Конспект урока физики по теме
«Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов»
в 8 классе
Цель урока: выяснить
1) что такое постоянный магнит;
2) какими свойствами обладают постоянные магниты;
3) какова картина магнитного поля постоянного магнита.
Задачи:
Предметные :
1.Дать понятие постоянного магнита;
2.Исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов;
3.Познакомиться со свойствами магнитного поля; изучить свойства постоянных магнитов.
Метапредметные :
Развивать умения проводить эксперимент, наблюдать, делать выводы, проводить исследование, выдвигать гипотезы ;
Личностные:
Уметь давать самооценку своей работы, правильно определять свою роль в паре, прислушиваться к мнению других.
Методы: исследовательский, проблемный.
Средства обучения: Полосовые магниты, подковообразные магниты, магнитные стрелки на подставке, стальные скрепки, тела, изготовленные из разных веществ, наборы калориметрические (3 цилиндра: железный, алюминиевый, латунный), железные опилки, листы белой бумаги размером А4 .
Организационный момент. 1мин
- Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей на уроке.
Меня зовут Копаницкая Татьяна Геннадьевна. Я работаю учителем физики в Краснооктябрьской СОШ. Рада вас видеть. Надеюсь на плодотворное сотрудничество на уроке. Пожелаем друг другу удачи.
2. Подготовка к этапу усвоения учебного материала. Актуализация опорных знаний. 5 мин
Учитель: Внимание на экран. Что это?
Учитель: сейчас я проведу эксперимент, в руках держу два тела. На подставку нанизываем эти тела. Объясните наблюдаемое явление.
(Ответы учащихся).
Что вы знаете о магнитах?, какими свойствами обладают магниты. (ответы учащихся)
3. Этап усвоения новых знаний (17 мин.)
Как вам теперь понятно, тема нашего урока : Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов.
Постановка целей урока:
Учащиеся формулируют цели урока.
1. Узнать, что такое постоянные магниты?
2. Какие бывают постоянные магниты?
3. Свойства постоянных магнитов?
Учитель: Что такое магнит. откуда произошел термин.
История возникновения термина «магнит».
История магнита насчитывает свыше двух с половиной тысяч лет. В VI в. до н. э. древнекитайские ученые обнаружили минерал, способный притягивать к себе железные предметы. Китайцы назвали его “чу-ши”, что означает “любящий камень”.
Вот одна легенда. Много веков назад это было. В поисках овцы пастух зашёл в незнакомые места, в горы. Кругом лежали чёрные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником притягивают к себе, словно их хватает и держит какая-то невидимая рука. Поражённый чудесной силой камней пастух принёс их в ближайший город – Магнесу. Здесь каждый мог убедиться в том, что рассказ пастуха не выдумка – удивительные камни притягивали к себе железные вещи! В природе существуют естественные и природные магниты.
Естественный магнит- это магнитный железняк. На Урале, в Курске, в Карелии встречаются залежи магнитного железняка. Покажите на карте места, где расположены месторождения магнитного железняка.
Искусственные магниты изготавливают из железа, никеля, кобальта.
Учитель: Как объяснить намагниченность магнитов? Оказывается, что все дело в особом поле, создаваемом магнитом. Вокруг любого магнита существует магнитное поле. Оно и притягивает железо к магниту. Впервые намагниченность железа и стали объяснил французский учёный Ампер выдвинул гипотезу о существовании внутри каждой молекулы вещества электрических токов.
Сегодня на уроке мы попробуем себя в роли экспериментаторов и постараемся получить новые сведения о свойствах магнитов на основе экспериментов. Для работы мы разделились на 6 групп. У каждой группы на столах имеется комплект оборудования. На каждом столе есть правила работы в группе. Внимательно прочитайте их.(чтение вслух.) Каждой группе дается карточка - задание, выполняете лабораторный опыт согласно заданию и делаете вывод. Вывод записываете на карточках- заданиях. После того, как эксперимент закончен, каждая группа выходит к демонстрационному столу и демонстрирует свой эксперимент и озвучиваете вывод.
Напоминаю вам о правилах техники безопасности: все приборы и оборудование использовать только по назначению
После обсуждения результатов оборудование убрать в лоток.
№ 1. Исследование полюсов постоянного магнита
Оборудование: магнит дугообразный, скрепки.
Возьмите постоянный магнит, поднесите скрепку точно посередине магнита. Притягивает ли магнит скрепку? (середина магнита называется нейтральной зоной)
Приближаете скрепки к разным местам магнита, начиная от середины и двигаясь к торцам. Какие места магнита обнаруживают наиболее сильное магнитное действие?
Сделайте вывод. (Места магнита с наиболее сильным магнитным действием называются полюсами магнита N (синий)- северный, S (красный) - южный).
Вывод:_________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
№ 2. Проверка взаимодействие магнита с металлами.
Оборудование: магнит, алюминиевый, латунный и железный цилиндры.
Поднесите магнит к
А) алюминиевому цилиндру;
Б) латунному цилиндру;
В) железному цилиндру. Что наблюдаете? Сделайте вывод. Все ли металлы притягиваются к магниту?
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 3 Взаимодействие постоянных магнитов с разными материалами
Оборудование: магнит, несколько тел, изготовленных из разных материалов.
У вас на столе находятся магниты. Проверьте, притягиваются ли к магниту карандаш, скрепки, ластик, пластмассовый корпус ручки, картон. Определите вещества, которые хорошо притягиваются магнитом, а какие совсем не притягиваются.
Сделайте вывод.
Вывод: Заполните таблицу
притягиваются | Не притягиваются |
| |
| |
| |
| |
| |
_______________________________________________________________________
№ 4. Проверка намагничивания спицы.
Оборудование: полосовой магнит, стальная спица, железные тела (скрепки)
1.Поднесите спицу к железному телу. Притягивает ли спица железо.
2.Теперь потрите полосовым магнитом стальную спицу в одном направлении. Повторите опыт еще раз.
Сделайте вывод. Может ли спица сохранять магнитные свойства?
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 5 Проверка взаимодействия полюсов магнита.
Оборудование: магниты дугообразные или полосовые.
Возьмите два магнита. Поднесите синими полюсами друг другу. Что происходит?
Повторите опыт с красными полюсами магнита.
Поднесите к друг к другу полюса разных цветов. Проанализируйте результат и Сделайте вывод. Как взаимодействуют одноименные и разноименные полюса?
Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
№ 6. Наблюдение картины магнитного поля постоянных магнитов.
Оборудование: магниты дуговой и полосовой, стаканчик с металлическим порошком.
1. Накройте полюса дугового и магнита картоном, насыпьте порошок.
2. Слегка постучите по нему пальцем. Рассмотрите полученное изображение. Сделайте рисунок.
4. Повторите опыт с полосовым магнитом.
5. У вас получилась картина магнитного поля. Зарисуйте картину магнитного поля.
Рисунки, которые у вас получились, дают представление о картине магнитного поля полосового и дугообразного магнитов. Как магнитные линии магнитного поля тока, так и магнитные линии магнитного поля магнита — замкнутые линии. Вне магнита магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный, замыкаясь внутри магнита.
4. Закрепление знаний.
Учитель: Подумайте и ответьте на такой вопрос.
Существует ли природный магнит? Ответы учащихся (это магнитное поле Земли.) что вы знаете о нем? О существовании земного магнетизма человеку стало известно, начиная с 800 г. до нашей эры. С древних времен известен способ ориентации относительно сторон света при помощи компаса. На Земле есть две замечательные точки: если стрелку компаса направить к Земле, она становится вертикально и показывает острием вниз, а если компас расположить горизонтально, то стрелка компаса крутится, как ей вздумается. Эти две точки – магнитные полюса Земли. Магнитные полюса Земли не совпадают с географическими полюсами.
Установлено, что земное магнитное поле надежно защищает поверхность Земли от космического излучения, действие которого на живые организмы разрушительно. В состав космического излучения, кроме электронов, протонов, входят и другие частицы, движущиеся в пространстве с огромными скоростями.
Иногда возникают магнитные бури – кратковременные изменения магнитного поля Земли, которые сильно влияют на стрелку компаса. Наблюдения показывают, что появление магнитных бурь связано с солнечной активностью. В период усиления солнечной активности с поверхности Солнца в мировое пространство выбрасываются потоки заряженных частиц, электронов и протонов. Магнитное поле, образуемое этими движущимися частицами, изменяет магнитное поле Земли и вызывает магнитную бурю. Магнитные бури – явление кратковременное.
На земном шаре встречаются области, в которых направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии Земли. Такие области называют областями магнитной аномалии. (Курская магнитная аномалия, крупнейшие в мире залежи железной руды)
Результатом взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем Земли является полярное сияние. Вторгаясь в земную атмосферу, частицы солнечного ветра направляются магнитным полем и определённым образом фокусируются. Сталкиваясь с атомами и молекулами атмосферного воздуха, они ионизируют и возбуждают их, в результате чего возникает свечение, которое называют полярным сиянием.
Учитель. подведем итог наших экспериментов.
Проверь себя.
1.Что такое постоянный магнит-…..
2. В природе встречаются естественный магнит - это …
3. Полюсами называют….. Какие бывают полюса магнита.
4. Вокруг любого магнита существует магнитное поле. Что это?
5 . Магниты одноимёнными полюсами… ,
а разноимёнными полюсами…
6. Притягиваются тела, изготовленные из …., а не притягиваются тела……..
7. Какие вещества могут намагничиваться?
8. Картиной магнитного поля являются ……линии, которые берут начало из …..полюса, а заканчиваются на…полюсе.
9.Природным магнитом является……
10. Назовите явления, связанные с существованием этого магнита.
Если не ответили в начале урока. 1. Объясните мне явление, которое вы наблюдали в начале урока. Ответы учащихся.
2. Можно ли сделать магнит, у которого был бы только северный полюс или только южный?
12. Итог. Рефлексия.
Учитель:
Итак, ребята, сегодня на уроке вы познакомились с такими понятиями, как постоянные магниты, магнитное поле Земли. Узнали свойства постоянных магнитов. Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
У вас есть три карточки – зеленая, красная и голубая.
Проанализируйте свою деятельность и поднимите ту карточку, которая отражает оценку вашей деятельности.
Всем спасибо за урок! Очень было приятно с вами работать. Урок окончен.