- Прочитайте задачу. (Текст задачи на экране) Периметр прямоугольника равен 54 м, а длина – 18 м. Какова его площадь? - Решаем самостоятельно. Чему равна площадь прямоугольника? - Кто получил такой же ответ? - Вы согласны с таким решением задачи? - Почему решение начинается с формулы периметра прямоугольника? - Прочтите следующую задачу: Длина прямоугольника 15 см, а ширина в 3 раза меньше. Найди площадь квадрата, имеющего тот же периметр, что и у данного прямоугольника. Один ученик записывает условие на доске, другой - решает у доски (класс не видит его решения), остальные - самостоятельно. - Проверим решение задачи. | - 162 см2. Проверка с помощью знаков «+», «-». На следующем слайде - решение: Р = (а + в) * 2 в = Р : 2 – а в = 54 : 2 – 18 = 9 (см) S = а * в S = 18 * 9 = 162 (см2) Ответ: площадь прямоугольника равна 162 см2. Ответы детей. Решение: в = 15 : 3 = 5 (см) Р = (а + в) * 2 Р = (15 + 5) * 2 = 40 (см) Р = а * 4 а = Р : 4 а = 40 : 4 = 10 (см) S = а *а S = 10 *10 = 100 (см2) Ответ: площадь квадрата равна 100 см2. Ученик объясняет решение задачи. |
- Рассмотрите карточку, на которой изображены треугольники. Как они называются? - Как это можно доказать? - Вы уверены, что это прямоугольные треугольники? - Детям из другого класса предложили обозначить стороны треугольников, необходимые для вычисления площади. Вы согласны с их выбором? - Есть треугольники, у которых правильно отмечены стороны? - В чём заключается способ нахождения S прямоугольного треугольника? - Найдите S данного прямоугольного треугольника. - Проверьте друг друга. Молодцы. Ребята, площади каких фигур мы умеем находить? На доске карточки: S=a*b S=a*a S=(a*b) : 2 | - Прямоугольные треугольники. - С помощью прямого угла школьного треугольника. Дети проверяют. - Да - Нет. Нужно измерять только катеты – стороны, образующие прямой угол. Чтобы найти площадь прямоугольного треугольника нужно произведение двух сторон прямоугольника разделить на 2. - Да, №1. - Каждый такой треугольник можно достроить до прямоугольника, S которого мы тоже умеем находить. S=(a * b) : 2 S=(5 * 2) : 2 =5 (см2) Проверяют в парах. - Площади квадрата, прямоугольника, прямоугольного треугольника. |
- Молодцы. Найдите площадь ещё 2 треугольников. На доске учитель вывешивает карточку с треугольником. - Почему это задание вызвало затруднение? -Верно, это непрямоугольный треугольник. - Какую задачу мы поставим перед собой? Учитель фиксирует на доске учебную задачу: S - ? | Вероятно, дети растеряются. Если и найдутся ученики, у которых будут предложения по выполнению данного задания, то, скорее всего, их будет немного. - Умеем находить площадь прямоугольного треугольника, а это тупоугольный. - Открыть способ нахождения площади непрямоугольного треугольника. |
- Подумайте, каким образом можно вычислить площадь непрямоугольного треугольника? (предлагаю поработать с тупоугольным) - Как нам организовать работу, чтобы открытие смог сделать каждый ученик. Как будем выполнять это задание? - Сколько времени потребуется? - Представителей групп приглашаю к доске. - Итак, что нам необходимо было сделать в начале? - А в другом классе достроили данный треугольник до прямоугольника. Вот, что у них получилось. (На доске показываю заготовку. Всё это происходит только в том случае, если дети не догадаются достроить сами.) -Обратите внимание, какие стороны нам необходимо будет измерить, чтобы вычислить площадь непрямоугольного треугольника? - Для вычисления площади треугольника нужно измерить его основание (a) и высоту (h). - А как быть с остроугольным треугольником? - У вас есть заготовка остроугольного треугольника. Перегните его так, чтобы из каждого получилось 2 прямоугольных треугольника. Покажите цветом стороны треугольника, которые нужно измерить, чтобы вычислить площадь. Каким образом можно выполнить эту работу? - Кто понял основной принцип вычисления площади непрямоугольного треугольника? | (Если в классе находится такой ученик, который может предложить решение данного задания. Учитель обращается к классу с вопросом: как нам организовать работу, чтобы открытие смог сделать каждый ученик.) Предполагается, что дети выберут групповую работу. - 7 минут. ГРУППОВАЯ РАБОТА (каждая группа получает заготовку, пытается вывести формулу нахождения площади непрямоугольного треугольника.) Возможно, кто-то из детей догадается, что для вычисления площади непрямоугольного треугольника, надо разбить его на 2 прямоугольных треугольника или дополнить до прямоугольника, площади которого дети умеют находить. - Надо разбить его на 2 прямоугольных треугольника или дополнить до прямоугольника, площади которых мы умеем находить. Возможные решения: с или с а в а в S = (а * с) : 2 + (в * с) : 2 = = ((а+в) * с) : 2 = (d * с) : 2, т.е. S = (d * с) : 2 (а и в составляют одну сторону треугольника, значит, их можно обозначить одной буквой, например, d) S = (а * в) : 2 Дети показывают 2 стороны. h а S = (a * h) : 2 - Способ вычисления площади такой же. - В парах. Дети перегибают равносторонний треугольник так, чтобы из получилось 2 прямоугольных треугольника. и цветом показывают высоту и основание треугольника. - Надо разбить непрямоугольный треугольник на 2 прямоугольных треугольника или дополнить до прямоугольника, площадь которого мы умеем находить. |
- Какую задачу мы сформулировали в ходе урока? - Мы решили данную задачу? - Какой найти площади непрямоугольного треугольника? - Сможете ли вы воспользоваться этим способом, когда самостоятельно будете выполнять задание? | - Открыть способ нахождения площади непрямоугольного треугольника. - Да. Площадь непрямоугольного треугольника равна половине произведения основания на высоту. - Сможем. |
- Чью работу на уроке вы хотели бы отметить сегодня? - По каким критериям вы могли бы оценить свою работу? - Какое домашнее задание нам целесообразно выбрать сегодня? - На этом наш урок закончен. Благодарю вас за хорошую работу. | Ученики предлагают оценить работу тех ребят, чьи ответы им понравились на уроке больше всего. Ученики определяют критерии, оценивают свою работу на уроке. - Начертить несколько непрямоугольных треугольников и найти их площадь, используя открытый способ. |