№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Компетенции | Объекты и формы текущего контроля | Домашнее задание | Дата урока п/ф |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1. | Введение. Живое Средневековье | 1 | Урок изучения нового материала. | Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники. | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | умение определять понятия, создавать обобщения, | Называть хронологические рамки «средневековья». Определять по ленте времени географические пределы средневекового мира. | Стартовая работа за 5 класс | Введение. | |
2 | Образование варварских королевств. | 1 | Урок изучения нового материала. | Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | умение определять понятия, создавать обобщения, | Сравнивать общество древних германцев и общество Римской империи. Что они могли перенять друг у друга. | Сравнить богов древних греков и древних германцев. | §1 | |
3 | Христиан- ская церковь в раннее Средневе ковье | 1 | Комбинированный урок | Королевская власть при Хлодвиге. Законы франков. Принятие христианства. Христианская церковь. Монастыри. | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. | Уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопрос. | овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества | работать с историческими документами | §2 | |
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. | 1 | Урок-практикум | Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и е. распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. | Определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий. | овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества | Оценить деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами (дифференцированно) | §3 | |
5 | Западная Европа в IX – XI веках. | 1 | Комбинированный урок | Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. | Уметь объяснять своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории. | овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества | Работа в группах: «сильные» - составление развёрнутого плана; «слабые» - ответ на вопросы учебника. | §4 | |
6 | Культура Западной Европы в раннее средневековье. | 1 | Урок-практикум. | Представления людей о мире в средние века. Каролингское Возрождение. Литература. | формирование целостного мировоззрения | Уметь работать с различными источниками дополнительной информации. | приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений | Назвать существенные черты представлений средневекового человека о мире (индивидуально); Тест (дифференцированно) | §5 | |
7 | Византия при Юстиниане. Культура Византии | 1 | Урок изучения нового материала. | Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов. | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | формулировать и обосновывать выводы | Уметь анализировать и сравнивать исторические факты. | Сравнить управление государством (Византии и империи Карла Великого) –«сильные» Составить описание произведений искусства – «слабые». | §6-7 | |
8 | Образование славянских государств | 1 | Урок-практикум | Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши. | формирование целостного мировоззрения | формулировать и обосновывать выводы | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план. | Сравнить образ жизни народов (славян и германцев)-для всех; оценить деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия)-индивидуально. | §8 | |
9 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад Культура стран халифата | 1 | Урок применения знаний и формирования умений. | Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе.. Образование, литература, искусство, медицина. | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы | Раскрывать систему управления арабами. Объяснять объединительную роль ислама. Рассказывать о основах вероучения ислама и обязанностях мусульман, основных завоеваниях арабов. Объяснять причины распада Арабского халифата. Рассказывать о развитии культуры в странах халифата. | Работа с картой (определить территории, завоёванные арабами) – для всех; подготовить сообщение о причинах распада Арабского халифата – индивидуально. Составить описание произведений искусства – для «слабых»; Таблица – для «сильных». | §9-10 | |
10 | Средневековая деревня и ее обитатели В рыцарском замке. | 1 | Урок применения знаний и формирования умений. | Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община. Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей | формирование нравственных чувств и нравственного поведения; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни. | Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Описывать условия, образ жизни и занятия средневекового крестьянина. Уметь раскрыть суть феодальных отношений. Описывать условия, образ жизни и занятия средневекового феодала. Составлять описание феодала с помощью текста и иллюстраций учебника. | Выписать существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян) – для «слабых»; составить сравнительную таблицу «Жизнь и быт раба и зависимого крестьянина – для «сильных». Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря – для «слабых»; составить рассказ «День феодала» - для «сильных». | §11-12 | |
12 | Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. | 1 | Комбинированный урок. | Происхождение городов. Облик городов. Борьба с сеньорами. Коммуны. Города-республики. Зарождение демократических порядков. Городское самоуправление. Городские ремёсла и ремесленники. Ремесленные цеха и гильдии. Торговля и ярмарки. Жизнь и быт горожан. | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. строить логическое рассуждение, делать выводы. | Называть причины возникновения городов в Средние века. Описывать облик средневекового города. Раскрывать систему самоуправления в городе. Рассказывать о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в средние века. | Описать средневековый город – для «слабых»; сравнить город-коммуну и город-республику – для «сильных». Сравнить натуральное и товарное хозяйство (общее и различие) | §13-§14 | |
13 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 1 | Урок изучения нового материала. | Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков. | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | Объяснять причины раскола христианской церкви на католическую и православную, источники богатства церкви. Раскрывать причины возникновения ереси. | Таблица « Различие католической и православной церквей» | §15 | |
14 | Крестовые походы | 1 | Урок изучения нового материала. | Крестовые походы феодалов, последствия. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. | освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека; | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | Раскрывать причины и последствия крестовых походов. | Выписать государства крестоносцев, характеристика – индивидуально; определить участников всех крестовых походов – для всех. | §16 | |
15 | Как происходило объединение Франции | 1 | Комбинированный урок. | Возвращение французских территорий. Борьба Филиппа II Августа с английскими королями. Борьба Филиппа IV Красивого с римским Папой. Генеральные Штаты. Первые успехи объединения | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. | умение самостоятельно планировать пути достижения целей | Объяснять причины усиления королевской власти во Франции. Перечислять характерные черты сословной монархии. | Перечислить характерные черты политического устройства Франции – для «сильных»; сравнить время правления Филиппа II и Филиппа IV – для всех. | §17 | |
16 | Что англичане считают началом своих свобод | 1 | Комбинированный урок. | Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. «Великая хартия вольностей». Английский парламент. Причины усиления королевской власти. | уважение прав и свобод человека | строить логическое рассуждение | Объяснять роль Английского парламента в управлении страны. | Сравнить причины образования централизованного государства во Франции и Англии. | §18 | |
17 | Столетняя война. | 1 | Комбинированный урок. | Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны. Личность Жанны Д,Арк. | уважение к культуре других народов, толерантность. | владение устной монологической контекстной речью | Излагать причины Столетней войны. Сравнивать армии англичан и французов, оценивать их боеспособность. | Работа с таблицей: Зафиксировать причины войны и военные действия. | §19 | |
18 | Крестьянские восстания во Франции и Англии. | 1 | Комбинированный урок. | Крестьянские восстания во Франции и Англии. Личности Уота Тайлера и Гильома Каля, их роль в организации восстаний. | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | анализировать и обобщать факты | Называть причины, воззвания восстаний крестьян в Англии и Франции. Сравнивать цели и реальные действия крестьян в Англии и Франции. Знать последствия крестьянских выступлений. | Тест – дифференцированно. | §20 | |
19 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. | 1 | Комбинированный урок. | Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Установление сильной центральной власти в Англии .Генрих VIII. Последствия превращения Англии и Франции в централизованные государства. | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | смысловое чтение; | Объяснять причины укрепления централизованного государства во Франции. Объяснять, какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централизованного государства в Англии. | Дать самостоятельную оценку историческим явлениям. Определить существенные черты централизованного государства. Выявить общее и особенное в централизованных государствах Франции и Англии. | §21 | |
20 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1 | Урок изучения нового материала. | Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | смысловое чтение; | Показывать на карте государства, расположенные на Пиренейском полуострове. Объяснять понятие «Реконкиста» и рассказывать о её ходе. Знать причины образования самостоятельных государств: Испания и Португалия. | Отметить в тетради движение реконкисты – для всех; создать кластер – для «сильных». | §22 | |
21 | Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов. | 1 | Комбинированный урок. | Территориальные княжества в Германии. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы | Уметь анализировать, сравнивать изученный материал, выделять общее и особенное. | Сравнить особенности развития Германии и Италии; дать самостоятельную оценку историческим событиям (индивидуально). | §23-24; диф. задания. | |
22 | Гуситское движение в Чехии | 1 | Урок изучения нового материала. | Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско. Ян Жижка. Падение Константинополя. | способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Объяснять, почему гуситское движение называют национальным. Рассказывать о ходе и результатах гуситского движения. | оценить деятельность исторических личностей (Ян Гус и Ян Жижка). | §25 | |
23 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | 1 | Урок применения знаний и формирования умений. | Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. | уважение прав и свобод человека; | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | Кластер – для «сильных»; ответ на вопросы учебника – для «слабых». | §26 | |
24 | Образование и философия Средневековое искусство. | 1 | Урок применения знаний и формирования умений. | Представления средневекового человека о мире. Наука и образование. Появление университетов. Церковь и знания. Место религии в жизни человека и общества Искусство раннего Возрождения | формирование целостного мировоззрения | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Рассказывать о содержании средневековой литературы, объяснять её сословный характер. Раскрывать особенности средневековой архитектуры, скульптуры, живописи. | Составить описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой. Составлять описание достижений литературы ; Выявить новые черты в искусстве (индивидуально). | §27-§28(индив. задания) | |
25 | Культура раннего Возрождения в Италии Научные открытия и изобретения | 1 | Уроки применения знаний и формирования умений. | Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией | Уметь работать с различными источниками информации. . | Выявить черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов – для всех; почему это время называется Возрождением? – индивидуально. Составить рассказ о технических открытиях и изобретениях – для всех; заполнить таблицу – для «сильных». | §29 вопросы-§30 таблица | |
26 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. | 1 | Урок изучения нового материала. | Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии. | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. | представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы | Рассказывать о внутренней и внешней политике династии Манн. Объяснять причины колониальных вторжений в Китай. Объяснять причины крестьянских выступлений и гражданской смуты. Раскрывать политическое устройство индийских княжеств до вторжения мусульман. | Составить описание достижений культуры стран. Сравнивать особенности развития Китая и Индии. | §31-32 | |
27 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки | 1 | Комбинированный урок. | Народы Америки. Государства. Первые земледельческие культуры в Северной Америке. Государства и народы Африки | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам. | формулировать и обосновывать выводы | Рассказывать о возникновении государства у ацтеков, религии и государственном устройстве. Рассказывать о религии и государственном устройстве у майя и инков, о культуре доколумбовой Америки, объяснять её значение. | Составить развернутый план параграфа; выявить особенности развития стран. | Подготов. к повторению. | |
28 | Повторение «Наследие истории Средних веков в истории человечества». | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду. | | формулировать и обосновывать выводы | Уметь работать с тестовыми заданиями. | Выполнение тестов, написание эссе. | | |
История России – 40 часов |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основное содержание по темам | Планируемая деятельность учащихся (на уровне учебных действий) | Формы контроля | Домашнее задание | Дата |
Введение – 1 час |
29 | Наша Родина - Россия | 1 | Урок изучения нового материала. | История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Актуализировать знания по истории Древнего мира и Средних веков об исторических источниках, их видах; Используя историческую карту, объяснять своеобразие геополитического положения России; Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие об истории России; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя | Введение; Записи в тетради | |
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности – 5 часов |
30 | Древние люди и их стоянки на территории современной России. | 1 | Урок изучения нового материала. | Появление расселение человека на территории современной России. Древнейшие стоянки человека на территории современной России. Зарождение родового строя. Совершенствование орудий труда. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте расселение древнего человека по территории России, стоянки древних людей Актуализировать знания по истории Древнего мира об особенностях первобытного общества, Описывать облик и орудия труда древних людей, (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками); Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий народов; Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации о быте и верованиях финно-угорских племен и природно-климатических условий мест их обитания); Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя | §1 | |
31 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | 1 | Урок изучения нового материала. | Неолитическая революция. Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Появления первых городов. Распад первобытного строя. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте районы древнего земледелия, скотоводства, ремесла на территории России; Актуализировать знания по истории Древнего мира об особенностях первобытного общества; Описывать условия жизни, занятия, социальную организацию земледельческих и кочевых племён, появления первых городов (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками); Приводить примеры распада первобытного строя; Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации о производящем хозяйстве и распаде первобытнообщинного строя); Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Подготовка информации, кратких сообщений на заданную тему. | с.15-19 | |
32 | Образование первых государств. | 1 | Комбинированный урок. | Древние государства: греческие города-государства Северного Причерноморья, Скифы, Дербент, Тюркский и Хазарский каганат, Великая Булгария, финно-угры. Великое переселение народов в судьбах народов нашей страны. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья; Актуализировать знания по истории Древнего мира о греческих колониях на побережье Черного моря; Раскрывать смысл понятий «государство», «народ»; Описывать жизнь народов древних государств (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками); Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий народов; Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации об истории древних государств); Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Подготовка информации, кратких сообщений на заданную тему. | §2 | |
33 | Восточные славяне и их соседи. | 1 | Урок применения новых знаний и умений. | Происхождение восточных славян. Восточные славяне: крупнейшие союзы, расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: вече, вервь, дань, бортничество, колонизация; Показывать на карте направления расселения славян, крупнейшие племенные союзы восточных славян; Рассказывать об условиях жизни восточных славян, используя текст и иллюстрации в учебнике, историческую карту; Сравнивать подсечно-огневую и переложную системы обработки земли, выдвигать гипотезы о причинах их распространения на тех или иных территориях; Называть и характеризовать орудия труда и оружие славян; Описывать жилище славян; Осуществлять самооценку и взаимооценку | Подготовка информации, кратких сообщений на заданную тему. | §3 | |
34 | История заселения территории родного края в древности. | 1 | Урок-лекция | Родной край в древности. Древнейшие поселения на территории нашего края. | Уметь давать характеристику древнейшим поселениям на территории нашего края. Описывать жилище предков на территории родного края. | Подготовка проектов на выбранную тему. | Создание проекта на выбранную тему. | |
Тема 2. Русь в IX- первой половине XII века – 11 часов. |
35 | Первые известия о Руси. | 1 | Урок изучения нового материала. | Происхождение народа Русь. «Повесть временных лет». Норманская и антинорманская теории. Исторические источники. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Раскрывать смысл понятий: летопись, варяги, Русь, норманны; Высказывать и аргументировать мнение о происхождении славян; Показывать на карте Скандинавию. Новгород, Ладогу, путь «Из варяг в греки»; Описывать занятия, облик руссов; Высказывать мнение об этимологии слова «русь» (на основе работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации); Приводить примеры исторических источников; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Работа с картой | §4 | |
36 | Становление Древнерусского государства | 1 | Урок получения новых знаний и умений. | Предпосылки, причины, значение образования государства у восточных славян. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Характер древнерусской державы: князь, дружина, полюдье, вече. Первые русские князья. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье, реформа, урок, погост; Показывать на карте крупнейшие города – центры племенных союзов восточных славян; торговые пути, военных походы первых русских князей; Формулировать причины и называть время образования Древнерусского государства (на основе работы с текстом учебника); Начать составление схемы «Первые князья Древней Руси»; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Составление схемы «Первые князья Древней Руси». | §5 | |
37 | Урок-практикум по теме «Становление Древнерусского государства» | 1 | Урок-практикум | Первые русские князья. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Формулировать причины и называть время образования Древнерусского государства (на основе работы с текстом учебника); Сравнивать власть князя у восточнославянских племен в 9-10 вв. с властью европейских правителей, делать выводы; Выполнять и защищать индивидуальные и групповые проекты по теме «Первые русские князья» (на основе работы с материалами учебника и дополнительными источниками информации); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Подготовка индивидуальных и групповых проектов по теме «Первые русские князья» | Задания на стр. 49 | |
38 | Правление князя Владимира. Крещение Руси. | 1 | Урок применения знаний и формирования умений. | Начало правления Владимира. Причина принятия христианства на Руси. Христианство и язычество. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: митрополит, епископ; Показывать на карте оборонительные рубежи на юге, возведенные Владимиром, Корсунь; Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира; Называть причины, дату принятия христианства на Руси (на основе работы с текстом учебника); Считать, сколько лет существует христианство в нашей стране; Актуализировать знания из курса Всеобщей истории о возникновении христианства, его постулатах; Составлять краткую характеристику Владимира Святославовича; Давать оценку значению принятия христианства на Руси; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Заполнить таблицу «Правление князя Владимира» - для всех. Составить рассказ о Владимире Красное Солнышко – индивидуально. | §6 | |
39 | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 | Урок применения знаний и формирования умений. | Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав Мудрый. Внутренняя политика Ярослава. Управление государством. Внешняя политика. Международный авторитет Руси. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: династический брак, усобица; Составлять схему «Борьба за власть между сыновьями Владимира» (на основе текста учебника); Показывать на карте территорию Руси при Ярославе; Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава; Сравнивать управление государством при Ярославе и при предыдущих правителях; Составлять краткую характеристику Ярослава Мудрого. | Составление схемы «Борьба за власть между сыновьями Владимира»; работа по карте. | §7; подготовить сообщение о Ярославе Мудром – индивид. | |
40 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | 1 | Урок изучения нового материала. | Правление Ярославичей. Княжеские усобицы. Любечский съезд. Владимир Мономах. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: княжеские усобицы, раздробленность, ростовщик, устав; Показывать на карте территорию Руси при Ярославичах; Сравнивать положение Руси при Ярославе Мудром и при Ярославичах; Рассказывать о княжеских усобицах; Высказывать мнение о значении Любеческого съезда князей; Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Мономаха; Осуществлять самооценку и взаимооценку | Работа с картой; работа с документами. | §8 | |
41 | Общественный строй и церковная организация на Руси. | 1 | Урок самостоятельной работы | Формирование древнерусской народности. Хозяйственный и общественный строй Древней Руси. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Свободное и зависимое население. Появление вотчин. Церковная организация, монастыри. Древнерусские подвижники и святые. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, закуп, рядович, смерд, люди, общество, митрополит, монастырь, резиденция, епископ; Рассказывать о положении отдельных групп населения на Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды; Участвовать в работе группы (осуществлять групповую работу, презентацию результата групповой работы); Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Исторический диктант | §9 | |
42 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. | 1 | Урок самостоятельной работы. | Важнейшие черты культуры Стран Европы в IX-XII в. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Устное народное творчество. Христианские основы древнерусского искусства. Иконы. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаика, фреска). Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Прикладное искусство. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, житие, граффити, самобытность; Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде), сравнивать их с Софийским собором в Константинополе, объяснять причины сходства и различия; Описывать произведения древнерусского изобразительного искусства (фрески, иконы, мозаика); Соотносить информацию учебника о художественном ремесле с иллюстрациями на рабочем листе; Преобразовывать текст в таблицу (С.93); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Составление таблицы по тексту. | стр.77-81 §10 | |
43 | Повседневная жизнь населения. | 1 | Урок работы в группах | Образ жизни князей и бояр. Быт и образ жизни горожан. Быт и образ жизни земледельческого населения | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: слобода, образ жизни; Решать проблемные задания; Характеризовать образ жизни различных слоев древнерусского населения; Участвовать в работе группы, осуществлять презентацию результата групповой работы; Осуществлять самооценку и взаимооценку | Решение проблемных заданий. | Подготовиться к повторению. | |
44 | Повторение по теме «Место и роль Руси в Европе» | 1 | Урок повторения и обобщения знаний. | Повторение, обобщение и контроль по теме «Древняя Русь в VIII - первой половине XII вв.». | Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Древняя Русь в VIII - первой половине XI вв.»; Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Высказывать суждение о значении наследия Древней Руси для современного общества; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Практические и проверочные задания по образцу ОГЭ. | | |
45 | Урок истории и культуры родного края в древности. | 1 | Урок включения регионального компонента | Родной край в VIII-первой половине XII вв. образ жизни, занятия населения, организация общественной жизни. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Характеризовать образ жизни различных слоев древнерусского населения; Участвовать в работе группы, осуществлять презентацию результата групповой работы; Участвовать в создании проекта по предложенной теме. | Подготовка проектов на предложенные темы. | | |
Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII веков – 5 часов. |
46 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси. | 1 | Урок изучения нового материала. | Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Межкняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: политическая раздробленность, уделы; Показывать на карте крупнейшие княжества Руси XII- начала XIII вв.; Составлять схему «Причины политической раздробленности» (на основе информации учебника); Называть хронологические рамки периода раздробленности; Называть и раскрывать причины и последствия раздробленности (на основе работы с текстом учебника); Высказывать и аргументировать мнение о характере взаимоотношений Руси со степью; Сравнивать историю Руси и историю Англии (Игорь Новгород-Северский- Ричард Львиное сердце); Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Составление схемы «Причины политической раздробленности Руси» | §12 | |
47 | Владимиро-Суздальское княжество. | 1 | Урок самостоятельной работы. | Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, их внутренняя и внешняя политика. Культура Владимиро-Суздальского княжества | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территорию Владимиро-Суздальского княжества; Характеризовать особенности географического положения, социально-политического и культурного развития Владимиро-Суздальского княжества Систематизировать информацию (на основе работы с текстом составлять таблицу); Характеризовать одного из князей Владимиро-Суздальской Руси (на выбор) Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Составление таблицы по тексту учебника; работа с картой. | §13 | |
48 | Новгородская республика | 1 | Урок работы с историческими документами. | Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры, политического устройства, культуры Новгородской земли. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: республика, тысяцкий, владыка, посадник; Показывать Новгородские земли; Характеризовать особенности географического положения и социально-политического и культурного развития Новгородской земли; Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики; Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник; Анализировать документ (по вопросам, с.122) Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Анализ документа (по вопросам, с.122); составление рассказа об особенностях политической жизни Новгородской республики. | §14 | |
49 | Южные и юго-западные русские княжества. | 1 | Урок самостоятельной работы. | Особенности географического положения и политического, социально-экономического, культурного развития Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: князь, боярин; Показывать на карте территории; Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств; Участвовать в работе группы (с информацией об особенностях Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств); Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Исторический диктант; работа с картой. | Стр.123-127; подготовиться к повторению. | |
50 | Повторение по теме «Русь в середине XII – начале XIII вв.» | 1 | Урок повторения и обобщения полученных знаний. | Повторение, обобщение и контроль по теме «Русские земли в период политической раздробленности» | Актуализировать и систематизировать информацию по изученному периоду; Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европе; Высказывать суждения о значении периода раздробленности для современного общества; Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности (в т.ч. по образцу заданий ОГЭ); Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Осуществлять самооценку и взаимооценку | тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности (в т.ч. по образцу заданий ОГЭ). | | |
Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV вв. – 10 часов. |
51 | Монгольская империя и изменение политической картины мира. | 1 | Урок получения новых знаний и формирования умений. | Создание державы Чингисхана. Походы Чингисхана. Сражение на реке Калке. Наследие Монгольской империи. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте направления походов монгольских завоевателей; Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (исторические карты, отрывки из летописей), сопоставлять и обобщать содержащуюся в них информацию; Высказывать мнение о причинах поражения русско-половецких войск в битве на реке Калке; Объяснять причины успехов монголов; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Работа с историческими документами; работа с картой. | §15 | |
52 | Батыево нашествие на Русь. | 1 | Урок самостоятельной работы в группах. | Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте направления походов Батыя, города, оказавшие особенно ожесточенное сопротивление; Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (исторические карты, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы, видеоинформацию), сопоставлять и обобщать содержащуюся в них информацию; Составлять хронологическую таблицу основных событий, связанных с походами Батыя на Русь; Объяснять причины военных неудач русских князей; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Составление хронологической таблицы основных событий, связанных с походами Батыя на Русь. | §16 | |
53 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. | 1 | Урок получения новых знаний и формирования умений. | Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте места сражений новгородских войск со шведскими войсками и крестоносцами; Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище; Характеризовать значение данных сражений для дальнейшей истории русских земель; Составлять характеристику Александра Невского, используя дополнительные источники информации; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Составление характеристики Александра Невского; составление рассказа о Невской битве и Ледовом побоище. | §17 | |
54 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура | 1 | Урок с применением ИКТ | Образование Золотой Орды. Народы, экономика, культура Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте границы, основные части, крупнейшие города Золотой Орды; Раскрывать смысл понятий: хан, баскак, ярлык, «ордынский выход»; Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды; Называть и характеризовать повинности населения русских земель; Рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Составление презентаций по изученной теме. | §18 | |
55 | Литовское государство и Русь | 1 | Урок самостоятельной работы с текстом учебника | Формирование и устройство Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территорию Великого княжества Литовского; Характеризовать политику литовских князей; Объяснять причины быстрого роста территорий Литвы за счет русских земель; Высказывать мнение о значении присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - анализировать высказывания историков, делать выводы; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Работа с текстом учебника и документами. | §19 | |
56 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. | 1 | Урок-практикум | Причины и предпосылки объединения русских земель. Политическая система Руси на рубеже XIII—XIV вв. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества; Составлять схему «Причины возвышения Москвы»; Выделять и называть следствия объединения земель вокруг Москвы; Начать составление схемы «Династия Московских князей»; Высказывать и аргументировать оценочное мнение деятельности Ивана Калиты; Осуществлять самооценку и взаимооценку | Составление схемы «Причины возвышения Москвы»; работа по карте; составление рассказа о деятельности Ивана Калиты; начать составление схемы «Династия Московских князей». | §20 | |
57 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | 1 | Урок с применением ИКТ | Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой накануне Куликовской битвы. Дмитрий Донской. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Куликовская битва и её историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять основные понятия: манёвр; Показывать на карте место Куликовской битвы; Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, картосхемы; Высказывать аргументированное суждение о значении Куликовской битвы; Называть дату, высказывать мнение о причинах и последствиях набега Тохтамыша; Продолжить составление схемы «Династия Московских князей»; Оценивать историческую роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия; Осуществлять самооценку и взаимооценку | Продолжить составление схемы «Династия московских князей»; составление презентаций по изученной теме. | §21 | |
58 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII -XIV вв. | 1 | Урок самостоятельной работы. | Особенности культуры XII—XIII вв. Общерусское культурное единство и образование местных школ. Накопление научных знаний. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Литературные произведения. «Слово о полку Игореве». Местные стилевые особенности в архитектуре и живописи. Резьба по камню. Влияние ордынского владычества на русскую культуру | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Называть характерные черты культуры в указанный период (на основе информации учебника); Раскрывать смысл понятий: канон, архитектурный ансамбль, эпос; Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры; Выявлять общее и особенное в развитии культуры разных княжеств; Работать с текстами документов, отвечать на вопросы по текстам; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Составление таблицы «Достижения культуры в русских землях во второй половине XIII -XIV вв. Исторический диктант. | §22 | |
59 | Наш край в древности. | 1 | Урок проектной работы. | История Вятского края в древности и в период раздробленности русских земель. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Характеризовать особенности географического положения земель, входящих в состав современной Кировской области; Работать с текстом документов, рабочим листом: - отвечать на вопросы, делать выводы; - анализировать высказывания историков, делать выводы; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Составление проектов на заданные темы. | Проекты по истории родного края; подготовиться к повторению. | |
60 | Повторение по теме «Русские земли в середине XIII-XIV вв.» | 1 | Урок повторения и обобщения полученных знаний. | Повторение, обобщение и контроль по теме «Русские земли в середине XIII-XIV вв.» | Актуализировать и систематизировать исторический материал по теме «Русские земли в середине XIII-XIV вв.»; Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в западной Европе; Выполнять проверочные задания по истории России данного периода; Осуществлять коррекцию знаний. Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Проверочные задания по истории России данного периода. | | |
Тема 5. Формирование единого Русского государства – 8 часов. |
61 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века. | 1 | Урок получения новых знаний и формирования умений. | Мир и русские земли к началу XV века. Генуэзские колонии в Причерноморье. Централизация в Западной Европе и русских землях. Упадок Византии и его последствия. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: централизация; Показывать на исторической карте государства Европы и русские княжества; Сравнивать главные причины централизации на Руси и в Европе; Соотносить информацию из разных источников (текст учебника, иллюстрации, карта); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке | Работа с исторической картой; задания на сравнение главных причин централизации на Руси и в европе. | §23 | |
62 | Московское княжество в первой половине XV вв. | 1 | Урок с применением ИКТ | Василий I. Московская усобица второй четверти XV в., её значение для процесса объединения русских земель | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: поместье, помещик, служилые люди; Показывать на исторической карте расширение территории Московского княжества; Продолжить составление схемы «Династия Московских князей»; Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие; Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о политике Василия I); Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке | Продолжить составление схемы «Династия московских князей»; работа с исторической картой. | §24 | |
63 | Распад Золотой Орды и его последствия | 1 | Урок самостоятельной работы | Распад Золотой Орды. Разгром Тимуром Золотой Орды. Образование новых государств на юго-востоке и их взаимоотношения с Русью. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: транзитная торговля, ясак; Показывать на исторической карте новые государства на рубежах Руси; Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие новых государств; Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о Тимуре, Улу-Мухаммеде); Объяснять причины и последствия распада Золотой Орды; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке | Работа с текстом учебника; работа с картой. | §25 | |
64 | Московское государство и его соседи во второй половине XV века. | 1 | Урок-практикум | Присоединение Новгорода. Ликвидация ордынского владычества на Руси. Иван III. Хан Ахмад. Стояние на р. Угра. Присоединение Тверского княжества. Завершение объединения русских земель. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: Боярская дума, воевода, герб, кормление, держава, местничество, налоги, скипетр; Показывать на исторической карте территорию Московского государства, р. Угра; Характеризовать политическое устройство русского государства при Иване III; Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства; Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о политике Ивана III); Объяснять причины и последствия ликвидации ордынского ига; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Исторический диктант; работа с картой и текстом учебника; задания на знание хронологии процесса становления единого Русского государства. | §26 | |
65 | Русская православная церковь и государство XV – начале XVI вв. | 1 | Урок самостоятельной работы | Изменения в положении Русской православной церкви. Флорентийская уния. Монастыри и их роль. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим». | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: догмат, автокефалия; Определять роль православной церкви в становлении российской государственности; Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью; Объяснять значение выражения «Москва - Третий Рим»; Высказывать мнение о причинных появления ересей; Сравнивать взгляды иосифлян и нестяжателей; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Исторический диктант; задания на выявление причин появления ересей. | Стр.96-100 | |
66 | Человек в Российском государстве второй пол. XV в. | 1 | Урок-практикум | Знатные люди. Помещики. Крестьяне. Горожане, казачество. Судебник Ивана III. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: казаки, пожилое, посадские люди, чин, привилегии; Характеризовать социальное развитие Русского государства XV века; Объяснять причины и значение принятия судебника Иваном III; Работать в группе (с информацией о положении различных слоев населения), осуществлять презентацию результатов групповой работы; Выделять (в тексте учебника) и называть основные признаки социальных групп, характеризовать их; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Работа с текстом учебника; составление проектов по изученной теме. | Стр.101-106 | |
67 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | 1 | Урок-практикум | Особенности русской культуры. Общественная мысль и летописание. Литература. Зодчество. Живопись. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Объяснять понятия: поэма, регалии; Составлять таблицу «Культура Руси в XV в.»; Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы данного периода; Характеризовать стилевые особенности творчества Андрея Рублева, Дионисия (на основе текста и иллюстраций учебника); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Составление таблицы «Культура Руси в XV веке»; работа с текстом учебника. | §27; подготовиться к повторению. | |
68 | Итоговое повторение. | 1 | Урок повторения и обобщения полученных знаний. | Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России с древнейших времен до конца XV в.» | Актуализировать и систематизировать исторический материал по курсу «История России с древнейших времен до конца XV в.»; Защищать проекты по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Защита проектов по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.» | | |