Портфолио важный аспект для успешной аттестации преподавателя.
преподаватель физики ОБПОУ СПО
Авдулова Ирина Васильевна
Подготовка к аттестации на первую или высшую квалификационную категорию начинается заранее. Преподаватель пишет заявление по установленному образцу. В форме представления всесторонне показываются профессиональные качества и навыки педагога. Кроме того, в представлении обязательно указываются сведения о прохождении курсов повышения квалификации работником.
Важным моментом при подготовке к аттестации на категорию является составление портфолио. Существуют определенные правила к его содержанию. Оно подается в аттестационную комиссию вместе с заявлением или через месяц после его подачи. Аттестационная комиссия назначает дату, время и место проведения аттестации.
Для претендента на высшую или первую категорию желательно иметь в портфолио статьи, опубликованные в научно-популярных изданиях, участие в конкурсах, победителей и призеров олимпиад и прочие.
Аттестация на высшую или первую категорию проходит в виде рассмотрения представленного портфолио. В него педагог включит свои достижения и результаты за последние годы. Стоит знать, что аттестация может проходить без непосредственного участия преподавателя. Об этом он может написать в заявлении на аттестацию. По итогам комиссия выносит решение, присваивается или нет претенденту категорию. В случае отказа педагог имеет право через некоторое время вновь подать на высшую или первую категорию.
Итак, портфолио (от франц. porter - излагать, формулировать, нести и folio - лист, страница) - досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов). Согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений», портфолио может представлять собой:
визитную карточку, т.е. совокупность сведений о человеке, организации или...
досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста.
Портфолио - одна из аутентичных, т.е. наиболее приближенных к реальному состоянию, форм оценивания, которая ориентирована на процесс самооценки. В соответствии с концепцией модернизации российского образования учебное заведение должно создавать условия, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности. Одним из таких средств может стать портфолио преподавателя, который может рассматриваться как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории. Портфолио преподавателя оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться, быть подписан руководителем.
Раздел 1. Данный раздел включает материалы, отражающие достижения преподавателя в различных областях. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.
фамилия, имя, отчество, год рождения;
образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
дипломы различных конкурсов;
другие документы по усмотрению учителя.
Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности». Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого преподавателя за определенный период. В этот раздел помещаются:
сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании: o контрольных срезов знаний; o участия воспитанников в районных, областных олимпиадах, конкурсах;
результаты промежуточной и итоговой аттестации студентов;
результаты сдачи выпускных экзаменов;
наличие медалистов;
поступление в вузы по специальности и т.п.
Раздел 3. «Научно-методическая деятельность». В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
список учебно-методического обеспечения;
тема самообразования, список литературы по данной теме;
результаты участия в методическом объединении, организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.;
участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
участие в методических и предметных неделях;
проведение научных исследований;
разработка авторских программ;
перечень публикаций;
перечень авторских методических разработок, рекомендаций;
перечень авторских компьютерных разработок (презентации, сайты, программы и т.д.).
Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету». Раздел содержит документы:
список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных студентами по предмету;
победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
список проведенных внеклассных мероприятий;
программы кружков и факультативов;
другие документы.
Раздел 5. «Учебно-материальная база». В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
список словарей и другой справочной литературы по предмету;
список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.);
аудио и видео пособия;
наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
другие документы по желанию учителя.
Портфолио оформляется следующим образом:
1. Титульный лист (с указанием образовательного учреждения, Ф.И.О. педагога).
2. Оглавление с перечнем материалов, включенных в соответствующие разделы портфолио (с указанием страниц).
3. Практическая часть, состоящая из материалов по разделам портфолио и свидетельствующая о профессионализме педагога и результативности его деятельности