Портрет ученика основной школы в рамках ФГОС ООО
Качество образования на современном этапе понимается как уровень межпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности , когда знания приобретаются не «впрок», а в образе модели будущей жизненной ситуации. Таким образом, целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую составляющую, как умение учиться .
Данная цель осуществима через решение важнейшей задачи современной системы образования по формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», формированию способности к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных учебных предметов
При этом первостепенную роль играют:
личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции , социальные компетенции, личностные качества;
метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения отслеживается:
- успешность деятельности учащегося;
- осуществление деятельности без нарушений физического и психического здоровья;
- удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;
- связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.
Проблемы:
Мы не учим учиться, а просто учим.
Кто и на каком уроке специально отводил время для работы по алгоритмизации предметного познавательного интереса?
- Если вы хотите это узнать, вы можете сделать это так-то и так-то…
(Не в интернете, не в библиотеке, а именно решение личностно-значимой, конкретной проблемы – измерь, отрежь, проверь, переделай, снова измерь, снова отрежь, сосчитай и т.д.).
Основная наша проблема на вопрос «Как?» Ответить «…в интернете посмотри»
Это не ФГОС.
Проблемы:
Мы не обеспечиваем реальную мотивацию ученика.
Интересен ли продукт урока или проект цикла занятий с личностной точки зрения ученика?
Не секрет, что мы взяли за основу программы по предмету, не собственные наработки, а чью-то работу, потому что разрабатывать самостоятельно такую работу в одиночку просто не реально.
Мой пример: Рисунок, составленный по правилам древнеегипетской живописи.
Только из-за того что их классный руководитель - историк они вынуждены проявлять или имитировать интерес к предмету и тем видам деятельности, что он предлагает. Но, если честно, им не интересно, какие там правила были в Древнем Египте, их настоящим мотивом является оценка или поощрение учителя. Это значит, познавательный интерес к предмету будет до той поры пока интересен сам учитель, это тоже не ФГОС. Как переключить внимание ребенка на предмет? Это вопрос из области ФГОС.
Это образовательные продукты, предусмотренные программой, но являются ли они личностно-значимыми для ученика МБОУ Сеяхинская ШИ ? НЕТ!
Ему это не интересно, а значит и выполнять он это будет «из-под палки». Да и как он будет писать сценарий, если не знает как это делается и для чего это нужно? А в результате? Звонки родителей учителям по ночам, после бесплодных попыток одолеть какой-нибудь проект… Для кого такие проекты? Для родителей?
- Мы не следим за удовлетворенностью ученика своей деятельностью
- Мы не обеспечиваем связь деятельности и личных планов
Все мы знаем о рефлексии и как ее провести, но дальше, то что?
Если ученик даст ответ, что он не понял или ему это не нужно?
Опять будем говорить, что ОГЭ и ЕГЭ? Но это внешняя мотивация, к тому же она, наверное, тоже может надоесть…
Модель системно-деятельностного подхода
На рис. изображена структура образовательной деятельности ученика с позиций человекосообразного образования. Д1 – деятельность по познанию и освоению фундаментального образовательного объекта (ФОО), в результате которой ученик создаёт личностный образовательный продукт (Плич). Д2 – деятельность ученика по изучению культурно-исторического аналога (КИА). Д3 – деятельность по сопоставлению своего продукта и культурно-исторического, в результате чего создаётся обобщенный образовательный продукт (Побщ). Сопровождается и завершается процесс рефлексивной деятельностью ученика (Дреф). Организатором деятельностей ученика выступает учитель, он также осуществляет рефлексивную деятельность.
Каким должен быть образовательный продукт, созданный учеником на уроке в ходе освоения конкретного УУД?
Когнитивная деятельность
Креативная деятельность
Таблица
Рисунок (комикс, плакат, постер, эмблема)
Схема
Методологическая деятельность
Текст разных жанров
Ценностно-смысловая деятельность
Рисунок
Сформулированная цель
Фильм
Рефлексия (графическая, рисуночная, текстовая и т.д.)
Газета
Сообщение
Спектакль
Танец
Модель
План действий
Поделка
Интеллект-карта
Модель решения задания (алгоритм, схема, таблица и т.д.
Фильм
Пантомима
Формула
Интеллект-карта
Инсценировка
Синквейн
Листовка
Памятка
Мини-сочинение
Рецензия
Эссе
Пример:
Целеполагание:
Информатика
Задание: назови причины, почему ты хочешь изучать этот предмет (тему) (задание выполняется в начале учебного года или в начале изучения темы).
Виктория В., 8 класс:
" Информатика самый любимый мой предмет. Мои хорошие успехи по информатике приносят радость мне и моей маме. Хочу в этом году научиться лучше рисовать с помощью компьютера – сейчас я рисую не очень хорошо, на «детском» уровне. Кроме программы Paint буду учиться работать в Photoshop и CorelDraw, мне это нужно, чтобы стать дизайнером. Хочу создать портфолио своих работ.«
Анализ целей:
- Отношение предмету – любимый предмет
- Отношение к себе:
- Цели устремления – получать радость от предмета Цели саморазвития – научиться лучше рисовать и работать в новых программах Цели самоопределения – мне это нужно, чтобы стать дизайнером Цели самоутверждения – создать портфолио
- Цели устремления – получать радость от предмета
- Цели саморазвития – научиться лучше рисовать и работать в новых программах
- Цели самоопределения – мне это нужно, чтобы стать дизайнером
- Цели самоутверждения – создать портфолио
- Отношение к другим людям – приносить радость маме
УУД:
- Ценностно-смысловые – самоопределение, эмоциональное поведение, отношение к миру
- Оргдеятельностные – постановка целей, прогнозирование результата, самооценка.
- Коммуникативные – умение выражать свои мысли, управлять деятельностью в своих интересах и интересах своей семьи.
- Когнитивные – структурирование знаний, получение знаний и опыта в предметной деятельности.
- Креативные – наличие собственного мнения и его формулирование, создание собственного продукта.
Портрет ученика школы в рамках ФГОС ООО
Критерий:
Татьяна
Дана
Анализ успешности по портфолио
Много грамот по предметам и по участию в конкурсах
Оценка учителей
Много грамот по предметам и по участию в конкурсах
Внимательна, способна к длительной сосредоточенной работе, есть творческие способности
Приоритет
Рейтинг по предметам
Математика
Честолюбива, активна, исполнительна, способна решать сложные (для своего возраста) задачи, слишком подвижна
5,0
Оценка психолога
Математика
4,7
Низкий уровень школьной мотивации
Собственные наблюдения
Высокий уровень школьной мотивации
Таня - способный, творческий ребенок. Очень аккуратна и дисциплинированна, честолюбива.
Дана - способна к бо́льшим достижениям, но не хватает чувства уверенности в себе и усидчивости, испытывает дефицит источников информации
Оценка психолога:
ВЫВОД:
Сентябрь 2015 г.
Высокий уровень школьной мотивации :
- у таких детей есть познавательная мотивация, стремления наиболее успешно выполнять предъявляемые школьные требования. Ученики стремятся четко следовать всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворенные отметки.
?
Низкий уровень школьной мотивации :
– эти дети посещают школу неохотно, возможно испытывают некоторые трудности (в учебной деятельности, в общении со сверстниками, с педагогом).
Рекомендации по проведению психолого – педагогической коррекции с учащимися, имеющими низкий уровень школьной адаптации:
Педагог-психолог.
Причины нарушения школьной адаптации
Коррекционные мероприятия
- Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребёнка, отсутствие помощи и внимания со стороны взрослых.
Специальные беседы с ребёнком, в ходе которых надо установить причины низкого уровня сформированности учебных навыков и дать рекомендации родителям, воспитателям, учителям – предметникам.
- Завышенные требования некоторых учителей – предметников к знаниям, умениям, навыкам учащихся.
Подбор совместно с учителями и классными руководителями методов и способов индивидуальной работы с учащимися, имеющими низкий уровень адаптации.