СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портрет ученика основной школы в рамках ФГОС ООО

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критерий:

 

 

Анализ успешности по портфолио

Много грамот по предметам и по участию в конкурсах

Много грамот по предметам и по участию в конкурсах

Оценка учителей

Внимательная, способна к длительной  сосредоточенной работе, есть творческие способности

Честолюбивая, активная, исполнительная, способна решать сложные (для своего возраста) задачи

Приоритет

Математика

Математика

Анализ оценок по предмету

5,0

4,7

Оценка психолога

Низкий уровень школьной мотивации

Высокий уровень школьной мотивации

Собственные наблюдения

Таня - способный, творческий ребенок. Очень аккуратна и дисциплинированна, честолюбива.

Дана - способна к большим достижениям, но не хватает чувства уверенности и усидчивости, испытывает дефицит источников информации

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете»

Выступление на педсовете:


  1. «Портрет ученика основной школы в рамках ФГОС ООО»

  2. «Использование технологических карт на уроках»


Хотелось бы рассмотреть данный вопрос в сравнении поселкового ребенка и воспитанницы интерната:


Критерий:



Анализ успешности по портфолио

Много грамот по предметам и по участию в конкурсах

Много грамот по предметам и по участию в конкурсах

Оценка учителей

Внимательная, способна к длительной сосредоточенной работе, есть творческие способности

Честолюбивая, активная, исполнительная, способна решать сложные (для своего возраста) задачи

Приоритет

Математика

Математика

Анализ оценок по предмету

5,0

4,7

Оценка психолога

Низкий уровень школьной мотивации

Высокий уровень школьной мотивации

Собственные наблюдения

Таня - способный, творческий ребенок. Очень аккуратна и дисциплинированна, честолюбива.

Дана - способна к большим достижениям, но не хватает чувства уверенности и усидчивости, испытывает дефицит источников информации


Отношение в коллективе между обучающимися: конкуренция


Сразу же выделю следующие проблемы:


Мы не учим учиться, а просто учим.

Кто и на каком уроке специально отводил время для работы по алгоритмизации предметного познавательного интереса?

- Если вы хотите это узнать вы можете сделать это так то и так то…

(Не в интернете, не в библиотеке, а именно решение личностно-значимой конкретной проблемы – измерь, отрежь, проверь, переделай, снова измерь, снова отрежь, сосчитай и т.д.). Основная наша проблема на вопрос как? Ответить «…в интернете посмотри»

Это не ФГОС.


Мы не обеспечиваем реальную мотивацию ученика.

Интересен ли продукт или проект урока с личностной точки зрения ученика?

Не секрет, что мы тоже взяли за основу программы по предмету, не собственные наработки, а чью-то работу, потому что разрабатывать самостоятельно такую работу в одиночку просто не реально.

Мой пример: Рисунок, составленный по правилам древнеегипетской живописи.

Только из-за того что их классный руководитель историк они вынуждены проявлять интерес к предмету и тем видам деятельности, что он предлагает. Но, если честно, им не интересно, какие там правила были в Древнем Египте, их настоящим мотивом является оценка или поощрение учителя. Это значит, познавательный интерес к предмету будет до той поры пока интересен сам учитель, это тоже не ФГОС. Как переключить внимание ребенка на предмет, это вопрос из ФГОС.


Мы не следим за удовлетворенностью ученика своей деятельностью

Мы не обеспечиваем связь деятельности и личных планов


Образовательная деятельность с позиций человекосообразности предполагает, что ученик имеет мотивацию, желание, вызывающее его активность. Своей деятельности он придаёт смысл, подразумевает цель – предвосхищаемый результат своей деятельности. Отсюда следует, что учителю недостаточно предложить ученикам деятельность, нужно позаботиться, чтобы она была личностно окрашена, имела отношение к интересам, проблемам, потребностям ученика.

Существуют, конечно, способы произвольного управления мотивацией учащихся, например, с помощью ярких опытов, сведений, игр. В любом случае, зачастую недостаточно просто назвать, «что мы сегодня будем изучать», необходимо обеспечить мотивацию деятельности.

Одним из действенных средств начала деятельности является предоставление ученикам реальных объектов изучения – тех, которые их окружают.


Каждый ученик, имея возможность получить, открыть или сконструировать собственное знание об изучаемом реальном объекте неизбежно проявляет и развивает свои личностные познавательные способности. При изучении одних и тех же для всех учеников образовательных объектов, школьники конструируют субъективные образы этих объектов, не всегда совпадающие как друг с другом, так и с общепринятой системой знаний. Например, познавая подсолнух - реальный образовательный объект, один ученик формулирует идею подсолнуха как символа Солнца, другой - как источника семян новых растений, третий - как пищи для людей или животных. Разные образовательные продукты познания одного и того же объекта свидетельствуют не об их ошибочности, а о различных образовательных позициях и траекториях учеников. Субъективность познания означает, что каждый ученик проникает в глубины своего идеального мира, расширяет соответствующую индивидуальную сферу своего личностного потенциала.


Обсуждение, спор, или защита учениками своих образовательных продуктов является основанием для развития и выращивания личностных систем знаний учеников, получаемых путём достраивания первично полученных ими образовательных продуктов до целостного системного вида. Выстраиваемых систем знаний оказывается, как правило, меньше, чем ученических продуктов. В результате обсуждения, обобщения и классификации, некоторые внешне отличные друг от друга образовательные продукты, принадлежащие разным авторам, оказываются элементами одной системы.



Памятка.

Опорная таблица для конструирования анализа и урока.


1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учеб­ного занятия

Показатели выполне­ния образовательных задач этапа

Условия выполнения образо­вательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

- приветствие, фиксация отсутст­вующих;

- проверка подго­товленности классного поме­щения;

- организация вни­мания шк-ов; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения.


-доброжелательный настрой учителя и уч-ся;

- кратковременность этапа;

- полная готовность класса к уроку;

- быстрое включение уч-ся в деловой ритм;

- формулирование це­левых установок урока и плана работы.

собранность учителя;

последовательность в предъяв­лении требований;

использование небольшой пси­хологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока;

спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе; отсутствие многословия.

1. «Добрый день, друзья! Я рад вас ви­деть, и очень хочу начать работу с вами! (хорошего вам настроения!)»

2.«Ладошка к ладошке».

3.Рапортичка (определение отсутствую­щих).

4.Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе.

2. ЭТАП ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Установить правильность, полноту и осоз­нанность выпол­нения д/з всеми учащимися.

2. Выявить про­белы в знаниях и способах дея­тельности уч-ся и определить причины их воз­никновения

3. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

1.Выявление степени усвоения уч-ся задан­ного учебного мате­риала. (Выявление знаний о фактах, по­нятиях, законах, свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий умений).

2.Выяснение причин невыполнения д/з от­дельными учениками

3.Определение ти­пичных недостатков в знаниях и способах действий уч-ся и при­чин их появления

4.Ликвидация обна­руженных недостат­ков.

- Проверка учите­лем за короткий промежуток вре­мени знаний и спо­собов действий уч-ся, установление пробелов в их ус­воении (5-7 минут)

- обнаружение при­чин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие мер для их ликвидации;

- оптимальность со­четания контроля учителя, взаимокон­троля и самокон­троля учащихся.

- Использование учителем системы приёмов, позволяющих определить уровень выполнения д/з большинст­вом учащихся;

- использования различных форм кон­троля в зависимости от содержания, вида и цели д/з, а также в зависимости от отношения учащихся конкретного класса к выполнению д/работы;

- создание содержательных и органи­зационных условий формирования осознанности у школьников связи вы­полнения их д/работы с результатами своего обучения вообще;

- постановка требования перед уч-ся не только знаний, фактов и отдельных понятий, но и знаний способов дейст­вий, связей между отдельными ком­понентами структуры предметного знания (факты – понятия – законы – теория – следствия - приложения)

1.Текстовые задания (задания за­крытой и открытой форм, задания на соответствие и установление правильной последовательности)

2.Выполнение уч-ся заданий, по­добных д/упражнениям

3.Постановка доп. вопросов

4.Проверка д/з под копирку

5.Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, кото­рый отвечает у доски

6.Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению плана своего от­вета и опрос по отдельным пунк­там плана

7.Разноуровненые самостоятель­ные работы

8.Метод обучения с опорой на ошибки

9.«Торт решений» (фиксация своих затруднений)

10. «Гирлянда ассоциаций»

11. «Кубики»

3. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА

Образовательные задачи этапа урока

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения об­разовательных задач этапа

Условия выполнения образова­тельных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Обеспечить мотивацию уче­ния школьников, принятие ими целей урока

2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опор­ных знаний и способов дейст­вий, ценностных отношений)

- Сообщение уча­щемуся учебного занятия;

- формулирование целей урока вме­сте с учащимися;

- показ социаль­ной и практиче­ской значимости изучаемого мате­риала;

- постановка пе­ред уч-ся учебной проблемы;

- актуализация субъектного опыта уч-ся.

- Готовность уч-ся к актив­ной учебно-познавательной деятельности;

- формулировка целей урока вместе с уч-ся;

- вариантность приемов со­общения темы и целей урока;

- преемственность и пер­спективность в постановке целей урока;

- формулировка целей урока в действиях уч-ся;

- понимание уч-ся социаль­ной и практической ценно­сти изучаемого материала;

- сообщение ученикам не только темы урока (его со­держания), но и целей, форм организации их деятельно­сти.

- Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, соц. и практической значи­мости для уч-ся изучаемого мате­риала и фиксация этого в поуроч­ном плане;

- умение учителя формулировать цели урока в действиях уч-ся;

- владение учителем многообра­зием приёмов актуализации лич­ностного смысла учащихся, их социально-ценностных отноше­ний к объектам окружающей дей­ствительности;

- использование учителем много-образных приёмов актуализации и знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключе­вых идей ведущих принципов по­строения учебного предмета;

- умения учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде раз­нообразных структурно-логиче­ских схем;

- сформировать у школьников по­нимание, что без чётко постав-ленной цели трудно оценить ре­зультат их учебной деятельности на уроке;

- отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить уч-ся, а, прежде всего, развитие личностно-смы­словой сферы уч-ся, их интеллек­туальное исследование,

коммуникативной культуры, а также культуры учения;

- ознакомление сначала с явле­ниями природы, а затем с методи­кой исследования этих явлений и установления закономерностей.

1.Объяснение уч-ся целей урока одновременно с сообщением темы.

2.Сообщение цели в виде про­блемного задания.

3.Сообщение цели в виде эври­стического вопроса.

4.Указание целей на специаль­ном стенде «Что сегодня на уроке?»

5. Использование

технологической карты.

6.Ассоциативный ряд.

7.Использование результатов предварительного социологиче­ского опроса.

8.Постановка целей по СЛС изу­чения явлений, процессов и др.

9.Постановка целей через показ конечных результатов

10.Постановка целей посредст­вом опоры на последователь­ность изучения материала

11.Составление карт мыследея­тельности

12.Устный счет, математический диктант

13.Метод целесообразных задач

14.«Нарисуй картину»

15.Мозговая атака

16.Постановка привлекательной цели

17.В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материа­лом

18.Дополнение реальной ситуа­ции фантастикой


4.ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения об­разовательных задач этапа

Условия выполнения образова­тельных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Обеспечить вос­приятие, осмыс­ление и первичное закрепление уч-ся изучаемого мате­риала:

-существенных признаков поня­тий, знаков, тео­рий и др.;

-правил и постро­енных на их ос­нове алгоритмов.

2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к опреде­ленному выводу (обобщению)

3.Создать содер­жательные и орга­низационные ус­ловия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого мате­риала.

- Организация внимания уч-ся;

- сообщение ос­новной идеи изу­чаемого мате­риала (принципа, правила, закона и др.);

- обеспечение ме­тода исследования изучаемых зна­ний, способов и средств, которые привели к сделан­ным выводам;

- обеспечение ус­воения методики воспроизведения изучаемого мате­риала (с чего и как начинать, к чему переходить и как аргументиро­вать выводы)

- Максимальное использо­вание самостоятельности уч-ся в добывании знаний и овладении способами дейст­вий;

- если учитель использовал метод рассказа, лекции, объ­яснения, самостоятельной работы уч-ся по учебнику и доп. литературе, то показа­телем выполнения дидакти­ческой задачи может слу­жить качество (правиль­ность, полнота, осознан­ность, действенность, сис­тематичность) ответов уч-ся на последующих этапах урока;

- при использовании метода эвристической беседы, са­мостоятельной работы уч-ся в сочетании с методом бе­седы, ИКТ-технологий, программированных учеб­ников, модулей, показате­лем эффективности усвое­ния школьниками знаний и способов действий является правильность и осознан­ность ответов в процессе беседы и выполнения зада­ний в модулях, а также ак­тивное участие класса в подведении итогов беседы или самостоятельной работы

- полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов;

- включение в содержание изу­чаемого материала субъектив­ного опыта уч-ся;

- учет индивидуальных спосо­бов проработки уч-ся изучае­мого материала;

- подача материала логически завершенными частями – бло­ками;

- реализация дифференциро­ванного подхода в процессе из­ложения нового материала;

- осуществление этапа посред­ством создания ситуаций, в ко­торых ученик является субъек­том деятельности;

- обеспечение вариативности взаимодействия учителя с уч-ся (экстрактивный и интерактив­ный режимы)

- ориентация в процессе изло­жения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации;

- включение в содержание про­блем человека и его деятельно­сти, механизмов познания;

- выделение и поддержка тон­кости жизненных наблюдений уч-ся;

- «сталкивание» ученика с про­блемами, решения которых ле­жат за пределами изучаемого курса;

- создание условий для освое­ния уч-ся знаний преимущест­венно в форме деятельности.

1. Работа с определением вводи­мых понятий (родовое слово + видовые признаки)

2. Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта уч-ся

3. Представление основного ма­териала одновременно в словес­ной, знаково-символичной фор­мах

4. Представление изучаемого ма­териала в сравнительных или классификационных таблицах

5. Экстрактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение)

6. Интерактивный режим (мо­дульное обучение, проблемно-модульное, проблемное обучение, адаптивное обучение, коллектив­ные способы обучения, проектное обучение, программированное, компьютерное обучение как формы самостоятельной работы уч-ся).

7. Построение структурно-логи­ческих схем изучаемого мате­риала

8. Генетич. метод обучения (по­средством показа логики возник­новения понятия в науке или практической деятельности)

9. Метод целесообразных задач

10. Метод информационной на­качки

11. Обучение на концептуальной основе

12





. «Мудрые совы»

5.ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО.

Образовательные задачи этапа учеб­ного занятия

Содержание этапа учеб­ного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образо­вательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Установить пра­вильность и осоз­нанность изучен­ного материала

2.Выявить про­белы первичного осмысления изу­ченного мате­риала, неверные представления уч-ся

3.Провести кор­рекцию выявлен­ных пробелов в осмыслении уч-ся изученного мате­риала


- проверка учителем по­нимания уч-ся того, что является сущностью ос­новного содержания;

- проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и способов действий;

- выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного мате­риала;

- ликвидация неясностей осмысления уч-ся изу­ченного материала

- правильность и осознан­ность основного содержа­ния изученного материала большинством уч-ся ре­продуктивного (минималь­ного) и конструктивного (общего) уровней;

- привлечение класса к до­полнению и корректировке ответов уч-ся;

- устранение пробелов в понимании уч-ся нового материала или нацеливание на их устранение на после­дующих этапах урока

- постановка учителем во­просов репродуктивного ха­рактера, а также многофунк­циональных вопросов, тре­бующих мыслительной ак­тивности уч-ся;

- постоянное обращение учи­теля к классу с просьбой до­полнить, уточнить или ис­править ответ ученика

1.Ассоциативный ряд

2. «Пчелиный улей»

3.Опорный текст

4.Использование

заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов

5. «Опрос эксперта»

6.Подготовка уч-ся своих при­меров по новому материалу

7. «Мудрые совы»




6.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Образовательные задачи этапа учеб­ного занятия

Содержание этапа учеб­ного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образова­тельных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Обеспечить за­крепление в памяти уч-ся знаний и спо­собов действий, ко­торые им необхо­димы для самостоя­тельной работы по новому материалу

2.Обеспечить в ходе закрепления повы­шение уровня ос­мысления изучен­ного материала, глубины его пони­мания

- организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;

- организация деятельности уч-ся по отработке изучен­ных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных си­туациях;

- закрепление методики изучения нового мате­риала;

закрепление методики от­вета при очередной про­верке знаний;

- отработка логики алго­ритма изученных правил

- умение уч-ся соотно­сить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура зна­ния)

- умения уч-ся распо­знавать и воспроизво­дить изученные позна­вательные объекты;

- умения воспроизво­дить алгоритмы и поль­зоваться ими в стан­дартных и измененных ситуациях;

- прочность знаний уч-ся

- использование системы зада­ний, в основе которой лежит четко спланированная последо­вательность действий (на узна­вание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуа­ции);

- использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий уч-ся;

- использование вопросов, тре­бующих интеллектуальной ак­тивности, самостоятельной мыс­лительной деятельности;

- обеспечение дозированной по­мощи уч-ся

1.Использование на уроке взаимообратных задач

2.Составление карты мыс­ледеятельности

3. «Опрос эксперта»

4. «Разбери слово по бук­вам»

5.Вопросно-ответное об­щение

6.«Высокопоставленный дилетант»

7.Структурная модель

8.«Что было бы, если…(человечество не знало…)»

9. «Придумай свои зада­ния»

10.Интеллектуальный ма­рафон



7. ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Образовательные задачи этапа учеб­ного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполне­ния образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Обеспечить ус­воение уч-ся зна­ний и способов действий на уровне применения их в разнообразных си­туациях

2.Обеспечить фор­мирование у уча­щихся умений са­мостоятельно при­менять знания в разнообразных си­туациях

- организация деятельности уч-ся по приме­нению знаний в измененных и новых ситуа­циях

- правильность, пол­нота, осознанность, действенность знаний уч-ся;

- самостоятельность уч-ся в выполнении заданий;

- углубление знаний и способов действий уч-ся

- использование системы заданий, предусмат­ривающих постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельности уч-ся в их выполнении;

- использование разнообразных методов и форм организации деятельности уч-ся по при­менению знаний в разнообразных ситуациях;

- использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата;

- стимулирование уч-ся к использованию раз­нообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить непра­вильный ответ;

- поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи);

- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символи­ческую);

- использование открытых задач

1.Разноуровневые само­стоятельные работы

2.Лабиринт действий

3.Проектное обучение

4.Деловая игра

5.»Три цвета – три формы»

6.Вопросно-ответное об­щение

7.Учебные станции

8.Рынок возможностей

9.Двойные ассоциации

10. «Цветные шары»

11.Групповая работа

12. «Дебаты «за» и «про­тив»

13.Задания на самостоя­тельное построение алго­ритма решения опреде­ленных типов задач

14. «Задания по кругу»

8.ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

Образовательные задачи этапа учеб­ного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образо­вательных задач этапа

Возможные методы и приемы обуче­ния

1.Обеспечить фор­мирование целост­ной системы веду­щих знаний уч-ся

2.Обеспечить уста­новление уч-ся внут­рипредметных и межпредметных зна­ний

3.Обеспечить фор­мирование у школь­ников обобщенных понятий

-организация деятельности уч-ся по переводу отдельных зна­ний и способов действий в цело­стные системы знаний и умений

-активная и продуктивная деятельность уч-ся пол включению части в це­лое, классификации и систематизации знаний;

-выявление уч-ся внут­рипредметных и меж­предметных связей;

-выделение мировоззрен­ческих идей

-Построение структурноло­гических схем изученной темы;

-использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов;

-обобщения на различных уровнях:

а) понятийном;

б) межпонятийном;

в) тематическом;

г) итоговом;

д) межпредметном;

-выделение сквозных идей и принципов: симметрии и асимметрии, относительно­сти, направленности природ­ных процессов, соответствия, дополнительности и т.д.;

- использование обобщаю­щих таблиц

1.Метод кооперации

2.Составление карты мыследеятель­ности

3.Моделирование

4.Построение «дерева» темы

5.Построение «здания» темы

6.«Паучок»

7.Построение блокформул

8.Мозговая атака в письменной форме

9.Учебные станции

10.Задания на определение уч-ся в списке слов фактов, понятий, правил, законов

11.»Пересечение тем»

12.Рефлексивная позиционная дис­куссия


9.ЭТАП КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Образовательные за­дачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполне­ния образовательных задач этапа

Условия выполнения образова­тельных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Выявление каче­ства и уровня усвое­ния уч-ся знаний и способов действий

2.Выявить недос­татки в знаниях и способах действий уч-ся

3.Установить при­чины выявленных недостатков

4.Обеспечить разви­тие у школьников способности к оце­ночным действиям

- Глубокая и всесто­ронняя проверка знаний и способов действий уч-ся;

- проверка образа мышления уч-ся

- проверка сформи­рованности общих учебных умений;

- комментирование ответов уч-ся


- Проверка учителем не только объёма и правильности знаний, но также их глубины осознанности, гибко­сти и действенности;

- активная деятель­ность всего класса в ходе проверки знаний отдельных уч-ся;

- рецензирование отве­тов уч-ся

- Использование различных методов контроля знаний и способов действий уч-ся;

- постановка дополнительных вопросов для проверки систем­ности, осознанности, дейст­венности и прочности знаний;

- разъяснение учителем своего подхода к оцениванию знаний уч-ся;

- при опросе анализировать не только правильность ответа, но и его самостоятельность, ори­гинальность, стремление уче­ника искать и находить разно­образные способы выполнения заданий

1.Разноуровненые контрольные и самостоятельные работы

2.Текстовые задания

3.Задания на выделения всех при­знаков понятий и их связи друг с другом (проверяется полнота зна­ний)

4.Задания на выделение сущест­венных признаков (глубина)

5.Задания на конструирование не­скольких способов решение одной и той же задачи (гибкость)

6.Задания с избыточными дан­ными, с противоречивыми дан­ными (способность к оценочным действиям)

10.ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Образовательные задачи этапа учеб­ного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образова­тельных задач этапа

Возможные методы и приемы обуче­ния

1.Откорректировать выявленные про­белы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изу­ченной темы

- Организация деятельности уч-ся по кор­рекции своих выявленных не­достатков

- Динамика перехода уч-ся с более низкого на бо­лее высокий уровень ус­воения знаний

-Организация деятельности уч-ся:

а) минимального и общего уровня усвоения знаний по вы­явлению своих ошибок на ос­нове поставленной учителем оценки и их коррекции;

б) вариативного (творче­ского)уровня усвоения знаний по решению нестандартных заданий или оказанию помощи другим уч-ся в поиске и кор­рекции своих ошибок

1.Использование специально разделён­ных на мелкие этапы и звенья упражне­ний

2.Применение развёрнутых инструк­ций с регулярным контролем

3.Текстовые задания

4.Задания «с пропусками»

5.Структурно-логические схемы «с пропусками»

11.ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

Образовательные за­дачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образова­тельных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Обеспечить понима­ние учащихся цели, со­держания и способов выполнения домашнего задания

-Информация о д/з;

-мотивирование выполнения д/з;

-инструктаж по вы­полнению д/з;

-проверка понима­нию уч-ся содержа­ния и способов вы­полнения д/работы

-Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми уч-ся в соответствии актуальным уровнем их развития;

-наличие индивидуальных заданий (по интересам или по степени сложности);

-наличие возможностей выбора д/заданий

-обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока;

-соответствие содержания д/работы уровню обученности уч-ся (акту­альному уровню развития), (репро­дуктивному, конструктивному или вариативному);

-создание условий для выбора уч-ся д/заданий;

-подробные рекомендации по ра­циональной организации учебной работы, обеспечивающей выполне­ние д/з.

1.Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познаватель­ных заданиях.

2.Три уровня д/з

3.Задание массивом

4.Особое задание

5.«Необычная обыч­ность»

6.Идеальное задание



12. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

Образовательные за­дачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образова­тельных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся

- подведение итогов учебного занятия

- четкость и краткость этапа

- умение учителя давать качест­венную характеристику работы класса

1.Сообщение учителя

2.Подведение итогов са­мими учащимися

13. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ

Образовательные за­дачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполне­ния образовательных задач этапа

Условия выполнения образователь­ных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Инициировать и ин­тенсифицировать реф­лексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального со­стояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учи­телем и одноклассни­ками

2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов само­регуляции и сотрудни­чества

- мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения

- открытость уч-ся в осмыслении своих действий и само­оценке;

- прогнозирование способов саморегуля­ции и сотрудничества

- развитие способностей уч-ся к рефлексии;

- стимулирование уч-ся к осмысле­нию того, как другие (уч-ся, учи­теля) знают и понимают его лично­стные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представ­ления;

- реализация рефлексивного алго­ритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, дово­лен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в обще­нии), «ДЕЛО» (достиг ли цели уче­ния, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные про­блемы)

1.Ассоциативный ряд

2.Незаконченные предложения

3.«Торт решений»

4.«Разговор на бумаге»

5.«Солнышко»

6.«Координаты»

7.«Лист обратной связи»

8.«Заключит. дискуссия»

9.«Выбери дистанцию»

10.Интерпретация изображений на открытках

11.«Свет молнии»

12.«Письмо самому себе»

13.«Ну что, как прошло заня­тие?»

14.Барометр настроения

15.«Телеграмма»

16.«Памятки»

17.«Птичий двор- зеркало на­строения»

18.«Пейзаж – зеркало настрое­ния»



Просмотр содержимого презентации
«Педсовет 06.11.2015»

Портрет ученика основной школы в рамках ФГОС ООО Качество образования на современном этапе понимается как уровень межпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности , когда знания приобретаются не «впрок», а в образе модели будущей жизненной ситуации. Таким образом,  целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую составляющую, как умение учиться . Данная цель осуществима через решение  важнейшей задачи современной системы образования по формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», формированию способности к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных учебных предметов

Портрет ученика основной школы в рамках ФГОС ООО

Качество образования на современном этапе понимается как уровень межпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности , когда знания приобретаются не «впрок», а в образе модели будущей жизненной ситуации. Таким образом, целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую составляющую, как умение учиться .

Данная цель осуществима через решение важнейшей задачи современной системы образования по формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», формированию способности к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных учебных предметов

При этом первостепенную роль играют:  личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции , социальные компетенции, личностные качества; метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.  Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения отслеживается:

При этом первостепенную роль играют:

личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции , социальные компетенции, личностные качества;

метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения отслеживается:

  • успешность деятельности учащегося;
  • осуществление деятельности без нарушений физического и психического здоровья;
  • удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;
  • связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.
Проблемы: Мы не учим учиться, а просто учим. Кто и на каком уроке специально отводил время для работы по алгоритмизации предметного познавательного интереса? - Если вы хотите это узнать, вы можете сделать это так-то и так-то… (Не в интернете, не в библиотеке, а именно решение личностно-значимой, конкретной проблемы – измерь, отрежь, проверь, переделай, снова измерь, снова отрежь, сосчитай и т.д.). Основная наша проблема на вопрос «Как?» Ответить «…в интернете посмотри» Это не ФГОС.

Проблемы:

Мы не учим учиться, а просто учим.

Кто и на каком уроке специально отводил время для работы по алгоритмизации предметного познавательного интереса?

- Если вы хотите это узнать, вы можете сделать это так-то и так-то…

(Не в интернете, не в библиотеке, а именно решение личностно-значимой, конкретной проблемы – измерь, отрежь, проверь, переделай, снова измерь, снова отрежь, сосчитай и т.д.).

Основная наша проблема на вопрос «Как?» Ответить «…в интернете посмотри»

Это не ФГОС.

Проблемы: Мы не обеспечиваем реальную мотивацию ученика. Интересен ли продукт урока или проект цикла занятий с личностной точки зрения ученика? Не секрет, что мы взяли за основу программы по предмету, не собственные наработки, а чью-то работу, потому что разрабатывать самостоятельно такую работу в одиночку просто не реально. Мой пример: Рисунок, составленный по правилам древнеегипетской живописи. Только из-за того что их классный руководитель - историк они вынуждены проявлять или имитировать интерес к предмету и тем видам деятельности, что он предлагает. Но, если честно, им не интересно, какие там правила были в Древнем Египте, их настоящим мотивом является оценка или поощрение учителя. Это значит, познавательный интерес к предмету будет до той поры пока интересен сам учитель, это тоже не ФГОС. Как переключить внимание ребенка на предмет? Это вопрос из области ФГОС.

Проблемы:

Мы не обеспечиваем реальную мотивацию ученика.

Интересен ли продукт урока или проект цикла занятий с личностной точки зрения ученика?

Не секрет, что мы взяли за основу программы по предмету, не собственные наработки, а чью-то работу, потому что разрабатывать самостоятельно такую работу в одиночку просто не реально.

Мой пример: Рисунок, составленный по правилам древнеегипетской живописи.

Только из-за того что их классный руководитель - историк они вынуждены проявлять или имитировать интерес к предмету и тем видам деятельности, что он предлагает. Но, если честно, им не интересно, какие там правила были в Древнем Египте, их настоящим мотивом является оценка или поощрение учителя. Это значит, познавательный интерес к предмету будет до той поры пока интересен сам учитель, это тоже не ФГОС. Как переключить внимание ребенка на предмет? Это вопрос из области ФГОС.

Это образовательные продукты, предусмотренные программой, но являются ли они личностно-значимыми для ученика МБОУ Сеяхинская ШИ ? НЕТ! Ему это не интересно, а значит и выполнять он это будет «из-под палки». Да и как он будет писать сценарий, если не знает как это делается и для чего это нужно? А в результате? Звонки родителей учителям по ночам, после бесплодных попыток одолеть какой-нибудь проект… Для кого такие проекты? Для родителей?

Это образовательные продукты, предусмотренные программой, но являются ли они личностно-значимыми для ученика МБОУ Сеяхинская ШИ ? НЕТ!

Ему это не интересно, а значит и выполнять он это будет «из-под палки». Да и как он будет писать сценарий, если не знает как это делается и для чего это нужно? А в результате? Звонки родителей учителям по ночам, после бесплодных попыток одолеть какой-нибудь проект… Для кого такие проекты? Для родителей?

Мы не следим за удовлетворенностью ученика своей деятельностью   Мы не обеспечиваем связь деятельности и личных планов
  • Мы не следим за удовлетворенностью ученика своей деятельностью

  • Мы не обеспечиваем связь деятельности и личных планов

Все мы знаем о рефлексии и как ее провести, но дальше, то что?

Если ученик даст ответ, что он не понял или ему это не нужно?

Опять будем говорить, что ОГЭ и ЕГЭ? Но это внешняя мотивация, к тому же она, наверное, тоже может надоесть…

Модель системно-деятельностного подхода На рис. изображена структура образовательной деятельности ученика с позиций человекосообразного образования. Д1 – деятельность по познанию и освоению фундаментального образовательного объекта (ФОО), в результате которой ученик создаёт личностный образовательный продукт (Плич). Д2 – деятельность ученика по изучению культурно-исторического аналога (КИА). Д3 – деятельность по сопоставлению своего продукта и культурно-исторического, в результате чего создаётся обобщенный образовательный продукт (Побщ). Сопровождается и завершается процесс рефлексивной деятельностью ученика (Дреф). Организатором деятельностей ученика выступает учитель, он также осуществляет рефлексивную деятельность.

Модель системно-деятельностного подхода

На рис. изображена структура образовательной деятельности ученика с позиций человекосообразного образования. Д1 – деятельность по познанию и освоению фундаментального образовательного объекта (ФОО), в результате которой ученик создаёт личностный образовательный продукт (Плич). Д2 – деятельность ученика по изучению культурно-исторического аналога (КИА). Д3 – деятельность по сопоставлению своего продукта и культурно-исторического, в результате чего создаётся обобщенный образовательный продукт (Побщ). Сопровождается и завершается процесс рефлексивной деятельностью ученика (Дреф). Организатором деятельностей ученика выступает учитель, он также осуществляет рефлексивную деятельность.

Каким должен быть образовательный продукт, созданный учеником на уроке в ходе освоения конкретного УУД? Когнитивная деятельность Креативная деятельность Таблица Рисунок (комикс, плакат, постер, эмблема) Схема Методологическая деятельность Текст разных жанров Ценностно-смысловая деятельность Рисунок Сформулированная цель Фильм Рефлексия (графическая, рисуночная, текстовая и т.д.) Газета Сообщение Спектакль Танец Модель План действий Поделка Интеллект-карта Модель решения задания (алгоритм, схема, таблица и т.д. Фильм Пантомима Формула Интеллект-карта Инсценировка Синквейн Листовка Памятка Мини-сочинение Рецензия  Эссе

Каким должен быть образовательный продукт, созданный учеником на уроке в ходе освоения конкретного УУД?

Когнитивная деятельность

Креативная деятельность

Таблица

Рисунок (комикс, плакат, постер, эмблема)

Схема

Методологическая деятельность

Текст разных жанров

Ценностно-смысловая деятельность

Рисунок

Сформулированная цель

Фильм

Рефлексия (графическая, рисуночная, текстовая и т.д.)

Газета

Сообщение

Спектакль

Танец

Модель

План действий

Поделка

Интеллект-карта

Модель решения задания (алгоритм, схема, таблица и т.д.

Фильм

Пантомима

Формула

Интеллект-карта

Инсценировка

Синквейн

Листовка

Памятка

Мини-сочинение

Рецензия

Эссе

Пример: Целеполагание:  Информатика Задание: назови причины, почему ты хочешь изучать этот предмет (тему) (задание выполняется в начале учебного года или в начале изучения темы). Виктория В., 8 класс:

Пример:

Целеполагание:

Информатика

Задание: назови причины, почему ты хочешь изучать этот предмет (тему) (задание выполняется в начале учебного года или в начале изучения темы).

Виктория В., 8 класс:

" Информатика самый любимый мой предмет. Мои хорошие успехи по информатике приносят радость мне и моей маме. Хочу в этом году научиться лучше рисовать с помощью компьютера – сейчас я рисую не очень хорошо, на «детском» уровне. Кроме программы Paint буду учиться работать в Photoshop и CorelDraw, мне это нужно, чтобы стать дизайнером. Хочу создать портфолио своих работ.«

Анализ целей: Отношение предмету – любимый предмет Отношение к себе: Цели устремления – получать радость от предмета Цели саморазвития – научиться лучше рисовать и работать в новых программах Цели самоопределения – мне это нужно, чтобы стать дизайнером Цели самоутверждения – создать портфолио Цели устремления – получать радость от предмета Цели саморазвития – научиться лучше рисовать и работать в новых программах Цели самоопределения – мне это нужно, чтобы стать дизайнером Цели самоутверждения – создать портфолио Отношение к другим людям – приносить радость маме УУД:

Анализ целей:

  • Отношение предмету – любимый предмет
  • Отношение к себе:
  • Цели устремления – получать радость от предмета Цели саморазвития – научиться лучше рисовать и работать в новых программах Цели самоопределения – мне это нужно, чтобы стать дизайнером Цели самоутверждения – создать портфолио
  • Цели устремления – получать радость от предмета
  • Цели саморазвития – научиться лучше рисовать и работать в новых программах
  • Цели самоопределения – мне это нужно, чтобы стать дизайнером
  • Цели самоутверждения – создать портфолио
  • Отношение к другим людям – приносить радость маме

УУД:

  • Ценностно-смысловые – самоопределение, эмоциональное поведение, отношение к миру
  • Оргдеятельностные – постановка целей, прогнозирование результата, самооценка.
  • Коммуникативные – умение выражать свои мысли, управлять деятельностью в своих интересах и интересах своей семьи.
  • Когнитивные – структурирование знаний, получение знаний и опыта в предметной деятельности.
  • Креативные – наличие собственного мнения и его формулирование, создание собственного продукта.
Портрет ученика школы в рамках ФГОС ООО Критерий: Татьяна   Дана Анализ успешности по портфолио Много грамот по предметам и по участию в конкурсах Оценка учителей Много грамот по предметам и по участию в конкурсах Внимательна, способна к длительной сосредоточенной работе, есть творческие способности Приоритет Рейтинг по предметам Математика Честолюбива, активна, исполнительна, способна решать сложные (для своего возраста) задачи, слишком подвижна 5,0 Оценка психолога Математика 4,7 Низкий уровень школьной мотивации Собственные наблюдения Высокий уровень школьной мотивации Таня - способный, творческий ребенок. Очень аккуратна и дисциплинированна, честолюбива. Дана - способна к бо́льшим достижениям, но не хватает чувства уверенности в себе и усидчивости, испытывает дефицит источников информации

Портрет ученика школы в рамках ФГОС ООО

Критерий:

Татьяна

 

Дана

Анализ успешности по портфолио

Много грамот по предметам и по участию в конкурсах

Оценка учителей

Много грамот по предметам и по участию в конкурсах

Внимательна, способна к длительной сосредоточенной работе, есть творческие способности

Приоритет

Рейтинг по предметам

Математика

Честолюбива, активна, исполнительна, способна решать сложные (для своего возраста) задачи, слишком подвижна

5,0

Оценка психолога

Математика

4,7

Низкий уровень школьной мотивации

Собственные наблюдения

Высокий уровень школьной мотивации

Таня - способный, творческий ребенок. Очень аккуратна и дисциплинированна, честолюбива.

Дана - способна к бо́льшим достижениям, но не хватает чувства уверенности в себе и усидчивости, испытывает дефицит источников информации

Оценка психолога:  ВЫВОД: Сентябрь 2015 г. Высокий уровень школьной мотивации : - у таких детей есть познавательная мотивация, стремления наиболее успешно выполнять предъявляемые школьные требования. Ученики стремятся четко следовать всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворенные отметки. ? Низкий уровень школьной мотивации : – эти дети посещают школу неохотно, возможно испытывают некоторые трудности (в учебной деятельности, в общении со сверстниками, с педагогом).

Оценка психолога:

ВЫВОД:

Сентябрь 2015 г.

Высокий уровень школьной мотивации :

- у таких детей есть познавательная мотивация, стремления наиболее успешно выполнять предъявляемые школьные требования. Ученики стремятся четко следовать всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворенные отметки.

?

Низкий уровень школьной мотивации :

– эти дети посещают школу неохотно, возможно испытывают некоторые трудности (в учебной деятельности, в общении со сверстниками, с педагогом).

Рекомендации по проведению психолого – педагогической коррекции с учащимися, имеющими низкий уровень школьной адаптации: Педагог-психолог. Причины нарушения школьной адаптации Коррекционные мероприятия Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребёнка, отсутствие помощи и внимания со стороны взрослых. Специальные беседы с ребёнком, в ходе которых надо установить причины низкого уровня сформированности учебных навыков и дать рекомендации родителям, воспитателям, учителям – предметникам. Завышенные требования некоторых учителей – предметников к знаниям, умениям, навыкам учащихся. Подбор совместно с учителями и классными руководителями методов и способов индивидуальной работы с учащимися, имеющими низкий уровень адаптации.

Рекомендации по проведению психолого педагогической коррекции с учащимися, имеющими низкий уровень школьной адаптации:

Педагог-психолог.

Причины нарушения школьной адаптации

Коррекционные мероприятия

  • Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребёнка, отсутствие помощи и внимания со стороны взрослых.

Специальные беседы с ребёнком, в ходе которых надо установить причины низкого уровня сформированности учебных навыков и дать рекомендации родителям, воспитателям, учителям – предметникам.

  • Завышенные требования некоторых учителей – предметников к знаниям, умениям, навыкам учащихся.

Подбор совместно с учителями и классными руководителями методов и способов индивидуальной работы с учащимися, имеющими низкий уровень адаптации.


Скачать

© 2016 1753 9

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя