СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портреты писателей

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В каждом кабинете литературы можно увидеть портреты писателей, но нам зачастую не известны имена их создателей- художников.

Просмотр содержимого документа
«Портреты писателей»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Уральский техникум «Рифей»

кадетский корпус «Спасатель»











Информационно-реферативная работа

по литературе


Портреты русских писателей

в Третьяковской Государственной галерее















Исполнители:

обучающиеся 11 класса

Коржков Дмитрий

Леханов Евгений

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Е.В.Перельштейн




Екатеринбург

2018

П. М.Третьяков с редкой энергией и настойчивостью

и в то же время необычайной скромностью

совершил великое дело для своей России.

Он был не меценат,

а серьезный общественный работник.

В.Васнецов.





Назначение человека именно то, чтобы делать добро.

И.Крамской



Ныне опустили в могилу на Даниловском кладбище Павла Михайловича Третьякова – одного из больших людей, да, пожалуй, самого большого человека в Москве. Да и в Москве ли одной? Его деяния служат украшением и гордостью всей России. Имя его с удивлением произносится всеми иностранцами, побывавшими в Москве. Где же причина такой удивительной репутации этого человека? Она заключается в верности служения принятой на себя задаче, которую он поставил выше всех остальных интересов и забот жизни…Мир его праху, радости его чистой и скромной душе и заслуженная слава его почетному имени!

И.В.Цветаев,

профессор Московского университета,

создатель музея изобразительных

искусств им. А.С.Пушкина










С годами живопись становится нужнее,
Все остальное ускользает и течет.
Стареет сцена и театры вместе с нею,
Кино и музыка иные, что ни год.



Одна лишь живопись внушает нам надежду,
Что неизменными останутся всегда
И эти складки у пророка на одежде,
И эта серая в промоинах вода.



И мироздания распавшиеся звенья
Соединяются в музейной тишине,
Где продлеваются летящие мгновенья,
Запечатленные на сером полотне.


Александр Городницкий












Содержание


Введение

Основная часть

Патриот, гражданин, подвижник:

- первые шаги на пути познания искусства;

- кружок в Толмачах;

- коллекция Федора Ивановича Прянишникова;

- опыт частного собирательства в России;

- первая картина русского художника («Искушение» Н.Г.Шильдера, 1856);

- «завещательное письмо» П.М.Третьякова1860 г.;

- собрание портретов лучших представителей духовной жизни Родины

(авторы портретов писателей:

Боровиковский В.Л.

Рокотов Ф.С.

Левицкий Д.Г.

Кипренский О.А.

ТропининВ.А.

Брюллов К.П.

Венецианов А.Г.

Ге Н.Н.

Перов В.Г.

Заболотский П.Е.

Ярошенко Н.А.

Крамской И.Н.

Репин И.Е.

Добужинский М.В

Браз О.Э.

Ульянов Н.П

Врубель М.А.

Бакст Л.С.

Малютин С.В.);

- щедрый дар Родине 1892 г.


Заключение

«Великое просветительское дело для Родины»


Список литературы


Приложение

- портреты П.М.Третьякова

- презентация портретов писателей



Введение

Еще в молодые годы Третьяков поставил перед собой цель – создать общедоступный национальный художественный музей, показать миру русскую школу живописи, всячески содействовать ее развитию. Именно эта цель, так рано им осознанная, определила его судьбу.

Человек высоких нравственных принципов, он оказывал на художников облагораживающее влияние. Все, что делал этот человек, сподручнее было делать государству или общественным организациям. Но о помощи государства и думать не приходилось, а общество... «Общество, его вообще еще нет, - писал в тяжелую минуту Крамской, - а если и есть несколько десятков человек во всей России, то они так разбросаны и места жительства их так мало известны, что единственный адрес, мне да и всем мало-мальски думающим художникам известный, один – это «Лаврушинский пер., Никола Толмачи».


В середине ХIХ века портрет занял ведущее место среди экспонатов выставок. Небывалых размеров достигло количество печатной портретной продукции в иллюстрированных журналах и в специальных альбомных изданиях. Идейные искания эпохи подталкивали художников к раскрытию внутренних, психологических черт личности, усиливали внимание к духовному миру человека. Обостренный интерес к портрету как особому жанру изобразительного искусства и как к историческому документу подтвердила устроенная в 1868 году Московским обществом любителей художеств выставка портретов выдающихся деятелей России. А в 1870 году Общество поощрения художников в Петербурге организовало выставку русских портретов известных лиц ХVI-ХVII веков. Возможно, эти события стимулировали Третьякова воплотить в жизнь идею портретного собрания. Социально-культурные запросы времени, духовная атмосфера времени неизменно влияли на направленность собирательской деятельности Третьякова.

П.М.Третьяков всегда любил портреты. Сначала он покупал их, интересуясь не столько изображенными людьми, сколько кистью автора. Но уже в конце 60-х годов замыслил коллекционер подобрать для своей галереи портреты выдающихся деятелей культуры. Беззаветно любя Россию, преклоняясь перед силой ее литературных, музыкальных, художественных, научных деятелей, Павел Михайлович счел себя обязанным составить для потомков собрание портретов лучших представителей духовной жизни Родины.

Авторы обратились к сокровищнице Третьяковской Государственной галереи с целью

- осмысления деятельности П.М.Третьякова по сохранению русского искусства;

- определения особенности портретной части коллекции;

- осознания мастерства писателей-портретистов.


Для достижения поставленной цели определили следующие задачи:

- познакомиться с фактами биографии коллекционера;

-познакомиться с коллекцией портретов писателей;

- изучить материалы искусствоведов по данной теме;

- проанализировать, обработать полученный материал.


Таким образом, объектом исследования выбрана судьба П.М.Третьякова, его подвижническая деятельность по созданию национальной картинной галереи. Авторов интересны взгляды П.М.Третьякова на искусство, его отношения с деятелями культуры.


Предметом исследования станет

-собрание портретов русских писателей,

представленное в Государственной Третьяковской галерее;

-особенности творческой манеры художников – портретистов.


Актуальность исследования авторы видят в необходимости для каждого человека понимать свою связь с общим порядком жизни.

160-летие Государственной Третьяковской картинной галереи отмечается культурной общественностью нашей страны, мира. Выбранная нами часть коллекции во многом знакома каждому: портреты русских писателей репродуцируются в учебниках, используются в оформлении школьных кабинетов. Авторы посчитали важным и интересным узнать имена художников, обстоятельства при которых создавались портреты писателей и места хранения произведений искусства. Тем самым сделать более крепкими духовные, нравственные связи межу поколениями наших соотечественников.


Практическая значимость работы заключается в том, что в работе показаны примеры высокого служения Отечеству. П.М.Третьяков стоял у истоков отечественного искусствознания, он внес серьезный научный вклад в наше знание о русских художниках и о времени написания тех или иных произведений.

Такие примеры помогают в саморазвитии.

Материалы исследования могут найти применение в урочной, внеклассной воспитательной работе.


Авторы во время работы использовали методы

-поиска информации,

-анализа информации,

-наблюдения за творческой манерой художника.





Основная часть. Патриот, гражданин, подвижник


Павел Третьяков родился 15 декабря 1832 года. Ничего примечательного в тот день в Москве не случилось. Даже главная городская газета «Московские ведомости», печатавшаяся дважды в неделю, появилась лишь 17 числа. Благоустройством белокаменная тогда не славилась. Общественная, культурная жизнь в ней тоже еще не пробудилась. Конечно, был в Москве университет, были театры – Большой, «для оперных и балетных представлений», и Малый, «для драматической сцены». Периодически выступали цирковые труппы, в некоторых особняках устраивали домашние спектакли, музыкальные концерты. Существовали литературные салоны, где кипели страсти. Но все это происходило в тех частях Москвы, где жило родовитое дворянство, и не касалось основного населения, поглощенного каждодневными бытовыми проблемами. В целом Москва жила тихо, размеренно.

«В Москве мертвая тишина, люди систематически ничего не делают», - писал в 1842 году А.И.Герцен, и уточнял: «Москвич, преблагороднейший в душе, никакой цели не имеет, большею частью доволен собой». Не мог Герцен знать, что уже десять лет назад родился в Москве мальчик, вся жизнь которого будет наполнена великим смыслом.

Александре Даниловне Третьяковой в момент рождения первенца исполнилось 20 лет. Известно, что была она умна, характера твердого, дом вела хорошо. Писала не очень грамотно, зато мило музицировала и разводила комнатные цветы. Михаил Захарович, деловой тридцатилетний купец, был спокоен, добр. Грамоту и счет знал, но серьезного образования не получил. Появились другие дети: три дочери и четыре сына. Характеры у детей были разные. Павел – рассудительный, молчаливый, застенчивый, во всем упорный. Шумные гулянья на Красной площади или в Сокольниках были для него пыткой. А свое Замоскворечье любил. Знал все его переулки и проулки. Часто подолгу смотрел на Кремль. В доме на Большой Якиманке у Павла была своя комната. В вечерние часы он оставался наедине со своими мыслями и книгами. Повзрослев, выполнял в лавке отца любую требуемую работу. Все личные сбережения тратил на книги. Собирал их с энтузиазмом. Павел выискивал в основном иллюстрированные издания. Отдельно покупал лубочные картинки. Хранил сокровища бережно, трогать никому не разрешал.

В 1850 году окончил свой земной путь отец семейства. По завещанию из собранных с недвижимого денег старшему, Павлу, выделил две доли, Сергею – полторы, дочерям – по одной равной доле. Просил старших детей ничего не менять в торговле до достижения Павлом 26 лет, а Сергеем -25, когда наберутся должного опыта и умения. Справедливый, честный был человек Михаил Захарович. Сыновей воспитал не только рачительными хозяевами, но и отзывчивыми на чужое горе людьми.

Все, что завещал отец, братья исполнили. Приобрели новый вместительный дом в приходе Николы в Толмачах (Павел Петрович пожелал жить в родном Замоскворечье). Это был старый двухэтажный особняк, уютно расположившийся в глубине большого сада. По бокам дома находились флигели. Места в доме хватило всем. Позже все члены семьи, кроме Павла Михайловича, переедут в разные дома в район Пречистенки – более аристократическую часть города, а Павел Михайлович, женившись, доживет в Толмачах до конца своих дней. Став коллекционером, он пять раз будет пристраивать к этому дому залы галереи по мере прибавления картин. Окончательно дом изменится уже после смерти Третьякова, когда здание реконструируют, часть жилых помещений перестроят под новые экспозиционные залы, а в 1902-1904 годах по проекту В.М.Васнецова обнесут общим фасадом, известным сегодня всему миру.

В то время Павел Михайлович картин еще не собирал. Покупал рисунки, гравюры, книги. Воскресные поездки на книжный развал были отдыхом и удовольствием. Покупки делались без всякого плана. Работы были русские и иностранные. Природой ему даны верный глаз и художественное чутье. Дома, закрывшись в кабинете, внимательно разглядывал гравюры, акварели. Будучи человекам деловым, каждую покупку заносил в карманную книжку: когда приобрел, за какую цену. Но все чаще возникало чувство неудовлетворенности. Не мог решить: что все-таки следует приобретать. Не хватало специальных знаний. Твердо понимал одно: художество все сильнее завладевает его мыслями.

В октябре 1852 года в торговых делах случилось затишье, и Павел Михайлович отправился в Петербург. Хотелось увидеть Эрмитаж, побывать на художественных выставках, от матушкиной опеки немного отдохнуть. Не замечая холодного ветра, он ходил и ходил по городу, не уставая им восхищаться. Чопорный, гранитный исполин изумлял его: «Сравнивая Петербург с Москвой, нельзя поверить, чтобы эти две столицы были одного государства». Художественная академия, цирк, соборы, пассаж, публичная библиотека, Горный музей – везде побывал Павел Михайлович. В Академию художеств ходил дважды. Пред ним представало подлинное искусство.

«Был в Эрмитаже, видел несколько тысяч картин… Видел несчетное множество статуй и бюстов…Видел сотни столов, ваз из таких камней, о которых прежде не имел понятия», - напишет он в Москву. О многом не имел он понятии до этого свидания с Петербургом. Это были первые шаги на пути познания искусства.

В то время многие молодые люди из купеческой среды увлекались живописью, театром, литературой. Формировалось новое поколение - образованное, любознательное. У Третьяковых в Толмачах создался дружеский кружок. Вечерами собирались, беседовали о торговых делах, но больше об искусстве, о прочитанных журналах, книгах.

Павел Михайлович продолжал делать пробные шаги на пути коллекционирования: начал покупать картины голландских мастеров.

Весной 1856 года он вновь посетил Петербург. Эта поездка во многом определила его судьбу как коллекционера. Он увидел коллекцию Федора Ивановича Прянишникова. Двадцать пять лет собирал директор почтового департамента свою коллекцию. Были в ней портреты В.Л.Боровиковского, картины К.П.Брюллова, А.Г.Венецианова, произведения Д.Г.Левицкого, В.А.Тропинина, П.А.Федотова. Самым же замечательным явилось то, что все 137 картин этой коллекции были работами русских художников. Это была часть истории развития отечественной живописи.

Взволнованный, рассматривал он коллекцию. Осознание великой цели захлестнуло Третьякова восторгом. Пример старого коллекционера заразил Третьякова. Он решил собирать произведения своих современников. Понял: лучшее, то, что прославит на весь мир русскую живопись, надо отбирать в мастерских художников.

Осторожно наведя справки, выяснил Павел Михайлович, что Прянишников желает продать свое собрание. Но назначенная цена (70 тысяч) была не по карману начинающему собирателю. За всю жизнь Третьякова не покинет мысль купить коллекцию Прянишникова. В 1860 году он изъявит это желание в завещании. В 1867 году после смерти Прянишникова коллекция будет приобретена в государственную казну и затем передана в Румянцевский музей. Но и тогда не успокоится Павел Михайлович. За три года до смерти, в 1895-м, уже создав грандиозную галерею, напишет Стасову: «Если бы Прянишниковская коллекция соединилась с нашей, я ужасно был бы рад. Некоторые номера очень бы дополнили нашу». Не мог знать Павел Михайлович, что его мечта осуществится в 1925 году, когда желанная им коллекция вольется в собрание Третьяковской галереи.

Коллекция Прянишникова не была первым опытом частного собирательства. В России оно имело давнюю традицию. Частные картинные галереи были у царской семьи, у князей Голицыных и Юсуповых, у графов Строгановых и Разумовских, у других знаменитых и малоизвестных семей. Но все они в основном собирали западноевропейскую живопись. Интерес к отечественной возник позже и связан был с ростом национального самосознания, особенно усилившимся после войны 1812 года. Еще до Прянишникова в начале ХIХ века собирать русскую живопись начал Павел Петрович Свиньин, издатель «Отечественных записок». В его собрании было более 80 картин. Но задача создания музея русской живописи оказалась ему не по плечу. В 1834 году он распродал свое собрание с аукциона.

Третьяков окажется тверже. Всю жизнь, все свои средства вложит он в осуществление поставленной цели. С самого начала Третьякову были чужды погоня за модой, соперничество, обычное меценатство. Уже заказав первую картину, он знал, что будет коллекционировать не лично для себя и своей семьи, а для всего русского народа.

Этой первой заказанной им картиной было «Искушение» Н.Г.Шильдера. В тот свой приезд в Петербург, в 1856 году, пригляделся он в мастерской художника к только что начатой жанровой сценке, хорошо знакомой по замоскворецкому быту. Более чем скромное по своим художественным достоинствам сентиментальное полотно изображало молодую девушку возле постели умирающей матери. Девушка отказывается от браслета, протянутого сводней, и, соответственно, от ее гнусного предложения. Возможно, Третьякову показалось тогда близкой мораль, звучащая в картине. Она была сродни его благонравному купеческому воспитанию. Обратил ли он внимание на то, что название картины имеет некий символический смысл? Тем не менее искушение собрать русскую галерею оказалось таким сильным, что овладело им навсегда.

Художники, с которыми навсегда связал свою жизнь Павел Михайлович, были в основном разночинцами, приехавшими в Москву и Петербург из разных уголков России. «Эти новые люди умели и думать, и читать книги, и рассуждать один с другим, и видеть, и глубоко чувствовать, что кругом них в жизни творится. Искусство не могло уже для них быть праздным баловством», - скажет позднее Стасов.

Революционная ситуация в России 1859-1861 годов, приведшая к отмене крепостного права, определила общественную и культурную жизнь страны. Взгляды Третьякова позволили ему совершить «великое просветительское дело России». Уже в мае 1860 года составил он свое «завещательное письмо». Поводом для его написания стала передача купеческих дел из рук матери сыновьям по достижении ими возраста, указанного в завещании отца. Совладельцы торгового дома должны были по договору положить в кассовый сундук конторы конверт со своими распоряжениями на случай смерти. Павел счел своим долгом оставить семье доставшиеся ему от отца деньги (108 тысяч рублей он поделил между братом и сестрами). А нажитый за 10 лет капитал определил на осуществление своей мечты: «Сто пятьдесят тысяч р. серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи и прошу любезных братьев моих и сестер непременно исполнить мою волю». Просил наследников посоветоваться с умными, понимающими искусство людьми. «Я полагал бы, во-первых, приобрести галерею Прянишникова Ф.И.. К этой коллекции прибавить мои картины русских художников. Для всей этой галереи нанять приличное помещение в хорошем удобном месте города, отделать комнаты чисто, удобно для картин, но без малейшей роскоши». Для управления галереей он «желал бы, что бы составилось общество любителей художеств, но частное, не от правительств, и главное, без чиновничества. Члены общества выбираются без взноса ими какой бы ни было суммы, потому что члены должны выбираться действительные любители из всех сословии, не по капиталу и не по значению в обществе, а по знанию и пониманию ими изящных искусств». Он хорошо понимает, что желание его вызовет в купеческой среде, а может, и у домашних, удивление и, наверное, будет осуждено – виданное ли дело: выбросить трудовые деньги на картины, да к тому же не потомкам предназначенные, а …народу. И потому коллекционер особо обращается к брату Сергею, честному, доброму, любящему искусство человеку: «Прошу вникнуть в смысл желания моего, не осмеять его, понять, что для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие». И уже обращаясь ко всем родным приписал: «Прошу не осудить моего распоряжения, потому будет довольно осуждающих и кроме вас, то вы-то, дорогие мне, останьтесь на моей стороне». Интересной в этом замечательном документе была одна трогательная деталь. Весь капитал Третьякова составлял тогда 266 тысяч с небольшим. После того как он отказал деньги родным и на галерею, осталось чуть больше 8 тысяч. «Этот капитал, - написал он, - и что вновь приобретется торговлей, прошу употребить на выдачу в замужество бедных невест, но за добропорядочных людей». Запись эта возвращает нас в 1856 год к первой заказанной П.М.Третьяковым картине. Очевидно, судьба бедных девушек, попадавших в руки сводней, по-настоящему волновала его.

Выполнить поставленную грандиозную задачу мог только человек, которому под силу оставить в стороне мелкие житейские радости, не разбрасываться, не размениваться на пустяки. Поэтому был он задумчив, сосредоточен, молчалив. Он как бы старался не выделяться среди прочих. Избегая роскоши в одеянии и в окружающей обстановке, он был не только ласков, но прямо почтителен в обращении и с равными, и низшими. Когда передвижники стали терять свою ведущую роль, выбирать «необходимо нужное» для коллекционера становилось все сложнее. Но в этой трудной ситуации Третьяков продолжал оставаться объективным и умным историком русской живописи.


Собрание портретов

Третьяков покупал, где возможно, портреты умерших писателей. Приобрел в 1869 году у вдовы литератора Платона Кукольника его изображение кисти Брюллова. Был очень счастлив, когда сумел купить в 1870 году у художника Ф.А.Моллера сделанный им прижизненный портрет Н.В.Гоголя. Но полагаться на случай – попадутся или нет портреты, необходимые для осуществления идеи, Третьяков уже не мог. Теперь он должен был заказывать их сам. Именно его инициативе и настойчивости обязаны мы тем, что имеем полные глубокого психологизма и высокого художественного достоинства изображения лучших людей России.

Третьяков с 1869 года начинает неутомимую деятельность по осуществлению своей цели. Он делает предложения художникам, он уговаривает писателей позировать. Далеко не все и не сразу соглашаются. То художники заняты другими работами, то писатели отказываются позировать, то сами портреты не получаются. Но Павел Михайлович неутомим. Он настаивает вновь и вновь, деликатно, но упорно. Первыми были заказаны портреты А.Ф.Писемского (Перову) и И.А.Гончарова (Крамскому). Перов быстро выполнил работу, а история с написанием Гончарова затянулась на пять лет.

Когда не существовало достойных портретов умерших деятелей культуры, Третьяков, стремясь к максимальному сходству изображения, разыскивал фотографии, выписывал для художников описания внешности нужных личностей из воспоминаний современников, обращался к людям, хорошо знавшим умерших, с просьбой проконсультировать портретистов.

Портрет Тютчева Третьяков заказал Репину, но художник был занят, а потом уехал за границу. Поэт-философ уже болел и вскоре умер. Однако в 1876 году С.Ф.Александровский все же сделал для Павла Михайловича портрет Тютчева по фотографии.

Павел Михайлович все рассылал письма художникам с просьбой делать новые портреты, призывая их быть союзниками в столь важном деле. В 1874 году он просит Репина, жившего тогда в Париже, написать портрет поэта Вяземского (тот находился в Германии, недалеко от французской границы): «Если Вы поедете сделать его портрет, я предлагаю Вам за него 2000 франков; знаю, что цена не бог знает какая, но тут, по-моему, следует Вам сделать этот портрет из патриотизма, а я на портреты много денег потратил». И он продолжал тратить, понимая, что дело это нужное для России.

Изображение человека всегда занимало почетное место в искусстве. Уже в 18 веке этот жанр является основным в живописи. Подходы к изображению человека, самоё восприятие личности отличались многообразием и обусловлены творческой индивидуальностью мастера.

В эпоху царствования Екатерины II, сложилась особая образная система живописи – парадный портрет. Живописцы неукоснительно следовали заданной схеме: человек изображался в полный рост, обязательно со всеми регалиями в интерьере с атрибутами государственной власти.


Среди работ Федора Степановича Рокотова (1735-1808) особенно выделяется портрет Василия Ивановича Майкова (1760 г., холст, масло). В истории российской словесности того времени творчество поэта: оды, духовные стихи, лирические драмы - явление заметное. О сатирических строчках поэмы «Елисей» Карамзин сказал, что «они никогда не потеряют цены своей». Типичный представитель просвещенной московской знати, Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком. Служил в Семеновском полку, позже занимал разные гражданские должности. Был близок к масонам. Беседа с ним доставляла неизменное удовольствие друзьям и знакомым.

Рокотов пользовался особым способом наложения краски на холст. Верхний слой как бы прозрачен, и сквозь него просвечивает нижний. Красочными мазками переданы травянисто-зеленый кафтан поэта, красные отвороты с золотистым шитьем, кружевное жабо. Этот прием позволяет художнику сосредоточить внимание зрителя на лице своей модели. Некая одутловатость, румянец, прищуренные глаза позволяют увидеть в сочинителе еще и барина, любителя пожить в свое удовольствие.

Портрет Сумарокова А.П. продолжает традицию парадных портретов. На нас смотрит автор теории русского классицизма. В своих трагедиях Сумароков опирается на отечественные сюжеты. Издававшийся им журнал «Трудолюбивая пчела» (1759) предвосхищал будущее Екатерины великой.


Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) многие портреты создал под влиянием русского сентиментализма, проповедавшего естественное в человеке, веру в разумные и нравственные начала в жизни, право на чувства.

В 1794 и в 1795 годах Боровиковский пишет портреты самого Державина. На первом, круглом, Державин весело-торжествующ. Он успешно занимается государственной деятельностью, затянут в сенаторский сюртук. Он - «певец во стане русских воинов», в нем не затихает желание «истину царям с улыбкой говорить».

На втором портрете (картон, масло, 28,7х23,5 см) Державин облачен в светло-синий мундир в крестах и орденах. Его указательный палец лежит на бумагах, в которых явно читаются слова служебных протоколов: «определение общего собрания», «допрошен», «невинность» и название одной из самых известных од «Бог». На стене виден фрагмент картины с изображением корабля, что достаточно ясно указывает на должность президента каммерц-коллегии, которую занимал в то время Державин. Полка с книгами, чернильница с пером говорят о главных занятиях портретируемого. Уверенная и твердая посадка этого много повидавшего человека позволяют угадать мужественный характер. По выбору атрибутов, языку иносказания портрет явно парадный, но проступает и вполне реалистический метод показа личности, строящийся на восприятии модели во всей сложности и разноречивости ее индивидуальных черт.

В.В.Капнист на портрете Боровиковского мечтательно-задумчив, на плечи романтически наброшен плащ… Перед нами человек, исполненный чувства собственного достоинства, с грустной улыбкой и умным взглядом. Один из первых русских сатириков, человек благородный и мятежный. Его «Сатира» и пьеса «Ябеда», высмеивающие угодничество, продажность, взяточничество, были запрещены. Достаточно перечислить фамилии действующих лиц: Кривосудин, Хватайко, Бестолков, Вредов, Самохвалов…


Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) родился в семье священника, который, не оставляя сана, занимался искусством живописи. В середине века Д.Г.Левицкий познакомился с известным художником А.П.Антроповым, стал его подмастерьем в исполнении портретов для триумфальных ворот в Москве в честь коронации Екатерины II. Первые самостоятельные работы Левицкого были высоко оценены обществом, и у новоиспеченного академика живописи появились солидные заказы от частных лиц, государственных учреждений, императорского двора. С 1771 по 1787 Левицкий руководит классом портретной живописи Академии художеств.

Портрет Н.И. Новикова (холст, масло; 61х50), знаменитого общественного деятеля, (1744 -1818) был создан Левицким не позднее апреля 1792 года: как раз тогда Николай Иванович Новиков был арестован и Указом Екатерины II осужден за книгоиздательскую деятельность на 15 лет заключения в Шлиссельбургской крепости. Император Павел I в первый день своего царствования освободил писателя, но он больше не занимался общественными делами. В портрете сказывается глубокое уважение к личности незаурядного человека. Тщательно продумана композиция портрета: поза героя естественная и непринужденная, как бы предполагает собеседника. Кажется, что обдуманное слово, сопровождаемое разъясняющим жестом, дойдет до ума и сердца слушающего. Новиков у Левицкого – мыслитель, человек нового склада, который рожден на заре нового века, в далях которого угадывается поколение борцов за свободу. Своей издательской деятельностью Новиков хотел создать доступный запас полезного и занимательного чтения для обширного круга читателей. Насчитывают 448 названий изданных им книг как светского содержания, так и духовного содержания. С целью удешевления книг Новиков вступил в отношения со всеми существовавшими тогда книжными лавками, отпускал книгопродавцам на льготных условиях товар в кредит, иногда десятками тысяч экземпляров; устраивал книжную торговлю не только в провинциальных городах, но и в деревнях.


Орест Адамович Кипренский (1782-1836) - внебрачный сын помещика А.С.Дьякова, по документам был записан в семью крепостного Швальбе. Свою фамилию и вольную Орест получил в шесть лет, когда Дьяков обнаружил у мальчика недюжинные способности к рисованию и определил в Воспитательное училище Академии художеств. При разнообразии интересов молодого художника очень скоро определится основной жанр его творчества – портрет. Взыскательно всматривался Кипренский в жизнь, через которую вехами проходят годы: 1812 и 1825. С полотен Кипренского на нас глядит вся мыслящая Россия. Художнику была интересна каждая творческая личность. Таков обессмертивший себя переводом «Илиады» и «Одиссеи» поэт Н.И.Гнедич – «душа воспламененная, доступная всему живому». В 1816 году Кипренский пишет портрет задумчиво внимающего миру и страдающего В.А.Жуковского. Оживет на полотне великий баснописец, художник, музыкант И.А.Крылов. «Философ резвый и пиит» К.Н.Батюшков на портрете задумчив. «Не чиновен, не знатен, не богат», но значимость свою сознает. Уже признанный поэт. Полон воспоминаний о тяжелых буднях сражений, надежд.

«Работы мои все в различных манерах», - говорил Кипренский. Он пристально вглядывался в своего героя, совершенно нового русского героя, человека свободного духа, готового на самопожертвование во имя Отчизны.

Портрет Пушкина в 1827 году писал философ. Кипренский продемонстрировал зрелость своего мастерства, удивительное проникновение в сокровенный мир поэта. В облике Пушкина столько строгой сосредоточенности, погруженности в переживаемое состояние, что современники отмечали жизненную естественность выражения его лица. Поэт только-только после семилетней ссылки вернулся в Петербург. Портрет, заказанный его другом А. Дельвигом, сразу превратился в заметное явление культурной и общественной жизни России. Он стал предметом огромного интереса и жарких споров. Сам факт появления портрета после трагедии 1825 года – свидетельство сохранения в обществе духовного романтического идеала, олицетворением которого был Пушкин. Когда создавался портрет, поэт произносил клятву верности дружбе в послании декабристам в Сибирь.

Сам Александр Сергеевич высоко оценил портрет и в стихотворении, обращенном к Кипренскому, писал:

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит…

В портрете поражают тонкие цветовые и линейные соотношения. Оливковый цвет фона, приглушенные красно-зеленые тона плаща, исчерна-зеленый галстук, черный сюртук и белый воротничок сорочки создают изысканную гармоничную цветовую среду, в которой все подчинено выделению лица поэта и тонких пальцев руки. Романтические черты – плед на плече, скрещенные на груди руки, статуэтка Эрато (музы поэзии) - естественно сочетаются с классической строгостью и сдержанностью письма. Поэт так отозвался о творении Кипренского:

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз,-

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

После смерти Дельвига в1831 г. поэт выкупил у наследников этот портрет и повесил у себя в кабинете. При взгляде на портрет вспоминаются строки «Евгения Онегина»::

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

В 1828 г. «советник императорской Академии художеств господин О.Кипренский» выехал в Италию. Оставаться в России в атмосфере воцарившейся реакции ему было тяжело. Разлука с родиной мнилась временной. Но сперва тяжелый душевный кризис, а потом болезнь подточили силы.


Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) родился в семье крепостного. Интерес к художественному творчеству выразился в копировании лубочных картинок. Хозяева, семейство графа А.С.Миниха, никакой пользы в этом увлечении слуги не видели. В конце ХVIII века семейство Тропининых как часть приданого дочери Миниха, вышедшей замуж, оказалось в Москве. В 1799г. Тропинин все же поступил в Академию художеств в качестве «постороннего» ученика. Но получить фундаментального художественного образования Тропинину не удалось: Мороков призвал своего крепостного к исполнению обязанностей домашнего портретиста и учителя рисования. Только в 1823г. после долгих и настоятельных просьб общественности живописец получил вольную. Тропинин переехал в Москву, где создал лучшие свои портреты. В них изображает большое количество мелких бытовых деталей и аксессуаров. Во всех работах портретист проявлял углубленный интерес к внутреннему миру моделей. Таков портрет писателя Ю.Ю.Самарина в охотничьем костюме (1846).

  В 1818 году Тропинин написал Н.М.Карамзина, и тогда же этот переведенный в гравюру портрет был помещен в собрание сочинений писателя. Великий современник Тропинина на полотне спокоен, одухотворен.


Карл Павлович Брюллов (1794-1881) родился в семье потомственных художников. Прадед Брюллова был лепщиком на императорском фарфоровом заводе. Первым учителем маленького Карла был отец. В Академию художеств он придет с хорошей домашней подготовкой. Молодой Брюллов начинает чувствовать дыхание романтизма, зарождающегося в рамках господствующего тогда классицизма. В портретах-картинах отразились особенности понимания художником задач этого жанра: люди, детали их костюма и окружающая обстановка не просто воспроизводятся – они находятся в тесной взаимосвязи.

В 1835г. Брюллов впервые приезжает в Москву, где создает ряд интересных портретов. Лучшие портреты - писателя Н.В.Кукольника (1836), И.А.Крылова (1839) – отмечены глубиной и многогранностью воплощения характера человека. Главное содержание этих полотен - напряженная, трепетная, а порой и противоречивая жизнь человеческого духа. Работы Брюллова зрелой поры вписываются в национальную традицию русского портрета.

У портрета В.А.Жуковского (холст, масло,110x83см)
кисти К.Брюллова, совершенно особая судьба: сумма, вырученная от его продажи, пошла на выкуп Т. Г. Шевченко из крепостного рабства. Вспоминая об этом, Шевченко писал в своей биографии: «Жуковский, предварительно узнавши цену от помещика, просил К.П.Брюллова написать его, В.А.Жуковского, портрет с целью разыграть его в лотерею... Великий Брюллов охотно согласился. Портрет написан. В.А.Жуковский с помощью графа М.Ю.Виельгорского устроил лотерею в 2500 рублей ассигнациями, и этою ценою была куплена моя свобода...» Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) - знаменитый поэт. Родился в Тульской губернии. Отцом его был помещик А. И. Бунин, матерью - пленная турецкая девушка. От восприемника своего, бедного дворянина Андрея Григорьевича Жуковского, друга Буниных, новорожденный получил свое отчество и фамилию. Как раз перед его рождением в семье Жуковских из одиннадцати детей в короткое время умерло шестеро, и в том числе единственный сын, студент Лейпцигского университета. Жена Жуковского, Мария Григорьевна, в память об умершем сыне, решила взять в свою семью приемного ребенка и воспитать его как родного сына. Портрет Жуковского писался в петербургской квартире Брюллова. Со свойственной ему аккуратностью, Жуковский приходил для позирования в назначенное художником время. Работать над портретом поэта Брюллову пришлось с перерывами, так как Жуковский должен был сопровождать наследника престола в его путешествии по России. Образ поэта-романтика проникнут тихой сосредоточенностью и умиротворением. Наклонив слегка голову к плечу и сложив на коленях руки, Жуковский присел к столу с книгами, спокойно и сердечно внимая собеседнику. Гармоничны и плавны линии, очерчивающие голову и фигуру. Глубок и мягок красновато-коричневый колорит.
Современники считали этот портрет Жуковского одним из лучших «как по сходству, так и по выражению характера целого». Облик поэта полон тихого лиризма, серьезности и доброты.

Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) профессиональным живописцем стал гораздо позже, чем большинство его предшественников. Отец-купец видел сына только чиновником, и заниматься рисованием Алеше приходилось украдкой. В 22 года он стал коллежским регистратором – низший из статских чинов. Однако прослужил недолго. Искусство победило. До конца дней Венецианов чувствовал себя «чужаком» в среде художников, в то время как в среде литераторов он всегда был «своим». Это обстоятельство нашло «живописное» отражение: в знаменитой картине Г.Г.Чернецова «Парад на Марсовом поле» (ГРМ, 1836) Венецианов изображен поодаль от группы художников, но рядом с Пушкиным, Жуковским и Крыловым. Без малого 10 лет академик живописи писал главным образом портреты. Работая, пытался раскрыть сокровенные глубины натуры. У себя дома Венецианов открыл частную живописную школу. Для воспитанников был духовным наставником. У него было 80 учеников и 80 «программ обучения». Ученики видели в нем своего заступника. Портрет Н.М. Карамзина Венецианов писал через два года после смерти писателя по заказу Российской Академии русского языка и словесности. Он принял заказ, так как Карамзин был в его глазах воплощением просветительских идей.


Николай Николаевич Ге (1831-1894) учился на физико-математическом факультете Киевского и Петербургского университетов, одновременно занимался рисованием. Будучи пансионером Академии художеств, посетил Германию, Швейцарию, Францию, работал в Риме и Флоренции. Стал профессором исторической и портретной живописи, учредителем Товарищества передвижных художественных выставок.

Николай Ге всегда придавал большое значение жанру портрета. В 1867 году в Италии художник написал портрет Герцена. Ге ждал встречи с Герценом. Зачитывался его книгами, находил в них ответы на самые волнующие вопросы. Художнику был близок и понятен призыв Герцена: в истине и совести искать норму поведения. Ге хотел ехать к писателю в Лондон. И вдруг тот сам – в гостях у Ге… Когда Ге бросился ему навстречу, заметил прежде всего «живые умные глаза». Но, заглянув внутрь этих глаз, художник отшатнулся: перед ним стоял «глубоко несчастный человек». Портрет парадоксально соединяет радость жизни и грусть раздумий. Фигура сохраняет инерцию движения, взгляд писателя остер, зорок. Герцен пытается осмыслить свое место в революционном движении. Он человек, навсегда разлученный с Родиной. Его имя в России под запретом. Критик Стасов назвал Герцена великим человеком с отрезанными крыльями. В дни работы Ге над портретом Герцену передали слухи, «что «Колокол» приказал долго жить», а он написал Огареву: «Ничуть не расположен к тому, чтобы своим самоубийством доставить удовольствие его величеству царю». Ге писал политика, поэта, до конца сражавшегося с самодержавием. Достоевский назвал Герцена «агитатором-поэтом, философом в высшей степени». В Россию портрет ввозили тайно, с большими предосторожностями, пририсовав на шею орден св. Анны.

Ге часто встречался с Толстым. Подолгу жил в его хамовническом доме. Учил живописи дочь Льва Николаевича. Толстой и Ге хорошо понимали друг друга. В жизни Ге будет период, когда он утвердится в мысли, что занятие искусством суетно, оставит кисти и пойдет класть соседям печи, заниматься хлебопашеством. И только Толстой поможет ему вернуться к творчеству как к трудному подвигу во имя людей.

На портрете Толстой (1884) работает в кабинете своего хамовнического дома. Виден стол с исписанными листами бумаги. Знаменитый стол. Решетка из мелких балясин по краю, видимо, предназначалась для того, чтобы бумаги не падали со стола. Лев Николаевич погружен в работу и ничего не замечает. Лицо сосредоточено, мысль, затаившаяся в глубокой складке между бровями, вонзается в бумагу кончиком пера. Свет озаряет могучий лоб, и, кажется, что напряженное лицо писателя излучает свет. Величие гения показано просто, без специальных приемов. Именно в этом состоит новаторство художника. Перед нами Толстой уже написавший «Войну и мир» и «Анну Каренину», начата «Власть тьмы». В том же 1884 году писатель уже читает домашним отрывок из «Смерти Ивана Ильича».

Два портрета Ге - один, написанный в молодости, другой много позже – память об учителях, размышление о совести, правде, творчестве.


Василий Григорьевич Перов (1834-1882) - судья своего времени, «поэт скорби», показавший в своих картинах горькую судьбу, бесправие, рабство и нищету народа. Над портретами Перов работал всего четыре года, но сумел создать великолепную галерею психологических типов. «Эти все люди живут и дышат», - говорил В. В. Стасов.

Перова и Третьякова связывала крепкая дружба.

В марте 1872 года Павел Михайлович Третьяков обратился к Ф.М. Достоевскому: «Я собираю в свою коллекцию русской живописи портреты наших писателей. Имею уже Карамзина, Жуковского, Лермонтова, Лажечникова, Тургенева, Островского, Писемского и др. Будут, т.е. уже заказаны Герцена, Щедрина, Некрасова, Кольцова, Белинского и др. Позвольте и Ваш портрет иметь». Для Третьякова согласие Достоевского было большой радостью.

О том, как создавался портрет, написала в своих воспоминаниях жена писателя А.Г.Достоевская: «Прежде, чем начать работу, Перов навещал нас каждый день в течение недели, заставая Федора Михайловича в самых различных настроениях, беседовал, вызывая на споры, и сумел подметить самое характерное выражение на лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете минуту творчества Достоевского». Портрета Ф.М.Достоевского (1872) – одно из лучших творений художника. Все страдания мира отразились в этом оцепеневшем человеке. Из космоса своих мыслей смотрит Достоевский на землю, покрытую цепкой паутиной лжи и насилия. События чередой проходят перед сосредоточенным взглядом писателя. Глаза темным-темны. Темны от страданий. Достоевский положил ногу на ногу, нервно замкнул руки на колене. Фигуру очерчивает ломающаяся линия контура. Задумался тяжело. Смотрит как бы в себя. Каждого человечка взвешивает на весах совести. В это время Достоевский пишет «Бесов». О Николае Ставрогине он сказал: «Я его из сердца взял». Другие герои рождались там же. Контраст серо-коричневых тонов костюма, фона полотна и черно-красного галстука подтверждает впечатление большого страдания, понимания противоречивого мира человеческих страстей.

Совершенно другое впечатление вызывает портрет А.Н.Островского (1871). Художник представляет нам знаменитого драматурга как натуру сильную и широкую. Большой, неспокойный, очень живой человек в теплом халате уютно расположился в кресле. Он упирает свои руки в колени. Островский светит глазами, излучает любопытство, энергию, гостеприимство. На его лице мягкая благожелательная улыбка, взгляд обращен к зрителю.

И хотя оба литератора отличались непримиримой позицией к современной им действительности, их характеры в чем-то противоположны. Перов передает это выражением глаз, поз, жестов, цветом, линейной структурой композиции. Особенность Перова-портретиста в том, что не мгновенная жизнь человека, не движения ума и чувства передавал он, а проницал всю жизнь и как бы писал ее итог.

В глубоком кресле, на троне своей старости сидит В.И.Даль (1872). Глаза его, «быстрые, проницательные…стального отлива» светятся – свет идет издалека, может быть, еще с тех дней, когда ездил Даль, Казак Луганский, с Пушкиным по оренбургским степям и когда Пушкин весело надписал ему свои сказки: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин». Давно это было. Давно умер Пушкин. Даль провел у постели смертельно раненного поэта ту, последнюю, ночь. Прошли годы. Глядит Казак Луганский на дело рук своих, которые сложил перед собой на колени. Длинные пальцы долгие годы водили гусиным пером… Окончен главный труд жизни – Толковый словарь. Собраны и изданы русские пословицы, написаны сказки. Как-то Даль сказал: «Назначение человека именно то, чтобы делать добро». Красив и покоен Даль в минуту, когда пришла пора соизмерять намерения, усилия с достигнутым.

С портретом Тургенева Третьякову не везло. Сначала, в 1869 году, К.Ф.Гун не решился писать такую известную личность. Третьяков обратился к Перову, хотя и не хотел иметь большое количество портретов кисти одного автора. Василий Григорьевич сделал портрет, но коллекционеру он не понравился: чего-то недоставало в передаче духовного облика писателя, которого Третьяков хорошо знал. Существовал портрет К.Маковского, но Третьяков не любил его творчество. Узнав о работе Репина, Третьяков писал: «Должен же быть, наконец, портрет его хороший, а то который раз художники его мучают напрасно». Несмотря на все старания Репина, Третьякову портрет не понравился, хотя сам Иван Сергеевич и Полина Виардо работу хвалили. Сразу же после неудачи Репина Третьяков просил взяться за тургеневский портрет Крамского. Художнику хотелось попробовать, но он понимал, что это рискованно, «особенно после Репина». Делать портрет он не стал. В 1877 году Тургенева написал А.А.Харламов, но работ этого модного салонного портретиста Третьяков не покупал. Так и остался в его коллекции портрет, написанный Перовым. Позже собиратель приобрел еще один портрет Тургенева, созданный в 1882 году И.П.Похитоновым.


Петр Ефимович Заболотский (1803-1866) посещал Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. В середине 30-х годов он познакомился с Лермонтовым и два года преподавал ему рисование. Портрет М.Ю.Лермонтова относится к январю — февралю 1837 года. Выполнен по заказу Арсеньевой (картон, масло). Поэт изображен в ярком, играющем блестящими галунами гусарском мундире. Расстегнутый ментик не отвлекает зрителя от вдохновенного облика поэта, живого взгляда выразительных глаз. Портрет, выполненный в реалистичной манере, имеет преимущества перед другими и среди прижизненных портрет считается одним из лучших. До смерти Арсеньевой портрет находился в Тарханах, затем через потомков А.А. Столыпина в 1925 году был передан в Государственную Третьяковскую галерею.


Николай Александрович Ярошенко (1846-1898) - сын кадрового офицера почти четверть века служил военным инженером на патронном заводе в Петербурге. В отставку вышел в чине генерал-майора. Живописью занимался серьезно: в вечерних классах Рисовальной школы Общества поощрения художников, в петербургской Академии художеств. Работы Ярошенко принесли в русское искусство новые образы: заводского рабочего, заключенного.

Кисти Ярошенко принадлежит целая портретная галерея представителей русской культуры – художников, ученых, писателей. По воспоминаниям жены художника, он «не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляют».

Один из лучших в этом ряду – портрет Глеба Успенского, писателя и публициста, который олицетворял передовые устремления российской интеллигенции. Ярошенко использует минимум художественных средств. В портрете преобладают серые и черные тона. При этом художник передал характерные для Успенского черты: напряженную позу с легким наклоном головы; скрещенные, выразительные кисти рук и особенно глаза писателя как будто вобравшие в себя всю боль просвещенной части российского общества за судьбу страны. Их пытливый и напряженный взгляд, исполненный внутреннего горения, буквально пронизывает зрителя немым вопросом. Ярошенко удалось создать не просто портрет писателя, а собирательный образ «нового человека», верного своим демократическим убеждениям. Публика увидела портрет на ХII выставке ТПХВ в 1884году. В 1886 году написан портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина. В 1895 году - портрет философа и поэта В.С.Соловьева.


Иван Николаевич Крамской (1837-1887) родился в семье писаря городской думы. Увлекся рисованием и в пятнадцать лет поступил учеником к иконописцу. Еще учась в Академии, стремился к идейно-содержательной живописи. Главная заслуга Крамского как художника - создание галереи портретов деятелей русской культуры. Портрет Л.Н.Толстого (1873) – первое живописное изображение писателя. В течение четырех лет пытался Павел Михайлович заполучить изображение Л.Н.Толстого. Обращался к писателю сам. Просил ходатайствовать Фета. Все было впустую. И в 1873 году, узнав, что Крамской на все лето поселился недалеко от Ясной Поляны, коллекционер немедленно пишет ему: «Сама судьба благоволит нашему предприятию, я только думал: «Как бы хорошо было Ивану Николаевичу проехать в Ясную Поляну», а Вы уже там. Дай Бог Вам успеха, хотя мало надежды имею, но прошу Вас, сделайте одолжение для меня, употребите все Ваше могущество, чтобы добыть этот портрет». 5 сентября Павел Михайлович получил долгожданный ответ: «Граф Лев Николаевич Толстой приехал, я с ним виделся и завтра начну портрет». Но нелегко далось И.Н.Крамскому согласие великого писателя: уговоры длились четыре часа. Художник пообещал уничтожить портрет в случае, если он не понравится писателю, и пообещал, что одновременно сделает второй портрет – для семьи, в соответствии с желанием самого Толстого. Павел Михайлович был несказанно рад, но в то же время взволнован: боялся «едва ли будет граф Толстой сидеть для второго экземпляра». Копию Третьяков иметь не желал. Крамской прекрасно знал, что коллекционер не любит повторений. Он и не собирался этого делать. Третьякову он писал: «если мне не удастся сделать оба портрета одинакового достоинства, то ручаюсь Вам за то, что лучший будет Ваш». Портрет строг, даже аскетичен, краски сдержанны. Просторная блуза создает округло-мягкий силуэт. Все внимание зрителя художник обращает на лицо великого писателя. Портрет вполне удался. Когда в 1876 году его увидел И.Е.Репин, он назвал его чудесным.

Крамской в 1877 году написал по заказу Павла Михайловича портрет Салтыкова-Щедрина (холст, масло; 88х68). Живописец использовал световые и цветовые контрасты, фиксируя внимание зрителя на руках портретируемого. Переплетенные пальцы кистей рук выдают душевное волнение. Во взгляде читается глубокое знание жизни, непоколебимая воля и огромная душевная сила. Крамской убедительно передал благородство и величие М.Е.Салтыкова- Щедрина.

Когда П.М.Третьяков заказал Крамскому портрет Некрасова, художник решил писать его «на подушках», но засомневался, да и окружающие отговорили. Даже больной поэт оставался трибуном, что не вязалось с подушками и халатом. Художник проводил целые дни у больного и видел: мир сузился для него до постели, но и остался таким же широким, как прежде. Брошенный недугом на подушки, Некрасов призывает к себе свою музу:

Любви, негодованья, мщения

Зажги огонь в моей груди!

Художник словно слышит этот призыв поэта. Первоначально Крамской написал погрудный портрет Некрасова (1877). Во взоре - грусть, раздумье, но руки сложены так, будто готовы к посмертной схватке, а в фигуре и повороте головы – нечто неукротимое, бойцовское.

И все же Крамской возвращается к прежнему замыслу. Сам поэт просит о том же. Так помимо традиционного изображения Некрасова, Крамской в том же году пишет картину «Н.А.Некрасов в период «Последних песен», которая стала последним прижизненным изображением великого поэта.

Требовательно звучит в последних песнях завещание-приказ:

Сейте разумное, доброе, вечное

Сейте!..

Крамской изображает Некрасова размышляющим. Впервые ему в беспокойной жизни поневоле выпала возможность думать неспешно. «Полагают, что я сплю, а я думаю, думаю». «Береги себя, Некрасов», - говорил ему умирающий Белинский. Поэт совету не внял. Всю жизнь ему было некогда себя беречь. Белинский первым назвал его поэтом истинным, стал другом и учителем. Теперь бюст Белинского – рядом с постелью, а на стене портреты Добролюбова и молодого Тургенева. Картина рассказывает: Некрасов уходит из жизни, как уходят бойцы – не выпуская из рук оружия-карандаша. «Какая сила, какой огонь!» - скажет о «Последних песнях» Н.Г.Чернышевский.

С портрета 1871 года смотрит на нас Т.Г.Шевченко. Великий кобзарь изображен в национальной одежде. Папаха делает его выше. Широкий воротник укрупняет плечи, грудь. Взгляд пытливый. Этот великан не только свои беды преодолеет, но и народу своему поможет, дорогу укажет.

В воспоминаниях Крамской пиал, что ничто другое не способно «так цельно раскрыть человеческой физиономии, как ее изображение». Следует добавить, что для достижения этой цели необходимо еще и умение понять, почувствовать и отразить душу своего героя. С каждым годом глубокий психологизм портретов Крамского становится все заметнее и убедительнее.

Портрет А.С.Грибоедова Крамской писал с литографии, приложенной к изданному Е. Серчевским "Собранию сочинений Грибоедова" и снятой с акварели, рисованной по памяти артистом П. А. Каратыгиным. Сличив с этой литографией еще миниатюрный портрет на слоновой кости, писаный П. А. Каратыгиным с Грибоедова, руководствуясь рассказом П. А. Каратыгина о наружности Грибоедова, Крамской воскресил наружность автора "Горя от ума". Желая проверить себя и убедиться, действительно ли ему удалось уловить сходство в выражении лица поэта, художник показывал работу еще на мольберте некоторым лицам, лично знавшим Грибоедова, и все они были поражены удивительным сходством портрета и оригинала и тем выражением ума и грации, которым дышали черты Грибоедова.


Илья Ефимович Репин (1844-1930) родился в семье военного поселенца. Поощряя интерес сына к рисованию, мать отдала его в местную школу топографов. Затем Илья учился у иконописца и портретиста И.М.Бунакова. А с пятнадцати лет начал самостоятельно выполнять заказы на роспись церквей и иконы. В 20 лет становится вольнослушателем Академии художеств.

Картину жизни русского общества, созданную Репиным, дополняет обширная репинская портретная галерея. Репин – очень зоркий наблюдатель, точно определявший основные физиономические черты своих моделей. Вот почему так правдивы и привлекательны его портреты. Современников Репина портрет А.Ф.Писемского (1880) поразил своей яркой жизненностью. Художник сумел уловить в образе этого человека определяющие черты его характера. Репин был лично знаком с ним и хорошо знал язвительную саркастичность этого писателя. Писемский на портрете уже не молод и болен. Под глазами мешки, но взгляд пытлив, проницателен. Писемский изображен сидящим, он опирается на суковатую палку. Его борода всклокочена, над высоким умным лбом – упрямо торчащий вихор. Бант под воротничком не по моде, как и мешковатый пиджак. Репин знал драматические обстоятельства жизни Писемского: один его сын покончил с собой, а второй был неизлечимо болен. Следы этой трагедии - во внешнем образе писателя.

На портрете Репина Л.Н.Толстой (1887) спокойно сидит на стуле. Но спокойствие это внешнее. В руках открытая книга. Каждому становится понятно, сколь глубоки мысли, волнующие писателя.

Интересные черты добавляет к образу России и портретная графика Репина: портрет Л.Н.Толстого у круглого стола (1891), композиция «М. Горький читает свою драму «Дети солнца» (1905), сделанная в имении Пенаты, где Репин прожил последние 30 лет.

Третьяков не один год мечтал получить портрет любимого им Тургенева. В Москве в 1879 году, выделил место в собственной квартире для работы над картиной. Работа продолжалась довольно долго. Первый сеанс работы над портретом Тургенева привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка. Однако Полина Виардо раскритиковала начатую работу. Тургенев согласился начать работу заново. Но второй заход принес разочарование не только писателю, но и самому художнику. По мнению Репина, изображение получилось скучным и сухим. Картина явно не удалась и с точки зрения заказчика, который расстроился так сильно, что предложил расписать портрет. С подачи Третьякова портрет пошел гулять по рукам коллекционеров. Эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время.


Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957) уже в пять лет умел передавать перспективу в своих рисунках. Отец, генерал-лейтенант артиллерии, поощрял склонность сына к рисованию. Мстислав посещал Рисовальную школу для вольноприходящих при Обществе поощрения художников. Попытка попасть в Академию художеств оказалась безуспешной, и Добужинский, окончив гимназию, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Художественное образование занимало все свободное время. Добужинский продолжил его в Мюнхене. Тема города стала одной из главных в творчестве художника. Он изображал и парадные виды столицы, и ее повседневную жизнь. С 1905 по 1914 годы Добужинский активно занимался станковой акварелью. В Третьяковской галерее хранится «Человек в очках» (1905-1906). На картине изображен поэт и художественный критик К.А.Сюннерберг (Бумага на картоне, акварель, уголь, белила).

 

Осип Эммануилович Браз (1872-1936) учился в Одесской рисовальной школе, затем в частной школе знаменитого венгерского художника Ш.Холлоши и в классе рисунка Академии художеств в Мюнхене. В течение года изучал работы мастеров в Париже, Гааге, Амстердаме. В 1895г. поступил в Петербургскую Академию художеств, где занимался в мастерской И.Е.Репина, и в 1897г. получил звание классного художника за серию портретов. П.М.Третьяков тут же заказал Бразу портрет А.П.Чехова. Первый портрет писался в Мелихове в 1987 году, но ни Чехову, ни Третьякову он не понравился. В картинной галерее хранится портрет 1898 года, написанный в Ницце. Это единственное прижизненное изображение писателя. Критика сочла портрет «будничным», но А.Н.Бенуа предсказал, что «грядущие поколения будут благодарить художника за объективность». Многие современники знали Чехова жизнерадостным человеком, «из глаз которого струился неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья». Когда же мы смотрим на портрет Чехова, написанный художником Бразом в 1898 году, нельзя не заметить, что Чехов стал строже, тверже и одновременно печальнее. Непосредственность сменилась глубокой задумчивостью, простота – сдержанностью, изяществом.
     

Николай Павлович Ульянов (1875-1949) родился в семье фельдшера, в прошлом крепостного, набравшегося медицинских навыков у своего бывшего барина-врача. Отец, видя увлечение сына рисованием, на последние деньги покупал мальчику бумагу, карандаши, краски. А когда сын подрос, отвез его Москву и определил учеником в иконописную лавку. Позднее Ульянов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в классе В.А.Серова. Особенно ярко школа Серова проявилась в портретных работах Ульянова, отличавшегося умением видеть главное в характере и внешности модели и передавать это сдержанными, почти скупыми средствами. В Государственной Третьяковской галерее хранится портрет К.Д.Бальмонта, выполненный художником в 1909 году.


Последней работой Михаила Александровича Врубеля (1856-1910) стал портрет поэта Валерия Брюсова (1906). Врубель работал самозабвенно, без отдыха. История портрета – это история глубокой симпатии двух замечательных, образованнейших и благороднейших людей рубежа ХIХ и ХХ веков. Они встретились зимой в Петровском парке, в деревянном домике лечебницы, где было «неуютно и неживо». Тридцатидвухлетний Брюсов, уже известный поэт, мыслитель, пришел поклониться гению Врубеля, уже легендарного художника. Врубель любил перечитывать сборники Брюсова «Граду и миру», «Венок». Поэт подарил художнику стихотворение. Художник решил писать портрет поэта. Работал Врубель «с большим жаром». Фон портрета - как бы абстрактные конструкции, словно рождающиеся из хаоса строф. Вначале фоном была сирень, но художник заметил, что она «не идет» поэту, и стали появляться контуры фрески эпохи Возрождения. На портрете Брюсов будто вонзается во время и пространство. Угли-глаза сияют на скуластом лице. Они «устремлены вверх, к яркому свету». Поэт видит что-то далекое.

На облаках, как отблеск лавы,

Грядущих дней горит пожар.

Закованный в броню сюртука, поэт, сильный, творящий, мыслящий, угловато стоит на перекрестке времени. В 1917 он приветственно встретит революцию, станет коммунистом.

Врубель не стремится превратить портрет в иносказание. Духовная жизнь выступает в его произведениях как высшая ценность. Но форма его произведения имеет ассоциативно-метафорический характер. Закончить портрет Брюсова Врубелю помешала наступившая в 1906 году слепота. Умер художник в 1910 году.


Лев Самойлович Бакст (наст. фамилия - Розенберг Лейб-Хаим Израйлевич) (1866-1924) вдумчиво искал свой путь в искусстве. В работе над портретами его внимание сосредоточено на выразительности жеста и позы.
Портрет Зинаиды Гиппиус написан Бакстом 1906 году. Портрет графический, выполнен на бумаге. Художник использовал карандаш, сангину. Более того, лист бумаги склеенный. Изначально это был лишь набросок, который Бакст позже закончил. Зинаида Николаевна имела совершенно удивительную фигуру. Показать ее длинные ноги Бакст смог только подклеив еще немного бумаги.
Портрет изначально рассматривался как скандальный и неприличный из-за костюма, в который была одета Зинаида Гиппиус. Это костюм маленького лорда Памплероб, героя повести, написанной англо-американской писательницей Барднед в 1886 году (повесть была переведена на 17 иностранных языков, включая русский). Герой повести - семилетний американец волею судеб оказался в Англии. Даже узнав, что по рождению он является лордом, герой ведет себя со всеми демократично и дружелюбно. Этот золотоволосый мальчик появился перед читателями и перед своим дедушкой-лордом в черном бархатном костюме, в коротких панталонах, в рубахе с кружевным жабо (этой моде будут следовать все мальчики конца Х1Х века). 
Костюм Зинаиде Николаевне чрезвычайно шел, но это содержало в себе элемент иронии и провокации. Портрет Зинаиды Гиппиус работы Бакста поступил в Третьяковскую галерею в 1920 году. Ранее он находился в коллекции Сергея Александровича Кусевицкого, известного московского коллекционера. Кусевицкий был очень заметной фигурой в художественной жизни дореволюционной России. Виртуоз-контрабасист, дирижер. Его программа состояла во многом из произведений современных русских композиторов: Скрябина, Рахманинова, Стравинского. Выходец из бедной семьи Кусевицкий женился на представительнице очень богатой московской династии купцов-меценатов Наталье Константиновне Ушковой. На полученное приданное он организовал Русское музыкальное общество, в котором и увидели свет первые партитуры современных ему русских композиторов. Сергей Александрович был неутомимым популяризатором русской музыки.


Сергей Васильевич Малютин (1859-1937) встретился с настоящим искусством на одной из выставок передвижников в конце 70-х годов ХIХ века. Мечты о прекрасном привели его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в котором позднее Малютин станет преподавать. Художник работал сценографом, декоратором. В конце века все большее внимание он уделяет портрету. Со временем работы художника приобретают строгость и монументальность. Моделями Малютина были в основном люди искусства и культуры: поэт В.Я Брюсов, журналист и писатель В.А.Гиляровский, художники М.В.Нестеров, К.Ф. Юон. После революции С.В.Малютин преподавал в Высших художественно-технических мастерских, принимал участие в организации Ассоциации художников революционной России. Портрет Д.А.Фурманова (1922) – одна из наиболее значительных работ Малютина. В ней воплощен типический облик и характер человека, сформированного революционным движением. Фурманов в это время уже известен своим романом «Чапаев».


Заключение

30 августа 1892 года Павел Михайлович отправил в Московскую Городскую Думу «Заявление» о передаче картин братьев Третьяковых вместе с домом в Лаврушенском переулке. «Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, - писал коллекционер, - содействовать процветанию искусств в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию, ныне же приношу в дар Московской городской думе всю мою картинную галерею со всеми художественными произведениями». В заявлении Павел Михайлович ставил условие пожизненного проживания в доме и заведование учреждением, а также оставлял за собой право замены одной картины другой в целях улучшения коллекции, но без уменьшения в целом её стоимости.

15 августа 1893 года «Московская городская галерея имени братьев Третьяковых» торжественно открыла свои двери. Из каталога, изданного тиражом 5000 экземпляров, явствовало, что галерея имеет 22 зала, в которых размещены 1276 картин, около 500 рисунков, 10 скульптур русской школы – коллекция Павла Михайловича и 84 картины и рисунки иностранных живописцев, собранные Сергеем Михайловичем Третьяковым.

«За выдающуюся услугу населению Москвы и грядущим поколениям, за великое содействие славе Москвы как притягательного и образовательного центра в области русского художества, - жители Москвы исполнены глубокой признательности к Павлу Михайловичу Третьякову, и для выражения этой признательности мы предлагаем Московской Городской Думе избрать Павла Михайловича Почетным гражданином города Москвы», - писали гласные Думы (65 человек) городскому голове. Павел Михайлович принял это звание с большой благодарностью. А вот от дворянского звания он отказался, сказав, что он «родился купцом и купцом умрет».

Коллекции Павел Михайлович долгие десятилетия отдавал всего себя. Колоссальные материальные расходы, которые он нес, не шли ни в какое сравнение с огромными затратами энергии, нервов, здоровья. И хотя у собирателя всегда было много верных, заинтересованных и понимающих помощников (жена, брат, художники, писатели, композиторы), но все-таки полностью ответственным за начатое им великое дело и его исполнителем всегда оставался он один.

Коллекционера до последнего дня жизни (4 декабря 1898 г.) занимала мысль: останется ли приобретаемое им во времени, не утеряет ли свою ценность, будет ли интересно потомкам, которые придут в этот мир через сто и более лет? Сейчас мы с уверенностью можем сказать, что Третьяковская галерея бесценна.







Приложение

Своего портрета Третьяков ни разу никому не заказал. Помог случай. В январе 1876 года Иван Николаевич Крамской приехал в Москву писать портрет жены Третьякова. Три месяца прожил он у Третьяковых. Павла Михайловича скрутила подагра, совсем не мог двигаться. Этим и воспользовался Иван Николаевич. С портрета смотрит сосредоточенное бледное лицо с тонкими чертами. Взгляд сосредоточен. В эти сеансы они особенно сблизились. Крамской уже давно не думал о Третьякове как о богатом меценате. Он понимал всю глубину его натуры и признавался: «Ваш взгляд на искусство мне очень дорог». Вера Николаевна Третьякова записывала в те дни детям в альбом: «Пребывание Крамского очень оживило нашу обыденную жизнь. Папа, любя его и доверяя ему, много разговаривал с ним, и мне было очень интересно присутствовать тут». За этими беседами о жизни и об искусстве был создан портрет скромного и верного друга художников.

И.Е. Репин прекрасно понимал роль Павла Михайловича в художественной жизни страны. «Наше русское искусство только благодаря частной личной инициативе имело материальную возможность развиваться в нечто значительное, национальное», - писал Репин. Сделать портрет Третьякова он захотел лично для себя. В начале 1882 года Павел Михайлович стал по воскресеньям ездить к Репину позировать. Времени, однако, не хватало. А в конце лета Репин уехал из Москвы в Петербург и увез неоконченный портрет с собой. В марте уже 1883 Третьяков, будучи в северной столице, дважды позировал Репину. Но этого оказалось мало, Илья Ефимович сетовал: «С портретом Вашим я ничего не успел сделать, жал, что Вы не остались до вечера, теперь не знаю, когда и дождусь». В каком месяце удалось закончить работу над портретом, точно неизвестно. Весной 1884 года Репин, вопреки желанию Третьякова, выставил его на очередной передвижной выставке. Портрет так и находился у Репина. И лишь после смерти коллекционера он подарил его Обществу любителей художеств.

Репину хотелось запечатлеть Третьякова более удачно, чем в первый раз. И сделать это не для себя, а для его галереи, для истории. Работать хотел безвозмездно, собирался приехать в Москву, готов был «считать это одним из самых порядочных своих дел». Третьяков ссылался на отсутствие времени. Репину приходилось довольствоваться лишь рисунками, делаемыми с Третьякова на собрании Академии художеств. И только в 1901 году художник, верный памяти дорогого ему человека, пишет, пользуясь старым портретом и рисунками, последнее его изображение на фоне родной галереи.
















Список использованной литературы


1. Антонова В.И. Государственная Третьяковская галерея. М.1968

2. Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М. 1951

3. Безрукова Д.Я. третьяков и история создания его галереи. М.1970

4. Гольдштейн С.Н. Третьяков и его собирательская деятельность.

Очерки истории. Л. 1981

5. Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках. М. 1988

6. Зилоти В.П. В доме Третьякова. М.1954

7. Липатов В.С. Краски времени. М. 1983

8. Ненарокомова И.С. Павел Третьяков и его галерея. М. 1994

10. Письма художников П.М.Третьякову. 1856-1869. М. 1960

11. Репин И.Е. Далекое близкое. Л.1982

12. Энциклопедия русской живописи. М. 2011

13.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!