Портфолио преподавателя как средство оценки уровня его профессиональной компетентности
« Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем.»
О.Уайльд
В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями
В эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект.
При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентов .
- До цели четыре шага:
- планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,
- действуйте положительно и добивайтесь неустанно.
Уильям А. Уо рд
Основное в Портфолио состоит из 2 -х частей. В состав первой ( инвариантной ) части входят:
- материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым образовательной программы ,
- материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым педагогических (образовательных) технологий ,
- материалы, содержащие обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов .
.
Разделы портфолио можно представить следующим образом:
Содержание
Пояснительная записка (Введение)
Раздел I. Общие сведения об учителе.
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального
роста педагога
- Фамилия, имя, отчество, год рождения.
- Копии документов об образовании (что и когда окончил.
- Полученная специальность, квалификация по диплому).
- Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ.
- Копии документов, подтверждающих повышение квалификации.
- Наличие учёных и почётных званий и степеней.
- Копии документов о наиболее значимых правительственных
наградах, грамоты, благодарственные письма.
- Копии дипломов различных конкурсов.
- Другие документы по усмотрению аттестуемого.
Раздел II. Научно-методическая деятельность.
В этот раздел помещаются методические материалы,
свидетельствующие о профессионализме педагога:
- материалы, в которых обосновывается выбор образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
- материалы, в которых обосновывается выбор используемых образовательных технологий;
- материалы, содержащие обоснование применения в своей практике различных средств педагогической диагностики для оценки образова-тельных результатов;
- использование информационно-коммуникационных технологий в обра-зовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами разви-тия и т.п.;
- работа в методическом объединении и т.д
Раздел II . Продолжение
- участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, в методических и предметных неделях;
- организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-клас-сов и т.п.;
- проведение научных исследований;
- разработка авторских программ;
- подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;
- сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведённых мероприятий;
- программы элективных курсов;
- программы кружков и факультативов;
- список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету.
и т.п.
Раздел III. Результаты педагогической деятельности
Материалы данного раздела должны давать представление
о динамике результатов педагогической деятельности педагога за определенный период (последние 3 года)
материалы с результатами освоения обучающимися
образовательных программ и сформированности у них
ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
сравнительный анализ деятельности педагогического работника
за 3 года на основании:
- контрольных срезов знаний учащихся;
- участия воспитанников в школьных и областных олимпиадах,
конкурсах;
- результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
- наличия медалистов; поступления выпускников в вузы
по специальности;
- наличия победителей олимпиад, конкурсов, соревнований,
интеллектуальных марафонов и др.
и т.п.
Раздел IV. Учебно-материальная база по предмету
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного
кабинета (при его наличии). Раздел содержит документы:
- список словарей и другой справочной литературы по предмету;
- список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы,
иллюстрации, портреты и др.);
- наличие технических средств обучения (телевизор, видео-
магнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
- наличие компьютера и компьютерных средств обучения
(программы виртуального эксперимента, контроля знаний,
мультимедийные электронные учебники и т.п.);
- аудио и видеопособия;
- наличие дидактического материала, сборников задач,
упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
- измерители качества обученности учащихся;
- другие документы по желанию преподавателя.
Раздел V . Внеурочная деятельность по предмету
- В этом разделе отражается вклад учителя в методическое оснащение своего кабинета:
- список словарей и другой справочной литературы по предмету;
- список наглядных пособий;
- наличие технических средств;
- наличие компьютера и компьютерных средств;
- аудио - и видеопособия;
- наличие дидактического материала;
- измерители качества обученности учащихся.
Раздел VI . Работа в качестве классного руководителя
- Этот раздел содержит базу данных по итогам учебно-воспитательного процесса с выведением рейтинга учащихся в целом и по предметам. Выявление уровня развития детского коллектива. Систему работы с Портфолио ученика.
- Работа с родителями:
- анализ успеваемости и качества знаний учащихся;
- сведения о сохранении контингента обучающихся в группе;
- информация о правонарушениях;
- сведения о работе с родителями;
- разработки классных часов и родительских собраний.
Во второй части портфолио представляются материалы, которые свидетельствуют о реализации аттестуемым одного из основных направлений региональной образовательной политики. Эта часть портфолио является вариативной в том смысле, что педагогу необходимо представить материалы только по какому-либо одному направлению: использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, здоровьесберегающие технологии , и др..
Вариативные формы аттестации педагогов
- Авторская учебная программа
- Мастер – класс
- Учебное пособие
- Открытый урок
- Методическая разработка
- Опытно-экспериментальная разработка
- Педагогическая концепция преподавателя
- Педагогический проект
Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности.
Защита портфолио проводится публично на открытом заседании экспертной группы (с согласия аттестуемого - на семинаре, «круглом столе»). Защита портфолио проводится в несколько этапов:
- Презентация портфолио.
- Ответ на вопросы по существу представленных документов.
- Ознакомление аттестуемого учителя с рецензиями на работу.
- Пояснения аттестуемого учителя по замечаниям рецензентов.
- Обсуждение результатов защиты членами экспертной группы.
- Доведение до аттестуемого выводов и рекомендаций экспертной группы.
Что нужно уметь
- Работать с текстами.
- Вставлять рисунки, фото, схемы и т.д.
- Делать гиперссылки на различные документы.
- Создавать таблицы в слайде и вставлять готовые таблицы.
- Создавать аналитические диаграммы.
- Использовать источники Internet .
- Лаконично выразить ёмкую мысль.
- Не перегружать отдельные слайды, уметь расчленять материал на содержательные и выразительные компоненты.
- Помните, что презентация функционально отлична от доклада.
- Аналитическая справка составляет основное содержание портфолио. Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение в аналитической справке. При этом важно, чтобы информация в справке выстраивалась в контексте требований к заявленной педагогом квалификационной категории (первой или высшей). Аналитическая справка является отражением качества профессиональной педагогической деятельности каждого педагога.
- Учитывая загруженность педагога в ведении большого разнообразия сопроводительной документации, форма аналитической справки должна позволить лаконично и точно отразить успешность и проблемность педагогической деятельности педагога, кратко выделить перспективы развития.
- В процессе заполнения справки от педагога больше требуется не талант сочинителя, а способности анализатора.
Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Ф.И.О. педагога ______________________________________________________________
- Должность
- Образование
- Специальность
- Квалификация
- Стаж работы педагогический
- общий
- В данном учреждении
- Квалификационная категория
- Курсы повышения квалификации
- Награды
Критерий 1. Владение современными образовательными технологиями
Справка с указанием конкретных образовательных технологий, итогов диагностики их результативности; справка о работе по профильным программам / ксерокопия учебного плана, в котором указано, что УД изучается на профильном уровне как математика, информатика, экономика и др ./
Справка д/б обязательно заверена руководителем ОУ .
Диагностика использования образовательных технологий
Необходимо предоставить в аналитической справке результаты диагностики в среднем, а затем в приложении к критерию раскрыть основные показатели составляющие представленную результативность.
3. Использование современных образовательных технологий
№
Предмет
Группа
Форма использования
Результат
Дата
Использование ИКТ в образовательном процессе
Справка об использовании ИКТ – технологий в образовательном процессе:
- Предоставить скриншоты сайта, выложенных материалов /дидактические материалы, методические материалы, планы уроков, презентации к урокам, копии сертификатов о создании сайта и т.д./
- Указать используемые сайты
Пример скриншота об использовании ИКТ технологий
- Подготовка уроков с применением цифровых образовательных ресурсов заставляет преподавателя постоянно развиваться самому и повышать свой уровень медиаобразованности;
- Укрепляет авторитет преподавателя у современного учащегося, т.к. сближает педагога с ребенком ;
- Позволяет общаться на языке обучающихся;
- Повышает интерес и формирует устойчивую мотивацию учащихся однозначно, т.к. за урок ребенок получает намного больше информации, нежели при использовании обычных средств обучения; позволяет обеспечить качественное улучшение результатов учебной деятельности при разумном объединении накопленного методического опыта и современных информационных технологий .
- В качестве ЦОР можно использовать уже имеющиеся материалы на сайтах, порталах, свои и не только
Применение и разработка ЦОРов
Справка о применении ЦОР с аннотацией ресурсов, ссылка на электронный ресурс, размещенный в сети Интернет
Использование здоровьесберегающих технологий, методик и приемов
Необходимо предоставить справку об использовании конкретных здоровьесберегающих технологий.
Это может быть технология Базарного В.Ф. или Н.К. Смирнова.
И это не только физкультминутки и программы здоровья.
Здоровьесберегающая технология - это:
- условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим
Организация педдеятельности с учетом индивидуальных особенностей
- Технология и методика личносто-ориентированного обучения
- Актуальность и перспективность опыта.
- Цель личностно-ориентированного урока
- Сущность опыта:
- Область применения:
- Продуктивность:
- Трудоемкость:
- Внедрение:
- Система работы
- Результативность работы
Также в качестве диагностики результативности можно использовать диагностику учебной мотивации, проведенную с помощью теста о значимости отдельных учебных дисциплин
Работа со слабоуспевающими
Необходимо предоставить план работы со слабоуспевающими, справку о количестве часов работы с ними. Или можно оформить в виде выписки из журнала/указать учебник, если используется/:
Дата
№ гр
12.10.2012
15.11.2012
Т- 45
ФИО студента
Вид работы
О-18
Шумских А.В.
Дом.задание
Консультация по теме «Интегралы»
Зубенко Я.И.
Консультация по теме «Определенные интегралы»
Решить
№ 321, 324
Решить задание по карточке № 24
Работа с учащимися пропустившими занятия по болезни
Необходимо предоставить либо план-график работы с такими детьми, с указанием количества часов, оформить таблицу как выписку из журнала:
Дата
02.10
№ гр
ФИО учащегося/студента
34
Консультация по теме
Ильина К.В.
Дом.задание
Логарифмы. Основные свойства логарифмов.
Выполнить тестовое задание
План работы с одаренными детьми на _______________ учебный год
№ п/п
Мероприятия
1.
Дата
Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.
2.
в течение года
Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности.
3.
в течение года
Пополнение банка данных по одарённым детям
4.
5.
Сентябрь, январь
Проведение работы с родителями одарённых детей.
Проведение учёбы по изучению опыта работы преподавателей, работающих с одарёнными детьми.
в течение года
6.
в течение года
Подготовка и проведение предметных ОУ олимпиад учащихся .
7.
Ноябрь, декабрь
Активизация работы по участию детей в международных конкурсах/по возможности/
8.
9.
Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций.
в течение года
январь-апрель
Организация занятий по интересам.
10.
в течение года
Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.
в течение года
И т.д.
Критерий 2: Эффективность применения образовательных технологий и методик
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся/ такая же таблица по успеваемости
Группа
Кол-во
обуч-ся
I п.
Группа № 14
I полугодие
27
II п.
Группа № 15
5
26
27
Группа № 21
26
19
-
Группа № 22
4
21
-
3
19
8
1
качество
знаний
21
II полугодие
8
19
-
5
18
7
30%
2
11
-
31%
4
19
-
3
11
42%
9%
Динамика
11
1
16
качество
знаний
15
-
40%
8
4
42%
10
10%
11%
47%
5%
19%
10%
Динамика индивидуальной успеваемости обучающихся/указывается УД, год
№
п/п
Ф.И.О. обучающегося
1
Косов С.Н
2
группа
Курилкин О.В.
I полугодие
№ 22 по профессии «Автомеханик»
3
II полугодие
3 (удовл.)
№ 22 по профессии «Автомеханик»
Титов Н.А.
4
Ивлев Ю.В.
3 (удовл.)
4(хорошо)
№ 22 по профессии «Автомеханик»
5
Пархаева М.А.
4(хорошо)
№ 15 по профессии «Сварщик»
3 (удовл.)
3 (удовл.)
4(хорошо)
№ 14 по профессии «Повар, кондитер»
4(хорошо)
3 (удовл.)
4(хорошо)
Высокие достижения обучающихся по данным внешних аттестаций различного типа
При наличии результатов таких аттестаций, предоставить приказы о проведении, протоколы проведения, справки заверенные проверяющими сторонами
Достижения обучающихся в олимпиадах, конкурсах, исследовательских работах, конференциях и т.д.
уч.год
Уровень
2009-2010
муниципальный
Ф.И обучающегося
Тема выступления
Умбаева Наталья
Трошкина Дарья
Яндайкина Юлия
«Тема любви,
дома и семьи в русской литературы XIX в.»
«Образ Петербурга в русской литературе XIX в.»
«Тема жизни
в смерти в русской лирики».
Результат
подтверждение
1место
2 место
3 место
Диплом
Диплом
Сертификат
Организация кружков, факультативов и диагностика результативности
Необходимо представить: план работы кружка, список участников, провести диагностику:
№ п/п
ФИО обучаемого
1
Еремина М.А.
Уровень
Тема выступления
область
Экологическая среда
Результат
Подтверждение
участие
сертификат
Факультатив, элективный курс, проведение открытых уроков, предметных недель
Предоставляется учебный план проведения факультатива, элективного курса, приказ об организации; планы проведения предметных недель; сводную таблицу или выписку из протоколов заседания ЦМК о проведении открытых уроков.
Критерий 3 : Стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ
К ксерокопии учебного плана о профильном преподаваемом предмете приложить выписки из протоколов экзаменов, контрольных административных срезов, заверенные руководителем ОУ.
Результаты контрольного среза
№
п/п
Группа/
курс
Тема контрольного среза
Количество
«5»
«4»
«3»
%
усп.
«2»
%
кач.
3.2 Результаты ГИА
Наши учащиеся не все сдают ЕГЭ, но можно и нужно предоставить результаты экзаменов, которые проводятся внутри ОУ, но мы не все можем предоставить сравнительную характеристику по региону.
Учебный год
УД
Группа
Кол-во уч-ся
Получили:
«5»
«4»
% усп.
«3»
% качества
№
ФИО учащейся/егося
Оценка за
учебный год
Результат ГИА
Также в этот критерий входят копия отчета о качестве знаний обучающихся по итогам семестра, года с указанием ФИО преподавателя.
Курс обучения
2008 - 2009
учебный год
Уровень обученности (%)
I курс
2009- 2010
учебный год
61
Качество знаний (%)
II курс
65
III курс
Уровень обученности
(%)
68
56
71
2010- 2011
учебный год
73
Качество знаний (%)
71
61
Уровень обученности (%)
71
56
71
Качество знаний (%)
74
72
56
68
71
71
75
Результаты успеваемости и качества знаний за три года
Систематическое повышение квалификации: указать название КПК, место и время проведения, приложить заверенные ксерокопии сертификатов, удостоверений, свидетельств за последние 3-5 лет
Наименование КПК
Сроки прохождения
Приложение /удостоверение, сертификат
Критерий 4: Личный вклад и повышение качества образования на основе совершенствования методик обучения и воспитания
Дата
Тема выступления
Место выступления
Вид выступления
Примечание
Таким образом можно оформить презентацию своих результатов в качестве участника конференций, слетов и т.д. Также можно оформить выступления на педсоветах, совещаниях.
РАБОТА В СОСТАВЕ ТВОРЧЕСКИХ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ГРУПП
Период работы
Наименование группы
Тема работы
Результат работы
Педагоги отражают в таблице кратко периоды работы (по учебным годам), название творческой группы в учреждении, тему работы, над которой работает педагог, входящий в одну из творческих подгрупп и результаты работы, выражающиеся в разработанных планах, пособиях, перечнях, конспектах и др.
Наименование публикации
Дата публикации
Вид материала
Примечание
Многие педагоги представляют свой опыт работы для разнообразных педагогических изданий. В таблице кратко излагается наименование и дата публикации, вид материала (статья, доклад, творческий отчет, обобщение опыта и т.д.), издательство и объем печатного материала. Если на момент заполнения портфолио материалы только сданы в печать, это можно отметить в примечаниях, там же можно отметить номер страницы, на котором размещен материал. В приложении вкладываются тексты печатных работ, ксерокопии содержания сборников со статьями педагогов., перечень фотоматериалов.
Если материалы вы публиковали в сетях Интернет, прикладываете скриншоты этих материалов, выложенных на вашем сайте или других сайтах с адресами сайтов.