Типичное стихотворение второго этапа творчества М.И.Цветаевой, которое она считала одним из самых своих любимых стихов, - «Красною кистью рябина зажглась...»
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
(16 августа 1916)
Данное стихотворение написано трехсложным размером, в котором между двумя ударными слогами располагаются два безударных, т. е. это двухстопный трехсложник с переменной анакрузой (безударные слоги, предшествующие первому метрическому ударению в строке); анакруза во втором стихе первой строфы и в четвертом стихе второй строфы.
Характерным фонетическим явлением здесь стал ассонанс — повторы гласных ударных звуков А, И в первой строфе, О — во второй строфе, И — в третьей строфе.
Повтор ударных А-И, И-А, А-И в сочетании с размером стиха (по два ударения в строке) ассоциируются с ударами колокола, и эти ассоциации подкрепляются семантикой слов второй строфы — колокол, Иоанн Богослов.
Сильная позиция стихотворения - почти дословный повтор двух первых и двух последних строк: красною кистью рябина зажглась; яркая метафора состоит из слов, которые усиливают и дополняют друг друга. Так, семантически связаны слова зажечься и красный (цвет огня), слово зажглись ассоциативно связано со словами праздничные огни, свечи, огни на елке, праздник, красиво и др. Рябина в русской культуре символ любви к жизни, символ испытаний, тревог, преодолений. В сочетании с эпитетом горькая возникает образ тревожного праздника, за которым последуют испытания и разочарования, кроме того, данный эпитет ассоциируется со словами доля, судьба.
Вторая строфа — образ большого праздника Иоанна Богослова через метафору спорили сотни колоколов; спорят — т. е. Перебивают друг друга множество колоколов — сотни. Сама М.Цветаева так писала о глаголе спорить: «ведь могла: славили, могла: вторили, - нет, - спорили! Оспаривали мою душу, которую получили все и никто». В стихотворении названы сами праздники — день памяти Иоанна Богослова (преставление апостола и евангелиста Иоанна) и день рождения лирической героини, а также атрибуты этого праздника — огонь красной рябины и звон сотни колоколов.
Отсюда вывод — стихотворение подчеркивает единство лирической героини и природы, праздничность ее рождения, усиленную большим христианским праздником евангелиста Иоанна, праздничность начала жизни.
Два слова повторяются: кисть рябины. Роль данного повтора уже проанализирована выше. В тексте есть также два контекстуальных синонима — жаркий и красный. В лексике стихотворения можно выделить пять тематических групп:
1) рябина (красною кистью рябина зажглась, падали листья, жаркой рябины горькую кисть);
2) праздник (рябина зажглась, спорили сотни колоколов);
3) лексика, связанная с лирической героиней (я родилась, мне хочется грызть);
4) указание на время (день был субботний, доныне);
5) христианская лексика (Иоанн Богослов, колокола).
В стихотворении представлено два временных плана, что репрезентировано глаголами разных времен: прошлое (зажглась, падали, родилась, спорили, был) и настоящее (хочется).
Все перечисленные языковые средства «работают» на создание следующего художественного смысла: сопоставление первой праздничной части, связанной с рождением лирической героини, и второй — предчувствие горькой доли для новорожденной (мне и доныне хочется грызть… горькую кисть).
Русские просторы и рябина — живые зримые образы России, которую так сильно ощущает в себе самой М.Цветаева. Не случайно так часты в ее творчестве возвращения к рябине:
Но если по дороге куст
Встает, особенно — рябина…
Рябина — это символ в поэзии М.Цветаевой. Символ Родины, который она постоянно носила в своем сердце. «Россия не есть условность территории. Можно не жить в России — и носить ее в своем сердце», - писала она в одной из анкет.