СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пособие по росписи ткани часть2

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое учебное пособие «Художественная роспись текстильных изделий» направлено на изучение различных техник художественной росписи по ткани и может использоваться как учебное пособие для курсов повышения квалификации, дополнительного образования.

    Данное пособие создано для тех, кто выбрал художественную роспись текстильных материалов в качестве профессии или хобби.

Просмотр содержимого документа
«пособие по росписи ткани часть2»

  1. Методические указания к выполнению практических работ в технике «свободная роспись».



5.1 История возникновения. Основные приемы росписи.

Родиной этой техники считается Древний Китай. Если в других странах ткани украшенные ручной росписью применялись исключительно для национальной и ритуальной одежды, то в Китае батик стал применяться для украшения интерьера. Это были различные настенные панно – свитки и ширмы, на которых изображались пейзажи и растительные мотивы. Нередко на них присутствовали фигуры людей и животных.

Свободная роспись внешне очень близка к восточным техникам живописи. Мягкие живописные переходы, легкое, «воздушное» исполнение, по характеру похожи на нежный легкий набросок.

Эта техника требовала от мастеров твердости руки и точности мазка, четкости и размытости пятна одновременно. В древних работах не было буйства красок, и внимание уделялось не столько цвету, сколько оттенкам. Даже очень светлые элементы имели большой диапазон тоновых градаций, оттенков и нюансов.

Подобная роспись была также распространена и в Японии, где применялась как для украшения национальной одежды, так и в качестве декора интерьера.

В свободной росписи существует несколько различных приемов:

- «свободная роспись» по сухой ткани

- «свободная роспись» по увлажненной ткани

- «свободная роспись» с использованием поваренной соли

- «свободная роспись» с применением загусток

5.2 Инструменты и материалы.

1. Ткань (белая, шелковая)

2. Раздвижная рама для росписи ткани

3. Красители для ткани

4. Кисти разной толщины

5. загустки

6. палитра

7. емкости для воды, красителей и загусток



5.4 Виды загусток и рецептура их приготовления.



Сальвитоза растворяется в воде при температуре 25 градусов по Цельсию, образуя загустку которая хорошо наносится и полностью удаляется с ткани после запаривания. Смесь 100-120 грамм сальвитозы с 900-880 мл воды оставляют на один – два часа, затем размешивают и процеживают.

Трагант – застывший сок кустарника типа каучуконосных. Имеет вид роговидных пластинок белого, желтого и коричневого цветов. Для получения загустки берут траганта 60-80 грамм, воды 940-920 мл. Трагант заливают холодной водой и оставляют на сутки, затем разваривают на водяной бане в течение 3-4 часов. Готовую загустку протирают через сито.

Декстрин – клеящее вещество, хорошо растворимое в воде. Для приготовления загустки из декстрина берут 125-150 грамм декстрина и 875-850 мл воды, размешивают декстрин с небольшим количеством воды, потом разваривают в течение часа при помешивании на водяной бане до получения прозрачной массы. Готовую загустку процеживают через сито.

Крахмал – картофельный или рисовый. Загустка из крахмала готовится также как из траганта.



5.5 Технологическая последовательность работы в технике «свободная роспись».



Для работы в технике «свободная роспись» техническую кальку делать не целесообразно. Но чтобы выполнить работу нужен хороший цветной эскиз. От художника требуется точно передать пропорции изображаемых объектов, основные очертания которых можно наметить светлыми тонами красителей.

Натяжение ткани на раму

От натяжения ткани на раму во многом зависит качество работы. Ткань натягивается, начиная от прикрепленной к рейке струбцины, лицевой стороной вверх. Растягивать ее нужно очень аккуратно, чтобы не оставить на ткани затяжки и не порвать ее. Ткань необходимо натягивать как можно лучше, чтобы при росписи изделия красителями, ткань не провисала и не касалась стола.

«Свободная роспись» по сухой ткани.

Отличается графичностью. Прорисовка мотивов производится точками, штрихами, небольшими мазками, так как если наносить большие мазки вокруг них будут появляться темные ореолы. Работать можно как по белой, так и по тонированной ткани. Данный прием основан на оптическом смешении цветов. Точки и штрихи не должны сливаться в кляксы. Если необходим плотный рисунок, нужно дать просохнуть первому слою, и лишь затем наносить следующий (рис. 21, 23).



«Свободная роспись» по увлажненной ткани.

Вода препятствует растеканию красителя по ткани и помогает сохранить заданные контуры формы, хотя смягчает их. По увлажненной ткани один цвет перетекает в другой. По ходу работы ткань подсыхает, и последние штрихи добавляются практически по сухому, что позволяет подчеркнуть рисунок там, где это необходимо. Роспись обычно начинают со светлых тонов, постепенно прописывая более насыщенными цветами.



«Свободная роспись» с применением соли.

При использовании соли нужно учитывать, что она высветляет краску, т. е. после высыхания цвета тускнеют. При работе с солью нужно брать цвета более насыщенные, чтобы после высыхания получить необходимые тона.

Соль можно использовать несколькими способами: во-первых в виде водного раствора, предварительно наносимого на ткань (рис 26), во-вторых, можно засыпать поверхность ткани сухой солью слоем 1-2 мм, и затем каплями наносить краситель, в-третьих, соль можно вводить в сам краситель, это не дает ему сильно растекаться и в-четвертых капать солевой раствор на предварительно нанесенный рисунок там где это необходимо.



«Свободная роспись» с применением загусток.

В качестве загусток используются: сальвитоза, трагант, декстрин, крахмал и различные клеевые растворы.

Загусткой можно покрывать всю поверхность ткани, а после ее высыхания работать красителями. Такой прием напоминает рисование по бумаге. Можно делать как жесткие очертания, так и размывать их (рис. 22, 24). Работа с применением загусток дает возможность покрывать ткань не целиком, а частично и сочетать этот прием с другими видами росписи. Загустку можно добавлять в краситель, который становится похожим на гуашь по консистенции. И работать таким красителем можно как гуашью мазками или перекрывая небольшие плоскости. Им можно осуществлять печать по трафарету при помощи губки. Такое разнообразие технологических приемов расширяет возможности художников занимающихся «свободной росписью».



рис.21 рис.22

рис.23



рис.24











рис.25



рис.26





Интересный эффект который можно получить при помощи загустки напоминает мраморирование.









Чтобы выполнить такую работу понадобится поднос на который тонким ровным слоем нужно нанести загустку (желательно из сальвитозы или обойного клея). Необходимо сделать так называемую «печатную» краску из смеси загустки и красителя. Чтобы цвета получились яркими в загустку лучше добавлять сухой краситель. Если добавлять жидкий краситель загустку следует брать более густую. Капаем печатную краску на сой загустки , находящийся на подносе и создаем рисунок при помощи палочки , которой как бы размешиваем цветную загустку. После этого аккуратно окунаем в эту смесь ткань, получая оттиск рисунка не ткани. Осторожно вытаскиваем ткань и кладем на ровную поверхность для высыхания.











Еще один способ, который можно условно отнести к «свободной росписи» выглядит так:





Для выполнения работы этим способом натягивать ткань на раму не нужно. Нам понадобится поднос. Его величина зависит от размера изделия. Перед началом работы мочим ткань, затем раскладываем ее на подносе, формируя складки (рис. 27). Наносим на ткань краситель свободными мазками. По складкам можно нанести более темные цвета (рис 28). После того как окрашена вся ткань ее нужно оставить на подносе до полного высыхания (рис.29). Таким образом можно расписывать ткани любой величины (рис. 30)



рис.27 рис.28 рис.29



рис.30

  1. Методические указания к выполнению практических работ в «Узловязание».

6.1 История возникновения.



«Узловязание» (его еще называют «узлозавязывание, узелковый батик) – эта техника росписи, а точнее окрашивания ткани в разных странах имеет разны названия. «Узловязание» один из древнейших видов ручной росписи ткани. Родиной этой техники считается Северная Индия. Там такой вид окрашивания ткани назывался «бандхан» - что в переводе с индийского – «обвяжи-окрась».

Бандхан использовался, в основном, для украшения свадебного платья невесты («ткани юности и семейного счастья»). Узел – считался символом счастья, отсюда и поверье, что чем больше узелков будет украшать платье невесты, тем счастливее будет ее семейная жизнь.

Узоры делились на два основных стиля, различаясь по сложности и тщательности проработки:

1. Гхарчола – узоры очень сложные. Большие, многофигурные композиции, составленные из часто расположенных мельчайших узелков. При крашении использовалось до семи цветов.

2. Чунари – узоры менее сложные: либо пятнышки одного размера, рассеянные по полю ткани, либо разных размеров, также разбросанные по всей материи.

Узелки завязывали при помощи провощенных нитей. Воск был необходим для того, чтобы краситель не окрашивал нити, через которые мог проникнуть и на ткань. Суть «узловязания» в том, чтобы посредством нити, которой сильно перетягивается ткань, препятствовать проникновению красителя в места перетянутые нитками.

Качество работы оценивалось по количеству и величине кружочков, которые можно было увидеть после крашения ткани и удаления нитей ее перетягивающих.

Чтобы точно знать, где нужно завязывать узелки, ткань натягивали на тонкие заостренные палочки, шипы которых располагались в определенном порядке по заданному рисунку. Затем ткань снимали, а оставшиеся выпуклые следы указывали на места будущего расположения узлов. Этим занимались женщины и дети, так как своими тонкими пальчиками им удобнее было выполнять эту кропотливую и очень мелкую работу. А вот до процесса крашения они не допускались, этим занимались только мужчины. После окрашивания и удаления связывающих нитей ткань не разглаживали, благодаря чему создавался эффект «жатости».

Когда «узелковый батик» получил распространение в Китае и Японии появились определенные схемы сложения и последующего завязывания ткани. Один из таких способов, для получения своеобразной полосы получил название «лахерия». Для получения такого рисунка ткань свивали в тугой жгут и перевязывали отдельные ее детали. После первого завязывания ткань погружают в светлый краситель, после высыхания ткань связывают в дополнительных местах и снова окрашивают более темными и яркими цветами.

В Японии техника «узловязание» называлась «сибори» или - (от японского глагола «сибору» - что значит «скручивать, сжимать, сдавливать»). «Сибори» - сложный узелковый или стеганый способ крашения ткани. В Японии он имеет многовековую историю, но существует не только в Стране восходящего солнца. Подобные техники встречаются по всему миру: в Африке, Китае, Европе, Индии, Индонезии, Корее, Малайзии, в Южной и Северной Америке.

В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется «планги», что значит "пробел, пятно".

В каждой стране аналогичные способы крашения тканей называют по-разному, но это не влияет на суть технологии.

Узелковый батик, пожалуй, самый простой способ росписи ткани. Для создания необычных и красочных эффектов на ткани требуется лишь умелое завязывание различных узелков, ткань и, конечно, краски. При помощи нехитрых приспособлений и умения по-разному завязывать узлы можно создать разнообразные орнаментальные решения на ткани.



6.2 Инструменты и материалы.



1. Ткань

2. Красители для ткани

3. Веревки (шпагат синтетический разной толщины)

4. Различные зажимы

5. Ножницы

6. Иголки, нитки

7. резиновые перчатки

8. емкости для красителей и воды

9. Утюг, для фиксации складок

10. Кроме того, пригодятся камешки, бусинки, пуговицы, сушеный горох, которые можно помещать внутрь узелков


6.4 Схемы сложения и завязывания ткани. Крашение ткани в технике «узловязание».



Можно завязывать ткань в обычные узлы. Это делается по долевой нити или по косой.

 

 

С помощью узлов можно получить круги или концентрические круги.

 

 

 

Вместо узла часто используется обматывание ткани ниткой или веревкой. Обматывание можно сделать широким или узким.
Точки или маленькие кружочки можно получить, поддевая ткань иглой и одновременно обвязывая ее ниткой и затягивая петлю. Для лучших результатов нитку надо взять как можно толще и обматывать ее несколько раз.  

 

Для создания мраморного узора ткань нужно скомкать в клубок и обмотать веревкой. Если обвязывание и окрашивание клубка произвести несколько раз, можно получить более богатый и разнообразный узор. 

При крашении в узелковой технике дополнительно можно использовать горошины, бусины, камешки, круглые пуговицы, монетки.


Прошивание

Прошивание ткани используется, как правило, в сочетании с приемами складывания и обматывания нитками и веревками. Сначала необходимо разметить рисунок простым карандашом, затем по намеченным линиям прометать ткань суровой ниткой. Длина стежка должна быть не большой - не более 5 мм. После этого нить нужно сильно затянуть, чтобы краска не проникла в складки. Концы нитей служат обмоткой, но ее при желании можно усилить веревкой.

Прошивая ткань по диагонали, можно получить наклонные полосы. 
 

 

Сочетание складывания и прошивания позволяет получить рисунок в виде ромбов.
 

 

 

Таким способом можно создать любые геометрические узоры: зигзаги, квадраты, кривые линии, овалы и более сложные фигуры - в технике прошивания можно сделать практически любое изображение.



Еще один способ сложения и завязывания ткани: веревка кладется вдоль одного края ткани (концы веревки должны выходить за края полотна). Вся ткань обматывается вокруг веревки, скатывается в рулончик. Нужно потянуть за выступающие концы шнура и связать их между собой. В результате получается кольцо из скрученной ткани, похожее на пончик. После этого можно приступать к крашению.

 

Для сложения подойдут любые схемы для оригами. Складывая ткань по таким схемам, фиксируя бельевыми прищепками можно добиться очень интересных эффектов. Все зависит от фантазии самого художника. «Узловязание» хорошо сочетается с другими техниками росписи ткани.











7. Методические указания к выполнению практических работ в «Аэрография»

7.1 История возникновения. Виды трафаретов.



Аэрография, как новая техника живописи, долгое время не получала признания. Однако со временем аэрография заняла достойное место среди других техник и стала совершенно незаменимой в рекламно-издательской сфере, нашла она свое место и среди техник росписи по ткани.
Первый аэрограф был изобретен предположительно в 1893 г. Американский стоматолог Чарльз Бердик, увлекавшийся акварельной живописью, пытался создать приспособление, которое позволило бы ему наносить несколько слоев краски, не изменяя при этом цвет нижележащего слоя, В конце концов ему удалось воплотить свой замысел. Изобретенный прибор он назвал аэрографом, запатентовал и выполнил с его помощью несколько работ. Однако Академия художеств отказалась признать этот способ как живописную технику, Бердик, тем не менее, не отчаивался. Он поселился к Англии и открыл там фабрику по производству аэрографов, которую назвал «Фаунтин Браш».
Позже коллега Бердика отоларинголог Алан де Вилвисс, сконструировал похожий прибор, который можно было использовать для распыления краски и других веществ, в частности анестезирующих средств, духов и тд.
В 1920-е годы стали появляться новые фирмы по производству аэрографов, преимущественно в США. Одна т таких фирм была создана жителем Чикаго Дженсом Пааше, норвежцем по происхождению, который изобрел аэрограф Ihta/ueAB Турбо, значительно более совершенный по сравнению с прежними моделями. Это устройство можно было использовать также в качестве аэрографа-ластика, распылявшего тонкий слой абразивного порошка для высветления или удаления изображений, либо для чистки точных приборов и ювелирных изделий. Примерно в тоже время было создано большинство типов аэрографов, существующих и поныне; имеют расположенное по центру выходное отверстие, пусковой рычаг и воздушный шланг. За последние 80 лет в конструкцию аэрографа были внесены лишь незначительные изменения. В 1960-е годы в искусстве широкое распространение получили модернистские течения, провозглашался отказ от традиционных методов живописи, приветствовалось использование новых стилистических и художественных форм. Техника аэрографии широко использовалась представителями двух направлений модернистского искусства - поп-арта и суперреализма. Для основателей поп-арта источником вдохновения ста реклама. Аэрограф идеально подходил для создания рекламных плакатов, позволяя качественно ретушировать фотографии. В результате рекламируемый продукт преподносился в более привлекательном виде, чем он был на самом деле. Поп-арт, возникнув как массовая культура в безликом и равнодушном обществе, вполне удовлетворял его потребности. Это было оригинальное и дерзкое искусство. Сторонникам направления нравился безликий характер новой техники, поскольку они ставили перед собой целью изготовление привлекательной продукции, рассчитанной на массовое потребление и не несущей признаков индивидуальность художника. Аэрография, являясь незаменимым средством для представления рекламируемых товаров в очень привлекательном виде, тем не менее являла собой важную составляющую творческого процесса.
Путь аэрографии от изобретения до признания в качестве живописной техники был долгим и трудным, между тем значение аэрографа для выполнения иллюстраций специалисты оценили сразу же, Преимущества по сравнению со всеми другими техниками были налицо. Разумеется, иллюстрации не получают такой известности, как великие картины, однако они стали настолько привычными в нашей повседневной жизни, что требуют абсолютного профессионализма со стороны художника, Возможность создания идеализированных изображений и фантастических образов с помощью аэрографии очень сближает эту технику с сюрреализмом, в котором тесно переплелись реальность и фантазия. Аэрография стала отправной точкой для появления нового художественного направления - постсюрреализма, объединяющего искусство и научную фантастику.

Для росписи ткани аэрограф стал использоваться только в начале XX века, а большое распространение в нашей стране «аэрография» получила в 40-х годах XX столетия. Ткани, расписываемые в этой технике выпускались маленькими партиями, так как при помощи подвижных трафаретов невозможно было выполнить совершенно идентичные рисунки.

Возможности этой техники имеют безграничное разнообразие даже в условиях промышленного производства, не говоря о художественной мастерской талантливого художника.

Рисунки, выполненные в этой технике, отличаются тонкостью нежностью оттенков и мягкостью переходов. Наносить Краситель можно как на белую, так и на тонированную ткань.

Красота и художественный эффект строится на тонких переходах одного цвета в другой, на полутонах, на смягченных контурах рисунка.



7.2 Оборудование, инструменты и материалы.

Аэрограф – это инструмент, который позволяет рисовать посредством струи распыленной цветной жидкости. Сила этого потока зависит от давления воздуха при распылении и расстояния от инструмента до расписываемой поверхности.

Аэрографы можно подразделить на:

  1. Аэрографы одинарного действия

а. аэрографы внешнего распыления без иглы

б. аэрографы внешнего распыления с иглой

в. аэрографы внутреннего распыления

2. Аэрографы двойного действия

а. аэрографы фиксированного действия

б. аэрографы независимого двойного действия

3. Аэрографы со специальными характеристиками (данный вид аэрографов не используется для росписи ткани)


Аэрографы одинарного действия

В аэрографах одинарного действия рычаг (триггер) имеет только одну функцию – контроль потока воздуха. Нажатие рычага увеличивает потребление воздуха и интенсивность выброса смешанного с воздухом красителя независимо от типа распыления, внешнего или внутреннего.

Принцип работы аэрографа внешнего распыления без иглы основан на таком же принципе, как и простейший пульверизатор и является одной из простейших моделей. Некоторые модификации распылителей без иглы позволяют регулировать воздушный поток и поступление колера клапанами у сопла и выход из банки красителя, но это минимальный контроль, поскольку он труднодостижим во время работы.

В аэрографах внешнего распыления с иглой можно регулировать количество распыляемого красителя положением иглы или за счет подвижного сопла, но, чтобы это сделать необходимо прерывать распыление. Такие аэрографы имеют более широкое распространение, чем аэрографы внешнего распыления без иглы.




В аэрографах внутреннего распыления с иглой смешение воздуха и краски происходит внутри корпуса.


Аэрографы двойного действия


Все аэрографы двойного действия основаны на внутреннем распылении и наличии иглы.

Аэрографы фиксированного действия можно регулировать открытие воздушного клапана рычагом и посредством этого регулировать движение иглы. Рычаг способен двигаться назад и вперед, но имеет только одну функцию: когда он движется наз

ад, он открывает путь воздуху и одновременно толкает механизм установки иглы. Игла открывает сопло только тогда, когда открыт воздушный клапан.

В аэрографах независимого двойного действия рычаг имеет два движения и выполняет две независимые функции. Когда рычаг нажимается вниз, постепенно открывается воздушный клапан; когда он оттягивается назад, краситель также поступает увеличивающимся потоком. Это означает что можно раздельно контролировать потоки воздуха и красителя, зависящие от давления на рычаг и его перемещения назад.



Обеспечение сжатым воздухом

Компрессоры – это устройства, забирающие атмосферный воздух, сжимающие его до нужного давления и выводящие его через патрубок в шланг, который прикрепляется к аэрографу. Два главных параметра компрессора – интенсивность воздушного потока и максимальное давление. Большинство компрессоров, применяемых для «аэрографии» можно подразделить на две группы: компрессоры с диафрагмами и компрессоры с резервуарами.

Компрессоры с диафрагмами – это компрессоры одинарного прямого действия. Они поставляют воздух, только когда работает механизм сжатия. Такие компрессоры не задерживают сжатый воздух. Эти устройства просты, недороги и компактны. Их главный недостаток в том, что они производят шум и не обеспечивают равномерный поток воздуха.

Компрессоры с резервуарами имеют емкость для хранения сжатого воздуха. В этих устройствах давление воздуха всегда выше в резервуаре, чем на выходе. Такая система гарантирует постоянство давления. Давление в резервуаре может падать при недостаточной работе компрессора, поэтому более совершенные модели имеют устройства, автоматически поддерживающие нужное давление. Практически все виды компрессоров автоматический контроль и манометр, показывающий уровень давления. Фильтр поддерживает оптимальный уровень влажности всасываемого воздуха.

Работать в технике «аэрография» можно и при помощи более простых приспособлений:

Такие воздушные фломастеры очень удобны в использовании и идеально подходят для выполнения небольших работ, но имеют очень ограниченное количество цветов.

Можно работать в технике «аэрография» при помощи простой зубной щетки, но при таком способе капельки краски получаются разного размера и, чтобы не испортить работу пятном, нужен немалый опыт и аккуратность в работе.

Техника «аэрография» требует применения трафаретов. Трафареты бывают двух видов: силуэтные и прорезные. Чем сложнее рисунок, тем сложнее сделать для него трафарет. В виде трафаретов можно использовать кружево, веревки и т. п. Можно просто наносить краситель в технике «аэрография» на предварительно смятую ткань.

7.4 Технологическая последовательность работы в технике «аэрография».



После выбора эскиза необходимо выполнить техническую кальку в натуральную величину будущего изделия. Техническая калька для «аэрографии» несколько отличается от калек для других техник. В ней должны присутствовать все контуры отдельных тонов и цветов. Для каждого тона и цвета делаются отдельные трафареты, которые накладываются на ткань в соответствии с технической калькой. Нужно заметить, что важен выбор материала для трафаретов. Тонкая бумага для таких целей не подойдет. Лучше использовать картон или тонкий пластик.

«Аэрографию» лучше делать на плотных тканях. Если ткань не очень плотная ее нужно прокрыть легким раствором загустки. Необходимо подумать и о прикреплении трафаретов к ткани. Можно крепить трафареты пи помощи булавок, но те места, где находятся булавки стоит заклеить скотчем, чтобы краситель не протек по булавке на ткань. Прикрепить трафареты к ткани можно при помощи двустороннего скотча или вырезать сами трафареты из самоклеющейся пленки. Чем сложнее и мельче трафарет, там сложнее его прикрепить к ткани. В виде трафаретов можно использовать кружево (рис.31, 32, 33, 37), веревки и т. п. Можно просто наносить краситель в технике «аэрография» на предварительно смятую ткань (рис. 34, 35, 36). Возможно работать как по белой, так и по тонированной ткани.

рис.31 рис.33 рис.33

рис.34 рис.35 рис.36

рис.37

Данные работы выполнены в технике «аэрография» с применением прорезных и силуэтных трафаретов (рис 38, 39, 40).

рис.38



рис.39



рис.40


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!