СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Постановка звука [Щ].

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект поможет учителю-логопеду в подготовке и проведении индивидуального логопедического занятия по постановке звука Щ.

Просмотр содержимого документа
«Постановка звука [Щ].»

Тема: «Постановка звука [Щ]».


Ход занятия

I.Орг. момент.

Приветствие

- Здравствуй. Сегодня к нам на занятие пришел маленький ежик. Наш ежик, очень умный, умеет говорить, знает почти все звуки и буквы, но вот звук [щ] у него произносить не получается. Поможешь ежику?

II. Основная часть.

1.Артикуляционная гимнастика

-Сейчас мы будем делать упражнения, ежика мы посадим рядом с зеркалом, перед тобой, чтобы ты ему показывал, как правильно нужно их выполнять.


«Улыбка»
«Вкусное варенье»

« Накажи  непослушный язычок»

«Блинчик»

«Чистим зубки»  


2.Упражнение на силу голоса

«Большой и маленький»

- Изобрази голосом как лает большая собака и как ей отвечает маленький щенок, большая кошка, котенок, корова-теленок, как стучит большой молоток и как маленький.

3.Пальчиковая гимнастика

-Давай покажем ежику, как хорошо мы с тобой делаем пальчиковую гимнастику.

Наши пальцы сжались тесно,

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало,

Их укроем одеялом.

-Сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.

4. Упражнение на развитие речевого дыхания.

-Давай научим ежика делать дыхательные упражнения. Спокойно вдохни через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем выдохни протяжно, плавно выдох через рот. 

«Заморозим подбородок» 

Цель: формировать длительный, непрерывный ротовой выдох, активизировать губные мышцы.

- втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз под подбородок, выполнять молча и на одном выдохе.

«Дождик»

Цель: формирование речевого дыхания, умения произносить слова на одном выдохе.

1 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох); 2 — на выдохе произносить: « Кап-кап-кап!»; 3 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловят капли» (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3—4 раза.

5. Упражнения по развитию мимической выразительности.

-Представь, что сейчас (в ноябре) к нам пришел Дед Мороз.

-Представь себе, что у нас на коленях пушистый котенок. Он мурлычет, а ты его гладишь.

 -Дед и баба слепили Снегурочку, и она на их глазах ожила. Что выражают лица деда и бабы?

 -Покажи, как Аленушка сидит и смотрит на братца Иванушку.

6.Объявление темы занятия.

-Сейчас мы с тобой будем учиться правильно произносить звук [щ]. И научим ежика.

7. Анализ артикуляции по плану.

-При звуке [щ] губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий.

8.Постановка звука.

-Сейчас я расскажу тебе сказку, про маленький паровозик. Маленьким паровозиком будет у нас язычок, а рельсами будут коренные зубы. У паровозика никак не получается встать на рельсы, давай ему поможем? Хорошо, – в путь! Боковые края языка, словно колёса, прижимай к верхним коренным зубам. Следи, чтобы «колёса» крепко стояли на рельсах и ни в коем случае с них не съезжали!( Ребёнок должен почувствовать, как боковые края язычка крепко прижимаются к верхним зубам). А теперь подуй на паровозик, чтобы он поехал. Хорошо, молодец.

9.Физминутка.

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
10.Закрепление изолированного звука.

-Скажи мне ты видела, как мама жарит картошку? Когда она кладет масло на горячую сковородку, оно шипит: «щщ...» Как оно шипит?.. А ты видела в зоопарке змей? Знаешь, как они шипят? Послушай: «щщщ...». Повторим теперь вместе, как шипят змеи...

 -А теперь давай энергично почистим одежной щёткой брюки: «Щ-Щ-Щ - …»

Давай с тобой проговорим скороговорку:

АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.

ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: кому нужна поомоЩЬ?

ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: в огороде вырос хвоЩ.

УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.

 ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.

11.Развитие фонематического слуха.

-«Поймай звук»: хлопни в ладоши, когда услышишь звук щ среди других звуков, слогов,: ца, ре, [ощ], та, ш, щи, [са], зо, [щу],не, [ащ]

III. Итог занятия.

-Молодец, ты сегодня очень старался, я тобой очень довольна. Ежик, тебе тоже говорит спасибо, ты ему очень помог. Скажи, какой звук мы сегодня учились произносить? Что тебе понравилось в нашем занятии?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!