СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Потенциальные возможности и прогнозируемые риски реализации цифрового обучения в системе спо

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РИСКИ

РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

В СИСТЕМЕ СПО

Медведев Алексей Викторович

Магистр по направлению подготовки Педагогическое образование,

преподаватель,

ТОГАПОУ Промышленно-технологический колледж,

Россия, г. Мичуринск

Е-mail: [email protected]

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности и риски реализации цифрового обучения в системе СПО в эпоху активного применения электронно-цифровых технологий, а также акцентируется внимание на основных проблемах и перспективах цифрового обучения. Тема статьи является особенно актуальной в связи с развившейся пандемией коронавируса Covid-19.

 

Цифровизация образования — это современное цифровое развитие, информационных технологий в сфере образования. Так, на пятой Конференции EdCrunch-2018 ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов высказал, как вуз готовится к будущему: «Мы считаем, что не надо сейчас изобретать новые профессии — они сами появятся. Университет вообще должен все в меньшей и меньшей степени готовить к конкретным профессиям. Он должен готовить высокоадаптивных специалистов, которые смогут осваивать эти новые профессии,— подчеркнул он.— Для этого мы выстраиваем тесные связи с работодателями. Так что подготовка студентов сегодня — это задача не только ''Вышки'', но ''Вышки'' и ''Яндекса'', ''Вышки'' и Сбербанка» [8]. Из этого высказывания становится понятно, что появится множество новых профессий, подготовку к которым необходимо внедрять в образовательные процессы СПО, на базе которых готовят кадры не только для предприятий в виде рабочих и служащих, но и потенциальных студентов для ВУЗОВ.

Цифровизация образования даёт нам такие возможности, как: организовывать уроки, не выходя из дома, через электронные платформы; разрабатывать электронные ресурсы, на которых студент найдет полную информацию для занятий; размещать на онлайн площадках обучающие материалы, планы, тесты, занятия, журналы и дневники [3].

Естественно, что образовательные учреждения должны быть оборудованы современной электронной техникой, планшетными панелями, иметь подключение к высокоскоростному Интернету для доступа к информационному контенту. В эпоху цифровизации преподаватели, несомненно, перейдут на современную систему образования, что изменит требования к деятельности преподавателя. Цифровизация прогнозирует самостоятельное освоение материала обучающимися, в результате чего преподаватель получает статус помощника, куратора, к которому придется обращаться лишь в крайних случаях.

В свою очередь цифровизация образования лишает нас многих положительных сторон обучения в офлайн формате, что приведет к недостаточному развитию творческой личности. Так, исследователями было доказано, что использование разнообразных цветов и оттенков помогает человеку лучше запомнить информацию [4]. Например, при написании конспекта лекции за преподавателем в аудитории, студенту рекомендуется пользоваться чернилами разного цвета для маркировки значимой и второстепенной информации. Иными словами, студентам рекомендуется создавать свои записи и работы с использованием ручек и карандашей разной цветовой гаммы, что способствует развитию творческих и умственных способностей. Однако цифровизация образования лишает возможности студентов пользоваться разными чернилами, что препятствуют развитию творческих и умственных способностей студентов.

Замечено, что в эпоху цифровизации происходит спад умственной активности обучающихся, что и прослеживается на современном этапе развития системы образования в цифровом формате [5]. Студенты меньше задействуют логические операции мышления и перестают самостоятельно добывать информацию. Поиск информации ограничивается простым доступом в Интернет, чтобы почерпнуть необходимые сведения, что способствует ослаблению мыслительных способностей и снижению умственных усилий.

Также в эпоху цифровизации ухудшается социализация студентов СПО в социуме. В стенах образовательных учреждениях студенты не только обучаются, но и обретает друзей, воспитываются через общество и самим обществом. Современный человек существует в социуме, и так или иначе вынужден участвовать в какой-либо коллективной деятельности [1]. Современный человек физически не должен быть из нее исключен, т.к. полностью зависим от нее. Очевидно, что цифровая система обучения основательно снижает уровень социализации человека, которая влияет на дальнейшее развитие личности не в лучшую сторону.

Попутно заметим, что усиливаются проблемы с физическим состоянием студентов СПО: ухудшается здоровье, падает зрение, мелкая моторика оказывается слаборазвитой. Длительное пребывание обучающихся за мониторами приводит к глазной усталости. Со временем в глазах появятся: сухость; покраснение; раздражение; ухудшение зрения. В следующих поколениях уже вряд ли найдется человек с хорошим зрением. Работа с клавиатурой и планшетом приведет к изменению физиологии пальцев. Могут поменяться строение костей, суставов и мышц [2;3].

Цифровизация неизбежно повлекла за собой постоянный контроль. Каждый житель в мире подвергается тотальной слежки, на каждого человека собирается подробная информация. Это приведет к тотальному контролю общества. Тоже самое относится к студентам, преподавателям и родителям. Никто ничего не сможет скрыть друг от друга. Данный факт заметно ударит по самостоятельности студентов СПО [7].

Логично предположить, что функция преподавателя изменяется. Профессионалов, возможно, заменят роботы и виртуальные системы, что приведет к трансформации данной профессии во что-то новое[6].

В заключении можно сказать, что цифровизация образования имеет как положительные, так и отрицательны стороны. Риски, связанные с онлайн-образованием, до конца просчитать пока невозможно, но становится очевидным, что изменения будут кардинальными. Складывающаяся новая система образования является новшеством, которую сравнить с чем-то похожим еще нет возможности.

 

Список использованных источников:

  1. Вербицкий А.А. Воспитание в современной образовательной парадигме // Педагогика. – 2016. – № 3. – С. 3-16.
  2. Воинова О.И., Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании. Монография / Под ред. В.А. Плешакова. – Норильск: Норильский индустриальный институт, 2012.
  3. Воинова О.И., Плешаков В.А. Личность и киберсоциум: становление киберсоциальности и классификация людей по степени интегрированности в киберсоциум // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2018. – № 1(4). [Электронный ресурс] URL: http://journal.homocyberus.ru/personality_and_cybersocium_formation_of_cybersafty_and_classification_of_people_according_to_the_extent_of_the_integration_into_the_cybersocium
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. – М. Педагогика, 1983.
  5. Коровин А. Дети в сети, или знакомьтесь: Поколение Z [Электронный ресурс] URL: http://www.pravmir.ru/deti-v-seti-ili-znakomtes-pokolenie-z
  6. Кузьминов Я.И. ВШЭ полностью откажется от традиционных лекций в пользу онлайн-курсов [Электронный ресурс] URL: https://rb.ru/news/vshe-study-online
  7. Психологические особенности поколения Z. [Электронный ресурс] URL: http://mansa-uroki.blogspot.com/2016/04/z_12.html
  8. https://www.kommersant.ru/doc/3760270

Просмотр содержимого документа
«Потенциальные возможности и прогнозируемые риски реализации цифрового обучения в системе спо»

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РИСКИ

РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

В СИСТЕМЕ СПО

Медведев Алексей Викторович

Магистр по направлению подготовки Педагогическое образование,

преподаватель,

ТОГАПОУ Промышленно-технологический колледж,

Россия, г. Мичуринск

Е-mail: [email protected]


Аннотация. В статье рассматриваются возможности и риски реализации цифрового обучения в системе СПО в эпоху активного применения электронно-цифровых технологий, а также акцентируется внимание на основных проблемах и перспективах цифрового обучения. Тема статьи является особенно актуальной в связи с развившейся пандемией коронавируса Covid-19.


Цифровизация образования — это современное цифровое развитие, информационных технологий в сфере образования. Так, на пятой Конференции EdCrunch-2018 ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов высказал, как вуз готовится к будущему: «Мы считаем, что не надо сейчас изобретать новые профессии — они сами появятся. Университет вообще должен все в меньшей и меньшей степени готовить к конкретным профессиям. Он должен готовить высокоадаптивных специалистов, которые смогут осваивать эти новые профессии,— подчеркнул он.— Для этого мы выстраиваем тесные связи с работодателями. Так что подготовка студентов сегодня — это задача не только ''Вышки'', но ''Вышки'' и ''Яндекса'', ''Вышки'' и Сбербанка» [8]. Из этого высказывания становится понятно, что появится множество новых профессий, подготовку к которым необходимо внедрять в образовательные процессы СПО, на базе которых готовят кадры не только для предприятий в виде рабочих и служащих, но и потенциальных студентов для ВУЗОВ.

Цифровизация образования даёт нам такие возможности, как: организовывать уроки, не выходя из дома, через электронные платформы; разрабатывать электронные ресурсы, на которых студент найдет полную информацию для занятий; размещать на онлайн площадках обучающие материалы, планы, тесты, занятия, журналы и дневники [3].

Естественно, что образовательные учреждения должны быть оборудованы современной электронной техникой, планшетными панелями, иметь подключение к высокоскоростному Интернету для доступа к информационному контенту. В эпоху цифровизации преподаватели, несомненно, перейдут на современную систему образования, что изменит требования к деятельности преподавателя. Цифровизация прогнозирует самостоятельное освоение материала обучающимися, в результате чего преподаватель получает статус помощника, куратора, к которому придется обращаться лишь в крайних случаях.

В свою очередь цифровизация образования лишает нас многих положительных сторон обучения в офлайн формате, что приведет к недостаточному развитию творческой личности. Так, исследователями было доказано, что использование разнообразных цветов и оттенков помогает человеку лучше запомнить информацию [4]. Например, при написании конспекта лекции за преподавателем в аудитории, студенту рекомендуется пользоваться чернилами разного цвета для маркировки значимой и второстепенной информации. Иными словами, студентам рекомендуется создавать свои записи и работы с использованием ручек и карандашей разной цветовой гаммы, что способствует развитию творческих и умственных способностей. Однако цифровизация образования лишает возможности студентов пользоваться разными чернилами, что препятствуют развитию творческих и умственных способностей студентов.

Замечено, что в эпоху цифровизации происходит спад умственной активности обучающихся, что и прослеживается на современном этапе развития системы образования в цифровом формате [5]. Студенты меньше задействуют логические операции мышления и перестают самостоятельно добывать информацию. Поиск информации ограничивается простым доступом в Интернет, чтобы почерпнуть необходимые сведения, что способствует ослаблению мыслительных способностей и снижению умственных усилий.

Также в эпоху цифровизации ухудшается социализация студентов СПО в социуме. В стенах образовательных учреждениях студенты не только обучаются, но и обретает друзей, воспитываются через общество и самим обществом. Современный человек существует в социуме, и так или иначе вынужден участвовать в какой-либо коллективной деятельности [1]. Современный человек физически не должен быть из нее исключен, т.к. полностью зависим от нее. Очевидно, что цифровая система обучения основательно снижает уровень социализации человека, которая влияет на дальнейшее развитие личности не в лучшую сторону.

Попутно заметим, что усиливаются проблемы с физическим состоянием студентов СПО: ухудшается здоровье, падает зрение, мелкая моторика оказывается слаборазвитой. Длительное пребывание обучающихся за мониторами приводит к глазной усталости. Со временем в глазах появятся: сухость; покраснение; раздражение; ухудшение зрения. В следующих поколениях уже вряд ли найдется человек с хорошим зрением. Работа с клавиатурой и планшетом приведет к изменению физиологии пальцев. Могут поменяться строение костей, суставов и мышц [2;3].

Цифровизация неизбежно повлекла за собой постоянный контроль. Каждый житель в мире подвергается тотальной слежки, на каждого человека собирается подробная информация. Это приведет к тотальному контролю общества. Тоже самое относится к студентам, преподавателям и родителям. Никто ничего не сможет скрыть друг от друга. Данный факт заметно ударит по самостоятельности студентов СПО [7].

Логично предположить, что функция преподавателя изменяется. Профессионалов, возможно, заменят роботы и виртуальные системы, что приведет к трансформации данной профессии во что-то новое[6].

В заключении можно сказать, что цифровизация образования имеет как положительные, так и отрицательны стороны. Риски, связанные с онлайн-образованием, до конца просчитать пока невозможно, но становится очевидным, что изменения будут кардинальными. Складывающаяся новая система образования является новшеством, которую сравнить с чем-то похожим еще нет возможности.


Список использованных источников:

  1. Вербицкий А.А. Воспитание в современной образовательной парадигме // Педагогика. – 2016. – № 3. – С. 3-16.

  2. Воинова О.И., Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании. Монография / Под ред. В.А. Плешакова. – Норильск: Норильский индустриальный институт, 2012.

  3. Воинова О.И., Плешаков В.А. Личность и киберсоциум: становление киберсоциальности и классификация людей по степени интегрированности в киберсоциум // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2018. – № 1(4). [Электронный ресурс] URL: http://journal.homocyberus.ru/personality_and_cybersocium_formation_of_cybersafty_and_classification_of_people_according_to_the_extent_of_the_integration_into_the_cybersocium

  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. – М. Педагогика, 1983.

  5. Коровин А. Дети в сети, или знакомьтесь: Поколение Z [Электронный ресурс] URL: http://www.pravmir.ru/deti-v-seti-ili-znakomtes-pokolenie-z

  6. Кузьминов Я.И. ВШЭ полностью откажется от традиционных лекций в пользу онлайн-курсов [Электронный ресурс] URL: https://rb.ru/news/vshe-study-online

  7. Психологические особенности поколения Z. [Электронный ресурс] URL: http://mansa-uroki.blogspot.com/2016/04/z_12.html

  8. https://www.kommersant.ru/doc/3760270


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!