Урок
русского языка . 6 класс
Учитель Е.А. Постникова
МБОУЛ 3 № г. Светлоград
Слово — дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно исследовать жизнь…
Лев Николаевич Толстой
Тридцатое ноября.
Классная работа.
Правописание ___ ______________.
ЗНАЮ
НЕ ЗНАЮ,
ХОЧУ УЗНАТЬ
(Не)здоровится
УЗНАЛ(а)
(Не)ожиданность
(Не)ленись
Вовсе (не)враг
(Не)грусти
(Не)горе, а счастье
(Не)опаздывай
(Не)доверие
Тема урока: Правописание НЕ с существительными.
Цели урока:
- Познакомиться с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными
- Научиться применять полученные знания на практике
ЗНАЮ
НЕ ЗНАЮ,
ХОЧУ УЗНАТЬ
ГЛАГОЛ
Нездоровится
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
УЗНАЛ(а)
(Не)ожиданность
Не ленись
Не грусти
Вовсе (не)враг
Не употребляется без НЕ
Слитно
Полное отрицание
(Не)горе, а счастье
Не опаздывай
Раздельно
Есть противопоставление с союзом А
(Не)доверие
Раздельно
Нет отрицания и противопоставления с союзом А
Слитно
Употребляется ли существительное без НЕ?
ДА
НЕТ
1 условие:
2 условие:
Это полное отрицание?
Есть ли противопоставление
с союзом А?
СЛИТНО
ДА
НЕТ
РАЗДЕЛЬНО
Употребляется ли существительное без НЕ?
ДА
НЕТ
1 условие:
2 условие:
Это полное отрицание?
Есть ли противопоставление
с союзом А?
СЛИТНО
ДА
НЕТ
РАЗДЕЛЬНО
Используйте слова для примера:
(Не)настье ;
- (Не)настье ;
- (Не)настье ;
она (не)спортсменка ;
(не)погода ;
(не)знайка;
- она (не)спортсменка ; (не)погода ; (не)знайка;
- она (не)спортсменка ; (не)погода ; (не)знайка;
(не) грубость, а вежливость;
(не)приятель ;
(не)задача, а пример ;
- (не) грубость, а вежливость; (не)приятель ; (не)задача, а пример ;
- (не) грубость, а вежливость; (не)приятель ; (не)задача, а пример ;
сейчас (не)лето ;
- сейчас (не)лето ;
- сейчас (не)лето ;
(не)решительность ;
- (не)решительность ;
- (не)решительность ;
(не)карандаш ;
- (не)карандаш ;
- (не)карандаш ;
(не)везение, а труд;
- (не)везение, а труд;
- (не)везение, а труд;
(не)доразумение.
- (не)доразумение.
- (не)доразумение.
Корректор…
Что это такое? Или кто?
Справка
Корре́ктор (от лат. corrector — направитель, исправитель), корректиро́вщик — специалист издательства, типографии или редакции, вычитывающий тексты, нормализующий грамматику ( исправляющий орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки )
Записать: ключевые слова
Упражнение «Корректор» - работа в парах:
Найти неверное написание не с существительными? Исправьте, обозначьте изучаемую орфограмму.
1. Не былица на гнилых ногах ходит.
2. Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
3. Он относится ко мне со скрытой не приязнью .
4. Мы ценим и любим непраздность, а труд .
5. Признавая достоинства друга, не закрывай глаза и на его не достатки .
Вот что получилось:
1. Небылица
2. Несчастьем
3. Неприязнью
4. Не праздность, а труд
5. Недостатки
- 1. Небылица 2. Несчастьем 3. Неприязнью 4. Не праздность, а труд 5. Недостатки
- 1. Небылица 2. Несчастьем 3. Неприязнью 4. Не праздность, а труд 5. Недостатки
ПРОВЕРКА :
Кто допустил 1 ошибку?
Кто допустил 2 ошибки?
Игра “Третий лишний” Сформулируйте задание к этому упражнению
(не)поседа
(не)друг, а враг
(не)взгоды
(не)правда, а ложь
(не)внимательность
полное (не)вежество
Раскрыть скобки,
объяснить условия выбора орфограммы,
определить, какое слово ЛИШНЕЕ (разные условия выбора)
Буквенный диктант «Оцени себя»
записываем только буквы:
если слово с НЕ пишется слитно, то записать букву С;
если слово с НЕ пишется раздельно, то записать букву Р.
- (не)лепость
- (не)месяц
- (не)приязнь
- (не)лень – напишите
- (не)вежество
- (не)внимательность, а рассеянность
- (не)годование
- (не)книга
- (не)ряха
- (не)брежность
Записи в тетрадях:
- с р с р с р с р с с
- с р с р с р с р с с
- с
- р
- с
- р
- с
- р
- с
- р
- с
- с
Далее следует взаимопроверка
10 баллов – отлично 5
8-9 баллов – хорошо 4
5-7 баллов – удовлетворительно 3
менее 5- неудовлетворительно 2
Итоги урока - анализ успешности достижения поставленной цели
- Сегодня на уроке я узнал(а)….
- Сегодня на уроке я научился(лась)…
- Сегодня на уроке я понял(а), что…
- Как пишется НЕ с существительными?
- От чего зависит слитное и раздельное НЕ с существительными?
- Приведите примеры, иллюстрирующие все пункты правила правописания не с существительными.
- Что общего в правилах «Не с существительными» и «Не с глаголами»?
- Для меня было новым…..
- Были ли трудности?
- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?
Домашнее задание
П. 51 (орфограмма № 32)
- Составить тест с ответами по теме
- Составить тест с ответами по теме
«Не с существительными и глаголами»
2. Упражнение № 285 .
- «Не с существительными и глаголами» 2. Упражнение № 285 .
Материалы для учителя
Предлагаю стать на время исследоаелями .
Объясните написание слов:
- Объясните написание слов:
- Объясните написание слов:
- Что между ними общего? Что про эти слова ЗНАЕМ ? Чем в словах является НЕ ? Сколько вариантов написания НЕ с глаголами ? Сформулируйте правило (орфограмма № )?
- Что между ними общего? Что про эти слова ЗНАЕМ ? Чем в словах является НЕ ? Сколько вариантов написания НЕ с глаголами ? Сформулируйте правило (орфограмма № )?
- Что между ними общего?
- Что про эти слова ЗНАЕМ ?
- Чем в словах является НЕ ?
- Сколько вариантов написания НЕ с глаголами ?
- Сформулируйте правило (орфограмма № )?
-Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?
-Почему возникли эти трудности? НЕ ЗНАЕМ, как писать существительные с НЕ ХОТИМ УЗНАТЬ , как писать существительные с НЕ
- -Какие трудности возникли у вас при выполнении задания? -Почему возникли эти трудности? НЕ ЗНАЕМ, как писать существительные с НЕ ХОТИМ УЗНАТЬ , как писать существительные с НЕ
Составляем алгоритм написания
НЕ с существительными: я называю правило, вы находите пример
- НЕ с существительными пишется СЛИТНО , если …… как у глагола
- НЕ с существительными пишется РАЗДЕЛЬНО , если …. слово - полное отрицание
- НЕ с существительными пишется РАЗДЕЛЬНО, если …… в предложении есть противопоставление с союзом А
- НЕ с существительными пишется СЛИТНО, если …… можно заменить синонимом без НЕ ( нет отрицания и противопоставления с союзом А)
- - Проанализировав свои затруднения, я думаю, вы сможете определить тему и цели сегодняшнего урока
Упражнение «Собери пословицу»
Задание: из данных фрагментов соберите пословицы, соотнесите фрагменты
А
Не место красит человека,
Б
1
Ученье – красота,
В
не проживешь.
Неправдой
Г
2
Д
а невежде и сто слов не поможет.
3
Знайка дорожкой бежит,
Е
Умный человек с одного слова поймет,
4
а друг спорит.
а человек место.
5
Пишут не пером,
Ж
неученье – слепота.
6
З
Не работа сушит,
а дорога любовь.
И
7
Недруг поддакивает,
8
а умом.
Дорог не подарок,
а незнайка на печи лежит.
9
а забота.
А
4
Б
5
В
Г
1
Д
8
Е
2
Ж
7
9
З
И
3
6
- Не место красит человека, а человек место.
- Неправдой не проживешь.
- Умный человек с одного слова поймет, а невежде и сто слов не поможет.
- Недруг поддакивает, а друг спорит.
- Не работа сушит, а забота.
- Ученье – красота, неученье – слепота.
- Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печи лежит.
- Пишут не пером, а умом.
- Дорог не подарок, а дорога любовь
Объясните их смысл (о чём?) ,
объясните изученную орфограмму
(НЕ - частица, приставка, часть корня)
Рефлексия
ДОПОЛНИТЕЛЬНО .
Небылица, негодование, неожиданность, немощь, невод, недоверие, несчастье.
Замените слова с не синонимами без не , подобрав их из слов для справок.
Слова для справок:
рыболовная сеть, горе, сюрприз, болезнь, возмущение, подозрительность, вымысел.
Синтаксическая пятиминутка. * Составь Предложение *
1)Из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки выписать существительное-дополнение, поставив его в форме им. пад. мн. ч.;
2) Из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени мн. ч.;
3) из предложения Ещё в полях белеет снег (Ф.Тютчев) выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме предл. пад. ед.ч. с предлогом в ;
4) из предложения Лось вышел на опушку и заревел выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме ед.ч., предл.пад. с предлогом на ;
5) из предложения Роняет лес багряный свой убор (А.С.Пушкин) выписать подлежащее, выраженное существительным, поставив его в форме род.пад.ед.ч..
Незабудки цвели в поле и на опушке леса