СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Постерный доклад на тему: Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности у обучающихся с ТНР в условиях реализации обновленных ФГОС

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читательская грамотность-один из важнейших показателей готовности к освоению образовательных  программ и путей  саморазвития. Дети с ТНР испытывают большие трудности в освоении  беглого и смыслового  чтения, что связано с их речевыми дефектами и вторичными нарушениями психических процессов. В отличии от нормотипичных детей, обучающиеся школьники  с ТНР нуждаются в специальных коррекционно-развивающих методах и приемах формирования читательских навыков.

Просмотр содержимого документа
«Постерный доклад на тему: Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности у обучающихся с ТНР в условиях реализации обновленных ФГОС»

Постерный доклад на тему:  Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности у обучающихся с ТНР в условиях реализации обновленных ФГОС Жигулина Т.М. Город Новосибирск Краснообская МБОУ СОШ №1 tat.jigulina2012@yandex.ru

Постерный доклад на тему: Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности у обучающихся с ТНР в условиях реализации обновленных ФГОС

Жигулина Т.М.

Город Новосибирск

Краснообская МБОУ СОШ №1

[email protected]

Актуальность и цели исследования   Актуальность: Читательская грамотность-один из важнейших показателей готовности к освоению образовательных программ и путей саморазвития. Дети с ТНР испытывают большие трудности в освоении беглого и смыслового чтения, что связано с их речевыми дефектами и вторичными нарушениями психических процессов. В отличии от нормотипичных детей, обучающиеся школьники с ТНР нуждаются в специальных коррекционно-развивающих методах и приемах формирования читательских навыков. Цель: Исследовать уровень сформированности показателей читательской грамотности среди учащихся 2 - 3 классов с ТНР (АООП 5.1) Определить наиболее оптимальные для данной нозологической группы детей коррекционно-развивающие технологии и приемы, направленные на повышение уровня их читательской компетенции. Задачи исследования: 1. Изучить состояние проблемы, провести диагностику читательских навыков учащихся 2- 3 классов с ТНР -I этап. 2. Выявить основные трудности этих детей в работе с текстом –II этап. 3. Подобрать наиболее эффективные методы и приемы -III этап.

Актуальность и цели исследования

Актуальность:

Читательская грамотность-один из важнейших показателей готовности к освоению образовательных программ и путей саморазвития. Дети с ТНР испытывают большие трудности в освоении беглого и смыслового чтения, что связано с их речевыми дефектами и вторичными нарушениями психических процессов. В отличии от нормотипичных детей, обучающиеся школьники с ТНР нуждаются в специальных коррекционно-развивающих методах и приемах формирования читательских навыков.

Цель:

  • Исследовать уровень сформированности показателей читательской грамотности среди учащихся 2 - 3 классов с ТНР (АООП 5.1)
  • Определить наиболее оптимальные для данной нозологической группы детей коррекционно-развивающие технологии и приемы, направленные на повышение уровня их читательской компетенции.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы, провести диагностику читательских навыков учащихся 2- 3 классов с ТНР -I этап.

2. Выявить основные трудности этих детей в работе с текстом –II этап.

3. Подобрать наиболее эффективные методы и приемы -III этап.

Диагностика сформированности читательских навыков учащихся с ТНР  2-3 классов

Диагностика сформированности читательских навыков учащихся с ТНР 2-3 классов

Выводы по результатам диагностики: Учащиеся с ТНР имеют нарушения скорости и способа чтения ( во втором классе чтение остается преимущественно послоговым, в третьем с переходом на синтетическое, но замедленное по скорости и маловыразительное по интонации). Процент сформированности навыка смыслового чтения ниже возрастной нормы (фиксируются расстройства понимания прочитанного текста, дети испытывают сложности в определении главной идеи, допускают неточности в ответах на вопросы и при выполнении заданий по тексту, связанные с поиском детальной информации и фактов). Процент сформированности устойчивого интереса к чтению ниже чем у учащихся с нормой речевого развития.

Выводы по результатам диагностики:

  • Учащиеся с ТНР имеют нарушения скорости и способа чтения ( во втором классе чтение остается преимущественно послоговым, в третьем с переходом на синтетическое, но замедленное по скорости и маловыразительное по интонации).
  • Процент сформированности навыка смыслового чтения ниже возрастной нормы (фиксируются расстройства понимания прочитанного текста, дети испытывают сложности в определении главной идеи, допускают неточности в ответах на вопросы и при выполнении заданий по тексту, связанные с поиском детальной информации и фактов).
  • Процент сформированности устойчивого интереса к чтению ниже чем у учащихся с нормой речевого развития.
Этапы коррекционно-развивающей работы по формированию читательской компетенции. Выбор технологий и приемов 1. Работа по формированию читательской компетенции должна включать коррекционно-развивающую работу по преодолению речевых недостатков и непосредственно практические задания, направленные на повышение скорости чтения, читательской мотивации и понимания прочитанного текста. 2. Выбор технологии работы зависит от поставленных задач. На предтекстовом этапе эффективны технологии прогнозирования, постановки проблемных вопросов. На этапе работы с текстом хорошо использовать технологию продуктивного чтения с пометками, остановками, анализом информации и технологию перекодировки фактов и деталей в форму таблицы, кластера. На этапе послетекстовой работы эффективны приемы определения последовательности событий, постановки «толстых и тонких» вопросов с обязательной рефлексией и возможным применением полученных знаний для решения практических задач.

Этапы коррекционно-развивающей работы по формированию читательской компетенции. Выбор технологий и приемов

  • 1. Работа по формированию читательской компетенции должна включать коррекционно-развивающую работу по преодолению речевых недостатков и непосредственно практические задания, направленные на повышение скорости чтения, читательской мотивации и понимания прочитанного текста.
  • 2. Выбор технологии работы зависит от поставленных задач. На предтекстовом этапе эффективны технологии прогнозирования, постановки проблемных вопросов. На этапе работы с текстом хорошо использовать технологию продуктивного чтения с пометками, остановками, анализом информации и технологию перекодировки фактов и деталей в форму таблицы, кластера. На этапе послетекстовой работы эффективны приемы определения последовательности событий, постановки «толстых и тонких» вопросов с обязательной рефлексией и возможным применением полученных знаний для решения практических задач.
Список литературы 1.Антипенко О.Е., Шредова Н.Е. Метауроки чтения. Часть первая. Диагностика. Витебск, 2016.  2. Андреев (Кузнецов) О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. –  М.: Просвещение, 1991.  3. Антошин М.К. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению.  Начальное общее образование. – М.: Просвещение, 2018.  4. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения:  ее сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного  и школьного возраста. – М.: Баласс, 2014.  8. Виноградова Н.Ф., Сафонова И.В., Хомякова И.С. Смысловое чтение.  3 класс. Тетрадь для проверки читательских умений. – М.: Вентана-Граф, 2016.  тетрадь. Задания.  4. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления  на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб.: КАРО, 2009.  5. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория  и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие. – 2-е изд.,  испр. и доп. – М.: Форум, 2015.

Список литературы

  • 1.Антипенко О.Е., Шредова Н.Е. Метауроки чтения. Часть первая. Диагностика. Витебск, 2016. 2. Андреев (Кузнецов) О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. – М.: Просвещение, 1991. 3. Антошин М.К. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. Начальное общее образование. – М.: Просвещение, 2018. 4. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения: ее сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста. – М.: Баласс, 2014. 8. Виноградова Н.Ф., Сафонова И.В., Хомякова И.С. Смысловое чтение. 3 класс. Тетрадь для проверки читательских умений. – М.: Вентана-Граф, 2016. тетрадь. Задания. 4. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб.: КАРО, 2009. 5. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Форум, 2015.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!