СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Постникова Е. А.: презентация к уроку «Не с именами существительными» (раздел «Морфология и орфография»)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Постникова Е. А.: презентация к уроку «Не с именами существительными» (раздел «Морфология и орфография»)»

Урок русского языка . 6 класс Учитель Е.А. Постникова МБОУЛ 3 № г. Светлоград  Слово — дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно исследовать жизнь… Лев Николаевич Толстой Тридцатое ноября. Классная работа. Правописание ___ ______________.

Урок

русского языка . 6 класс

Учитель Е.А. Постникова

МБОУЛ 3 № г. Светлоград

Слово — дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно исследовать жизнь…

Лев Николаевич Толстой

Тридцатое ноября.

Классная работа.

Правописание ___ ______________.

ЗНАЮ НЕ ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ (Не)здоровится УЗНАЛ(а)  (Не)ожиданность (Не)ленись Вовсе (не)враг (Не)грусти (Не)горе, а счастье (Не)опаздывай (Не)доверие

ЗНАЮ

НЕ ЗНАЮ,

ХОЧУ УЗНАТЬ

(Не)здоровится

УЗНАЛ(а)

(Не)ожиданность

(Не)ленись

Вовсе (не)враг

(Не)грусти

(Не)горе, а счастье

(Не)опаздывай

(Не)доверие

Тема урока:  Правописание  НЕ с существительными.

Тема урока: Правописание НЕ с существительными.

    Цели урока:   Познакомиться с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными Научиться применять полученные знания на практике

Цели урока:

  • Познакомиться с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными
  • Научиться применять полученные знания на практике

ЗНАЮ НЕ ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ ГЛАГОЛ Нездоровится СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ УЗНАЛ(а) (Не)ожиданность Не ленись Не грусти Вовсе (не)враг Не употребляется без НЕ Слитно Полное отрицание (Не)горе, а счастье Не опаздывай Раздельно Есть противопоставление с союзом А (Не)доверие Раздельно Нет отрицания и противопоставления с союзом А Слитно

ЗНАЮ

НЕ ЗНАЮ,

ХОЧУ УЗНАТЬ

ГЛАГОЛ

Нездоровится

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

УЗНАЛ(а)

(Не)ожиданность

Не ленись

Не грусти

Вовсе (не)враг

Не употребляется без НЕ

Слитно

Полное отрицание

(Не)горе, а счастье

Не опаздывай

Раздельно

Есть противопоставление с союзом А

(Не)доверие

Раздельно

Нет отрицания и противопоставления с союзом А

Слитно

Употребляется ли существительное без НЕ? ДА НЕТ 1 условие: 2 условие: Это полное отрицание? Есть ли противопоставление с союзом А? СЛИТНО ДА НЕТ РАЗДЕЛЬНО

Употребляется ли существительное без НЕ?

ДА

НЕТ

1 условие:

2 условие:

Это полное отрицание?

Есть ли противопоставление

с союзом А?

СЛИТНО

ДА

НЕТ

РАЗДЕЛЬНО

Употребляется ли существительное без НЕ? ДА НЕТ 1 условие: 2 условие: Это полное отрицание? Есть ли противопоставление с союзом А? СЛИТНО ДА НЕТ РАЗДЕЛЬНО

Употребляется ли существительное без НЕ?

ДА

НЕТ

1 условие:

2 условие:

Это полное отрицание?

Есть ли противопоставление

с союзом А?

СЛИТНО

ДА

НЕТ

РАЗДЕЛЬНО

Используйте слова для примера:  (Не)настье ;   (Не)настье ;   (Не)настье ;   она (не)спортсменка ;  (не)погода ;   (не)знайка;   она (не)спортсменка ;  (не)погода ;   (не)знайка;   она (не)спортсменка ;  (не)погода ;   (не)знайка;   (не) грубость, а вежливость;  (не)приятель ;  (не)задача, а пример ;  (не) грубость, а вежливость;  (не)приятель ;  (не)задача, а пример ;  (не) грубость, а вежливость;  (не)приятель ;  (не)задача, а пример ;  сейчас (не)лето ;  сейчас (не)лето ;  сейчас (не)лето ;  (не)решительность ;  (не)решительность ;  (не)решительность ;  (не)карандаш ;  (не)карандаш ;  (не)карандаш ;  (не)везение, а труд;   (не)везение, а труд;   (не)везение, а труд;   (не)доразумение.  (не)доразумение.  (не)доразумение.

Используйте слова для примера:

(Не)настье ;

  • (Не)настье ;
  • (Не)настье ;

она (не)спортсменка ;

(не)погода ;

(не)знайка;

  • она (не)спортсменка ; (не)погода ; (не)знайка;
  • она (не)спортсменка ; (не)погода ; (не)знайка;

(не) грубость, а вежливость;

(не)приятель ;

(не)задача, а пример ;

  • (не) грубость, а вежливость; (не)приятель ; (не)задача, а пример ;
  • (не) грубость, а вежливость; (не)приятель ; (не)задача, а пример ;

сейчас (не)лето ;

  • сейчас (не)лето ;
  • сейчас (не)лето ;

(не)решительность ;

  • (не)решительность ;
  • (не)решительность ;

(не)карандаш ;

  • (не)карандаш ;
  • (не)карандаш ;

(не)везение, а труд;

  • (не)везение, а труд;
  • (не)везение, а труд;

(не)доразумение.

  • (не)доразумение.
  • (не)доразумение.
Корректор… Что это такое? Или кто?

Корректор…

Что это такое? Или кто?

  Справка  Корре́ктор   (от лат.  corrector  — направитель, исправитель),  корректиро́вщик  — специалист издательства, типографии или редакции, вычитывающий тексты, нормализующий грамматику ( исправляющий  орфографические, пунктуационные, стилистические  ошибки ) Записать: ключевые слова

Справка

Корре́ктор  (от лат.  corrector  — направитель, исправитель),  корректиро́вщик  — специалист издательства, типографии или редакции, вычитывающий тексты, нормализующий грамматику ( исправляющий  орфографические, пунктуационные, стилистические  ошибки )

Записать: ключевые слова

Упражнение «Корректор» - работа в парах:    Найти неверное написание не с существительными?  Исправьте, обозначьте изучаемую орфограмму.  1.  Не былица на гнилых ногах ходит. 2.  Случившееся показалось мне настоящим не  счастьем. 3.  Он относится ко мне со скрытой не приязнью . 4.  Мы ценим и любим непраздность, а труд . 5.  Признавая достоинства друга, не закрывай  глаза и на его не достатки .

Упражнение «Корректор» - работа в парах:

Найти неверное написание не с существительными? Исправьте, обозначьте изучаемую орфограмму.

1. Не былица на гнилых ногах ходит.

2. Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.

3. Он относится ко мне со скрытой не приязнью .

4. Мы ценим и любим непраздность, а труд .

5. Признавая достоинства друга, не закрывай глаза и на его не достатки .

Вот что получилось:   1. Небылица 2. Несчастьем 3. Неприязнью 4. Не праздность, а труд 5. Недостатки 1. Небылица 2. Несчастьем 3. Неприязнью 4. Не праздность, а труд 5. Недостатки 1. Небылица 2. Несчастьем 3. Неприязнью 4. Не праздность, а труд 5. Недостатки  ПРОВЕРКА :    Кто допустил 1 ошибку?  Кто допустил 2 ошибки?

Вот что получилось:

1. Небылица

2. Несчастьем

3. Неприязнью

4. Не праздность, а труд

5. Недостатки

  • 1. Небылица 2. Несчастьем 3. Неприязнью 4. Не праздность, а труд 5. Недостатки
  • 1. Небылица 2. Несчастьем 3. Неприязнью 4. Не праздность, а труд 5. Недостатки

ПРОВЕРКА :

Кто допустил 1 ошибку?

Кто допустил 2 ошибки?

   Игра “Третий лишний”     Сформулируйте задание к этому упражнению (не)поседа (не)друг, а враг  (не)взгоды (не)правда, а ложь (не)внимательность полное (не)вежество Раскрыть скобки, объяснить условия выбора орфограммы, определить, какое слово ЛИШНЕЕ (разные условия выбора)

Игра “Третий лишний”  Сформулируйте задание к этому упражнению

(не)поседа

(не)друг, а враг

(не)взгоды

(не)правда, а ложь

(не)внимательность

полное (не)вежество

Раскрыть скобки,

объяснить условия выбора орфограммы,

определить, какое слово ЛИШНЕЕ (разные условия выбора)

Буквенный диктант «Оцени себя» записываем только буквы: если слово с НЕ пишется слитно, то записать букву С; если слово с НЕ пишется раздельно, то записать букву Р.  (не)лепость  (не)месяц  (не)приязнь  (не)лень – напишите  (не)вежество  (не)внимательность, а рассеянность  (не)годование  (не)книга  (не)ряха  (не)брежность

Буквенный диктант «Оцени себя»

записываем только буквы:

если слово с НЕ пишется слитно, то записать букву С;

если слово с НЕ пишется раздельно, то записать букву Р.

  • (не)лепость
  • (не)месяц
  • (не)приязнь
  • (не)лень – напишите
  • (не)вежество
  • (не)внимательность, а рассеянность
  • (не)годование
  • (не)книга
  • (не)ряха
  • (не)брежность
Записи в тетрадях:  с  р  с  р  с  р  с  р  с  с  с  р  с  р  с  р  с  р  с  с  с  р  с  р  с  р  с  р  с  с  Далее следует взаимопроверка 10 баллов – отлично 5 8-9 баллов – хорошо 4 5-7 баллов – удовлетворительно 3 менее 5- неудовлетворительно 2

Записи в тетрадях:

  • с р с р с р с р с с
  • с р с р с р с р с с
  • с
  • р
  • с
  • р
  • с
  • р
  • с
  • р
  • с
  • с

Далее следует взаимопроверка

10 баллов – отлично 5

8-9 баллов – хорошо 4

5-7 баллов – удовлетворительно 3

менее 5- неудовлетворительно 2

  Итоги урока - анализ успешности достижения поставленной цели Сегодня на уроке я узнал(а)…. Сегодня на уроке я научился(лась)… Сегодня на уроке я понял(а), что… Как пишется НЕ с существительными? От чего зависит слитное и раздельное НЕ с существительными? Приведите примеры, иллюстрирующие все пункты правила правописания не с существительными. Что общего в правилах «Не с существительными» и «Не с глаголами»?  Для меня было новым….. Были ли трудности?  Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

Итоги урока - анализ успешности достижения поставленной цели

  • Сегодня на уроке я узнал(а)….
  • Сегодня на уроке я научился(лась)…
  • Сегодня на уроке я понял(а), что…
  • Как пишется НЕ с существительными?
  • От чего зависит слитное и раздельное НЕ с существительными?
  • Приведите примеры, иллюстрирующие все пункты правила правописания не с существительными.
  • Что общего в правилах «Не с существительными» и «Не с глаголами»?
  • Для меня было новым…..
  • Были ли трудности?
  • Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

  Домашнее задание  П. 51 (орфограмма № 32) Составить тест с ответами по теме Составить тест с ответами по теме «Не с существительными и глаголами» 2. Упражнение № 285 . «Не с существительными и глаголами» 2. Упражнение № 285 .

Домашнее задание

П. 51 (орфограмма № 32)

  • Составить тест с ответами по теме
  • Составить тест с ответами по теме

«Не с существительными и глаголами»

2. Упражнение № 285 .

  • «Не с существительными и глаголами» 2. Упражнение № 285 .
Материалы для учителя

Материалы для учителя

Предлагаю стать на время исследоаелями .

Объясните написание слов:

  • Объясните написание слов:
  • Объясните написание слов:
  • Что между ними общего? Что про эти слова ЗНАЕМ ? Чем в словах является НЕ ? Сколько вариантов написания НЕ с глаголами ? Сформулируйте правило (орфограмма № )?
  • Что между ними общего? Что про эти слова ЗНАЕМ ? Чем в словах является НЕ ? Сколько вариантов написания НЕ с глаголами ? Сформулируйте правило (орфограмма № )?
  • Что между ними общего?
  • Что про эти слова ЗНАЕМ ?
  • Чем в словах является НЕ ?
  • Сколько вариантов написания НЕ с глаголами ?
  • Сформулируйте правило (орфограмма № )?

-Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?

-Почему возникли эти трудности? НЕ ЗНАЕМ, как писать существительные с НЕ ХОТИМ УЗНАТЬ , как писать существительные с НЕ

  • -Какие трудности возникли у вас при выполнении задания? -Почему возникли эти трудности? НЕ ЗНАЕМ, как писать существительные с НЕ ХОТИМ УЗНАТЬ , как писать существительные с НЕ

Составляем алгоритм написания

НЕ с существительными: я называю правило, вы находите пример

  • НЕ с существительными пишется СЛИТНО , если …… как у глагола
  • НЕ с существительными пишется РАЗДЕЛЬНО , если …. слово - полное отрицание
  • НЕ с существительными пишется РАЗДЕЛЬНО, если …… в предложении есть противопоставление с союзом А
  • НЕ с существительными пишется СЛИТНО, если …… можно заменить синонимом без НЕ ( нет отрицания и противопоставления с союзом А)
  • - Проанализировав свои затруднения, я думаю, вы сможете определить тему и цели сегодняшнего урока
Упражнение «Собери пословицу» Задание: из данных фрагментов соберите пословицы, соотнесите фрагменты А Не место красит человека, Б 1 Ученье – красота, В не проживешь. Неправдой Г 2 Д а невежде и сто слов не поможет. 3 Знайка дорожкой бежит, Е Умный человек с одного слова поймет, 4 а друг спорит. а человек место. 5 Пишут не пером, Ж неученье – слепота. 6 З Не работа сушит, а дорога любовь. И 7 Недруг поддакивает, 8 а умом. Дорог не подарок, а незнайка на печи лежит. 9 а забота.

Упражнение «Собери пословицу»

Задание: из данных фрагментов соберите пословицы, соотнесите фрагменты

А

Не место красит человека,

Б

1

Ученье – красота,

В

не проживешь.

Неправдой

Г

2

Д

а невежде и сто слов не поможет.

3

Знайка дорожкой бежит,

Е

Умный человек с одного слова поймет,

4

а друг спорит.

а человек место.

5

Пишут не пером,

Ж

неученье – слепота.

6

З

Не работа сушит,

а дорога любовь.

И

7

Недруг поддакивает,

8

а умом.

Дорог не подарок,

а незнайка на печи лежит.

9

а забота.

А 4 Б 5 В Г 1 Д 8 Е 2 Ж 7 9 З И 3 6 Не место красит человека, а человек место. Неправдой не проживешь. Умный человек с одного слова поймет, а невежде и сто слов не поможет. Недруг поддакивает, а друг спорит. Не работа сушит, а забота. Ученье – красота, неученье – слепота. Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печи лежит. Пишут не пером, а умом. Дорог не подарок, а дорога любовь  Объясните их смысл (о чём?) ,  объясните изученную орфограмму  (НЕ - частица, приставка, часть корня)

А

4

Б

5

В

Г

1

Д

8

Е

2

Ж

7

9

З

И

3

6

  • Не место красит человека, а человек место.
  • Неправдой не проживешь.
  • Умный человек с одного слова поймет, а невежде и сто слов не поможет.
  • Недруг поддакивает, а друг спорит.
  • Не работа сушит, а забота.
  • Ученье – красота, неученье – слепота.
  • Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печи лежит.
  • Пишут не пером, а умом.
  • Дорог не подарок, а дорога любовь

Объясните их смысл (о чём?) ,

объясните изученную орфограмму

(НЕ - частица, приставка, часть корня)

  Рефлексия 

Рефлексия

   ДОПОЛНИТЕЛЬНО  . Небылица, негодование, неожиданность, немощь, невод, недоверие, несчастье. Замените слова с  не  синонимами без  не , подобрав их из слов для справок. Слова для справок: рыболовная сеть, горе, сюрприз, болезнь, возмущение, подозрительность, вымысел.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО.

Небылица, негодование, неожиданность, немощь, невод, недоверие, несчастье.

Замените слова с  не  синонимами без  не , подобрав их из слов для справок.

Слова для справок:

рыболовная сеть, горе, сюрприз, болезнь, возмущение, подозрительность, вымысел.

 

  Синтаксическая пятиминутка. * Составь Предложение *  1)Из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки  выписать существительное-дополнение, поставив его в форме им. пад. мн. ч.;  2) Из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени мн. ч.;  3) из предложения Ещё в полях белеет снег   (Ф.Тютчев) выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме предл. пад. ед.ч. с предлогом в ;  4) из предложения Лось вышел на опушку и заревел  выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме ед.ч., предл.пад. с предлогом на ;  5) из предложения Роняет лес багряный свой убор   (А.С.Пушкин) выписать подлежащее, выраженное существительным, поставив его в форме род.пад.ед.ч.. Незабудки цвели в поле и на опушке леса

Синтаксическая пятиминутка. * Составь Предложение *

1)Из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки выписать существительное-дополнение, поставив его в форме им. пад. мн. ч.;

2) Из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени мн. ч.;

3) из предложения Ещё в полях белеет снег (Ф.Тютчев) выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме предл. пад. ед.ч. с предлогом в ;

4) из предложения Лось вышел на опушку и заревел выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме ед.ч., предл.пад. с предлогом на ;

5) из предложения Роняет лес багряный свой убор (А.С.Пушкин) выписать подлежащее, выраженное существительным, поставив его в форме род.пад.ед.ч..

Незабудки цвели в поле и на опушке леса


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!