СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Постановка и автоматизация звука Р

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Постановка и автоматизация звука Р»

Выполнил учитель-логопед: Повалей София Александровна Звук [Р]

Выполнил

учитель-логопед:

Повалей София

Александровна

Звук [Р]

 РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА  Формирование фонематического восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов.    ИГРА «УГАДАЙ,ЧТО ЭТО ЗА ЗВУК».   Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с закрытыми глазами.  ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ».   Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; затем из-за ширмы воспроизводятся эти звуки и дети их угадывают.   ИГРА «ШУМНЫЕ КОРОБОЧКИ».   В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, пуговицы и т.д. Ребёнок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию вашей коробочки. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них аналогично звучащую. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. 

РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА

  • Формирование фонематического восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов.   ИГРА «УГАДАЙ,ЧТО ЭТО ЗА ЗВУК».  Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с закрытыми глазами. ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ».  Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; затем из-за ширмы воспроизводятся эти звуки и дети их угадывают.  ИГРА «ШУМНЫЕ КОРОБОЧКИ».  В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, пуговицы и т.д. Ребёнок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию вашей коробочки. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них аналогично звучащую. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. 
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (ЗВУКИ,СЛОГИ) Исследование фонематических процессов начинается с умения выделять заданный звук  (или слог с заданным звуком) из звукового (или слогового) ряда (с 5 лет).  ИГРА «ПОЙМАЙ НУЖНЫЙ ЗВУК». Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук [Р]. Примерный: звуковой ряд: З – П – Р – Т – С – Н – Р – С – Ш – Р - Г и т.п.  ИГРА «НЕ ОШИБИСЬ!».  Педагог произносит слоговой ряд, без акцента на заданный звук, ребенок должен, услышав слог с заданным звуком [Р], поднять карточку с изображением ракеты (ромашки). Примерный слоговой ряд: ЛА-ВО-РА-ДУ-ГА- РУ-РЫ-ЛЫ-НА и т.д.   

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (ЗВУКИ,СЛОГИ)

Исследование фонематических процессов начинается с умения выделять заданный звук (или слог с заданным звуком) из звукового (или слогового) ряда (с 5 лет).

ИГРА «ПОЙМАЙ НУЖНЫЙ ЗВУК».

Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук [Р]. Примерный: звуковой ряд: З – П – Р – Т – С – Н – Р – С – Ш – Р - Г и т.п.

ИГРА «НЕ ОШИБИСЬ!».

Педагог произносит слоговой ряд, без акцента на заданный звук, ребенок должен, услышав слог с заданным звуком [Р], поднять карточку с изображением ракеты (ромашки). Примерный слоговой ряд: ЛА-ВО-РА-ДУ-ГА- РУ-РЫ-ЛЫ-НА и т.д.

 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (ЗВУК В СЛОВЕ) После обучения детей умению выделять слог с заданным звуком из слогового ряда необходимо научить выделять слова с заданным звуком из словесного ряда.  ИГРА «ПОЙМАЙ СЛОВО СО ЗВУКОМ [Р]»  Если услышишь звук [Р] в слове -  хлопни в ладоши  (или топни ногой, подними руку вверх...).  Слова: к[Р]ан, шалаш, ботинок, [Р]уки, лапки, [Р]одина, полка,  к[Р]ужка, лопата, ко[Р]а, слова, плов, мо[Р]ковь, дочь, [Р]акета, белка, [Р]омашка и т.п.… ИГРА «КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ?»  Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых  есть один из отрабатываемых звуков: рыба, ковер, борода- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук [Р]. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – [ж]; коса, усы, нос- [с]; коза, замок, зуб – [з]; лодка, стул, лампа – [л] и т.п. Потом продолжает говорить новую цепочку слов: коробка, арбуз, топор, мухомор, горох, радуга …Дети называют звук.    

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (ЗВУК В СЛОВЕ)

После обучения детей умению выделять слог с заданным звуком из слогового ряда необходимо научить выделять слова с заданным звуком из словесного ряда.

ИГРА «ПОЙМАЙ СЛОВО СО ЗВУКОМ [Р]»

Если услышишь звук [Р] в слове -  хлопни в ладоши

(или топни ногой, подними руку вверх...).

Слова: к[Р]ан, шалаш, ботинок, [Р]уки, лапки, [Р]одина, полка,

к[Р]ужка, лопата, ко[Р]а, слова, плов, мо[Р]ковь, дочь, [Р]акета,

белка, [Р]омашка и т.п.…

ИГРА «КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ?»

Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых

есть один из отрабатываемых звуков: рыба, ковер, борода- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук [Р]. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – [ж]; коса, усы, нос- [с]; коза, замок, зуб – [з]; лодка, стул, лампа – [л] и т.п. Потом продолжает говорить новую цепочку слов: коробка, арбуз, топор, мухомор, горох, радуга …Дети называют звук.

 

  ИГРА «НАЙДИ СЛОВА СО ЗВУКОМ [Р]». Детям предлагается посмотреть на картинку и сказать: в каких словах есть звук [Р].

ИГРА «НАЙДИ СЛОВА СО ЗВУКОМ [Р]».

Детям предлагается посмотреть на картинку и сказать:

в каких словах есть звук [Р].

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ  Игры на поиск слов с заданным звуком в предложении. Игра «Будь внимательным!» Педагог говорит предложение и предлагает ребёнку определить и назвать из предложения слова, в которых есть звук [Р].     У Мурки  родились котята. Котят положили в коробку . Мурка  берегла котят. Они росли  быстро . Рома  кормил котят молоком и сухим кормом . Рома  играл с Муркой и котятами.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Игры на поиск слов с заданным звуком в предложении.

Игра «Будь внимательным!»

Педагог говорит предложение и предлагает ребёнку определить и назвать из предложения слова,

в которых есть звук [Р].

 

У Мурки родились котята. Котят положили в коробку . Мурка берегла котят. Они росли быстро . Рома кормил котят молоком и сухим кормом . Рома играл с Муркой и котятами.

Комплекс упражнений для подготовки  органов артикуляции к постановке звука [Р]  (все упражнения повторять по 4-5 раз)
  • Комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке звука [Р] (все упражнения повторять по 4-5 раз)
 Упражнение  «БЕГЕМОТИКИ»   «Рот пошире открываем, в бегемотиков играем : широко откроем ротик как голодный бегемотик . Закрывать его нельзя, до десяти считаю я. А потом закроем рот – отдыхает бегемот». Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «десять», потом закрыть рот.
  • Упражнение «БЕГЕМОТИКИ»

«Рот пошире открываем,

в бегемотиков играем :

широко откроем ротик

как голодный бегемотик .

Закрывать его нельзя,

до десяти считаю я.

А потом закроем рот –

отдыхает бегемот».

Описание упражнения:

открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «десять»,

потом закрыть рот.

 Упражнение  «ЛОШАДКИ»   «Я весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко- Стук копыт услышишь звонкий». Описание упражнения:  улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.
  • Упражнение «ЛОШАДКИ»

«Я весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко-

Стук копыт услышишь звонкий».

Описание упражнения:

улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

 Упражнение  «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»    Описание упражнения:  улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз.   «Ох, и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И варенье оближу».
  • Упражнение «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Описание упражнения:

улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз.

«Ох, и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И варенье оближу».

 Упражнение  «МАЛЯР»   Описание упражнения:  широкий язык помещается за верхними зубами, широкий кончик языка и его боковые края прижимаются к верхнему небу; язык совершает поглаживающие движения, двигаясь вперед-назад в ротовой полости. «Стал язычок твой маляром,  Он будет красить старый дом:   Вперед-назад, вперед-назад…   Ремонту каждый будет рад».
  • Упражнение «МАЛЯР»

Описание упражнения: широкий язык помещается за верхними зубами, широкий кончик языка и его боковые края прижимаются к верхнему небу; язык совершает поглаживающие движения, двигаясь вперед-назад в ротовой полости.

«Стал язычок твой маляром, Он будет красить старый дом:  Вперед-назад, вперед-назад…  Ремонту каждый будет рад».

 Упражнение  «ЧАШЕЧКА»   Описание упражнения:  вначале широкий язык располагается на нижней губе, затем приподнимаются его боковые края и передний край, сам язык как бы прогибается, его форма напоминает чашечку. «Будешь пить с друзьями чай    Ты из  чашки новой.      Эту чашку показать       Ты сейчас попробуй!»
  • Упражнение «ЧАШЕЧКА»

Описание упражнения:

вначале широкий язык располагается на нижней губе, затем приподнимаются его боковые края и передний край, сам язык как бы прогибается, его форма напоминает чашечку.

«Будешь пить с друзьями чай   Ты из  чашки новой.     Эту чашку показать      Ты сейчас попробуй!»

 Упражнение  «ЧАШЕЧКА С КОНФЕТОЙ»   Описание упражнения:  на высунутый широкий  язык помещается конфета «Чупа-чупс» ; ребенку предлагается, широко открыв рот, обнять конфету всем языком («конфетка в чашечке») и затянуть ее языком в рот. «Язычок наш поумнел,  Чашку сделать он сумел.  Можно чай туда налить  И с конфетами попить».
  • Упражнение «ЧАШЕЧКА С КОНФЕТОЙ»

Описание упражнения:

на высунутый широкий  язык помещается конфета «Чупа-чупс» ; ребенку предлагается, широко открыв рот, обнять конфету всем языком («конфетка в чашечке») и затянуть ее языком в рот.

«Язычок наш поумнел, Чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить И с конфетами попить».

 Упражнение  «ФОКУС:  подуем с чашечки»   Описание упражнения:  Язык в форме «чашечки» выводится из ротовой полости, через щель между поднятым широким кончиком языка и верхними зубами совершается плавный и долгий выдох, под действием которого бородка Д.М. двигается… «Я 
  • Упражнение «ФОКУС: подуем с чашечки»

Описание упражнения:

Язык в форме «чашечки» выводится из ротовой полости, через щель между поднятым широким кончиком языка и верхними зубами совершается плавный и долгий выдох, под действием которого бородка Д.М. двигается…

«Я "чашечку" выведу вперёд,

  с неё подую вверх

И до бородки деда Мороза

Достану быстрей всех».

 Упражнение  «ГРИБОЧЕК»    Описание упражнения: широкий язык поднимается к верхнему нёбу при широко открытом рте, присасывается всей поверхностью к небному своду и удерживается в этом положении в течение 5-10 сек.  «Под высокою сосной  Мы грибок нашли с тобой.     Чтобы рос боровичок,       Подними вверх язычок».
  • Упражнение «ГРИБОЧЕК»

Описание упражнения:

широкий язык поднимается к верхнему нёбу при широко открытом рте, присасывается всей поверхностью к небному своду и удерживается в этом положении в течение 5-10 сек.

«Под высокою сосной Мы грибок нашли с тобой.    Чтобы рос боровичок,      Подними вверх язычок».

 Упражнение  «КАЧЕЛИ»   Описание упражнения:  широкий язык располагается на нижней губе; затем, сохраняя свое расширение, поднимается к верхней губе (данные позиции чередуются). «На качелях я качаюсь:  Вверх-вниз, вверх-вниз.  Высоко я поднимаюсь,  Опускаюсь снова вниз».
  • Упражнение «КАЧЕЛИ»

Описание упражнения:

широкий язык располагается на нижней губе; затем, сохраняя свое расширение, поднимается к верхней губе (данные позиции чередуются).

«На качелях я качаюсь: 

Вверх-вниз, вверх-вниз. 

Высоко я поднимаюсь, 

Опускаюсь снова вниз».

 Упражнение  «СОРОКА»   Описание упражнения: рот широко открыт, широкий язык поднимается и прижимается к верхним альвеолам, ребенок произносит серию звуков [ТШ] с резким коротким выдохом (таким образом вызывается легкая вибрация кончика поднятого языка, напоминающая треск («трещим как сороки»). «Трещала с самого утра:
  • Упражнение «СОРОКА»

Описание упражнения: рот широко открыт, широкий язык поднимается и прижимается к верхним альвеолам, ребенок произносит серию звуков [ТШ] с резким коротким выдохом (таким образом вызывается легкая вибрация кончика поднятого языка, напоминающая треск («трещим как сороки»).

«Трещала с самого утра: " Пор-р-р-а! Пор-р-р-а!" А что - пора? Какая с ней морока, Когда трещит ... (сорока)».

 ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]   Для постановки звука [Р] необходимо выработать целенаправленную воздушную струю, идущую посередине спинки языка, поднятого в ротовой полости к верхним альвеолам.  Звук [Р] вызывается от длительного произнесения звука [Ж] или  при произнесении сочетания [ТШ] или  при многократном произнесении звука [Д]).

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]

  • Для постановки звука [Р] необходимо выработать целенаправленную воздушную струю, идущую посередине спинки языка, поднятого в ротовой полости к верхним альвеолам. Звук [Р] вызывается от длительного произнесения звука [Ж] или при произнесении сочетания [ТШ] или при многократном произнесении звука [Д]).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ  ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА [P] В СЛОГАХ  ИГРА «ПОМОГИ ГРУЗОВИКУ ДОЕХАТЬ ДО ГАРАЖА».  Нужно вести пальчиком поочерёдно по каждой дорожке и «заводить мотор» долго, без остановок. Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р….   

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ

ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА [P]

В СЛОГАХ

ИГРА «ПОМОГИ ГРУЗОВИКУ ДОЕХАТЬ ДО ГАРАЖА».

Нужно вести пальчиком поочерёдно по каждой дорожке и «заводить мотор» долго, без остановок. Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р….

 

          СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ !

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя