№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Технологии | Решаемые проблемы | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты | Комментарий учителя |
план | факт | Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | | | Откуда мы знаем, как жили наши предки "Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний." | Вводный урок | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, информационно-коммуника-ционные | Как ученые узнают о том, как жили люди в древности? | Работа с текстом учебника, знакомство со структурой учебника. Фронтальная работа с классом Работа с Исторической картой | Иметь представление об истории Древнего мира как способе познания действительности, источниках ее изучения | Коммуникативные: развивать представление о месте истории в системе наук. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности. Познавательные: знать ключевые базовые понятия курса истории Древнего мира | Формирование стартовой мотивации к изучению нового | |
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (6 ч) |
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч) |
2 | | | Древнейшие люди | Урок-экскурсия | Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития исследовательских навыков | Чем древнейшие люди отличались от животных, от современных людей? Легкой или тяжелой была жизнь древнейших людей? Каковы версии происхождения человека? Почему первобытный человек не мог жить в одиночку? | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, исторической картой, элементы дискуссии, фронтальная работа с классом | Познакомиться с версиями происхождения человека; характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе; сравнивать первобытного и современного человека; формулировать определение понятия «человек разумный» | Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др. Познавательные: анализировать результаты исследований, фиксировать их результаты; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; формирование способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; развитие творческих способностей через активные формы деятельности | |
3 | | | Родовые общины охотников и собирателей | Урок-исследование | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, сотрудничества | Какие трудности преодолевали охотники и собиратели? Почему человек должен был улучшать орудия труда? В чем были преимущества коллективной жизни для древних людей? | Фронтальная работа с классом, работа с текстом и иллюстрациями учебника, ролевая игра, работа у доски и в тетрадях | Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей и показывать на карте пути освоения первобытными людьми новых земель; описывать условия обитания, внешний вид, занятия, сравнивать их на разных этапах существования человечества, делать выводы о достижениях человечества в период каменного века | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания | |
4 | | | Возникновение искусства и религиозных верований | Урок-экскурсия | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения | Что означают древние наскальные рисунки? Зачем первобытные художники помещали свои картины в темных пещерах? | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, видеофрагментвми, деловая игра, исследовательская работа, дискуссия | Знать причины появления религиозных взглядов и ритуалов; раскрывать связь искусства и религии в первобытном обществе, используя новые понятия; описывать наскальную живопись, исследовать версии ее происхождения; объяснять, как ученые разгадывают загадки древних художников | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Освоение гуманистических традиций и ценностей первобытного общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | |
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч) |
5 | | | Возникновение земледелия и скотоводства | Урок-исследование | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения | Как повлияли изменения в общественном устройстве первобытных людей на их хозяйство? Почему первобытные люди часто считали животных своими сородичами и даже предками, называли себя «люди Бобра», «люди Орла»? | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, деловая игра, исследовательская работа, дискуссия, «мозговой штурм» | Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте; характеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства; выделять и комментировать освоенные древним человеком ремёсла; объяснять последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Осмысление религиозных верований и социально-нравственного опыта предшествующих поколений; формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач | |
6 | | | Появление неравенства и знати | Урок-анализ | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, работы в малых группах, дифференцированного подхода в обучении | Почему отпала необходимость в коллективном труде сородичей? Закономерно ли возникновение знати? | Деловая игра, работа с текстом и иллюстрациями учебника, исторической картой, с творческими заданиями | Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия; выявлять и сравнивать признаки родовой и соседской общин; определять причины и следствия появления неравенства; объяснять смысл понятий «первобытность» и «цивилизация» | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | |
7 | | | Обобщение и проверка знаний по теме «Первобытные собиратели и охотники» | Повторительно-обобщающий урок | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения, проектной деятельности | Первобытный мир – это шаг вперед человечества? Закономерно ли его существование? Вопрос Возникновения древнейших цивилизаций. | Составление обобщающих схем, работа с документами, творческими и проблемными заданиями, проектная деятельность | Знать основные понятия темы и хронологию; оценивать вклад первобытного общества в историю и культуру человечества; формулировать и высказывать собственное отношение к памятникам культуры; объяснять, что такое цивилизация и каковы ее признаки | Коммуникативные: управлять своим поведением, оценивать свои действия. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения; формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные: использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия; решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов | Использование новых знаний и умений в изучении новых объектов прошлого; формирование познавательного интереса к изучению нового | |
Тема 3. Счет лет в истории (1 ч) |
8 | | | Счет лет в истории | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, проблемного обучения, проектной деятельности | Почему для изучения истории важно знать, когда произошло то или иное событие? Какой счет лет в истории является более удобным? | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, лентой времени, решение задач, проектная деятельность | Решать исторические задачи на счёт времени; различать понятия «год», «век», «столетие», «эра», «эпоха», «исторический период»; определять историческое время по ленте времени | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество; достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулировать и аргументировать свое мнение. Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности | Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности | |
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (18 ч) |
Тема 4. Древний Египет (8 ч) |
9 | | | Государство на берегах Нила | Урок-исследование | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, парной и групповой деятельности | Прав ли был древнегреческий историк Геродот, когда называл Египет «даром Нила»? Почему первые цивилизации появились на берегах великих рек Древнего Востока? Как именно развитие хозяйства связано с возникновением неравенства между людьми и организацией государственной власти? | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, исторической картой, деловая игра, работа в малых группах, инсценирование | Характеризовать местоположение Египта с помощью исторической карты и её легенды; устанавливать хронологическую последовательность событий истории Древнего Египта; определять характерные признаки цивилизации Древнего Египта как речной цивилизации | Коммуникативные: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать последовательность необходимых операций. Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; формировать картографические навыки | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность; формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | |
10 | | | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | Урок-исследование | Здоровьесбережения, поэтапного развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения, проектной деятельности | Почему государство должно было заботиться о развитии ирригационной системы в Египте? Считаете ли вы справедливым подобное отношение к крестьянам и ремесленникам со стороны налогосборщиков? | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, ролевая игра, проектная деятельность | Характеризовать образ жизни, трудовую деятельность, традиции земледельцев и ремесленников Древнего Египта; описывать и сравнивать условия жизни различных социальных групп древнеегипетского общества на основе различных источников | Коммуникативные: выслушивать мнение членов команды, работая над проектом. Регулятивные: прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности. Познавательные: формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; находить информацию по данной теме в тексте и видеоряде учебника, дополнительных источниках к параграфу, дополнительной литературе, электронных изданиях и группировать ее | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; оценка жизни и деятельности ремесленников и земледельцев; формирование мотивации к самосовершенствованию | |
11 | | | Жизнь египетского вельможи | Урок-экскурсия | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, навыков коллективного взаимодействия, проектной деятельности | С чем связано такое почитание и обожествление египетских вельмож? В чем особенности их власти? | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, художественными источниками, работа в группах, проектная деятельность | Описывать жизнь египетского вельможи, составлять рассказ, используя иллюстрации учебника; характеризовать особенности власти и управления страной | Коммуникативные: выслушивать мнение членов команды, работая над проектом. Регулятивные: прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности. Познавательные: формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; находить информацию по данной теме в тексте и видеоряде учебника, дополнительных источниках к параграфу, дополнительной литературе, электронных изданиях и группировать ее | Освоение гуманистических традиций и ценностей египетского общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | |
12 | | | Военные походы фараонов | | Здоровьесбережения, проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, индивидуального и коллективного проектирования | Почему фараоны должны были проводить активную внешнюю политику? Каковы были результаты походов для фараона, командиров и рядовых воинов? | Работа с исторической картой, исследовательская работа, ролевая игра, выполнение творческих заданий, инсценирование | Читать историческую карту с опорой на легенду; рассказывать о военных походах фараонов, о снаряжении воинов, о результатах походов для разных слоёв населения; показывать на карте места главных событий | Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | |
13 | | | Религия древних египтян Фараон-рефрматор Эхнатон | Урок-экскурсия | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, навыков, коллективного взаимодействия | Почему иметь гробницу-пирамиду было важно для египтян? В чем сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей? | Работа с учебником, работа в малых группах, выполнение творческих заданий, решение проблемных задач | Описывать образы богов и раскрывать их символическое значение; объяснять роль храмов в жизни египтян; сравнивать религию египтян и первобытных людей; разрабатывать сюжеты для инсценировки по теме параграфа | Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; освоение гуманистических традиций и ценностей египетского общества | |
14 | | | Искусство древних египтян | Урок-экскурсия | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии | Какие особенности имеет египетская живопись? Чем можно объяснить существование канонов в искусстве Древнего Египта? | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа в малых группах, выполнение творческих заданий, решение проблемных задач | Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах | Коммуникативные: владеть навыками монологической и диалогической речи; точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации | Понимание вклада древнеегипетской культуры в мировую культуру; освоение гуманистических традиций и ценностей египетского общества | |
15 | | | Письменность и знания древних египтян | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, «критического» мышления | В чем загадочность и трудность египетского письма? Чем была привлекательна для египтян должность писца? | «Мозговой штурм», работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа в малых группах, выполнение творческих заданий, решение проблемных задач | Раскрывать особенности научных знаний египтян; рассказывать об изобретениях и школьном образовании в древнем Египте; анализировать иллюстративный материал | Коммуникативные: владеть навыками монологической и диалогической речи. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, сопоставлять и сравнивать их; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации | Освоение гуманистических традиций и ценностей египетского общества; формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | |
16 | | | Обобщение знаний по теме «Древний Египет» | Повторительно-обобщающий урок | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, «критического» мышления | Проблемные вопросы по теме | Работа с текстом учебника и исторической картой, составление схем, работа в парах и группах, исследовательская работа | Знать историю древнего Египта (местоположение, природные условия, жизнь различных слоев населения, военные походы фараонов, культура, письменность, знания) | Коммуникативные: находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленных задач. Регулятивные: составлять последовательность действий; формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; решать тестовые задания | Формирование познавательного интереса | |
Тема 5. Западная Азия в древности (7 ч) |
17 | | | Древнее Двуречье | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения | Почему государство так рано появилось в Двуречье? Что общ его и различного в природных условиях Египта и Двуречья? | Работа с текстом учебника и исторической картой, исследовательская работа в группах | Читать историческую карту с опорой на легенду; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Древнем Двуречье | Коммуникативные: владеть навыками монологической и диалогической речи. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, сопоставлять и сравнивать их; представлять результаты своей деятельности в различных формах | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; освоение гуманистических традиций и ценностей общества Двуречья | |
18 | | | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, навыков коллективного взаимодействия | О чем заботился Хаммурапи при составлении своих законов? Какие из них можно назвать справедливыми, а какие – нет? | Работа с первоисточниками законов Хаммурапи, ролевая игра, мини-дискуссия | Характеризовать деятельность и законы Хаммурапи, объяснять их значение; соотносить позицию автора с собственной позицией; объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике Вавилона, высказывать аргументированное суждение о значении его законов | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; освоение гуманистических традиций и ценностей общества Двуречья; формирование способности к творческому подходу при выполнении заданий | |
19 | | | Финикийские мореплаватели | Урок-экскурсия | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения | Какая слава – добрая или дурная – ходила о финикийцах? Почему отношение к финикийцам не может быть однозначным? | Исследовательская работа, «мозговой штурм», деловая игра, диагностика и самодиагностика | Показывать на исторической карте территорию Финикии, города, торговые пути, колонии; описывать занятия жителей Финикии в контексте природно-географических условий страны; высказывать суждения о вкладе финикийцев в мировую культуру | Коммуникативные: обмениваться знаниями с одноклассниками для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; готовить краткие сообщения о достижениях финикийских ремесленников | Определение собственного отношения к финикийскому народу, осмысление его вклада в развитие исторического общества | |
20 | | | Библейские сказания | Урок-исследование | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, критичности мышления, дифференцированного подхода в обучении | В чем главное отличие религии евреев от религий других древних народов? Что общего между клятвой египтян на суде Осириса и заповедями, данными Моисею? | Работа с исторической картой, текстом учебника и фрагментами Библии, исследовательская работа в группах | Изучать по карте и тексту учебника территории расселения древнееврейских племен; объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами; объяснять, почему библия является наиболее читаемой книгой с древности и до наших дней | Коммуникативные: владеть навыками монологической и диалогической речи. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, сопоставлять и сравнивать их; проводить аналогии и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; освоение гуманистических традиций и ценностей древнееврейского общества | |
21 | | | Древнееврейское царство Палестина: расселение евреев. Занятия населения | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения | Можно ли следовать заветам библейских мудрецов в наши дни? Что в библейских преданиях кажется вам сказочным и чему вы реально верите? | «Мозговой штурм», работа с текстом и иллюстрациями учебника, ролевая игра, инсценирование | Описывать условия существования населения, основные занятия, образ жизни людей; анализировать исторические источники; высказывать суждения о роли религиозных верований в Палестине, о наследии иудаизма в мировой истории | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: решать развивающие и проблемные задачи; выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное; обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи | Осмысление подвигов Самсона и Давида; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | |
22 | | | Ассирийская держава | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, информационно-коммуникационные технологии | В чем была сила ассирийской державы? Можно ли считать, что ассирийские цари обладали деспотической властью? В чем сила и слабость этой державы? | Работа с исторической картой, исследовательская работа, ролевая игра, выполнение творческих заданий, инсценировиние | Показывать на исторической карте территорию Ассирийской державы; объяснять причины возвышения Ассирии; описывать армию ассирийцев, ее вооружение и приемы ведения войны с армиями других государств Древнего Востока | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; характеризовать известных правителей Ассирии, используя текстовые и наглядные источники | Оценка наиболее значимых событий истории Ассирийской державы; формирование познавательного интереса к изучению нового; обучение способам обобщения и систематизации знаний | |
23 | | | Персидская держава «царя царей» | Урок-исследование | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, информационно-коммуникационные технологии | В чем величие и слабость Персидской державы? Что объединяет личности Кира и Дария? | Работа с исторической картой, исследовательская работа, работа в группах, «мозговой штурм» | Сравнивать древние государства (Ассирия, Вавилон, Мидия) по различным критериям, выделять сходство и различия; использовать историческую карту как источник информации; объяснять, как управлял Персидской державой Дарий Первый | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий; характеризовать известные памятники Ассирии, используя текстовые и наглядные источники | Осмысление собственных впечатлений о памятниках мировой культуры; формирование навыков исследовательской культуры | |
Тема 6. Индия и Китай в древности (4 ч) |
24 | | | Природа и люди Древней Индии | Урок-исследование | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения | Какова взаимосвязь природных условий и развития хозяйства страны? Что способствовало и что препятствовало развитию Индии? | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, исторической картой, исследовательская работа в группах | Показывать на карте территорию Древней Индии; характеризовать условия жизни и занятия населения; анализировать документы; выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую культуру и историю; объяснять, каких животных почитали индийцы и почему | Коммуникативные: обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: активизировать содержание фрагментов исторических источников, на основе их делать выводы о хозяйстве, социально-политическом устройстве, религиозном представлении Индии | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; формирование навыков анализа | |
25 | | | Индийские касты | Урок-проблема | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков, критичности мышления | В чем своеобразие верований древних индийцев? Какие надежды порождала у индийцев вера в переселение душ? | «Мозговой штурм», работа с текстом и иллюстрациями учебника, ролевая игра | Характеризовать буддизм как религию; составлять простой план пунктов параграфа по выбору; рассказывать о жизни и обучении брахманов, доказывать, что брахманы – хранители знаний; сравнивать основные положения брахманизма и буддизма | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: решать развивающие и проблемные задачи; выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное; обобщать информацию и делать выводы; анализировать мифы; описывать наиболее значимые события, сравнивать исторические факты и явления | Формирование собственного мнения о тех или иных событиях и личностях; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность | |
26 | | | Чему учил китайский мудрец Конфуций | Урок-путешествие | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, критичности мышления | Какие правила приличия должен был соблюдать воспитанный китаец? Почему китайцы считали, что Небо покровительствует правителю и, как правило, исполняет его просьбы? | «Мозговой штурм», работа с текстом и иллюстрациями учебника, ролевая игра | Показывать на исторической карте местоположение Китая; описывать Хозяйственная деятельность населения, определять и формулировать особенности китайской религии; объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества | Осмысление учения Конфуция; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность | |
27 | | | Первый властелин единого Китая | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, критичности мышления | Что хорошего и что плохого принесло народу Китая объединение страны? Так ли правил Цинь Шихуан, как учил Конфуций? Почему правление наследников Цинь Шихуана оказалось недолговечным? | Деловая игра, работа с текстом и иллюстрациями учебника, «мозговой штурм», «древо целей» | Рассказывать об отношениях Китая с соседями; объяснить причины возведения Великой китайской стены; давать характеристику Империи Хань выделять своеобразие древней китайской цивилизации | Коммуникативные: работать в малых группах; критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения творческих заданий | Осмысление деспотического режима китайских императоров; формирование навыков исследовательской культуры. | |
28 | | | Древний Восток | Повторительно-обобщающий урок | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, поэтапного формирования умственных действий, парной и групповой деятельности | Проблемные вопросы изучаемой темы | Работа с текстом учебника и исторической картой, составление схем, работа в парах и группах, исследовательская работа | Знать историю древнего Востока | Коммуникативные: уметь находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленных задач. Регулятивные: составлять последовательность действий; формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; решать тестовые задания | Формирование познавательного интереса | |
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (20 ч) |
Тема 7. Древнейшая Греция (5 ч) |
29 | | | Греки и критяне | Урок-презентация | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий | Что сказочного в мифе о Тесее и Минотавре? Что могло соответствовать исторической действительности? | Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом, решение проблемных задач, исследовательская работа, проектная деятельность | Показывать на исторической карте территорию Греции и Крита, соотносить их географическое положение с уже известными государствами; описывать природные условия страны, сравнивать их с природно-географическими условиями Древнего Египта и Междуречья и делать выводы о занятиях ее жителей; высказывать суждения о причинах образования и гибели государств | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: применять таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать мифы, выделять в их содержании факты, подтвержденные археологическими раскопками; сопоставлять версии причин Троянской войны | Осмысление роли и значения памятников истории и культуры формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности | |
30 | | | Микены и Троя | Урок-исследование | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, критичности мышления | Что вынуждало жителей древнейших греческих городов воздвигать мощные крепостные стены? | Работа со схемами, «мозговой штурм», дискуссия, решение проблемных ситуаций, экспериментальная и исследовательская деятельность | Анализировать мифы; описывать облик города-крепости; использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять их сходства и различия; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности | |
31, 32 | | | Поэмы Гомера | Урок лабораторного типа с элементами инсценирования | Здоровьесбережения, проблемного обучения, индивидуального и коллективного проектирования, педагогики сотрудничества | Какие признаки «темных веков» указывают на то, что в Греции в это время погибла цивилизация и снова воцарилась первобытность? | Работа с учебником, составление схемы, таблицы, решение проблемных заданий | Показывать на исторической карте направления вторжения дорийских племен, характеризовать его последствия для истории Греции; определять во времени место «темных веков» и Троянской войны; соотносить события древнейшей истории Греции и государств Древнего Востока; анализировать отрывки из поэм о Троянской войне по различным критериям; высказывать суждения об их месте в мировом культурном наследии | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять их сходства и различия; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации | Оценка действий и поступков героев Гомера с позиции нравственности; формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности | |
33 | | | Религия древних греков | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, развития исследовательских навыков и критичности мышления | Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? Что привлекает нас в героях мифов о Геракле и Прометее? Чем объяснить существование богов в Греции? | Работа со схемами, «мозговой штурм», дискуссия, решение проблемных ситуаций, экспериментальная и исследовательская деятельность | Описывать образы богов; анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятиями греков; сравнивать религию Греции с религией государств Древнего Востока; воссоздавать образ идеального героя Древней Греции | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; находить в дополнительных источниках информацию по теме «Древнегреческая мифология в мировом искусстве»; готовить тематические сообщения и проекты | Оценка роли мифологии в истории человечества, влияния мифологии на историю | |
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч) |
34 | | | Земледельцы Аттики теряют свободу | Урок-проблема | Здоровьесбережения, компьютерного обучения, проблемного обучения, индивидуального и коллективного проектирования | Почему позиция знати и демоса отличались друг от друга? Были ли справедливы законы Архонта? | Работа с текстом учебника, составление схем, игровая деятельность, мини-дискуссия, проектная деятельность | Характеризовать политический строй древнегреческих городов- государств; объяснять значение понятий: «полис», «демос», «аристократия», «закон» | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов, составлять простой план. | Формировать и развивать творческие способностей через активные формы деятельности | |
35 | | | Зарождение демократии в Афинах | Урок-исследование | Здоровьесбережения, компьютерного обучения, проблемного обучения | «Я, точно волк, вертелся среди стаи псов», – сказал о себе Солон. Что он имел в виду? Почему Солон вызвал недовольство и знати, и демоса? | Работа с текстом учебника, составление таблицы, схем, игровая деятельность, мини-дискуссия, проектная деятельность | Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах; характеризовать общественный строй в Афинах; составлять исторический портрет | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; находить информацию в исторических источниках | Осмысление опыта зарождения демократии в Древней Греции; формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования | |
36 | | | Древняя Спарта | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения | Почему спартанцам была необходима отлично организованная армия? В чем заключалась цель спартанского воспитания? Считаете ли вы систему управления в Спарте справедливой? | Работа с исторической картой, мини-дискуссия, игровая деятельность, выполнение творческих заданий, решение проблемной ситуации | Показывать на исторической карте территорию Пелопоннеса, Спарты; определять и объяснять особенности политического устройства Спарты, хозяйственной деятельности населения; описывать жизнь и занятия спартанцев; давать образную характеристику войску, спартанскому воспитанию | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения результата. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты | Формирование познавательного интереса к изучению нового; обучение способам работы с дополнительным материалом | |
37 | | | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | Урок-исследование с элементами игры | Здоровьесбережения, компьютерного обучения, проблемного обучения, индивидуального и коллективного проектирования | Что имел в виду афинский мыслитель Сократ, когда шутливо утверждал, что греки расселись вокруг моря, как лягушки вокруг болота? Какие причины способствовали появлению «греческого чуда»? С чем связан небольшой размер греческих полисов? | Работа с текстом учебника, составление таблицы, схем, игровая деятельность, мини-дискуссия, проектная деятельность | Формулировать определение понятия «античность»; описывать типичный центр греческих городов-полисов, его сооружения; анализировать и обобщать информацию о положении различных групп населения в полисе; объяснять причины Великой греческой колонизации, высказывать суждения о ее значении в истории | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; выделять и объяснять отличия античной цивилизации от крито-микенской, от цивилизаций Древнего Востока | Осознание роли зарождения античного мира; формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования | |
38 | | | Олимпийские игры в древности | Урок-путешествие | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, развития критичности мышления | Какие факты подтверждают мысль о том, что Олимпийские игры были любимым общегреческим празднеством? | Работа с текстом учебника, решение проблемных ситуаций, мини-дискуссия, диагностика и самодиагностика, игровая деятельность | Рассказывать о роли олимпийских игр в древности; формулировать собственное отношение к традиции прошлого; описывать древнегреческих атлетов | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; составлять рассказ от имени очевидца происходящих событий | Осмысление роли и значения олимпийского движения в Греции; способность применять знания в повседневной жизни | |
39 | | | Победа греков над персами в Марафонской битве | Урок-исследование | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения | Почему, несмотря на численное превосходство персов, греки победили? | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, мини-дискуссия, «мозговой штурм», исследовательская деятельность | На основе текста учебника, карты и мультимедийной презентации формулировать причины греко-персидских войн; рассказывать о походе персов, используя карту; формулировать причины победы при Марафоне; давать образную характеристику Мильтиада | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения материала. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Осмысление героизма греков и необходимости сохранения памяти о подвиге греков при Марафоне; формирование устойчивой мотивации к обучению | |
40 | | | Нашествие персидских войск | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, критичности мышления | Почему Греция, небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств, сумела дать отпор могущественной Персидской державе? | Работа со схемами, «мозговой штурм», дискуссия, решение проблемных ситуаций, экспериментальная и исследовательская деятельность | Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, используя иллюстрации и карту; оценивать деятельность личности Фемистокла; определять причины побед греков | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: владеть общим приемом решения проблемных заданий | Осознание роли самоотверженности и патриотизма греков в греко-персидских войнах | |
Тема 9. Возвышение Афин в V веке до н. э. и расцвет демократии (5 ч) |
41 | | | В гаванях афинского порта Пирей | Урок «открытия» новых знаний | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, критичности мышления | Какую роль в истории Древней Греции играл порт Пирей? | Работа со схемами, «мозговой штурм», дискуссия, решение проблемных ситуаций, исследовательская деятельность | Читать историческую карту; описывать условия и образ жизни, занятия людей; давать оценку происходящим событиям; объяснять причины роста рабства; оценивать значение рабского труда | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; на основе текста, документа и рисунка комплексно характеризовать торговую и хозяйственную деятельность Пирея | Формирование устойчивой мотивации к обучению | |
42 | | | В городе богини Афины | Урок-экскурсия | Здоровьесбережения, компьютерного обучения, проблемного обучения, индивидуального и коллективного проектирования | Что имели в виду афиняне, когда говорили: «Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты осел!»? | Работа со схемами, «мозговой штурм», дискуссия, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность | Используя иллюстративный материал, описывать культурные памятники Афин, быт афинян; объяснять, в чём состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; собирать и обрабатывать дополнительную информацию. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | |
43 | | | В афинских школах и гимнасиях | Урок-экскурсия | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, критичности мышления | Афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот еще одним педагогом стало больше!» Что он имел в виду? | Работа с иллюстрациями, «мозговой штурм», дискуссия, решение проблемных ситуаций, исследовательская деятельность | Характеризовать систему воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях; рассказывать об особенностях обучения детей в афинских школах | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; собирать и обрабатывать дополнительную информацию | Осмысление роли и значения образования в афинских школах и гимнасиях | |
44 | | | В театре Диониса | Урок-экскурсия | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, проектной деятельности | По-гречески слово трагедия означает «песнь козлов», а слово комедия происходит от слова комос – веселое шествие. Чем объясняются эти названия? | Работа с иллюстрациями, «мозговой штурм», дискуссия, решение проблемных ситуаций, исследовательская деятельность | Знать историю возникновения и развития театра в Афинах; рассказывать о роли театра в жизни древних греков | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; с помощью текстовых источников рассказывать и делать выводы о значении театра в жизни древних греков; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации | Осознание значения и роли театрального воздействия на человеческое общество | |
45 | | | Афинская демократия при Перикле | Урок-анализ | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, критичности мышления | Каковы различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте? Какое государство кажется вам более справедливым? Можно ли считать Афинское государство во времена Перикла образцовым? | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, составление таблицы, мини-дискуссия, проектная деятельность | Описывать систему демократического правления в Афинах при Перикле, характерные черты афинской демократии; давать оценку деятельности исторических личностей | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; сравнивать систему управления в Афинах и в Древнем Египте | Осмысление опыта демократического устройства в Афинах при Перикле; оценка роли и значения реформ Перикла | |
Тема 10. Македонские завоевания в IV веке до н. э. (3 ч) |
46 | | | Города Эллады подчиняются Македонии | Урок-исследование | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения | В чем сильные и слабые стороны построения македонской пехоты фалангой? Что означали слова Филиппа Македонского о том, что груженный золотом осел может взять неприступную крепость? | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, игровая деятельность, выполнение творческих заданий, решение проблемной ситуации | Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского; объяснять причины распада державы Александра Македонского; составлять исторический портрет Александра Македонского; раскрывать значение понятия эллинизм | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения материала. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; сравнивать отношение разных слоев греческого населения к угрозе македонского завоевания | Формирование познавательного интереса к изучению нового; обучение способам обобщения и систематизации знаний | |
47 | | | Поход Александра Македонского на Восток | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения | Что привлекает вас в личности Александра Македонского? Что вам не нравится в нем? | Работа с исторической картой, текстом учебника, составление таблицы, схем, мини-дискуссия, исследовательская и проектная деятельность | Формулировать причины побед Александра Македонского над персами в Малой Азии; определять характер военных действий и их последствия; объяснять причины отказа войска продолжать восточный поход; давать образную характеристику Александра Македонского, Дария Третьего | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения материала. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; находить и показывать на карте места сражений, города, новые государства, образовавшиеся после смерти Александра Македонского; работать в парах: составлять схему продвижения главного героя к местам описываемых событий | Анализ и оценка противоречивой личности Александра Македонского | |
48 | | | В Александрии Египетской Культура эллинистического мира | Урок-путешествие | Здоровьесбережения, компьютерного обучения, проблемного обучения, индивидуального и коллективного проектирования | Почему александрийский Музей и музеи наших дней называются одним и тем же словом. В чем между ними различие и сходство? | Работа с текстом учебника, составление таблицы, схем, мини-дискуссия, исследовательская и проектная деятельность | Рассказывать об основных достижениях науки и культуры Александрии Египетской | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов | Осознание исторической ценности культурного наследия эпохи эллинизма | |
49 | | | Обобщение знаний по теме «Древняя Греция» | Повторительно-обобщающий урок | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, критичности мышления | Каковы причины возникновения античной цивилизации? Кого можно назвать «отцом» древнегреческой демократии? Какие качества в людях греки ценили больше всего? | Работа с текстом учебника, решение проблемных ситуаций, мини-дискуссия, диагностика и самодиагностика, игровая деятельность | Актуализировать и обобщать знания по истории Древней Греции; показывать на карте государства по заданному признаку; соотносить события истории Древней Греции по хронологическому признаку; характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни древних греков; раскрывать существенные признаки культуры и религии Древней Греции, сравнивать их, выделять сходство и различия; делать выводы о вкладе древних греков в историю цивилизаций, о необходимости бережного отношения к их наследию | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: строить логические цепочки рассуждений | Осознание роли и значения античной цивилизации для человеческого общества | |
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ ( 19 ч) |
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) |
50 | | | Древнейший Рим | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения | Каковы особенности ранней истории Древнего Рима? | Работа с исторической картой, текстом и иллюстрациями учебника, исследовательская деятельность, выполнение творческих заданий, решение проблемной ситуации | Показывать на исторической карте территорию Апеннинского полуострова; описывать природные условия и занятия римлян, сравнить их с Древней Грецией; раскрывать существенные черты положения патрициев и плебеев; формулировать причины борьбы плебеев за свои права и установление республики | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения материала. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; соотносить расположение значимых объектов истории Древнего Рима с известными объектами истории Древнего мира, делать выводы об их сходстве и различиях | Формирование познавательного интереса к изучению нового | |
51 | | | Завоевание Римом Италии | Урок-практикум | Здоровьесбережения, компьютерного обучения, проблемного обучения, индивидуального и коллективного проектирования | Как изменилось управление в Риме после изгнания царей? | Работа с исторической картой, текстом учебника, составление таблицы, схем, мини-дискуссия, проектная и исследовательская деятельность | Использовать карту при характеристике военных походов Рима; характеризовать причины и итоги войн Рима; анализировать легенды, различия в их содержании, находить реальные факты и вымысел; объяснять моральные уроки, которые римляне выносили из трагических событий своей истории | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения материала. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; соотносить расположение значимых объектов истории Древнего Рима с известными объектами истории Древнего мира, делать выводы об их сходстве и различиях | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования | |
52 | | | Устройство Римской империи | Урок -анализ | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения | Каковы особенности государственного управления Рима (достоинства, недостатки)? Где свободные бедняки играли большую роль в управлении– в Афинах при Перикле или в Римской республике? | Работа с текстом учебника, составление таблицы, схем, мини-дискуссия, проектная деятельность | Характеризовать основные результаты борьбы плебеев за гражданские права; выделять главные особенности государственного устройства Рима, сопоставлять их с устройством Афин; формулировать и высказывать суждения по дискуссионным вопросам политической жизни Римской республики характеризовать религиозные представления древних римлян | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения материала. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; находить и объяснять сходства и отличия римской религии и религии греков; активизировать учебный текст; сравнивать факты по предложенным критериям и формулировать выводы о сходстве и различиях, патрициев и плебеев, царей и консулов | Осознание важности и необходимости справедливой государственной власти; формирование устойчивой мотивации к обучению | |
| | | | | | | | | | | |
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) |
53 | | | Вторая война Рима с Карфагеном | Урок-исследование | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, развития критичности мышления | Почему Карфаген сумел одолеть Рим? Каковы главные причины поражения Ганнибала в войне с римлянами? | Работа с текстом учебника, решение проблемных ситуаций, мини-дискуссия | Давать толкование понятию межличностные конфликты; объяснять природу конфликта, определять его положительные и отрицательные стороны; знать методы выхода из конфликта | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; анализировать историческую ситуацию на основе карты; прогнозировать приоритеты внешней политики Рима после завоевания Италии | Осмысление того, какие качества продемонстрировали римляне в Первой Пунической войне | |
54 | | | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения | Почему римляне одержали победу во Второй Пунической войне? В отношении своих противников римляне придерживались правила: «разделяй и властвуй». В чем его смысл? | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение творческих заданий, решение проблемной ситуации | Характеризовать причины второй Пунической войны, цели, характер военных действий римлян и карфагенян; использовать историческую карту и схему битвы при Каннах как источник информации; рассказывать о важнейших событиях войны, высказывать суждения об их историческом значении, прогнозировать развитие событий; формулировать причины победы римлян во второй Пунической войне | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения материала. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации | Формирование познавательного интереса к изучению нового; обучение способам обобщения и систематизации знаний | |
55 | | | Рабство в древнем Риме | Урок-исследование | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения | В чем было главное отличие раба от свободного? Владельцы имений считали, что не следует приобретать много рабов одной и той же народности. Чем это можно объяснить? | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, исторической картой, выполнение творческих заданий, решение проблемной ситуации | Объяснять причины роста рабства и возможные последствия данного процесса; описывать труд и образ жизни рабов в Древнем Риме. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения материала. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Осознание последствий римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян; формирование устойчивой мотивации к обучению | |
Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 часа) |
56 | | | Земельный закон братьев Гракхов | Урок-проблема | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, критичности мышления | Почему в Риме начались гражданские войны? | Работа с текстом учебника, решение проблемных ситуаций, мини-дискуссия, исследовательская деятельность | Выявлять противоречия и проблемы, связанные с завоевательной политикой Рима и положением основных групп населения Рима; формулировать причины разорения римских крестьянских хозяйств и обогащения аристократов; давать образную характеристику личностям Тиберия и Гая Гракхов, анализировать их деятельность; объяснять причины поражения братьев Гракхов; раскрывать предпосылки наступления периода гражданских войн в Древнем Риме | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: строить логические цепочки рассуждений | Овладение механизмом решения проблемных ситуаций | |
57 | | | Восстание Спартака | Урок-презентация | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения | В чем причины поражения рабов? Смог бы победить Спартак? К чему бы это привело? | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, исторической картой, элементы дискуссии, фронтальная работа с классом | Описывать гладиаторские бои на основе разных источников, высказывать суждения о причинах интереса римлян к этому зрелищу, рассказывать о его отдельных эпизодах; показывать на карте направления походов восставших и места сражений с римской армией; высказывать суждения о причинах поражения восстания и его историческом значении | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения материала. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; составлять комплексную характеристику восстания Спартака | Анализ исторической ситуации, источников рабства, причин увеличения численности рабов в Древнем Риме и отношения к ним рабовладельцев | |
58 | | | Единовластие Цезаря | Урок-исследование с элементами игры | Здоровьесбережения, компьютерного обучения, проблемного обучения, индивидуального и коллективного проектирования | Почему победил и погиб Цезарь? Чью власть хотели восстановить убийцы Цезаря? | Работа с текстом учебника, составление схем, мини-дискуссия, проектная деятельность | Находить и показывать на карте историко-географические объекты, связанные с гражданской войной; объяснять политические последствия перехода Цезарем Рубикона, выделять в сложившейся ситуации признаки гражданской войны; сравнивать диктатуру Суллы и Цезаря; объяснять, чьи интересы защищал Цезарь, причины заговора против него | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; давать сравнительную характеристику Красса, Помпея и Цезаря | Оценка личности Цезаря как полководца и правителя, осознание его роли в истории; формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования | |
59 | | | Установление империи | Урок-проблема | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, развития критичности мышления | Почему заговорщики, убившие Цезаря, не были поддержаны всеми римлянами? | Работа с текстом учебника, решение проблемных ситуаций, мини-дискуссия | Формулировать причины побед Антония и Октавиана в борьбе со сторонниками республики и побед Октавиана в борьбе за единоличную власть; показывать на карте места важнейших событий, ускоривших падение республики | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; систематизировать тенденции социально-политического развития Рима; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования | |
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч) |
60 | | | Соседи Римской империи | Урок-исследование | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения | Чем объяснить напряженные отношения Рима с соседями? | Работа с текстом учебника, составление таблицы, схем, мини-дискуссия, проектная деятельность | Объяснять особенности взаимоотношений Римской империи с соседними государствами и народами; характеризовать образ жизни и верования германцев, предков славянских народов | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения материала. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования | |
61 | | | В Риме при императоре Нероне | Урок-исследование | Здоровьесбережения, компьютерного обучения, проблемного обучения, индивидуального и коллективного проектирования | Существует мнение, что неограниченная власть портит и развращает правителя государства. Подтверждается ли это мнение на примере Нерона? | Работа с текстом учебника, составление таблицы, схем, мини-дискуссия, проектная деятельность | Объяснять причины усиления монархических черт управления Римом; давать образную характеристику ярким историческим личностям и формулировать своё отношение к ним | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования | |
62 | | | Первые христиане и их учение | Урок-исследование | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, развития критичности мышления | Чем привлекала бедняков, рабов и других обездоленных людей христианская религия? | Работа с текстом учебника, решение проблемных ситуаций, мини-дискуссия | Объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме; рассказывать о судьбах первых христиан в Риме | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: строить логические цепочки рассуждений | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования | |
63 | | | Расцвет империи во II веке | Урок-анализ | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, критичности мышления | Почему римский историк Тацит считал время правления Траяна «годами редкого счастья»? | Работа с текстом учебника, решение проблемных ситуаций, исследовательская деятельность | Описывать события прошлого на основе фактов и с помощью исторических понятий; выявлять существенные признаки исторических событий | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; извлекать информацию из нескольких источников; анализировать и обобщать факты | Осознание важности и необходимости справедливой государственной власти; формирование устойчивой мотивации к обучению | |
64 | | | Вечный город и его жители | Урок-путешествие | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, развития критичности мышления | Что изменилось в жизни римлян во II веке по сравнению с периодом республики? Что означает требование бедноты «хлеба и зрелищ»? Вызывает ли это требование у вас уважение? | Работа с текстом учебника, решение проблемных ситуаций, мини-дискуссия | Образно описывать крупнейшие памятники римской архитектуры;римская литература, ораторское искусство, развитие наук. в творческой форме реконструировать образ жизни римлян, сравнивать его с образом жизни древних греков; объяснять причины и следствия расширения гражданских прав населения империи; формулировать причины низкой эффективности труда рабов в сельском хозяйстве и перехода к колонату | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; прогнозировать тенденции развития Римской империи; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации | Осознание причин превращения Рима в период ранней империи в столицу средиземноморского мира | |
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч) |
65 | | | Римская империя при Константине | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения | Почему ни культ императора, ни провозглашение Константином нового верховного божества не смогли объединить граждан Римской империи? | Работа с картой, «древо целей», выполнение творческих заданий, решение проблемной ситуации | Объяснять причины кратковременных успехов императора Константина в восстановлении территориальной целостности империи и неудачи его преобразований; анализировать реформы Константина в сферах политики, экономики, религии и культуры | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения материала. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Выделение признаков кризиса Римской империи во всех сферах общества и государства | |
66 | | | Взятие Рима варварами | Урок-проблема | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, развития критичности мышления | Какие последствия для Римской империи имело расселение варваров на ее территории? | Работа с текстом учебника, решение проблемных ситуаций, мини-дискуссия, игровая деятельность | Показывать на исторической карте направления движения варварских народов к границам Римской империи, а также территории Восточной Римской империи и Западной империи; формулировать причины падения Западной Римской империи | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: строить логические цепочки рассуждений | Оценка значения взятия Рима варварами в масштабах истории Древнего мира и мировой истории | |
67 | | | Обобщение и проверка знаний по теме «Расцвет и закат Римской империи» | Повторительно-обобщающий урок | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения | Какие факторы способствовали расцвету Римской империи? Было ли закономерно падение Римской империи? | Игровая деятельность, выполнение творческих заданий, решение проблемной ситуации | Актуализировать и обобщать знания по истории Древнего Рима; находить и показывать на карте значимые историко-географические объекты по истории Древнего Рима; использовать карту и схемы как источник информации о важнейших событиях древнеримской истории | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения материала. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Осознание вклада древних римлян в мировую культуру; формирование познавательного интереса к изучению нового; обучение способам обобщения и систематизации знаний | |
68 | | | Итоговое повторение «Историческое и культурное наследие Древнего мира» | Урок систематизации и контроля знаний | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения | В чем своеобразие истории Древнего мира? | Игровая деятельность, решение тестов | Соотносить события истории Древнего мира по хронологическому признаку между собой и другими событиями истории; формулировать определения важнейших понятий темы; раскрывать существенные признаки культуры и религии Древнего мира | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения материала. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации | Осознание роли значительных событий и личностей истории Древнего мира, места исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории | |
2. Таблицы и схемы:
3. Атласы:
4. Настенные карты:
9. Шевченко Н. И. Интерактивный справочник. Всемирная история в датах. Древний мир и Средние века. — М.: Новый ДИСК.
3. Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU.- http://www.megabook.ru/