Выполнил
учитель-логопед:
Повалей София
Александровна
Звук [Р]
РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА
- Формирование фонематического восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов. ИГРА «УГАДАЙ,ЧТО ЭТО ЗА ЗВУК». Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с закрытыми глазами. ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ». Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; затем из-за ширмы воспроизводятся эти звуки и дети их угадывают. ИГРА «ШУМНЫЕ КОРОБОЧКИ». В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, пуговицы и т.д. Ребёнок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию вашей коробочки. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них аналогично звучащую. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (ЗВУКИ,СЛОГИ)
Исследование фонематических процессов начинается с умения выделять заданный звук (или слог с заданным звуком) из звукового (или слогового) ряда (с 5 лет).
ИГРА «ПОЙМАЙ НУЖНЫЙ ЗВУК».
Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук [Р]. Примерный: звуковой ряд: З – П – Р – Т – С – Н – Р – С – Ш – Р - Г и т.п.
ИГРА «НЕ ОШИБИСЬ!».
Педагог произносит слоговой ряд, без акцента на заданный звук, ребенок должен, услышав слог с заданным звуком [Р], поднять карточку с изображением ракеты (ромашки). Примерный слоговой ряд: ЛА-ВО-РА-ДУ-ГА- РУ-РЫ-ЛЫ-НА и т.д.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (ЗВУК В СЛОВЕ)
После обучения детей умению выделять слог с заданным звуком из слогового ряда необходимо научить выделять слова с заданным звуком из словесного ряда.
ИГРА «ПОЙМАЙ СЛОВО СО ЗВУКОМ [Р]»
Если услышишь звук [Р] в слове - хлопни в ладоши
(или топни ногой, подними руку вверх...).
Слова: к[Р]ан, шалаш, ботинок, [Р]уки, лапки, [Р]одина, полка,
к[Р]ужка, лопата, ко[Р]а, слова, плов, мо[Р]ковь, дочь, [Р]акета,
белка, [Р]омашка и т.п.…
ИГРА «КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ?»
Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых
есть один из отрабатываемых звуков: рыба, ковер, борода- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук [Р]. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – [ж]; коса, усы, нос- [с]; коза, замок, зуб – [з]; лодка, стул, лампа – [л] и т.п. Потом продолжает говорить новую цепочку слов: коробка, арбуз, топор, мухомор, горох, радуга …Дети называют звук.
ИГРА «НАЙДИ СЛОВА СО ЗВУКОМ [Р]».
Детям предлагается посмотреть на картинку и сказать:
в каких словах есть звук [Р].
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Игры на поиск слов с заданным звуком в предложении.
Игра «Будь внимательным!»
Педагог говорит предложение и предлагает ребёнку определить и назвать из предложения слова,
в которых есть звук [Р].
У Мурки родились котята. Котят положили в коробку . Мурка берегла котят. Они росли быстро . Рома кормил котят молоком и сухим кормом . Рома играл с Муркой и котятами.
- Комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке звука [Р] (все упражнения повторять по 4-5 раз)
«Рот пошире открываем,
в бегемотиков играем :
широко откроем ротик
как голодный бегемотик .
Закрывать его нельзя,
до десяти считаю я.
А потом закроем рот –
отдыхает бегемот».
Описание упражнения:
открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «десять»,
потом закрыть рот.
«Я весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко-
Стук копыт услышишь звонкий».
Описание упражнения:
улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.
- Упражнение «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Описание упражнения:
улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз.
«Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И варенье оближу».
Описание упражнения: широкий язык помещается за верхними зубами, широкий кончик языка и его боковые края прижимаются к верхнему небу; язык совершает поглаживающие движения, двигаясь вперед-назад в ротовой полости.
«Стал язычок твой маляром, Он будет красить старый дом: Вперед-назад, вперед-назад… Ремонту каждый будет рад».
Описание упражнения:
вначале широкий язык располагается на нижней губе, затем приподнимаются его боковые края и передний край, сам язык как бы прогибается, его форма напоминает чашечку.
«Будешь пить с друзьями чай Ты из чашки новой. Эту чашку показать Ты сейчас попробуй!»
- Упражнение «ЧАШЕЧКА С КОНФЕТОЙ»
Описание упражнения:
на высунутый широкий язык помещается конфета «Чупа-чупс» ; ребенку предлагается, широко открыв рот, обнять конфету всем языком («конфетка в чашечке») и затянуть ее языком в рот.
«Язычок наш поумнел, Чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить И с конфетами попить».
- Упражнение «ФОКУС: подуем с чашечки»
Описание упражнения:
Язык в форме «чашечки» выводится из ротовой полости, через щель между поднятым широким кончиком языка и верхними зубами совершается плавный и долгий выдох, под действием которого бородка Д.М. двигается…
«Я "чашечку" выведу вперёд,
с неё подую вверх
И до бородки деда Мороза
Достану быстрей всех».
Описание упражнения:
широкий язык поднимается к верхнему нёбу при широко открытом рте, присасывается всей поверхностью к небному своду и удерживается в этом положении в течение 5-10 сек.
«Под высокою сосной Мы грибок нашли с тобой. Чтобы рос боровичок, Подними вверх язычок».
Описание упражнения:
широкий язык располагается на нижней губе; затем, сохраняя свое расширение, поднимается к верхней губе (данные позиции чередуются).
«На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Высоко я поднимаюсь,
Опускаюсь снова вниз».
Описание упражнения: рот широко открыт, широкий язык поднимается и прижимается к верхним альвеолам, ребенок произносит серию звуков [ТШ] с резким коротким выдохом (таким образом вызывается легкая вибрация кончика поднятого языка, напоминающая треск («трещим как сороки»).
«Трещала с самого утра: " Пор-р-р-а! Пор-р-р-а!" А что - пора? Какая с ней морока, Когда трещит ... (сорока)».
ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]
- Для постановки звука [Р] необходимо выработать целенаправленную воздушную струю, идущую посередине спинки языка, поднятого в ротовой полости к верхним альвеолам. Звук [Р] вызывается от длительного произнесения звука [Ж] или при произнесении сочетания [ТШ] или при многократном произнесении звука [Д]).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ
ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА [P]
В СЛОГАХ
ИГРА «ПОМОГИ ГРУЗОВИКУ ДОЕХАТЬ ДО ГАРАЖА».
Нужно вести пальчиком поочерёдно по каждой дорожке и «заводить мотор» долго, без остановок. Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р….