СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Постимпрессионизм. Винсент ван Гог.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по мировой художественной культуре на тему "Постимпрессионизм. Винсент ван Гог". Учебник «Мировая художественная культура», 11 класс под редакцией Л.А. Рапацкой.

Просмотр содержимого документа
«Постимпрессионизм. Винсент ван Гог.»

Урок 6. Постимпрессионизм. Винсент ван Гог.



Цели:



Образовательные: -углубить знания учащихся по совершенствованию реализма в зарубежном изобразительном искусстве на примере художественного творчества представителя постимпрессионизма Винсента Ван Гога;

- научить понимать творчество художника, характерные особенности художественной манеры письма Ван Гога.

Развивающие: -развивать художественный вкус, образно-ассоциативное мышление, воспитывать у учащихся восприимчивость, интерес и любовь к искусству.

Воспитательная: - -совершенствовать навыки аргументированно формулировать своё отношение к живописным полотнам, осмысливать запечатлённое на картине, давать оценку своим впечатлениям.



Ход урока.



То, над чем я сейчас работаю, должно найти в себе продолжение не сразу и не сейчас… я ощущаю это так сильно, что склонен историю человечества отождествлять с историей хлеба: если не посеять в землю, то, что же тогда молотить?

Ван Гог



1. Проверка домашнего задания.

2. Слово учителя.

Сегодня нам предстоит знакомство с направлениями в живописи рубежа 19-20 вв. – импрессионизмом и постимпрессионизмом. Импрессионизм — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX в., представители которого стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, правдиво передать мгновения жизни. Импрессионизм зародился в 1860-х гг. во Франции, когда живописцы Э. Мане, О. Ренуар и Э. Дега внесли в искусство многообразие, динамику и сложность современного городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира. Вслед за импрессионизмом во французской живописи конца XIX — начала XX в. возникли течения, получившие общее название «постимпрессионизм». Постимпрессионизм повысил интерес к философским и символическим началам искусства, к закономерной организации художественной формы  -  построению пространства, объема, к декоративной стилизации. В постимпрессионизме отразилась атмосфера сложных, противоречивых поисков нравственных ценностей, которая характеризует период начинающегося кризиса европейской культуры. Чтобы подробнее познакомиться  с основными представителями этих направлений в живописи, их творчеством и художественными манерами, я предлагаю вам совершить увлекательное виртуальное путешествие.



3. Винсент ван Гог. Жизненный путь.

Рубеж XX века. Удивительная пора, пора всплеска художественной ге­ниальности, пора прихода на сцену совершенно новых форм и образов в ис­кусстве. Импрессионизм уже покорил всю Европу. Реализм и даже порой импрессионизм не могут удовлетворить художников - возможно, все уже ска­зано, решено, а ныне многое уже успело измениться, многое понято и осоз­нано.

Художники неутомимо продолжают искать новые средства выражения своих чувств и мыслей, возникают иные мотивы. Появляется группа художников, которых обычно объединяют под названием Постимпрессионизма.

Есть имена, известные всему миру и в то же время остающиеся для всех загадкой. Одно из таких имен – голландский художник XIX века постимпрессионист Винсент Ван Гог.

Винсент Виллем Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт, в Северном Браманте в семье протестантского пастора Теодора Ван Гога (1822-1885) и Анны Корнели Карбентус, дочери придворного переплетчика. Сына назвали в память первенца четы Ван Гогов, умершего при рождении год назад, в тот самый день; некоторые историки искусства считают, что это сильно повлияло на личность будущего художника.

Когда Винсенту пошел двенадцатый год, отец определил его в пансион господина Провили в Зевенбергене, а через два года будущий художник продолжил свое образование в Тилбурге, в школе Ханника. В Зюндерт Ван Гог приезжал только на каникулы. Он много читал, любил бродить с младшим братом Тео по окрестностям, восхищаясь красотами природы.

В возрасте 16 лет Ван Гог принял приглашение дядюшки Винсента, владеющего в Гааге картинной галереей, тесно связанной с парижской фирмой «Гупиль» и имеющей повсюду свои филиалы, поработать продавцом картин в гаагском филиале фирмы. Винсент живо интересовался произведениями искусства, увлекаясь живописью все больше и больше. О нем отзывались как об образцовом служащем. В часы досуга он посещал музеи, изучал творчество старых мастеров.

В январе 1873 года Винсенту увеличили жалование. А через два месяца фирма «Гупиль» перевела его с повышением в свой лондонский филиал.

В Лондоне он провел два года – счастливейшие в жизни. Он посещал музеи, выставки, антикварные лавки, не уставая знакомиться с произведениями искусства, восхищаться ими. Винсент сразу же влюбился в английскую живопись: его восхищал Констебль, Рейнольдс, Гейнсборо, Тёрнер.

В апреле 1876 года он переехал в Рамсгейт – маленький городок в устье Темзы, где стал воспитателем в частной школе. Он неистово изучал Библию, собираясь посвятить жизнь Христу; мечтал стать проповедником – ведь «только два достойных ремесла есть на свете: священник и школьный учитель». Во всех письмах к Тео он цитировал Библию, псалмы и молитвы. Часто ночи напролет он писал проповеди, выступая с ними в различных лондонских пригородах.

На Рождество Винсент поехал домой, в Эттен. Его худоба, болезненно-просветленный вид вызвали беспокойство родителей. Они убедили сына не возвращаться в Англию. На помощь, как всегда, пришел дядя Винсент. По его просьбе молодого человека взяли на работу в книжный магазин в городке Дордрехт. Однако Винсент не оставлял мысли о духовном сане. Вера поглотила все его существо. Подобно отцу и деду, Винсент стремился стать пастором. Но для этого нужно было поступить на теологический факультет Амстердамского университета. Однако Теодор Ван Гог, к сожалению, был не в состоянии оплатить подготовительные занятия сына. На помощь пришли многочисленные дяди Винсента, братья со стороны отца и матери. Они предоставили Винсенту жилье в Амстердаме и обеспечили его подготовительное обучение. Но скучные занятия, монотонность бездушной зубрежки очень скоро надоели Ван Гогу. Он понял, что не создан для кабинетной деятельности пастора, что ему хочется служить народу, гореть, сжигая себя дотла в пламени любви к людям. И после 15 месяцев предварительного обучения он отказался сдавать вступительные экзамены. Мечтая посвятить себя миссионерской деятельности, он отправился проповедовать в Боринаж – один из беднейших районов Бельгии.

Боринаж – шахтерский край, царство мрака и нищеты – и самозабвенно служит людям: проповедует, навещает больных, учит детей. Он раздал измученным шахтерам все, что у него было, ходил в обносках, жил в лачуге, спускался в шахту… Коллеги из Евангелического общества стыдятся его, считают сумасшедшим. Когда же углекопы решились на забастовку, подстрекателем к ней хозяева шахты объявили Ван Гога. После этого «брюссельские господа» запретили Винсенту проповедовать. Но один из них, глядя вслед измученному, изгнанному Ван Гогу сказал: «Мы приняли его за безумца, а он, возможно, святой…».

Винсент покинул поселок угольщиков в сильнейшей депрессии, без средств к существованию.

Он начал странствовать по Бельгии и Франции – нищий бродяга, зарисовывающий быт бедняков.

Именно в эти тяжелые времена Винсент окончательно принял решение стать художником.

«Я еще поднимусь», - сказал он себе и всему миру.

Так Ван Гог становится художником. В это время ему 27 лет.

Весной 1880 года Винсент приехал в Брюссель, где всерьез занялся изучением живописи. Он сразу же нанес визит господину Шмидту, управляющему отделением фирмы «Гупиль» в Бельгии, попросил познакомить его с несколькими художниками. Шмидт посоветовал Винсенту поступить в академию живописи в Брюсселе. Но Ван Гог считал, что традиционное обучение в Академии не для него, он хотел учиться непосредственно у какого-нибудь художника, рядом с ним изучать «законы пропорций, освещения, тени и перспективы», - то есть всего необходимого для живописца. По совету брата Ван Гог познакомился с молодым художником Антоном Ван Раппардом и начал посещать его мастерскую. Тео рекомендовал Винсенту поехать в Гаагу, повидаться с художником и дальним родственником Ван Гогов – Антоном Мауве. Мауве дал начинающему живописцу несколько полезных советов, положительно отозвался о его первых работах и порекомендовал ему не бросать занятия живописью. Впервые в жизни, после нескольких лет сомнений и неудач, Винсент начал понимать, в чем его предназначение.

«Живопись – подлинно тяжелая работа», - пишет Винсент своему брату.

«Заниматься ею – все равно, что принимать участие в походе».

В 1883 году, спустя три года как он начал рисовать, Ван Гог написал брату:

«… Я полагаю, что мое тело выдержит еще сколько-то лет, скажем, от шести до десяти… Я не намерен щадить себя, избегать волнений и трудностей, мне довольно безразлично, сколько я проживу… Одно только я знаю твердо – я должен за несколько лет выполнить определенную работу. Я нужен миру лишь постольку, поскольку я должен рассчитаться со своим долгом и выполнить свою задачу, коль скоро я тридцать лет в нем скитался. В благодарность за это я оставлю по себе память – в виде рисунков и картин, которые могут не понравиться отдельным группам или школам, но зато полных искреннего человеческого чувства».

В конце 1883 года Винсент приехал к родителям в Нюэнен, куда в 1882 году перевели пастора Теодора. Но общение с родными ухудшило и без того тяжелое душевное состояние художника – родители без конца корили его за то, что он не зарабатывает денег, натянутость отношений усугубилась еще и религиозными разногласиями. Несмотря на то, что родные были против его занятий живописью, Винсент с мрачным ожесточением продолжал работать.

«Что такое рисование? Это умение пробиться сквозь невидимую стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь».



4. Живопись Винсента ван Гога.

Картины любого художника — это его лицо, зеркало души. Винсент Ван Гог создавал удивительно правдивые картины. В то же время в них всегда есть что-то недосказанное, некая загадка, которую Ван Гог предлагает разгадать зрителю. За свою короткую жизнь Ван Гог нарисовал более 900 картин и примерно столько же рисунков. Это внушительное число, учитывая, что созданы они были за короткий промежуток времени.

30 лет исполнилось Ван Гогу, когда он послал брату в Париж свою картину "Едоки картофеля".

Портреты крестьян и в особенности картины, рисующие труд простых людей, запечатлели ужас и боль, которые испытывал художник, наблюдая их безрадостную жизнь.

1.голландский период – картины "Едоки картофеля", «Ткач», «Женщины, несущие мешки с углём».

Два года, проведённые в Париже, для Ван Гога были временем упорного труда, горячих споров и смелых поисков. Он встречается с импрессионистами, находится в гуще новых исканий. Со свойственной ему восприимчивостью, обострённостью восприятия, он откликается на каждое впечатление, старается не потерять себя. Проведя в Париже мучительно трудную морозную зиму, Винсент решил выехать на юг в Арль. Прованс покорил его прекрасной природой, ослепительно ярким солнцем, заливающим всё вокруг. Бескрайние поля, простор долин, буйная зелень волновали его воображение. Ван Гог как никто другой из художников чувствовал душу природы, очеловечивал её.

Напряжённой, сложной жизнью живут на полотне "Красные виноградники".

«Красные виноградники», «Подсолнухи», «Башмаки», «Ночное кафе»,

Ближе всех Винсент сошёлся с Полем Гогеном. Предложил ему жить комму­ной, организовать сообщество здесь в Арле на берегу Средиземного мо­ря. Снял домик, оборудовал на скромные средства брата мастерскую и стая ждать приезда Гогена. К его приезду он готовился с необыкновенным воо­душевлением. Винсент преклонялся перед Гогеном, считал его гением. Но Го­ген всё не ехал, и Ван Гог оставался в одиночестве со своими планами. Как всегда он работал, не щадя сил, как будто чувствовал, что судьба отвела ему мало времени. Картина «Спальня в Арле».

Однажды, когда Винсент писал букет своих любимых подсолнечни­ков, Гоген решил, пользуясь его всегдашней погруженностью в работу, напи­сать с него портрет. Когда он закончил и показал его Винсенту, тот пог­лядел молча. И вдруг растерянно, проводя ладонью по лбу, сказал:

- Это совершеннейший я, но только ставший сумасшедшим.

Быть может, беспощадно проницательный взгляд Гогена лишь подтвер­дил то, что давно уже чувствовал сам Винсент.

Винсента поместили в больницу, откуда он вышел вскоре здоровым, но ненадолго. В конце февраля 1889 года горожане ходатайствуют о помещении его вновь в лечебницу.

В это тяжелое время созданы «Автопортрет с отрезанным ухом», «Прогулка заключённых», «Звёздная ночь». В середине апреля 1889 год Ван Гог узнаёт о женитьбе брата Тео. Чувствуя своё одиночество, нависшую угрозу над денежной помощью, му­чительную тревогу за будущее, больной и отчаявшийся, он уезжает в Овер. Непонятый, одинокий… Начинаются нервные припадки.

Пейзаж в Овере». Удивительное полотно. Человек на пороге смерти, а пишет мир, распах­нутый солнцу, жизни. Однажды он писал хлебные колосья, и ему начало казаться, что на него нале­тают вороны. Картина так и называется «Чёрные вороны».

Определение художественной манеры письма. Ван Гога. Отличие импрессионизма от постимпрессионизма.

-Импрессионисты создали новый творческий метод живописи - работу на пленере;

-они считали, что единственный источник света-солнце;

-в природе не существует чёрного цвета в чистом виде;

-пренебрегали контурами;

-перестали подразделять предметы на главные и второстепенные, могли не поместить главных действующих лиц в центр картины.

Учитель

- Ван Гог стремится создать такой художественный язык, который был бы в состоянии передать интенсивность переживаний человека. Чтобы полнее выразить себя, он использует цвет более произвольно. Красочная гармония картины, по мысли Ван Гога, представляет собой пересказ найденного в природе, но краски живописца не обязаны совпадать с красками природы - важно лишь, чтобы общее цветовое построение полотна отвечало эмоциональному переживанию художника. Цвет у Ван Гога-главное средство для передачи духовной сущности предмета. Каждая краска в его сознании ассоциировалась с тем или иным эмоциональным понятием. Особенно его привлекали две краски – жёлтая - цвет солнца, цвет вечной жизни, и синяя – как олицетворение бесконечности звёздного неба, вечности, фатальной неизбежности и смерти.

Ван Гог пытался застрелиться, но только ранил себя. Выстрела никто не слышал - вокруг никого не было. Он едва дотащил­ся до дома и рухнул. Смерть помедлила - Тео успел примчаться.

За всю его жизнь у Винсента был один человек, который всегда всё понимал, безоговорочно верил в него, прощал странности, помогал в тяжёлые минуты. Это Теодор Ван Гог. Любовь Теодора к брату действительно была необыкновенна. После смерти Винсента он организует выставку произведений брата. Когда закон­чена была развеска картин, украшен вход. Теодор упал, потерял сознание и был парализован.

Он прожил после смерти Винсента 6 месяцев, бесполезны были стара­ния врачей. Он не смог пережить самоубийство брата. Братья похоронены рядом на маленьком деревенском кладбище в Овере среди обширных полей.

Мировая слава пришла к Ван Гогу через два года и неуклонно рос­ла.



Он был человеком неуравновешенным, вспыльчивым, отталкивающе невзрачным. Что-то тревожное угадывалось уже во внешности: светлые, рыжеватые волосы скрывали неровности черепа, а в узких щёлках глаз, то голубых, то зелёных, временами вспыхивал мрачный огонь. Ван Гог долго искал своё призвание: продавец картин, учитель в пансионате, проповедник… Его ожидало будущее преуспевающего коммерсанта, овладевшая им идея служения обездоленным людям привела его сначала к миссионерству на угольных шахтах, а затем в искусство. Постепенно живопись становится его единственной страстью.

Художник, страстно любивший жизнь. Он жил   жадно, неистово, испепеляя себя. Его судьба для многих кажется трагической, а он считал себя счастливым человеком. Он был счастлив тогда, когда учил по пять часов латинскую грамматику, чтобы стать проповедником, но ему было отказано в получении диплома. Он был счастлив, потому что в его руках были кисть и краски, хотя при жизни была продана только одна картина – «Красные виноградники». В глазах одних он был неудачником, другие считали его сумасшедшим, третьи говорили, жалея: «Несчастный». Но он считал себя счастливым человеком.

5. Итог урока.

Винсент Ван Гог – один из самых знаменитых художников XIX.

Он - символ страдающего гения, отдавшего искусству всю свою душу.

Непонятый и непризнанный при жизни, он неистово и напряженно работал до самой смерти. Всего тридцать семь тяжелых лет, полных сомнений и страданий, нищеты и одиночества, скитаний и приступов болезни ему было отмерено судьбой, и только восемь из них – чтобы раскрыть свой талант – восемь лет, посвященных живописи.

Художник, за всю свою жизнь продавший только одну картину «Красные виноградники в Арле», неудавшийся торговец, несостоявшийся проповедник, мужчина с чистой и ранимой душой ребенка, прошедший сквозь ад унижений, познавший все тяготы нищеты и тяжелую болезнь, даже в самые трудные моменты своей жизни считал, что нет ничего более достойного, чем любовь к людям.

Он исступленно верил, что его голос будет когда-нибудь услышан свободными людьми в освобожденном мире.

Он был больше любых направлений, эстетических догм и открытий. Он сам был открытием.

6. Домашнее задание.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!