонь дело взрослых, но вызывать пожарных ты можешь сам.

 6.  Если на тебе вспыхнула одежда – остановись и падай на землю и катайся, пока не собьешь пламя.

   7. Телефон пожарной охраны запомнить очень легко - «01». Назови свое имя и адрес. Если не дозвонился сам, попроси об этом старших.
Девиз юных пожарных:

«ПУСТЬ  МЫ  МАЛЕНЬКОГО  РОСТА, ТОЛЬКО  РОСТ  ЗДЕСЬ  НИ ПРИ  ЧЕМ. МЫ  ВСЕГДА  ГОТОВЫ  ВЗРОСЛЫМ ПОМОГАТЬ  В  БОРЬБЕ  С  ОГНЕМ!»

Примерный список литературы

для самостоятельного и семейного чтения.


Русская литература:

  1. Берестов В.Д. «По дороге в первый класс», «Читалочка», стихи

  2. Бианки В.В. «Как муравьишко домой спешил», «Снежная книга»

  3. Голявкин В.В. «Наши с Вовкой разговоры», рассказы

  4. Заходер Б.В.»Гимнастика для головастика»: сказка, «На задней парте»: стихи

  5. Маршак С.Я. «Веселая азбука», «Про все на свете», «Веселый счет от одного до десяти», «Вот какой рассеянный»: стихи, сказки, переводы.

  6. Мошковская Э.Э «Сто ребят – детский сад»: стихи

  7. Носов Н.Н. «Ступеньки»: рассказы

  8. Остер Г. «Котенок по имени Гав»

  9. Сапгир Г. «Лесная азбука»

  10. Сладков Н.Н. «Лесные сказки»

  11. Токмакова И.П. «Где спит рыбка»: стихи

  12. Толстой Л.Н. Рассказы и басни

  13. Успенский Э.Н. «Разноцветная семейка»: стихи

  14. Чарушин Е.И. «Про Томку»: рассказы

  15. Чуковский К.И. «Тараканище»: сказки

  16. Цыферов Г.М. «Как лягушонок искал папу», «История про поросенка»: сказки


Зарубежная литература:

  1. Братья Гримм «Золотой гусь»: сказки

  2. Перро Ш. «Золушка», «Спящая красавица»: сказки

  3. Прейсен А. «Про козленка, который умел считать до десяти»: сказка

  4. Родари Д. Почему? Отчего? Зачем?


Сборники русского и зарубежного фольклора:

  1. «Крошка Вили Винки»: Шотландские народные сказки

  2. «Плывет, плывет кораблик»: Английские народные песенки в переводе Маршака С.Я.

  3. Русские народные сказки, песенки, потешки

  4. Сказки народов мира


(по материалам Воюшиной М.П. «Программа по литературе»)


ПАМЯТКА ПЕРВОКЛАССНИКУ-ПЕШЕХОДУ

Дорогие ребята!  До сих пор Вы ходили по улице с мамой и папой, а теперь Вам придется ходить в школу самостоятельно. И этот маршрут, от дома до школы и обратно, должен стать  безопасным. По улицам и дорогам движется очень много машин и чтобы с Вами не случилось несчастья, Вы должны запомнить и всегда выполнять Правила дорожного движения, ведь каждый из Вас является участниками дорожного движения, в качестве пешехода или пассажира.

Быть пешеходом – это очень ответственно. Дорожное движение – сложный процесс, но его безопасность зависит от поступков каждого человека, а значит, и от Вас. Особенно важно уметь вести себя на улице, Чтобы ваша жизнь была в безопасности, от вас требуется совсем немного,  знать правила для пешеходов.

  • Самое безопасное место для перехода, это там, где светофор ! Начинать переход улицы можно только при зеленом сигнале светофора. Красный сигнал светофора запрещает движение пешехода и транспорта.

  • Переходить дорогу только по пешеходным переходам - “зебрам”.

  • Переходить проезжую часть лучше не по одному, а в группе людей. Но и здесь нужно внимательно следить за транспортом.

  • Начинайте переходить дорогу, только после того, как убедитесь, что все машины остановились и пропускают тебя.

  • Выйдя на проезжую часть не отвлекайся на разговоры, не пользуйся сотовым телефоном и не играй в карманные электронные игры.

  • Не переставайте следить за обстановкой на дороге во время перехода. Сначала посмотри НАЛЕВО. Дойдя до середины дороги посмотри НАПРАВО.

  • Идя по тротуару, придерживайся правой стороны.

  • Если тротуара нет, можно идти по обочине или по краю проезжей части, только обязательно НАВСТРЕЧУ движению транспортных средств.

  • Торопиться на дороге не нужно.   Нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. Помните, что автомашину остановить мгновенно невозможно.

  • Даже на дорогах, где редко проезжает транспорт, во дворах домов, нужно быть всегда внимательным и не забывать о своей безопасности. Не переходить дорогу не посмотрев вокруг, ведь автомобили неожиданно могут выехать из переулка.

  КАК ИСКУСНО УЧИТЬСЯ

  • Всегда помни, что ты учишься не для кого-то (учительницы, ро­дителей), а для того, чтобы быть успешным в дальнейшей жизни.

  • С уважением относись к тому, что изучаешь — это опыт, накоп­ленный многими поколениями людей.

  • В ходе учения изучай себя: каждый имеет свои сильные и слабые стороны. Развивай и используй те способности, которые помогают учиться.

  • Развивай свою наблюдательность. Благодаря ей, учение тебе бу­дет не в тягость, а в радость.

  • Уважай труд тех, кто тебя учит.

  • Если ты знаешь что-то лучше других, поделись своими знаниями, помоги им. Это пойдет на пользу тебе и им: объясняя, ты еще лучше усвоишь материал, к тому же сделаешь доброе дело.


КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Выполняй домашнее задание в одно и то же время.

  • Приготовь все необходимое для выполнения: тетради, учебники, карандаши, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе.

  • Начинай делать уроки с наиболее трудного для тебя предмета.

  • Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки вовремя.

  • Выполняй задание четко, аккуратно.

  • Приготовь задание по одному предмету. Книгу, тетради и все не­обходимое по этому предмету сразу положи в портфель. Сделай перерыв на несколько минут.

  • Продолжи выполнение заданий; еще раз проверь по дневнику, по всем ли урокам готов, все ли ты взял на завтра в школу.

КАК  РАБОТАТЬ  С УЧЕБНИКОМ

1.   Как работать  с заголовком

  •   Внимательно прочитай заголовок и сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте.

  •   Вспомни все, что ты уже знаешь на эту тему.

  •   Поставь вопросы, на которые, по твоему мнению, в тексте будут даны ответы. После этого приступай к чтению текста.

2.    Как работать  с  текстом

  • Обращай внимание на непонятное в тексте.

  • Выпиши непонятные слова.

  • Посмотри в словарик или обратись с вопросом к тому, кто тебе поможет.

3. Как «проводить» диалог с автором

  • Какой вопрос задает тебе автор произведения?

  • Как он сам на него отвечает?

  • Как ты на него ответишь?

4. Как выделить главное

  • Старайся отделить главное от второстепенного.

  • По ходу чтения составляй устный или письменный план.

  • Составляй схему, таблицу, подбирай опорные слова.

  • Делай выписки. На протяжении работы старайся представить себе то, о чем читаешь.

  • Перескажи текст по плану. Проверь себя.

5.   Как работать с вопросами в конце текста

  •   Прочитай вопросы.

  •   Ответ найди в тексте, отметь его карандашом.

  •   Закрой книгу и ответь на все вопросы про себя.

КАК ИСКУСНО ОБЩАТЬСЯ

  •   Проявляй искренний интерес к собеседнику. Если ты думаешь толь­ко о себе и своих интересах, вряд ли с тобой кто-то захочет общаться.

  •   Умей заметить и оценить достоинства собеседника. Искренне оценивая и признавая их, ты даешь возможность другому почувство­вать его значимость.

  •   Не осуждай и старайся понять. Когда другой делает что-то непра­вильно, важно понять, почему он так поступает. Для этого постарайся стать на его место.

  • Будь доброжелательным и приветливым! Общаясь, мы обменива­емся своим настроением и чувствами. Никто не любит «получать» пло­хое настроение, всем гораздо приятнее общаться с доброжелательными людьми, которые умеют «делиться» радостью и хорошим настроением.

  •   Будь внимательным к личности собеседника. Называй его по име­ни. Интересуйся его увлечениями, вкусами, тем, что для него важно, и учитывай это в общении.

  •   Будь внимательным слушателем. В этом случае ты не только лучше поймешь собеседника, но и сможешь оценить свои знания, свой опыт, которые, возможно, станут намного разнообразнее, благодаря общению.

  •   Избегай критиковать человека при посторонних, не унижай его.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРАВИЛЬНО ВНЕ ШКОЛЫ

  • В любом месте, где бы ты ни находился, веди себя как воспитан­ный человек. Проявляй уважение к другим людям.

  • Находясь в городе, соблюдай правила дорожного движения и по­могай делать то же младшим.

  • Приветствуй первым работников школы, знакомых, тех взрослых, к кому приходится обращаться по различным вопросам.

  • Уступай дорогу и место (в общественном транспорте и других ме­стах) старшим, оказывай помощь больным и слабым.

  • Помни о том, что «с кем поведешься, от того и наберешься», по­этому избегай общения с людьми, которые кажутся тебе подозрительны­ми или имеют сомнительную репутацию.

  • Следи за своим внешним видом, аккуратно носи свою одежду.

  • Веди себя правильно не ради похвалы или из-за страха наказания, а ради уважения к другим, к самому себе.



КАК СТАТЬ НАСТОЯЩИМ ДРУГОМ

  • Умей быть искренним. Дружба — это умение доверять свои мыс­ли и чувства, а также способность хранить доверенные мысли и чувства другого человека.

  • Оказывай другу помощь и поддержку в трудную минуту. Настоя­щая дружба проявляется больше в проблемных ситуациях, чем во време­на благополучия и успеха.

  • Помогай другу именно в тот момент, когда он особенно в этом нуж­дается, делай это искренне. Вовремя оказанная помощь вдвойне ценна.

  • Защищай друга в его отсутствие. Недоброжелатели любят осуж­дать других «за спиной». В такой ситуации надо проявить смелость и вступиться за друга.

  • Помни, что друг — не твоя собственность. Ценя отношения с дру­гом, не будь назойливым, надоедливым, ревнивым относительно его пла­нов, жизни, других людей.

  • Не учи друга, как поступать правильно. Мы не должны никому указывать, как поступать в той или иной ситуации. Мы можем только выразить свое мнение, не навязывая его другому.

  • Учись понимать и принимать друга таким, каков он есть. У каж­дого человека есть недостатки. Помогай другу их познать и понять, но никогда из-за них его не критикуй и не осуждай.

  • Умей искренне радоваться успехам и достижениям друга, так как чаще бывает, когда люди завидуют успехам других, чем радуются им. Ничто так не мешает дружбе, как зависть. Укрепляет же дружбу способ­ность «сорадоваться», а также сопереживать.

  • Будь сильным в дружбе. Для этого умей первым прощать другу в случае вашей ссоры.

  • Умей делать приятные сюрпризы своему другу. Помни о его дне рождения, увлечениях. Проявляя свою фантазию, умей порадовать его.


КАК БЫТЬ ДОБРЫМ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫМ

  • Помни, вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отноше­ниях имеют взаимный характер. Первым проявляя их, ты способству­ешь тому, чтобы их проявляли и другие.

  • Поступай с другими хорошо и не жди за это похвалы. Если ты рас­считываешь на похвалу, значит, ты хочешь сделать хорошо не другим, а себе.

  • Будь благодарным за добрые дела и добрые слова. Всегда помни о хороших делах других людей и на их примере учись сам делать доб­рые дела.

  • Не злись на других людей, даже если они сделали плохо. Прими во внимание, что с такими людьми надо быть осторожным, но постарай­ся простить их, ведь когда ты постоянно злишься на этих людей, ты вре­дишь только себе.

  • Учись быть ответственным. Если ты сделал плохо или допустил какую-нибудь ошибку, признайся в этом и постарайся в будущем испра­виться. Не «кивай» в сторону других. Другие пусть отвечают за себя, ты же отвечай за свое поведение и поступки.

  • Настоящая доброта выражается в достойных поступках. Нельзя принести добро угрозами, криками, упреками.


КАК ОТНОСИТЬСЯ К СЕБЕ

  • Помни, что как ты относишься к себе, так будешь относиться и к другим, а они, в свою очередь, отплатят тебе «той же монетой».

  • Учись любить себя. Любить себя не значит самолюбоваться и пре­возносить свое Я. Любить себя — значит, понимать и принимать свою индивидуальность, развивать свои лучшие качества, стараться избавлять­ся от недостатков.

  • Получая оценки, помни, что они помогают ориентироваться в уче­бе, приучают к дисциплинированности, но не стремись к оценкам ради самих оценок. Твоя личность не может быть оценена — она бесценна.

  • Умей отдыхать, когда это необходимо. У тебя должны быть свои любимые занятия. Желательно, чтобы они развивали тебя и не наносили вреда твоему здоровью и здоровью окружающих тебя людей.

  • Учись самостоятельно организовывать свой режим дня. Сделай так, чтобы время занятий чередовалось отдыхом, а сами занятия были разнообразными.

  • Уделяй внимание укреплению своего здоровья. Сложно хорошо относиться к себе, если ты в плохой физической форме.

КАК БЫТЬ ЗДОРОВЫМ

  • Занимайся физкультурой.

  • Правильно питайся: не переедай и не голодай.

  • Старайся получать удовлетворение от учебы и других дел, кото­рыми занимаешься.

  • Доброжелательно относись к людям.

  • Вырабатывай индивидуальный способ отдыха. Научись расслаб­лять свое тело.

  • Ежедневно занимайся закаливанием.

  • Избегай вредных привычек, которые приносят ущерб здоровью.

  • Регулярно гуляй на свежем воздухе. Делай ежедневную утрен­нюю зарядку.

  • Соблюдай гигиенические правила ухода за собой.

  • Будь чистым и опрятным.

КАК РАЗВИВАТЬ СВОЮ ПАМЯТЬ

  • Заучивай нужную информацию с желанием знать и помнить.

  • Ставь цель — запомнить надолго.

  • Запоминая, осмысливай материал. Кто хорошо осмысливает — хорошо запоминает и долго помнит.

  • Начинай повторять материал до того, как он стал забываться.

  • Заучивай и повторяй небольшими отрывками.

  • Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.

  • Чередуй запоминание разного материала: после математики учи окружающий мир, после письма — чтение, так как память любит раз­нообразие.

  • Когда учишь, записывай, рисуй схемы, карикатуры, черти графики, сравнивай с тем, что закрепил ранее.

  • Не учи стихотворения по строфам. Небольшие заучивай целиком, большие — разбивай на «порции».

  • Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести отрывок, закрыв книгу. «Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить» (Л. Н. Толстой.).

  • Лучше запоминать учебный материал сразу после изучения. Если получил задание во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди четверга: выучи сразу, а накануне повтори только.

  • Используйте различные приемы, помогающие легче запоминать. Цвета спектра, например, легче запоминаются, если знать следующую фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», т. е. «К» — крас­ный, «О» — оранжевый, «Ж» — желтый, «3» — зеленый, «Г» — голу­бой, «С» — синий, «Ф» — фиолетовый цвета.

КАК РАЗВИВАТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ

  • Каждый человек обладает уникальными способностями, то есть тем, что помогает нам делать что-то очень хорошо. Изучай свои способности.

  • Чтобы изучить свои способности, попробуй себя в разных заня­тиях. Способности проявляются только в делах.

  • Занимайся теми делами, которые помогают развивать способнос­ти. Помни, что способности развиваются и совершенствуются только тогда, когда их упражняют.

  • Стремись узнать то, как другие люди развивают те же способности, которые есть и у тебя. Для этого наблюдай, общайся, читай литературу.

  • Помни, что в основе успеха человека лежат не только способнос­ти, но и трудолюбие. Проявляй терпение и настойчивость в развитии своих способностей.

 КАК РАЗВИВАТЬ СВОЮ ВОЛЮ

  • Уважительно относись к такому качеству характера, как воля, ко­торая помогает достигать того, к чему ты очень стремишься.

  • В основе развития воли лежит поступок. Поэтому научись снача­ла поступать как надо, превращая это постепенно в привычку.

  • Если ты отступил от намеченного плана, найди причину этого, сделай выводы на будущее, а потом попытайся завершить начатое.

  • Чередуй свои занятия. Старайся сначала делать то, что надо, а по­том — что хочется. И пусть это «что хочется» станет наградой за то, что ты сумел себя организовать.

  • Хвали себя за любой, пусть даже самый небольшой результат.


ПАМЯТКА УЧЕНИКА

1.  Идя в школу, имей при себе хорошее настроение, пусть шко­ла будет тебе в радость.

2.  Из-за отметок не плачь. Делай уроки внимательно и стара­тельно, и у тебя все получится.

3.  Не будь грязнулей: их никто не любит.

4.  Помни: ты не лучше других, ты не хуже других.

5.  Не обижайся без дела.

6.  Не ябедничай.

7.  Ни к кому не приставай.

8.  Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защититься.

9.  Почаще говори: «Давайте дружить, давайте играть, давайте вместе домой пойдем.

10.  Помни! Как будешь себя вести в школе, так к тебе и будут относиться.

11. Помни! Тебе всегда рады и в школе, и дома!


КАК РАБОТАТЬ С   ЗАДАЧЕЙ

1. Прочитай внимательно  задачу  и  подумай,  что  означает каждое число в задаче.

Постарайся представить то, о чём говорится  в  задаче.

2. Если задача сложная, запиши кратко её  условие, начерти  к  ней  схему

или сделай  рисунок.

3. Прочитай вторично задачу  и перескажи  её про  себя.

4. Подумай, что  надо знать, чтобы ответить на  вопрос задачи.

5. Подумай, что  можно  узнать из данных и условия задачи

и  нужно  ли это знать для ответа на  вопрос задачи.

6. Обдумай план решения  задачи.

7. Реши задачу.

8. Запиши и проверь ответ.


ЗАКОНЫ ЖИЗНИ КЛАССА

1. Закон добра. Будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.

 2. Закон заботы. Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

З. Закон любви. Любовь — одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств. Не стесняйся её!

4. 3акон милосердия. Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!

5. Закон уважения. Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.

6. Закон смелости. Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!

7. Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

8. Закон правды. Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!

9. Закон свободы. Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

10. Закон старости. Помни: старость уважается у всех народов. Будь цивилизован!

11. 3акон ПАМЯТИ. Народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории.











37



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!