СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пословицы и поговорки с концептом „дом” в школьном курсе русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пословицы и поговорки с концептом „дом” в школьном курсе русского языка»

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ С КОНЦЕПТОМ „ДОМ” В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Скрипникова Анна Александровна

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Стряпчая С.А. Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО КФУ

им. В.И. Вернадского в г. Ялта


Пословицы и поговорки ─ фольклорный жанр, в котором наиболее ярко отражается мудрость народная.

Пословицы и поговорки, входящие в предмет изучения фразеологии в курсе русского языка шестого класса, содержат неповторимую национально-культурную информацию, они выражают национальные концепты и помогают раскрыть и понять сущность менталитета русского народа, так как в них „живёт” его многовековая философия. Этим положением обусловливается возможность и необходимость развития у учащихся социокультурной компетенции, в которой особое место занимает формирование национального сознания.

Анализ пословиц и поговорок с концептом дом имеет большое образовательное и воспитательное значение, так как дом ─ один из древнейших артефактов, представленных в культуре славянского народа, на котором построен менталитет, история и культура русского человека [3].

По степени понимания пословиц можно судить об уровне овладения языком. В школу дети приходят, уже имея значительный багаж словарного запаса и речевой практики. Однако опыт показывает, что многогранность и многоплановость пословиц и поговорок, наличие в них подтекста, скрытых смыслов, аллегорий, а также неумение расширить и обобщить ситуацию, отраженную в пословице, соотнести её с реальной на основе жизненного опыта для адекватного понимания, затрудняют осознание школьниками всей полноты смысла малых жанров фольклора [5].

Практическое использование пословиц и поговорок, содержащих понятие дом, возможно в школе на уроках развития речи. Основная цель данных занятий ─ сформировать у школьников представление о значимости дома в русском сознании, роли дома в жизни человека, познакомить с культурой русского народа на материале пословиц и поговорок как произведений устного народного творчества, имеющих специфические особенности. При этом особое значение должно придаваться пониманию богатства и выразительности пословиц и поговорок, меткости, точности, образности их языка, осмыслению прямого и переносного смысла [4]. На реализацию данной цели направлены различные упражнения, выяснение смысла пословицы, конкурсы-викторины (”Кто больше вспомнит пословиц?”), загадки-ребусы, где ответ ─ пословица, продуцирование речевых ситуаций с использованием данного фольклорного материала, игра, в которой учащимся предлагается исправить пословицу (например, В чужом доме не едят (не указывают), Дом красится мебелью (хозяином) и продолжить её (например, Не красна изба углами, красна…(пирогами), игра „Нарисуй пословицу”, составление пословиц из фрагментов и другие подобные задания. Возможно также проведение классификации пословиц с концептом дом по заданным рубрикам (то, чем представляется дом в русском сознании): дом ─ Родина (Дома и стены помогают (здесь дом выступает в значении родного края), дом ─ защитник (Мой дом ─ моя крепость), дом ─ хранитель законов (В чужом доме не указывают), дом ─ место отдыха и другие.

Чтобы сделать урок живым и более интересным для детей, возможно использование технических средств, например, смарт-доски. С её помощью можно показать учащимся портреты собирателей фольклорных жанров: В. И. Даля, А. Н. Афанасьева, В. П. Аникина и других, дать краткие биографические справки; показать пример словарной статьи фразеологического словаря, словаря пословиц и поговорок; продемонстрировать результаты конкурса „Нарисуй пословицу” или просто вывести основные определения, используемые на уроке (например, пословицы и поговорки).

В результате систематической работы по обогащению речи учащихся пословицами и поговорками ученики не только должны познакомиться с новым фольклорным материалом, но и научиться находить его в тексте, определять цель употребления, правильно понимать, произносить, чтобы потом использовать в своей речи. Поэтому основная цель изучения пословиц и поговорок на уроке содержит в себе воспитательный аспект (привитие чувства патриотизма, чувства гордости за красоту и выразительность русской речи), развитие речи учащихся. Ведь шестым классом изучение малого фольклорного жанра не заканчивается. Эта „копилка” мудрости народной может выступать как изобразительно-выразительное средство в художественной литературе, встретится при изучении других разделов курса русского языка, например, синтаксиса, ну и, наконец, будет сопровождать нас в течение всей жизни.

Резюме

В статье рассмотрена возможность использования в школьном курсе русского языка пословиц и поговорок с национально значимым концептом „дом” с целью развития речи учащихся, обогащения их активного словаря. Пословицы и поговорки способствуют формированию логического, творческого мышления, развитию памяти, воображения, творческих способностей учащихся.

Ключевые слова: пословица, поговорка, концепт, урок развития речи.

Резюме

У статті розглянуто можливість використання у шкільному курсі російської мови прислів’їв та приказок з національно вагомим концептом „дім” з метою розвитку мовлення школярів, збагачення їх активного словникового запасу. Прислів’я та приказки сприяють формуванню логічного, творчого мислення, розвитку пам’яті, уявлення, творчих здібностей школярів.

Ключові слова: прислів’я, приказка, концепт, урок розвитку мовлення.

Summary

The article discusses the use of Russian proverbs and sayings with nationally important concept „house” for the speech development of pupils, enrich their active vocabulary in a school course. Proverbs and sayings are devices in forming the logical, creative mentality, memory development, imagination.

Key words: proverb, saying, concept, the lesson on speech development.

Литература

1. Аникин В. П. Русские пословицы и поговорки / Аникин В. П. ─ М.: Художественная литература, 1988. ─ 431 с.

2. Даль В. И. Пословицы русского народа / Даль В. ─ М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. ─ 991 с.

3. Верещагин Е. М. Дом бытия языка: В поисках новых путей развития лингвострановедения: Концепт логоэпистемы / Верещагин Е. М. , Костомаров В. Г. ─ М.: Икар, 2000. ─ 124 с.

4. Гордиця Г. Майстер-класс із фразеології / Г. Гордиця // Вивчаємо українську мову та літературу. ─ 2008. ─ № 26. ─ С. 16─23.

5. Сульниченко В. Н. Коммуникативно-речевые аспекты системного подхода к изучению фразеологических единиц в школе / В. Н. Сульниченко // Русский язык и литература в учебных заведениях. ─ 2007. ─ № 1. ─ С. 50─57.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!