Звук Ш
(постановка)
1.Организационный момент
2.Артикуляционная зарядка
Общие упражнения
Специальные упражнения
Упражнение «Лопаточка- иголочка»
Упражнение «Качели»
Упражнение «Достань носик»
Упражнение «Достань подбородок»
Упражнение «Чашечка»
Упражнение «Лошадка»
Упражнение «Грибок»
Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
Упражнение «Подуй на снежинку»
Упражнение «Фокусник» - положи кусочек ватки на кончик носа. Язык в форме чашечки выдвини изо
рта. Пусти воздушную струю по языку так, чтобы сдуть ватку с носа.
3. Объявление темы
4. Анализ артикуляции
Губы округлены и слегка вытянуты вперед
Зубы сближены, но не соприкасаются
Широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не прижат к ним
Средняя часть языка прогибается книзу 9образуя углубление)
Боковые края прижаты к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам выдыхаемую струю
воздуха
Широкая воздушная струя проходит равномерно по середине языка
5. Постановка звука
Широкую палочку положить под язык. Широкий язык положить на палочку и поднять вверх за зубы,
слегка зажать палочку и произнести звук С, должен получиться звук Ш.
6.Закрепление изолированного звука
Игры на звукоподражание
- Как качаются деревья и как они при этом шуршат?
- Как ежик шипит ?
7.Развитие фонематического слуха
Опознание звука из ряда других
- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш:
Ш Р И М Ш Ж Д Ц Ч Р Ш
Опознание из слогов
- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш:
ШЕ НЕ РИ ЩИ ЛИ СА ША КЕ ЩЕ ЖО ШО
Опознание из слов
- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш:
шуба
губа
Жора
Нора
Чашка
Доска
Ширма
Шоколад
Зебра
Опознание из предложений
- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш:
Шура и Жора – хорошие шахматисты.
В саду шуршит листва.
Вишни и груши очень вкусные и полезные.
Опознание из текста
- Запомни слова, в которых есть звук Ш:
Нашу кошку зовут Пушинка.
Ее так назвал дедушка за пушистую шерстку.
Пушинка – красивая кошка, но не послушная.
8.Закрепление звука в слогах
- Повторяй за мной ,четко произнося все звуки:
ШИ-ША-ШУ-ШЭ
ШО-ШУ-ША-ШО
ШИ-ШЭ-ШО-ШИ
9.Закрепление звука в словах
- Повторяй за мной ,четко произнося все звуки:
шапка
шаг
шарик
шайба
шаль
шахта
шахматы
шарф
шалун
лошадка
мышата
ушанка
решать
дышать
мешалка
лапша
шепот
шелк
шов
шок
шорты
шорох
10.Закрепление звука в предложении
- Повторяй за мной ,четко произнося все звуки:
Пушистая кошка охотилась за мышонком.
У бабушки есть шерстяной шарф.
У Паши хорошие игрушки – машинка, пушка, коняшка.
Школьники шумели и шалили.
11.Итог
-Какой звук отрабатывали на занятии?
Анализ основных положений артикуляции
Заключительное проговаривание
- В медленном темпе проговори цепочки слогов и слов:
ШО-ШУ-ША- шорох, шуба и душа.
ША-ШЕ-ШИ- шайба, шепот, камыши.
ШЕ-ШИ-ШУ- шершень, шина, напишу.