СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Построение индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, обучающегося с использованием дистанционных образовательных технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной программы дистанционных курсов – повышение психолого-педагогической компетентности специалистов образования по вопросам организации построение индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, обучающегося с использованием дистанционных образовательных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Построение индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, обучающегося с использованием дистанционных образовательных технологий»


Построение индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, обучающегося с использованием дистанционных образовательных технологий


Васильева Анастасия Анатольевна

ГБС(К)ОУ школа-интернат № 113 г.о.Самара

[email protected]



Пояснительная записка

Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен развиваться и получать образование. Опыт организации дистанционного обучения для детей с ОВЗ показывает успешность этой идеи, и на сегодняшний день в таком режиме обучается достаточно большое количество детей-инвалидов.

Дистанционные технологии обучения представляют собой совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. Новые технические и технологические средства коммуникаций могут предоставить принципиально новые методические возможности для дистанционного обучения детей с особыми потребностями: индивидуальная траектория продвижения для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от особенностей (ограничений) развития; обучение в удобное для ребенка время; отсутствие строгой привязанности к месту проведения занятий; возможность организовать щадящий режим обучения; компенсирование отсутствия некоторых функций из-за физических недостатков расширение информационно-познавательного поля ребенка; ориентация на использование различных форм самостоятельного обучения; эффективность проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения. Но при организации дистанционного обучения детей с особыми потребностями возникают и определенные трудности: ограничение возможности развития творческих способностей детей: ограничение непосредственного эмоционального влияния педагога на ребенка: вопросы технического и методического обеспечения процесса обучения. Кроме того, обучая «особых» детей, необходимо учитывать трудности каждого ребенка, обусловленные недоразвитием отдельных психических процессов, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности. Именно трудности, с которыми сталкиваются все субъекты дистанционного обучения, обнаружили необходимость организации психолого-педагогического сопровождения в процессе реализации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.


Цель данной программы дистанционных курсов – повышение психолого-педагогической компетентности специалистов образования по вопросам организации построение индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, обучающегося с использованием дистанционных образовательных технологий.


Задачи:

1. Выявить сущность и специфику технологий дистанционного обучения, проблемы, перспективы, целесообразность и ограничения дистанционного образования.

2. Сформировать представления об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, обучающихся в дистанционной форме.

3. Определить условия психолого-педагогического сопровождения дистанционного образования детей с ОВЗ, исходя из реальных возможностей ОУ.

Ожидается, что в результате освоения программы педагоги:

- будут владеть умениями осуществлять деятельность в аспекте психолого-педагогического сопровождения процесса дистанционного обучения детей с ОВЗ;

- освоят теоретические основы дистанционного обучения детей с ОВЗ: специальные педагогические, психолого-педагогические, социально-психологические подходы.

Программа рассчитана на 8,5 часов очного обучения ; 1,5 часа обучения в дистанционной форме и 2,5 часа дополнительного образования.


Индивидуальная образовательная программа

обучающейся 8 класса

(основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью)


I. Общие сведения

Возраст: 16

Класс 8

Дата рождения:


Социальное окружение

Воспитывается обучающиеся в полной семье. Отношения между членами семьи доверительные, доброжелательные. В случае затруднения обращается к любому члену семьи. У обучающейся нет своей комнаты, оборудовано свое рабочее место с дистанционным оборудованием. Ребенок ведёт активный образ жизни.

Любимые школьные предметы –математика, естествлзнание, трудовое обучение. Внешних признаков инвалидности заметны.

Форма обучения – очно-дистанционная.

Интересы

  • Много читает.

  • Проявляет интерес к предметам естественнонаучного цикла (естествознание,).

Ожидания родителей: получение среднего (полного) образования

Мотивация учебной деятельности: средняя

1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

Диагноз: болезнь ДЦП, спастико-аталстическая форма со стойкими выраженными нарушениями двигательных функций, симтоматическая эпилепсия, генерализовантонико-клонические приступы, легкая умственная отсталость.

Педагогическая диагностика:

Обучающиеся имеет хорошую слуховую и зрительную память, обладает среднем уровнем кругозора.

Темп выполнения заданий умеренный, торопить не следует. Врабатываемость в учебный процесс среднего уровня. Целенаправленность деятельности достаточная, самостоятельность среднего уровня. Работать может продолжительное время с небольшими перерывами.

При общении с взрослыми девочка доброжелательна , внимательно слушает и адекватно воспринимает информацию, в себе не всегда уверена.


Способность к запоминанию, сохранению информации и воспроизведению средний. Выполняет задания только в рамках поставленных задач, дополнительную информацию будет искать с помощью родителей, затем использовать только с направления учителя. Требует постоянный контроль над выполнением заданий.

У обучающейся занижена самооценка в своих способностях, к обучению из-за длительного отсутствия на занятиях по причине заболевания. Считает, что многое из изученного ранее забылось и наверстать упущенное она не сможет.

Педагогическая диагностика

Курс

Степень овладения учебным материалов

Проблемы в обучении

Задачи

Доступные способы деятельности

Предлагаемый класс обучения

русский язык

в основном средний

Мотивационный компонент низкий

Рекомендовать последовательное изучение курса с первых уроков. Повторить стили и типы речи, орфографию. Развитие связанной письменной речи.

все

8

литература

низкий

Мотивационный компонент низкий

Повторить теорию литературы (термины, понятия, направления в литературе), содержание программных произведений.

все

8

математика

средний

не выявлены

Повторить узловые моменты алгебры за курс основной школы: решение текстовых задач, пропорций, составление алгебраических выражений, решение уравнений

все

8


география

средний

сложности со скоростью интернета - уроки проводятся нерегулярно, большая утомляемость в процессе изучения нового

Рекомендовать систему обучения и подготовки домашних заданий по изучаемому курсу. Дополнительное изучение материала прошлых лет по конспкту

Все

Контакт с преподавателем с использованием Skype доступен

8

биология

низкий

большая утомляемость в процессе изучения нового

Рекомендовать систему обучения и подготовки домашних заданий по конвпектам.

Все

Контакт с преподавателем с использованием Skype доступен

8

история

низкий

большая утомляемость в процессе изучения нового

Рекомендовать систему обучения и подготовки домашних заданий по конспектам

Все

Контакт с преподавателем с использованием Skype доступен

8

Трудовое обучение


большая утомляемость в процессе изучения нового

Рекомендовать систему обучения и подготовки домашних заданий посредством дистанционного курса «Подготовка младшего обслуживающего персонала»

Все

Контакт с преподавателем с использованием дистанционного курса доступен

8



Психологическая диагностика:

Цель психологического обследования – определение особенностей познавательной сферы.

Уровень интеллекта умеренная умственная отсталость, восприятие не целостное, внимание не устойчивое. Распределение снижено, память зрительная, объем памяти 4 единиц.


Рекомендации по результатам психологического обследования:

1. Использование на уроке физкультминуток и переключение видов деятельности в связи с истощаемым типом работоспособности.

2. Создание условий для избегания заданий на время; если заданий на время не избежать, рекомендуется активно использовать вербальное стимулирование, похвалу.

3. Сложные задачи предлагать проговаривать вслух, все рассуждения – вслух.

4. В ситуации проверки знаний – использование системы поддержки, стимулирования.


5. Развитие способности к установлению логической последовательности на предметном уровне (развитие невербальных характеристик интеллекта).

6. Развитие конструктивного мышления.

7. Рекомендовано плавание, использование дыхательных техник – только с разрешения лечащего врача.

8. Коррекция тревожности, коррекция и развитие самооценки.

2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Пояснительная записка к учебному плану (обоснование по предметной и по часовой корректировки). Индивидуальный учебный план ученика 5 класса разработан на основе учебного плана. Школы дистанционной поддержки образования детей с особыми образовательными потребностями. При формировании ИУП учитывалась специфика состояния здоровья девочки рекомендации по обучению, а также результаты входного педагогического тестирования. В дальнейшем, по мере ликвидации пробелов в знаниях и адаптации к новой системе обучения, рекомендуется предлагать задания повышенного уровня сложности.


Индивидуальный учебный план (недельный)

коррекционное образование

с использованием информационных образовательных технологий

8 класс

(основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью)


Образовательная область

Предмет

Часов по БП

Часов по ИП

Часов дистанц.

Часов очно

Часов ИКЗ

Филология

русский язык

2

2

0,5

1,5


литература

2

2


2


Математика

математика

2

2

0,5

1,5


Информатика

информатика

-

-


-


Естествознание

биология

1

1


1


география

1

1


1


физика

-

-


-


химия

-

-


-


Социальные науки

история

1

1


1


обществознание

-

-


-


Технология

трудовое и профессионально-трудовое обучение

1

1

0,5

1


социально-бытовая ориентировка

0,5

0,5


0,5


Физическая культура

Физическая культура

0,5

0,5


0,5


Обязательная нагрузка обучающегося

10



8,5


Итого

10

10

1,5

8,5


Рекомендуемый объем домашних заданий в день

2






Индивидуальный учебный план (недельный) дополнительное образование


Образовательная область

Курс

Час по индив. курсу

Часов дистанц. в неделю

Часов очных

Технология

Мультипликация в iMove


0,5

-

Подготовка младшего обслуживающего персонала.


0,5


Психология


Коррекция познавательной сферы


0,5


Речевое развитие


Коррекция звукопроизношения



0,5


Физическое развитие


Консультации инструктора ЛФК



0,5


Итого



2,5

-


3. УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ

Промежуточный контроль

В конце 1 полугодия будет проведено:

контрольная работа по математике

контрольное списывание по русскому языку

контрольное тестирование по естествознанию

контрольное тестирование по географии

контрольное тестирование по трудовому и профессионально-трудовому обучению


Формы контроля

Контрольная работа «Основные концепции и закономерности психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья».

Теория Ч. Дарвина (биогенетический закон). Теория трех ступеней детского развития по К. Бюлеру. Теория конвергенции. Психоаналитическая теория З. Фрейда (структура личности). Концепция интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже. Классификация стадий развития интеллекта. Стадия развития социального интеллекта по Р. Селману. Стадии развития морального суждения по Л. Колбергу. Представление детей о правилах поведения. Пирамида потребностей по А. Маслоу. Параметры развития ребенка и их понимание в разных научных концепциях. Социализация и адаптация ребенка в обществе. Индивидуальная программа реабилитации ребенка с ОВЗ. Мероприятия, направленные на восстановление способностей ребенка с ОВЗ к бытовой, возрастно-средовой и образовательной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний. Соматические состояния, психофизиологическая выносливость и реальные возможности семьи, в которой  находится ребенок. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в оценке их личностных характеристик, формировании адекватного представления о болезни. Выявление творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья, путем включения в разнообразные виды деятельности. Психологическая помощь детям в развитии навыков общения с взрослыми и сверстниками, для психологической ориентации детей с ОВЗ на выход из пассивного состояния.

нформации для преподавателя и учащихся. ания.

Курсовой проект: «Построение индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, обучающегося с использованием дистанционных образовательных технологий ».

Такой вид дифференциации эффективен для развития высших психических функций, как мышления, внимания, памяти, восприятия и речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. И таких важных качеств личности учеников, как настойчивость, самостоятельность, уверенность в себе, способность к сотрудничеству, познавательной мотивации.


Список литературы


  1. Дефектология. Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С.Степанов; Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с.

  2. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология /Под ред. М.Р. Гинзбурга. – М.: Издательство «Институт практической психологии». 2000.

  3. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.: Речь, 2005.

  4. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Издательство «Книголюб», 2007. – 152 с.

  5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.

  6. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / В.Г.Петрова, И.В.Белякова. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 160 с.

  7. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: Изучение и психокоррекция / Под ред. Проф. У.В.Ульенковой. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.

  8. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2009.


Интернет-ресурсы


1. Аванесов В.С. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики.//Материалы сайта http://ucheba.com/ur_rus/k_metodkopilka/avanesov.htm

2. Гончаренко Т.Г. Неуспевающие дети. Причины трудностей в обучении. // Материалы сайта / http://uaua.info/content/articles/719.html

3 Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения. / http://www.logopunkt.ru/bez.htm

4. http://www.competentum.ru/   система дистанционного обучения Competentum.Magister.

5 http://moodle.org/ бесплатная система дистанционного обучения Мудл.




Методические рекомендации


Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.

Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.

В процессе обучения учителю следует:

- использовать четкие указания;

- поэтапно разъяснять задания;

- учить последовательно выполнять задания;

- повторять инструкции к выполнению задания;

- демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача);

В учебном процессе использовать различные виды деятельности:

- чередовать занятий и физкультурные паузы;

- предоставлять дополнительное время для завершения задания;

- предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;

- использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями;

- обеспечивать школьника копией конспекта.

Способы оценки достижений и знаний учащихся:

- использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

- ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

- оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;

- акцентировать внимание на хороших оценках;

- разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;

- проводить оценку переделанных работ;

- использовать систему оценок достижений учащихся.

В организации учебного процесса необходимо:

- использовать вербальные поощрения;

- свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем на негативное;

- составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;

- предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

- разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;

- игнорировать незначительные поведенческие нарушения;

  • разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;

  • осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.



Скачать

© 2016 2397 72

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!