СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пошив блузки.Подготовка ткани к раскрою.Раскладка деталей выкройки блузки на ткани.Раскрой блузки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по швейному делу для обучающихся 8 класса.

Просмотр содержимого документа
«Пошив блузки.Подготовка ткани к раскрою.Раскладка деталей выкройки блузки на ткани.Раскрой блузки.»

Конспект урока в 8 классе

Тема урока: Пошив блузки. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка деталей выкройки блузки на ткани и раскрой.

Цели:

Образовательная: Формировать знания обучающихся по подготовке ткани к раскрою; научить последовательности раскладки деталей выкройки блузки на ткани; совершенствовать умения учащихся по раскрою деталей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани;

Коррекционная: Корректировать мышление с помощью кроссворда, проблемных вопросов; речь через умение высказывать своё мнение, словарную работу; память через актуализацию прошлого опыта; наблюдательность через выполнение практического задания по подготовке ткани к раскрою; пространственную ориентацию при раскладке деталей выкройки на ткань; мелкую моторику и координацию движений при раскрое изделия.

Воспитательная: Воспитывать дружеские отношения в коллективе путём создания среды творческого общения, а также адекватную самооценку, используя ситуацию успеха каждого ученика; трудолюбие; повышать положительную мотивацию к профессии швеи.

Тип урока: изучение нового материала.

Словарь: декатирование.

Оборудование: компьютер, тетрадь, инструкционная карта, детали выкройки блузки, ткань, чертёжные инструменты и приспособления, ножницы, гладильная доска, утюг, проутюжильник.

Ход урока.

I. Организация урока.

  • Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим изучать тему по изготовлению блузки.

Наша задача, научиться подготавливать ткань к раскрою, раскладывать детали выкройки блузки на ткани и раскраивать блузку.

Продолжим урок с проверки знаний, которые вы получили на прошлых уроках.

II. Актуализация знаний.

1. Назовите одну из видов ткани, которую применяют при пошиве блузки?

2. Назовите один из видов швов, который применяют при пошиве блузки?

( стачной).?

3. По способу носки блузки, это какое изделие?

III. Изучение нового материала.

Учитель:

1. Подготовка ткани к раскрою имеет несколько этапов работы.

- Декатирование ткани.

- Определение дефектов на ткани.

- Раскладка ткани для раскроя.

Остановимся на первом этапе работы: декатирование ткани.

Многие ткани обладают свойством усадки. Чтобы изделие в процессе носки не потеряло своей первоначальной формы и размера, ткань следует продекатировать. Это значит, что ткань необходимо увлажнить, и проутюжить. При влажно-тепловой обработки, ткань даёт усадку. Этот процесс называется – декатированием.

(учитель демонстрирует показ выполнения декатирования).

Второй этап подготовки ткани к раскрою: определение дефектов ткани. Проверяют ткань внешним осмотром с целью выявления ткацких пороков и пороков крашения. При обнаружении дефекта, надо обвести это место мелом, сухим мылом или отметить, проложив прямые стежки цветными нитками.

(учитель демонстрирует показ обнаружения дефекта на ткани.

Третий этап подготовки ткани к раскрою, это раскладка ткани для раскроя. Подготовленную ткань раскладывают на раскройном столе, срезают кромки. Определяют направление рисунка, лицевую и изнаночную сторону ткани. От этого зависит способ раскладки деталей выкройки на ткани. Ткань для раскроя чаще всего перегибают по долевой нити лицевой стороной внутрь (всгиб) по средней линии с учётом центра рисунка , уравнивают долевые срезы, скалывают, выравнивают поперечные срезы. Ткани, имеющие ширину 140—160 см, перегибают по поперечной нити (вразворот) лицевой стороной внутрь по средней линии, уравнивают долевые срезы, скалывают, выравнивают поперечные срезы.

(учитель демонстрирует показ раскладки ткани для раскроя).

2.Раскладка деталей выкройки на ткани. Все детали раскладывают по направлению долевой нити ткани и отметке на деталях выкройкиПри раскладке необходимо учитывать рисунок и вид тканиСначала на ткани раскладывают крупные детали (передняя полочка, задняя полочка, рукава, ). Мелкие детали выкройки (карманы, пояс) раскладывают между крупными с учетом направления долевой нити, рисунка, припусков на швы. Детали прикалывают к ткани булавками в направлении от работающего или справа налево. (учитель демонстрирует показ раскладки деталей выкройки на ткани)

IV. Работа в тетради:

1.Записать дату и тему урока.

2. Записать основные этапы подготовки ткани к раскрою.

3. Записать словарное слово: декатирование – это значит, что ткань необходимо увлажнить, слегка просушить и затем проутюжить.

V. Закрепление нового материала.

Для чего выполняют декатирование ткани? (декатирование ткани выполняют для того, чтобы ткань дала усадку)

Почему перед раскроем следует провести внешний осмотр ткани? (осмотр ткани проводится для выявления дефектов ткани)

Расскажите процесс раскладки ткани для раскроя? ( в первую очередь необходимо разложить крупные детали, это передняя и задняя полочка, а затем мелкие детали)

Что необходимо учитывать при раскладке выкройки на ткани? (при раскладке выкройки на ткани необходимо учитывать рисунок и вид ткани).

Каким будет изделие в готовом виде, если его раскроили без учёта припусков на швы? (если изделии раскроено по индивидуальным меркам, то в готовом виде оно будет узким).

Для чего во время раскладки ткани для раскроя проверяют ткань на наличие дефектов? (если не проверить ткань на наличие дефектов, то изделие, в котором имеется дефект будет не эстетичным, и не пригодным для носки).

Учитель:

Скажите, какие инструменты вам понадобятся для работы на уроке, с учётом темы урока. ( чертёжные инструменты, ножницы, мел портновский).

- А ещё, вам для работы понадобится утюг. Поэтому, вспомним правила безопасной работы с ножницами и утюгом.

VI. Инструктаж по Т/Б с утюгом, ножницами и булавками.

VII. Физминутка.

Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова

(для улучшения циркуляции крови )

Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.

Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.

Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.

Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.

Учитель:

- На основе изученного материала вам предстоит выполнить практическую работу по подготовке ткани к раскрою, раскладки деталей выкройки брюк на ткани и раскрой брюк. Работать будете по инструкционной карте, которая находится у вас на рабочем столе.

VIII. Практическая работа. Подготовка ткани к раскрою, раскладка деталей выкройки блузки на ткани и раскрой блузки.

Ход работы:

1. Подготовить ткань к раскрою: определить волокнистый состав ткани, лицевую и изнаночную стороны, направление долевой нити, проверить качество ткани — нет ли разрывов, недостатков крашения. Выполнить работу по декатированию ткани в зависимости от ее волокнистого состава.

2. Сложить ткань лицевой стороной внутрь, уравнять кромки, сколоть, выровнять поперечные срезы.

3. Наложить крупные детали выкройки на ткань с учётом направления долевой нити, приколоть булавками, обвести контуры деталей выкройки.

Примечание. Мелкие детали выкройки раскраивать из выпадов ткани.

4.Отложить величину припусков на обработку срезов и провести новые линии контуров выкройки цельнокроеного платья с учётом припусков.

Проверка качества работы:

- Детали выкройки разложены в соответствии с рисунком на ткани.

- Обмеловка деталей выполнена ровно.

- Присутствуют припуски на швы.

5. Раскроить детали блузки по линиям припусков.

6.Отколоть детали выкройки, сколоть и аккуратно сложить детали кроя.

Целевой обход учителя. (Учитель, обходя класс, рабочие места, контролирует поэтапную работу обучающихся, приёмы выполнения работы, техники безопасности .)

Индивидуальная работа: Бочаров Ал.,Перепелица Ал. – оказание помощи при раскладке деталей выкройки на ткани.

Проверка качества работы. Самоконтроль.

1. Детали блузки вырезаны ровно, с учётом припусков на швы.

IX. Подведение итогов.

Учитель: Сегодня на уроке вы познакомились с подготовкой ткани к раскрою, раскладкой деталей выкройки блузки на ткани и раскроем блузки. От освоения этих практических приёмов зависит качество и дальнейшее изготовление изделия. Поэтому знания и умения, полученные сегодня, возможно, пригодятся вам в дальнейшей вашей жизни, если вы освоите профессию, связанную с пошивом одежды.

- Что значит, декатирование ткани?

- Почему необходимо учитывать вид ткани и рисунок при раскладке деталей выкройки на ткань?

- Какие виды дефектов бывают?

- Какие детали выкройки раскладывают в первую очередь на ткани?

Оценка работы учащихся на уроке.





























Конспект урока в 8 классе

Тема урока: Подготовка ткани к раскрою. Раскладка деталей выкройки цельнокроеного платья на ткани и раскрой.

Цели:

Образовательная: Формировать знания обучающихся по подготовке ткани к раскрою; научить последовательности раскладки деталей выкройки цельнокроеного платья на ткани; совершенствовать умения учащихся по раскрою деталей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани;

Коррекционная: Корректировать мышление с помощью кроссворда, проблемных вопросов; речь через умение высказывать своё мнение, словарную работу; память через актуализацию прошлого опыта; наблюдательность через выполнение практического задания по подготовке ткани к раскрою; пространственную ориентацию при раскладке деталей выкройки на ткань; мелкую моторику и координацию движений при раскрое изделия.

Воспитательная: Воспитывать дружеские отношения в коллективе путём создания среды творческого общения, а также адекватную самооценку, используя ситуацию успеха каждого ученика; трудолюбие; повышать положительную мотивацию к профессии швеи.

Тип урока: изучение нового материала.

Словарь: декатирование.

Оборудование: компьютер, тетрадь, инструкционная карта, детали выкройки брюк, ткань, чертёжные инструменты и приспособления, ножницы, гладильная доска, утюг, проутюжильник.

Ход урока.

I. Организация урока.

  • Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим изучать тему по изготовлению цельнокроеного платья.

Наша задача, научиться подготавливать ткань к раскрою, раскладывать детали выкройки цельнокроеного платья на ткани и раскраивать платье.

Продолжим урок с проверки знаний, которые вы получили на прошлых уроках.

II. Актуализация знаний.

1. Назовите одну из видов ткани, которую применяют при пошиве цельнокроеного платья?

2. Назовите один из видов швов, который применяют при пошиве цельнокроеного платья?

( стачной).

3.Какие виды карманов можно применить при пошиве платья?

4. По способу носки цельнокроеного платья, это какое изделие?

III. Изучение нового материала.

Учитель:

1. Подготовка ткани к раскрою имеет несколько этапов работы.

- Декатирование ткани.

- Определение дефектов на ткани.

- Раскладка ткани для раскроя.

Остановимся на первом этапе работы: декатирование ткани.

Многие ткани обладают свойством усадки. Чтобы изделие в процессе носки не потеряло своей первоначальной формы и размера, ткань следует продекатировать. Это значит, что ткань необходимо увлажнить, и проутюжить. При влажно-тепловой обработки, ткань даёт усадку. Этот процесс называется – декатированием.

(учитель демонстрирует показ выполнения декатирования).

Второй этап подготовки ткани к раскрою: определение дефектов ткани. Проверяют ткань внешним осмотром с целью выявления ткацких пороков и пороков крашения. При обнаружении дефекта, надо обвести это место мелом, сухим мылом или отметить, проложив прямые стежки цветными нитками.

(учитель демонстрирует показ обнаружения дефекта на ткани.

Третий этап подготовки ткани к раскрою, это раскладка ткани для раскроя. Подготовленную ткань раскладывают на раскройном столе, срезают кромки. Определяют направление рисунка, лицевую и изнаночную сторону ткани. От этого зависит способ раскладки деталей выкройки на ткани. Ткань для раскроя чаще всего перегибают по долевой нити лицевой стороной внутрь (всгиб) по средней линии с учётом центра рисунка , уравнивают долевые срезы, скалывают, выравнивают поперечные срезы. Ткани, имеющие ширину 140—160 см, перегибают по поперечной нити (вразворот) лицевой стороной внутрь по средней линии, уравнивают долевые срезы, скалывают, выравнивают поперечные срезы.

(учитель демонстрирует показ раскладки ткани для раскроя).

2.Раскладка деталей выкройки на ткани. Все детали раскладывают по направлению долевой нити ткани и отметке на деталях выкройкиПри раскладке необходимо учитывать рисунок и вид тканиСначала на ткани раскладывают крупные детали (передняя полочка, задняя полочка, рукава, ). Мелкие детали выкройки (карманы, пояс) раскладывают между крупными с учетом направления долевой нити, рисунка, припусков на швы. Детали прикалывают к ткани булавками в направлении от работающего или справа налево. (учитель демонстрирует показ раскладки деталей выкройки на ткани)

IV. Работа в тетради:

1.Записать дату и тему урока.

2. Записать основные этапы подготовки ткани к раскрою.

3. Записать словарное слово: декатирование – это значит, что ткань необходимо увлажнить, слегка просушить и затем проутюжить.

V. Закрепление нового материала.

Для чего выполняют декатирование ткани? (декатирование ткани выполняют для того, чтобы ткань дала усадку)

Почему перед раскроем следует провести внешний осмотр ткани? (осмотр ткани проводится для выявления дефектов ткани)

Расскажите процесс раскладки ткани для раскроя? ( в первую очередь необходимо разложить крупные детали, это передняя и задняя половинка, а затем мелкие детали)

Что необходимо учитывать при раскладке выкройки на ткани? (при раскладке выкройки на ткани необходимо учитывать рисунок и вид ткани).

Каким будет изделие в готовом виде, если его раскроили без учёта припусков на швы? (если изделии раскроено по индивидуальным меркам, то в готовом виде оно будет узким).

Для чего во время раскладки ткани для раскроя проверяют ткань на наличие дефектов? (если не проверить ткань на наличие дефектов, то изделие, в котором имеется дефект будет не эстетичным, и не пригодным для носки).

Учитель:

Скажите, какие инструменты вам понадобятся для работы на уроке, с учётом темы урока. ( чертёжные инструменты, ножницы, мел портновский).

- А ещё, вам для работы понадобится утюг. Поэтому, вспомним правила безопасной работы с ножницами и утюгом.

VI. Инструктаж по Т/Б с утюгом, ножницами и булавками.

VII. Физминутка.

Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова

(для улучшения циркуляции крови )

Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.

Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.

Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.

Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.

Учитель:

- На основе изученного материала вам предстоит выполнить практическую работу по подготовке ткани к раскрою, раскладки деталей выкройки брюк на ткани и раскрой брюк. Работать будете по инструкционной карте, которая находится у вас на рабочем столе.

VIII. Практическая работа. Подготовка ткани к раскрою, раскладка деталей выкройки брюк на ткани и раскрой брюк.

Ход работы:

1. Подготовить ткань к раскрою: определить волокнистый состав ткани, лицевую и изнаночную стороны, направление долевой нити, проверить качество ткани — нет ли разрывов, недостатков крашения. Выполнить работу по декатированию ткани в зависимости от ее волокнистого состава.

2. Сложить ткань лицевой стороной внутрь, уравнять кромки, сколоть, выровнять поперечные срезы.

3. Наложить крупные детали выкройки на ткань с учётом направления долевой нити, приколоть булавками, обвести контуры деталей выкройки.

Примечание. Мелкие детали выкройки раскраивать из выпадов ткани.

4.Отложить величину припусков на обработку срезов и провести новые линии контуров выкройки цельнокроеного платья с учётом припусков.

Проверка качества работы:

- Детали выкройки разложены в соответствии с рисунком на ткани.

- Обмеловка деталей выполнена ровно.

- Присутствуют припуски на швы.

5. Раскроить детали цельнокроеного платья по линиям припусков.

6.Отколоть детали выкройки, сколоть и аккуратно сложить детали кроя.

Целевой обход учителя. (Учитель, обходя класс, рабочие места, контролирует поэтапную работу обучающихся, приёмы выполнения работы, техники безопасности .)

Индивидуальная работа: Шатилова Вика,Черкашина Женя – оказание помощи при раскладке деталей выкройки на ткани.

Проверка качества работы. Самоконтроль.

1. Детали цельнокроеного платья вырезаны ровно, с учётом припусков на швы.

IX. Подведение итогов.

Учитель: Сегодня на уроке вы познакомились с подготовкой ткани к раскрою, раскладкой деталей выкройки цельнокроеного платья на ткани и раскроем платья. От освоения этих практических приёмов зависит качество и дальнейшее изготовление изделия. Поэтому знания и умения, полученные сегодня, возможно, пригодятся вам в дальнейшей вашей жизни, если вы освоите профессию, связанную с пошивом одежды.

- Что значит, декатирование ткани?

- Почему необходимо учитывать вид ткани и рисунок при раскладке деталей выкройки на ткань?

- Какие виды дефектов бывают?

- Какие детали выкройки раскладывают в первую очередь на ткани?

Оценка работы учащихся на уроке.



































V. Изложение нового материала. 10 мин

Сообщение познавательных сведений.

Перед раскроем изделия надо подготовить ткань к раскрою.

Многие ткани обладают свойством усадки. Чтобы изделие в процессе носки не потеряло своей первоначальной формы и размера, ткань следует продекатировать.

Шерстяные ткани (плательные) обычно декатируют через влажный проутюжильник (кусок плотной ткани, желательно льняной) в долевом направлении. При этом не следует долго водить утюгом, так как ткань может стать наиболее жесткой. Затем дают ткани остыть и просохнуть.

Односторонние шерстяные и креповые ткани увлажняют обычным сбрызгиванием или через распылитель. Завертывают в простынь и оставляют на несколько часов, после чего ткань проутюживают не очень горячим утюгом с изнанки по долевой нити.

Штапельные ткани и искусственные шелка лучше всего опустить на 15 минут в слегка теплую подсоленную воду, подкрахмалить, осторожно отжать, не выкручивая, затем завернуть в простыню на 2-3 часа. Утюжат ткань с изнаночной стороны, не очень горячим утюгом.

Хлопчатобумажную ткань смачивают в теплой воде, отжимают, просушивают и отутюживают.

Следует помнить, что некоторые ткани (шерсть, бархат, синтетические) увлажнять нельзя, так как на них остаются пятна или морщины, которые не исчезают и после утюжки. Поэтому прежде чем декатировать ткань, надо проверить на кусочке, как она реагирует на увлажнение.

1. Подготовка ткани к раскрою.

Определить ткань по волокнистому составу.

Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки.

Определить направление на ткани долевой нити, лицевую и изнаночную сторону, направление рисунка ткани и его характер, для того чтобы все это учесть при раскладке выкроек. Проверить дефекты.

Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок, сколоть.

Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.

2. Раскладка деталей выкройки на ткани.

При раскладке выкроек надо учитывать некоторые свойства ткани. Из жестких, упругих тканей выкраивать проще, чем из легких, сыпучих и скользящих. Особое внимание при раскладке обратите на ткани с односторонним направлением рисунка. Здесь надо следить, чтобы на всех деталях изделия рисунок был направлен в одну сторону. В ворсовых тканях проверяют направление ворса и оттенка. При раскрое из вельвета и бархата детали выкроек раскладывают последовательно в направлении ворса снизу вверх.

При раскрое изделий из фланели или байки детали выкроек расположите в направлении ворса сверху вниз, тогда во время носки ворс не будет подниматься. На тканях в полоску и клетку детали выкроек расположите так, чтобы в местах соединения деталей (на швах) полоска или клетка совпадали по цвету, ширине и проходили точно по середине полочки и спинки.

Читайте также: Повышенная порозность капилляров способствует обратной диффузии лс в ткани

По своему размеру клетки в тканях могут быть мелкими, средними и крупными. Кроме размера, они отличаются цветом, величиной квадратов, шириной и порядком чередования полос. Если в рисунке клетки ткани можно найти среднюю линию, которая делит клетку на две равные части во всех направлениях, такая клетчатая ткань называется симметричной.

При раскрое линию симметрии надо совместить со средней линией выкройки.

Раскладку выкроек на ткани проводят двумя способами:

в сгиб – ткань сложена вдвое по длине лицевой стороной вовнутрь;

в разворот- ткань развернута в ширину.

Разложить на ткани большие детали, начиная с полочки, отступив от среза на величину припуска на швы.

Выкройки на ткани с направленным рисунком должны располагаться в одном направлении. Если ткань с крупным рисунком, необходимо , чтобы правая и левая стороны были симметричны по рисунку

Направление нитей основы на выкройке должны совпадать с направлением на ткани.

Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной.

Линии, по которым будет производиться раскрой, и контрольные точки проводят остро заточенным мелом или мылом.

Раскроить детали изделия по линиям припусков на швы.

К первой примерке вырезать только крупные основные детали.

Мелкие детали рекомендуется вырезать после внесенных уточнений.

V. Закрепление знаний учащихся. 5 мин

Сделать раскладку на миллиметровой бумаге в м 1:4. Взаимоконтроль.

Выбрав рациональную раскладку выкроек, учащиеся приступают к практической работе.

Практическая работа »Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой».

Изучить технологию подготовки ткани к раскрою.

Подготовить ткань к раскрою.

Разложить детали выкройки на ткани.

Правильно ли расположены выкройки на ткани с учетом рисунка?

Совпадает ли направление долевой нити на ткани с обозначением ее на выкройке?

Точно ли выполнена обводка деталей? Все ли контрольные точки отмечены на ткани?

Правильно ли даны припуски?

Все ли детали кроя в наличии?

Нанесены ли контрольные точки по линии талии.

Равномерны ли припуски на швы?

Указано ли направление долевой нити ткани.

ознакомление с учебно-технической документацией.

предупреждение о возможных трудностях;

инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, булавками.

VI. Самостоятельная работа учащихся по УТД. (10мин)

1 Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

2. Формирование новых умений:

проверка организованности начала работы учащ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!