СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для 5 класса "Портрет в музыке и изобразительном искусстве". 

Просмотр содержимого документа
«Портрет в музыке и изобразительном искусстве»

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Образы борьбы и победы в искусстве.

5 класс

Учебник: Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.// Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071652-9.


Тип урока: изучение нового материала


Цель: способствовать формированию у обучающихся интереса к классическому искусству


Задачи:

Образовательная:

- познакомить с биографией и музыкой великого итальянского композитора и скрипача-виртуоза 19 века Никколо Паганини;

- освоить и уметь объяснить понятия «портрет», «каприс»

- расширить запас музыкальных впечатлений;

Развивающая:

Способствовать развитию средствами творческого потенциала обучающихся, их познавательной деятельности;

- научить детей чувствовать музыкальность и живописность художественных образов;

Воспитательная:

- воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального и изобразительного искусства;

- формирование слушательской музыкальной культуры


Планируемые результаты:

Предметные: знать выразительные возможности скрипки, имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих.

Метапредметные: уметь сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.


Оборудование: Мультимедийная презентация


Раздаточный материал: таблицы для творческих заданий

Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран.


Ход урока:

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы вновь затронем два вида искусства, о которых начали говорить во втором - полугодии. Можете мне их назвать?

- Музыка и изобразительное искусство

На протяжении прошлых уроков мы пришли к выводу, что для того, чтобы понять музыку ее нужно не только услышать, но и увидеть.

Ведь немецкий архитектор, художник Карл Фри́дрих Ши́нкель говорил: «Изобразительное искусство в его наивысшем совершенстве должно стать музыкой…»

 Посмотрите, пожалуйста, на экран. Кто эти люди?

- Композиторы, музыканты

А чем они занимаются? Что их связывает?

- Пишут и исполняют музыку. Их связывает музыка

Как в изобразительном искусстве называются эти изображения?

- Портреты

В каких видах искусства можно встретить портрет?

- Скульптура, живопись, литература, музыка

Каждый из них написал музыку для одного из самых красивых музыкальных инструментов. Послушайте голос этого удивительного инструмента и назовите его.

Слушание: «Вокализ» С.В. Рахманинова

Как называется инструмент, который вел мелодию?

- Скрипка

Можно ли сказать, что в этом произведении скрипка поет?

- Да

Как вы уже догадались, сегодняшний урок мы посвятим чему?

- Портрету скрипки

Как мы сформулируем тему нашего урока?

- Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

 Теперь давайте определим цель нашего урока.

- Как портрет скрипки изображен в музыке и изобразительном искусстве

Задачи нашего урока:

- познакомиться со скрипкой

- узнать самых выдающихся мастеров скрипки

- открыть имя самого выдающегося в истории скрипача, композитора


Художники часто писали изображение этого инструмента и портреты музыкантов-скрипачей.

Александр Блок так писал о скрипке:

Не соловей — то скрипка пела,

Когда ж оборвалась струна,

Кругом рыдала и звенела,

Как в вешней роще, тишина...

Скрипка в привычном для нас виде появилась в Европе в XVI веке и сопровождала людей на протяжении многих веков. На скрипке играли на народных праздниках и в аристократических кругах.

Норвежская народная песня «Волшебный смычок» отражает значение скрипки в жизни простого народа.

Образ скрипки, как человеческого голоса, нашёл отражение во всех видах искусства: музыке, живописи и поэзии.

Бард – автор-исполнитель собственных песен Булат Окуджава поражался, как музыкант способен извлекать из инструмента такие звуки.

Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,

Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.

Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,

Как умеют эти руки эти звуки извлекать

Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,

Из какой-то там фантазии, которой он служил.

А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.

А чего с ней церемониться, чего ее беречь.

Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.

И вселяет в нас надежду; остальное - как-нибудь.

Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,

По чьему благословению я по небу лечу.

Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,

Музыкант, соорудивший из души моей костер.

А душа, уж это точно, ежели обожжена,

Справедливей, милосерднее и праведней она.

Всемирно известный скрипач-виртуоз Никколо Паганини жил в конце XVIII – первой половине XIX века. Его мастерство владения этим непростым инструментом поражала слушателей настолько, что они думали, что в деле замешала нечистая сила. Самое знаменитое произведение Паганини - «Каприс №24». Слово «каприс» в переводе с французского означает каприз, или прихоть. Многие музыканты позже обращались к этой музыке. Так, всему миру известна «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова, написанная в форме вариаций. Позже на эту музыку был поставлен балет. Современный гитарист Виктор Зинчук сделал аранжировку каприса для электрогитары и успешно исполнял её на своих сольных концертах.

Аранжировка – это переложение музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов или голосов.

Музыка может быть не только живописной, то есть передавать характерные черты человека, героя или инструмента, или рисовать пейзажную зарисовку. Она может выражать какую-то эмоцию или глобальную идею: идею борьбы, победы, справедливости, героизма.

Музыка великих композиторов: Баха, Бетховена, Моцарта, как раз и была подчинена такой общей идее. Слушая их музыку, мы не замечаем изобразительные мелочи (например, звукоподражании волнам, трепету крыльев птицы), мы ощущаем причастность к чему-то великому, к глобальной идее.

Наиболее ярко тема борьбы и победы проявилась в творчестве Бетховена. Его не только заботила судьба его страны и человечества, он и сам находился в постоянной борьбе. Он ежедневно приспосабливался жить и сочинять музыку с прогрессирующей глухотой, приводившей его в отчаяние.

Главный мотив Симфонии №5 называют «темой судьбы». Ритмический рисунок создаёт ощущение тревоги. Сам Бетховен говорил: "Так судьба стучится в дверь!"

Тем не менее, в музыке Бетховена «добро всегда побеждает зло». Она очень жизнелюбива, полна радости жизни и веры в светлое будущее.

Несмотря на то, что как говорят «в музыке всего семь нот», сочетание этих нот бесконечно. Музыка рисует портреты и пейзажи, вовлекает нас в сопереживание личной или общечеловеческой проблемы. Главное, научиться внимательно её слушать и попытаться понять, что именно хотят донести до нас композиторы и исполнители!


Ребята. Сегодня мы разучим норвежскую народную песню «Волшебный смычек» (разучивание песни)


Давайте откроем учебники на стр.112

Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например скрипку. Известны портреты скрипачей, жанровые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой.

Как вы думаете, почему голос скрипки часто сравнивают с человеческим?

- Потому что скрипка может петь, плакать, говорить…

Физкультминутка («струнные»)

Струнным так в оркестре трудно!

Отдохнуть бы надо струнным…

Надо грифами встряхнуть (наклон, опустить расслабленные руки вниз и потрясти)

Надо струны подтянуть (выпрямиться, потянуться вверх)

И колками покрутить (крутят кистями рук перед собой)

И смычками поводить (водят руками на уровне плеч)

Вот огромный контрабас (развести руки в стороны)

Ниже всех звучит сейчас (приседают на корточки)

Вот виолончель мы слышим (встают, руки вытягивают вперед)

Тоже низко, но повыше (нагибаются вперед, руки вниз)

Ну, а альт не растерялся (распрямиться)

И ещё чуть-чуть поднялся (руки в стороны на уровне плеч)

Ну, а скрипка – вот успех! (руки вверх)

Зазвучала выше всех (подпрыгивают)



Рассмотрим три картины на стр.112 и определим, к какому жанру изобразительного искусства они принадлежат?

Внимательно посмотрите на первую иллюстрацию – это фрагмент из картины Франческо Боттичини «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах»

К какому жанру можно ее отнести?

- портрет

Скажите, какую музыку можно представить глядя на играющего ангела?

- Ангельскую, нежную, мелодичную, светлую…

Также посмотрите фрагмент второй картины Яна Ван Эйка «музицирующие ангелы»

Здесь чем отличается картина от предыдущей?

- Здесь намного больше ангелов

А музыка какая может звучать?

- Более насыщенная, т.к. инструментов больше

А к какому жанру теперь будет относиться, не просто портрет?

- Жанровые сценки с музыкантами

И последний фрагмент представлен перед нами Дмитрия Дмитриевича Жилинского «Альтист»

Мы видим, что здесь музыкант играет один, его окружают неодушевленные предметы. Это…

- Растения, стол, футляр, окно…

Если в картине присутствуют растения и другие неодушевленные предметы, значит это какой жанр?

- Натюрморт, а в данный момент натюрморт со скрипкой.

Какая музыка может звучать с этой картины?

- Может современная, мелодичная, нежная.

 В каких странах до сих пор скрипка сохранилась как народный инструмент?

- В Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии.


До сих пор самым дорогим в мире музыкальным инструментом считается скрипка, сделанная итальянским мастером Джузеппе Гварнери. В 2010 году она была продана на аукционе в Чикаго за 18 млн. долларов. Этим же мастером была сделана и любимая скрипка Паганини.

На своем инструменте Паганини мог подражать звучанию гитары, флейты, труб, голосам птиц и зверей. Излюбленным его трюком стало исполнение сложнейших вариаций на только лишь двух или даже одной струне скрипки, производившее впечатление, что где-то спрятана вторая скрипка, звучащая одновременно с первой.

Но никакие слухи не помогли бы Паганини стать великим, если бы не исключительный музыкальный талант и трудолюбие музыканта.

Свою скрипку Паганини перед смертью завещал родному городу Генуе. Стоимость хранящегося в музее инструмента оценена в 3 млн. долларов.


И еще ответим на один вопрос:

- Может ли скрипка быть современной в 21 веке?

Посмотрите на доску, вы знаете, кто это?

Ванесса Мей (р.27 октября 1978 года) – известна в основном благодаря техно-обработкам классических композиций. Стиль исполнения: «скрипичный техно-акустический фьюжн» или «эстрадная скрипка».

Послушайте Видео прослушивание Ванесса Мей «Каприс №24 Паганини»

Что изменилось в исполнении Ванессы Мей?

- Ответы детей

Рефлексия:

Изображения людей, играющих на различных музыкальных инструментах очень интересны с точки зрения взаимодействия двух искусств. С самых древних времен до нас дошли изображения певцов и музыкантов, играющих на лире, лютне, скрипке, клавесине, гитаре. С появлением музыкальных инструментов были созданы и новые изображения, в которых запечатлевался не только сам процесс исполнительства, но и то эмоциональное состояние, которое вызывала музыка.

А теперь давайте вспомним, достигли ли мы цели, что узнали на уроке?

- Познакомились со скрипкой,

- узнали имена выдающихся мастеров скрипки: Амати, Страдивари, Гварнери,

- познакомились и узнали о выдающемся скрипаче-виртуозе и композиторе Никколо Паганини,

- узнали, что художники писали портреты скрипок


Можем ли мы ответить на наш вопрос: Может ли скрипка быть современной в 21 веке?

- Ответы детей.


Домашнее задание: (на выбор)

Прочитать рассказ К. Паустовского «Струна» и подумать, как связано содержание рассказа с темой сегодняшнего урока.

или

создать портрет скрипки или натюрморт, или массовые сцены (на выбор)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!